Файл: Организационная культура и ее роль в современных организациях.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 22

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, мы можем видеть, что организационная культура является фактором, оказывающим влияние на все области работы в организации. Причем ее воздействие может вызывать и отрицательный, и положительный эффект, но эффект есть всегда. Причину отрицательных явлений, вызванных несовершенством организационной культуры, отыскать достаточно сложно, поскольку она скрыта за несколькими этапами причинно-следственных связей.

Перед формированием эффективной культуры следует еще раз обратиться к анализу сильных и слабых сторон организации, к исследованию возможностей и угроз со стороны внешней среды. Понимание уже одних этих факторов членами коллектива способствует и пониманию стратегии организации (конечно, при условии, что стратегия построена с учетом SWOT-анализа), и росту доверия персонала к руководителям.

Часто рисуется только желаемый профиль культуры и не исследуется сформировавшийся на данный момент профиль. То есть не определен разрыв между желаемой и имеющейся культурой, следовательно, не существует программы исправления культуры (смены одних ценностей на другие).

Не всегда учитываются факторы, влияющие на формирование культуры напрямую: движущие силы организации, устремления правящего блока, желания сотрудников, морально-психологический климат организации, распределение ответственности, прав и власти, способы выработки и принятия решений, коммуникации и их качество, востребованные инициативы и инновации, типы контроля и т. д.

Понимая необходимость пересмотра ценностей, лидеры организации не могут или не хотят меняться сами.

Смена ценностных ориентаций и изменение критериев оценки успешности - большой стресс для сотрудников, который не все могут выдержать. Не следует препятствовать уходу сотрудников, так как интересы фирмы - превыше всего. Но иногда руководители «грешат» стремлением любой ценой удержать доселе «верный и успешный» персонал, в результате «новая» культура остается несформированной.

Управление организационной культурой немыслимо без реализации многосторонней оценки ее фактического состояния. Принимая во внимание многоплановость феномена организационной культуры, создание соответствующих методик и процедур являются весьма непростыми задачами. По мнению автора, проведение такой оценки усложняют следующие факторы: 1) многоплановость феномена организационной культуры и ее отдельных образующих; 2) сложность количественной оценки конкретных качественных компонентов организационной культуры; 3) характерные черты процесса формирования организационной культуры.


Эффективную культуру часто формируют при слабом доверии членов коллектива друг другу. При подобном отношении сделать ее эффективной будет невозможно, так как нельзя будет определить совместные разделяемые ценности. Поэтому лучше сначала направить усилия на формирование доверительных отношений. Доверие - это надежда на то, что люди, от которых мы зависим, оправдают наши ожидания.

Нередко за работу над формированием эффективной культуры принимаются в тот момент, когда в коллективе царят такие настроения, как паника, уныние, равнодушие или тревожность. В такой момент члены организации не в состоянии рассуждать о ценностях. Необходимо сначала вселить в людей хотя бы надежду. Совсем хорошо будет, если удастся придать им уверенности, добиться эмоционального подъема и энтузиазма.

Однако работа по формированию эффективной организационной культуры не должна заканчиваться выявлением нужных и общих ценностей и целей и подбором персонала.

После того как будут выявлены базовые ценности, способствующие развитию бизнеса и в наибольшей степени соответствующие интересам сотрудников и окружению организации (клиентам, партнерам, конкурентам, другим организациям, с которыми взаимодействует организация, от которых зависит, на которых оказывает влияние), приступают к завершающей стадии формирования организационной культуры: культуру формализуют в виде документа.

Документ может называться по-разному: Кодекс корпоративного поведения, Идеология организации, Декларация о ценностях и т. п. В нем перечисляют подобные ценности (они могут быть взяты не только из рыночного или адхократического квадрантов культуры, но и из иерархического (например, порядок и дисциплина - чем не ценности, которые надо беречь?), и из кланового (коллективизм и взаимопомощь, например), дается объяснение, почему именно они разделяемы членами коллектива и оберегаемы ими. Также кратко формулируются основные принципы взаимоотношений с окружением, выработанные на основе этих ценностей. При этом желательно не допускать дублирования внутренних документов организации (положения, инструкции, распоряжения и т. д.).

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1 Абрамова Н. М. Роль организационной культуры в процессе формирования и развития профессиональной компетентности управленческих кадров // Молодой ученый. — 2009. — №12. — с. 128-131


2 Антонов, В. Г. Теория организации и организационное поведение: учебник / В. Г. Антонов. - Москва: Юрайт, 2014. - 470 с.

3 Ануфриева, И. Ю. Управление персоналом: учебное пособие / И. Ю. Ануфриева. - Барнаул: Изд-во Алтайского гос. ун-та, 2014. - 97 с.

4 Балашов, А. П. Организационная культура: учебное пособие / А. П. Балашов. - Москва: ИНФРА-М, 2016 - 276 с.

