Файл: Выбор стиля руководства в организации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 25

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Обычно демократический стиль управления применяется в том случае, когда исполнители хорошо, порой лучше руководителя, разбираются в тонкостях работы и могут внести в неё много новизны и творчества. Руководитель-демократ в случае необходимости может идти на компромисс либо вообще отказаться от принятого решения, если логика подчиненного убедительна. Там, где автократ действовал бы приказом и давлением, демократ старается убедить, доказать целесообразность решения проблемы, выгоды, которую могут получить сотрудники.

Как правило, обстановка, создаваемая руководителем-демократом, носит также воспитательный характер и позволяет достигать цели с малыми издержками. Происходит положительный резонанс власти: авторитет должности подкрепляется авторитетом личным. Управление происходит без грубого нажима, опираясь на способности сотрудников, уважая их достоинство, опыт и умение. Это формирует благоприятный морально-психологический климат в коллективе.[11]

3) Либеральный стиль управления характеризуется отсутствием активного участия руководителя в управлении коллективом. Такой руководитель «плывет по течению», ждет или требует указаний сверху или попадает под влияние коллектива. Он предпочитает не рисковать, «не высовываться», увиливает от разрешения назревших конфликтов, стремится уменьшить свою персональную ответственность. Работу пускает на самотек, редко ее контролирует. Такой стиль руководства предпочтителен в творческих коллективах, где сотрудники отличаются самостоятельностью и творческой индивидуальностью.[12]

Либеральный стиль управления - стиль руководства, при котором руководитель вырабатывает директивы, команды и распоряжения, подлежащие неукоснительному исполнению со стороны подчиненных руководителю лиц на основе собственного мнения с учетом мнения подчиненных.

Подчиненные избавленные от контроля, самостоятельно принимают необходимые решения и ищут в рамках предоставленных полномочий пути их реализации. Такая работа позволяет им выразить себя, приносит удовлетворение и формирует благоприятный морально-психологический климат в коллективе, порождает доверие между людьми, способствует добровольному принятию на себя повышенных обязательств.

Применение этого стиля находит все большее распространение в связи с растущими масштабами научных исследований и опытно-конструкторских разработок, осуществляемых силами высококлассных специалистов. Они не приемлют командования, силового давления, мелочной опеки и пр.


В передовых фирмах принуждение уступает место убеждению, а строгий контроль – доверию, подчинение – сотрудничеству, кооперации. Подобное мягкое управление, нацеленное на создание «управляемой автономии» подразделений, облегчает естественное применение новых методов руководства, что особенно важно при создании новшеств.

В то же время этот стиль может легко трансформироваться в бюрократический, когда руководитель вовсе устраняется от дел, передавая их в руки «выдвиженцев». Последние от его имени управляют коллективом, применяя при этом все более и более авторитарные методы. Сам он при этом делает вид, что власть находится в его руках, а на деле становится все больше и больше зависимым от своих добровольных помощников.

Необходимо отметить, что в реальной жизни «чистого» стиля руководства не существует, поэтому в каждом из перечисленных в той или иной степени присутствуют элементы остальных.

Существует множество ситуаций, где автократичный стиль зарекомендовал себя как весьма эффективный. При этом у демократического стиля есть свои привлекательные стороны, успехи и недостатки. Безусловно, можно было бы решить многие организационные проблемы, если бы совершенствование человеческих отношений и участие трудящихся в принятии решений всегда вели бы к большей удовлетворенности и более высокой производительности.

Таким образом, не существует «плохих» или «хороших» стилей управления. Конкретная ситуация, вид деятельности, личностные особенности подчиненных и другие факторы обусловливают оптимальное соотношение каждого стиля и преобладающий стиль руководства. Изучение практики руководства организациями свидетельствует, что в работе эффективного руководителя в той или иной степени присутствует каждый из трех стилей руководства.

Вместе с тем, вопреки распространенным стереотипам преобладающий стиль руководства практически не зависит от пола. Причинами разделения стилей руководства скорее могут быть личностные особенности и темперамент, а не половые характеристики. Успешные топ-менеджеры - и мужчины, и женщины - не являются приверженцами только одного стиля. Как правило, они интуитивно или вполне осознанно комбинируют различные стратегии руководства.[13]


2. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСОБЕННОСТЕЙ КУЛЬТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ И СТИЛЕЙ РУКОВОДСТВА В ОРГАНИЗАЦИИ

2.1.Сущностные черты и основные элементы культуры управления

Культура управления - это уровень практических достижений в информатике, организации, технике, технологии, методах, стиле, в условиях управленческого труда, в общении между работниками, в подготовке кадров.