5 Базаров, Т. Ю. Управление персоналом: учебник / Т. Ю. Базаров. - 12-е изд., стер. Москва: Академия, 2014. - 218 с.

6 Виговская, М. Е. Психология делового общения: учебное пособие / М. Е. Виговская, А. В. Лисевич. - Москва: Дашков и К°, 2015 - 139 с.

7 Гуськова, Н. Д. Организационная культура и эффективность деятельности промышленного предприятия: монография / Н. Д. Гуськова, А. В. Ерастова, М. М. Малясова. - Саранск: Изд-во Мордовского ун-та, 2014 - 126 с.

8 Демидова, Е. В. Организационная культура: конспект лекций / Е. В. Демидова. - Красноярск: СибГТУ, 2014 - 63 с.

9 Иванова, Т.Б. Корпоративная культура и эффективность предприятия: Монография / Т. Б. Иванова, Е.А Журавлёва. — М.: РУДН, 2013. — 152 с.

10 Ильин, А.И. Управление предприятием: учеб. пособие / А.И. Ильин, А.С. Головачева. – Минск: Новое знание. 2010. – 275 с.

11 Корпоративная и организационная культура. Сходство и различие: учебное пособие / [Басистая Е. В. и др.]. - Волгоград: Волгоградское научное изд-во, 2013. – 177 с.

12 Козлов, В. В. Организационная культура: учебное пособие / В. В. Козлов. - Москва: КноРус, 2013 – 268 с.

13 Лобейко, Ю. А. Деловое общение и основы имиджелогии: учебное пособие / Ю. А. Лобейко, О. В. Соловьева. - Москва: Илекса, 2013. – 131 с.

14 Макарченко, М. А. Основные направления воздействия организационной культуры на эффективность деятельности предприятия (бизнес-коммуникаций) / Макарченко М. А. // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. — 2013. — № 3.-С.86–99. — С. 2013

15 Менеджмент: учебник / [Астахова Н. И. и др.]; под общ. ред. Н. И. Астаховой, Г. И. Москвитина. - Москва: Юрайт, 2014. - 422 с.

16 Организационная культура: учебное пособие / О. Е. Стеклова. - Ульяновск: УлГТУ, 2014. - 110 с.

17 Севрюкова, А. А. Организационная культура: учебное пособие / А. А. Севрюкова. - Челябинск: Цицеро, 2017. - 95 с.

18 Социальная ответственность бизнеса и этика: материалы конференции / МГЭИ, [отв. ред.: Писаревская М. А.], 2012 - 346 с.

19 Тихомирова, О. Г. Организационная культура: формирование, развитие и оценка: учебное пособие / О. Г. Тихомирова. — М.: ИНФРА-М, 2014. - 151 с.

  1. Корпоративная и организационная культура. Сходство и различие: учебное пособие / [Басистая Е. В. и др.]. - Волгоград: Волгоградское научное изд-во, 2013. – с.17-19

  2. Корпоративная и организационная культура. Сходство и различие: учебное пособие / [Басистая Е. В. и др.]. - Волгоград: Волгоградское научное изд-во, 2013. – с.21-24

  3. Гуськова, Н. Д. Организационная культура и эффективность деятельности промышленного предприятия: монография / Н. Д. Гуськова, А. В. Ерастова, М. М. Малясова. - Саранск: Изд-во Морд. ун-та, 2014 - с. 12-14

  4. Козлов, В. В. Организационная культура: учеб. пособие / В. В. Козлов. - Москва: КноРус, 2013 – с. 54-56.

  5. Абрамова Н. М. Роль организационной культуры в процессе формирования и развития профессиональной компетентности управленческих кадров // Молодой ученый. — 2009. — №12. — с. 128-131

  6. Козлов, В. В. Организационная культура: учебное пособие / В. В. Козлов. - Москва: КноРус, 2013 – с.15-17

  7. Абрамова Н. М. Роль организационной культуры в процессе формирования и развития профессиональной компетентности управленческих кадров // Молодой ученый. — 2009. — №12. — с. 128-131

  8. Макарченко, М. А. Основные направления воздействия организационной культуры на эффективность деятельности предприятия (бизнес-коммуникаций) / Макарченко М. А. // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. — 2013. — № 3.- с.86–99

  9. Макарченко, М. А. Основные направления воздействия организационной культуры на эффективность деятельности предприятия (бизнес-коммуникаций) / Макарченко М. А. // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. — 2013. — № 3.-С.86–99

  10. Ануфриева, И. Ю. Управление персоналом: учебное пособие / И. Ю. Ануфриева. - Барнаул: Изд-во Алтайского гос. ун-та, 2014. - с. 26-33

  11. Ануфриева, И. Ю. Управление персоналом: учебное пособие / И. Ю. Ануфриева. - Барнаул: Изд-во Алтайского гос. ун-та, 2014. - с. 14-16

  12. Лобейко, Ю. А. Деловое общение и основы имиджелогии: учебное пособие / Ю. А. Лобейко, О. В. Соловьева. - Москва: Илекса, 2013. – с. 29-32

  13. Ильин, А.И. Управление предприятием: учеб. пособие / А.И. Ильин. – М-ск: Новое знание. 2010. – с.75-80

  14. Балашов, А. П. Организационная культура: учеб. пособие / А. П. Балашов. - Москва: ИНФРА-М, 2016 - с. 98-99

  15. Ильин, А.И. Управление предприятием: учеб. пособие / А.И. Ильин. – Минск: Новое знание. 2010. – с. 91-93

  16. Балашов, А. П. Организационная культура: учеб. пособие / А. П. Балашов. - Москва: ИНФРА-М, 2016 – с. 126-127

  17. Балашов, А. П. Организационная культура: учеб. пособие / А. П. Балашов. - Москва: ИНФРА-М, 2016 – с. 126-127

  18. Козлов, В. В. Организационная культура: учебное пособие / В. В. Козлов. - Москва: КноРус, 2013 – с. 131-133

  19. Ануфриева, И. Ю. Управление персоналом: учебное пособие / И. Ю. Ануфриева. - Барнаул: Изд-во Алтайского гос. ун-та, 2014. – с. 15-16

  20. Ануфриева, И. Ю. Управление персоналом: учебное пособие / И. Ю. Ануфриева. - Барнаул: Изд-во Алтайского гос. ун-та, 2014. – с.14

  21. Иванова, Т.Б. Корпоративная культура и эффективность предприятия: Монография / Т. Б. Иванова, Е.А Журавлёва. — М.: РУДН, 2013. — с. 64-66.

  22. Иванова, Т.Б. Корпоративная культура и эффективность предприятия: Монография / Т. Б. Иванова, Е.А Журавлёва. — М.: РУДН, 2013. —с. 174-178

  23. Антонов, В. Г. Теория организации и организационное поведение: учебник / В. Г. Антонов. - Москва: Юрайт, 2014. - с. 264-269

  24. Тихомирова, О. Г. Организационная культура: формирование, развитие и оценка: учебное пособие / О. Г. Тихомирова. — М.: ИНФРА-М, 2014. — с. 51-53

  25. Антонов, В. Г. Теория организации и организационное поведение: учебник / В. Г. Антонов. - Москва: Юрайт, 2014. – с. 219-224

  26. Тихомирова, О. Г. Организационная культура: формирование, развитие и оценка: учебное пособие / О. Г. Тихомирова. — М.: ИНФРА-М, 2014. — с. 49

  27. Тихомирова, О. Г. Организационная культура: формирование, развитие и оценка: учебное пособие / О. Г. Тихомирова. — М.: ИНФРА-М, 2014. — с. 89-92

  28. Севрюкова, А. А. Организационная культура: учеб. пос. / А. А. Севрюкова. - Челябинск: Цицеро, 2017. – с. 5-7

  29. Организационная культура: учебное пособие / О. Е. Стеклова. - Ульяновск: УлГТУ, 2014. – с. 10-12

  30. Макарченко, М. А. Основные направления воздействия организационной культуры на эффективность деятельности предприятия (бизнес-коммуникаций) / Макарченко М. А. // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. — 2013. — № 3.-С.86–99.

  31. Гуськова, Н. Д. Организационная культура и эффективность деятельности промышленного предприятия: монография / Н. Д. Гуськова, А. В. Ерастова, М. М. Малясова. - Саранск: Изд-во Морд. ун-та, 2014 - с. 94-98

  32. Макарченко, М. А. Основные направления воздействия организационной культуры на эффективность деятельности предприятия (бизнес-коммуникаций) / Макарченко М. А. // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. — 2013. — № 3.-С.86–99.

  33. Гуськова, Н. Д. Организационная культура и эффективность деятельности промышленного предприятия: монография / Н. Д. Гуськова, А. В. Ерастова, М. М. Малясова. - Саранск: Изд-во Морд. ун-та, 2014 - с. 12-16

  34. Демидова, Е. В. Организационная культура: конспект лекций / Е. В. Демидова. – Кр-ск: СибГТУ, 2014 - с. 36-37

  35. Базаров, Т. Ю. Управление персоналом: учебник / Т. Ю. Базаров. - Москва: Академия, 2014. – с. 78-80

  36. Базаров, Т. Ю. Управление персоналом: учебник / Т. Ю. Базаров. - Москва: Академия, 2014. – с.81-84

  37. Демидова, Е. В. Организационная культура: конспект лекций / Е. В. Демидова. – Кр-ск: СибГТУ, 2014 – с.61-62.