Сам термин «культура» (от лат. cultura) в буквальном смысле означает воспитание, образование и развитие. В широком значении, термин «культура управления» используется для того, чтобы охарактеризовать организационно-технические условия и традиции управления, профессиональное и нравственное развитие руководителя. В узком смысле рассматриваемый термин может интерпретироваться в качестве служебной этики руководителя.[14]

Управление является творчеством, основанным на установленных принципах, главная суть которых предусматривает следующее:

- подчиненные намного лучше начинают реагировать в случае руководства одного начальника (по принципу единоначалия);

-каждый человек склонен идти за теми, в ком может увидеть средство для удовлетворения собственных потребностей (по принципу лидерства);

- тщательность разработки структуры поощрений и наказаний непосредственно влияет на эффективность отдачи со стороны работников (по принципу мотивации);

- применение новых научных разработок управления (по принципу научности);

- применение проработанной системы материальной и личной ответственности, а также использование продуманных инструкций и положений (по принципу ответственности);

- отбор кадров, основанный на профессионализме (по принципу разумного отбора и расстановки кадров);

-рациональный расход средств (по принципу экономичности),

-своевременное получение информации обо всех результатах выполненной работы (по принципу обратной связи).[15]

Современный уровень управления подразумевает, что в качестве объекта управления выступают организационные культуры разного типа, а не такие категории как: процессы, люди, их деятельность и т.д. Вследствие этого освоение новейших управленческих технологий невыполнимо без овладения основами организационно-культурного подхода, который дает комплексное осмысление процессов развития и функционирования многообразных организаций, учитывая при этом глубинные механизмы поведения людей в рамках многофункциональных и быстро меняющихся контекстах.[16]


Различные культуры отличают членов одной группы от других. Люди формируют ее в качестве механизма отражения социального опыта, помогающего существовать в собственной среде и охранять единство и целостность одного сообщества в процессе взаимодействия с прочими сообществами. Любая организация как определенная совокупность людей, которая реализует поставленные цели и задачи за довольно длинный отрезок времени, вынуждена заниматься воспроизведением из заимствованного общественного опыта.

Выделяют следующие главные исторические типы культур организации:

- органическая;

- предпринимательская;

- бюрократическая;

- партиципативная.[17]

В современности руководители и управляющие оценивают культуру организации в качестве мощного стратегического инструмента, который позволяет ориентировать все отделения и сотрудников на коллективные цели, мобилизовать инициативу работников и облегчить плодотворное общение между ними. Они стараются сформировать свою собственную культуру для отдельной организации таким образом, чтобы каждый служащий понимал и придерживался ее. Современные организации обычно выступают в роли поликультурных образований.

Определение значения какой-либо культуры в жизнедеятельности определенной организации возможно, учитывая то обстоятельство, что каждая из них характеризуется специфическими управленческими формами, которые выполняют функцию воспроизведения общественного опыта совместно с функцией регулирования деятельности сотрудников в данной организации. Управленческие формы, либо их определенное сочетание делают возможным воспроизведение соответствующей совокупности различных факторов, таких как: нормы, ценности, философские принципы и психологические установки. В свою очередь, перечисленные факторы предопределяют поведение сотрудников в каждой отдельно взятой организации.[18]

Поликультурные организации, благодаря этим управленческим формам, имеют возможность находить разные варианты решения появляющихся проблем. К примеру, при возникновении конфликта его участники могут обращаться к следующим формам управления:

- коллективистская, которая основана на общепризнанных нормах поведения;

- рыночная, исходящая из соображений собственной выгоды;

- бюрократическая, основанная на установлениях властей;

- демократическая, характеризующаяся легитимным мнением большинства заинтересованных сотрудников;


- диалоговая, при которой происходит обращение к развернутой аргументации с целью убеждения противников.

Успешность деятельности каждой организации (характеризующаяся ростом уровня и показателей качества производства, его конкурентоспособностью в нынешних условиях) зависит не только от результатов технических и технологических процессов производственной деятельности. Существенную роль при этом играет совершенствование уровня руководства предприятия и культуры управления.[19]

Основываясь на изложенном выше, культуру управления можно рассматривать в качестве совокупности определенных факторов, таких как: ценности, нормы, различные точки зрения и идеи, сознательно формирующие образец поведения.

Особенность культуры управленческого труда состоит в том, что в её основе лежат определенные нормы, которые должен строго соблюдать каждый менеджер:

- юридические нормы управления, отраженные в государственных правовых нормативных актах. Культура управления в рамках этого выступает в качестве знания и выполнения соответствующих юридических норм;

- моральные общепризнанные нормы, то есть нормы, регулирующие поведение менеджера в довольно значимых для общества сферах нравственности и морали;

- организационные нормы, устанавливающие структуру и состав организации, порядок деятельности ее функциональных подразделений и их руководителей; правила внутреннего распорядка организации и прочие нормы организационного плана, которые приняты и используются в каждой организации;

- экономические нормы, регулирующие экономическую деятельность организации.[20]

Существуют и другие виды норм (технические, эстетические и т.д.), определенным образом формирующие культуру управления. В результате устанавливается определенная совокупность элементов, которая аттестует деятельность любого управляющего в области культуры управленческого труда.

Культуру управления обычно подразделяют на следующие виды:

1. Личная культура руководителя, которая, в свою очередь, характеризуется:

- уровнем квалификации;

- этическим воспитанием;

- соблюдением личной гигиены и внешним видом;

- формой обращения к подчиненным;

- умением рационально распределять рабочее время.[21]

При этом рациональная организация труда руководителя не может существовать без четкого представления о том, что делает руководитель, в какое время он это делает, сколько времени необходимо для выполнения различных видов работ. В рамках рациональной организации труда необходимо строгое планирование личной работы по следующим направлениям: