Файл: Выбор стиля руководства в организации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 21

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования.Интенсивные преобразования в России, которая встала на путь реформ и рыночного развития, требуют применения новейших подходов и моделей развития экономики. На сегодняшний день, очевидно, что стратегии «свободного рынка» и «корпоративного капитализма» не могут помочь отечественной экономике встать на эффективный путь развития. Ей необходимы собственные, в большинстве своем нетрадиционные пути решения вопросов, при решении которых социальные и культурные факторы становятся мощным рычагом воздействия на экономические процессы.

Очевидной необходимостью является отечественная модель развития экономики, которая будет адекватна как внутренним ценностям и традициям, так и различным мировым тенденциям. Важнейшей составляющей в ней являются проблемы производительности, эффективности труда и человеческого капитала. В рамках данной проблематики должны рассматриваться такие факторы как стиль руководства и культура управления, которая выступает в качестве инструмента единства, придающий любой организации единый вектор.

В современности необходимость в концептуальном обосновании модернизации отечественной культуры управления требует всестороннего научно-практического переосмысления традиционных представлений, которые сложились в данной сфере, и формирования наиболее современных решений, что, в свою очередь, является невозможным в отсутствии фундаментальной теоретической проработки и исследования анализируемой проблемы.

Цель исследования: изучение моделей культуры управления и стилей руководства в современной организации.

Объект исследования: стили руководства и культура управления.

Предмет исследования: особенности различных стилей руководства, а также характеристика и современное состояние культуры управления.

Задачи исследования:

- раскрыть сущность и принципы руководства;

- провести анализ видов стилей управления;

- определить сущностные черты и основные элементы культуры управления;

- рассмотреть развитие и современные тенденции культуры управления.

Теоретической базой исследования стали труды различных авторов в области экономики, социологии и менеджмента, среди которых можно выделить Ю.Ю. Петрунину, Ю.В. Васильеву. Б. Еремину, А.Я. Кибанову, О.И. Павлову и др.

Структура работы: настоящее исследование включает в себя следующиеосновные разделы: введение, основная часть, состоящая из двух глав, заключение и список литературы.


1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РУКОВОДСТВА В ОРГАНИЗАЦИИ

1.1. Сущность и принципы руководства

Управление является централизованным воздействием на коллектив работников для организации и координации их деятельности в рамках процесса производства. Необходимость управления, в свою очередь, непосредственно связана с процессами разделения труда на предприятии.[1]

Главная задача руководства состоит в обеспечении роста эффективности производства на основе постоянного совершенствования технического уровня, форм и методов управления, повышении производительности труда в качестве важнейших условий получения и наращивания прибыли организации.

Как считают ученые О.И. Волков и В.К. Скляренко[2], в основе управления предприятием находятся принципы, под которыми обычно понимают руководящие направления и правила, которые положены в решение задач, связанных с управлением. В принципах проявляются самые устойчивые черты объективных закономерностей управления.

Выделяют следующие наиболее важные принципы организации руководства:

1) принцип целевой совместимости и сосредоточения. Основан на образовании целенаправленной системы управления, которая будет ориентирована на решение общей задачи - организация производства продукции, в наибольшей мере необходимой потребителю;

2) принцип непрерывности и надежности. Обуславливает формирование определенных условий производства, при которых становится возможным достижение стабильности и непрерывности заданного режима производственного процесса;

3) принцип планомерности, пропорциональности и динамизма. Направляет саму систему управления на решение не только текущих, но и долговременных задач развития организации при помощи долгосрочного, текущего и оперативного планирования;

4) демократический принцип распределения функций управления. Характеризуется методами и правилами общественного разделения труда, в соответствии с которыми за каждым функциональным подразделением организации закреплена конкретная часть управленческой деятельности. Вместе с тем, становится обязательным соблюдение определенных требований: подготовка управленческого решения и ответственность за его исполнение возлагается на службу, которая лучше осведомлена относительно состояния дел на конкретном объекте и в большей мере заинтересована в осуществлении и достижении высокой эффективности решения;


5) принцип научной обоснованности управления. Основан на том, что средства и методы управления должны научно обосновываться и проверяться на практике. Соблюдение данного принципа возможно лишь на основе непрерывного сбора, переработки и анализа различной информации: научно-техническая, экономическая, правовая и т.д. при обязательном условии новейшей техники и математических методов;

6) принцип эффективности управления. Обусловлен рациональным и эффективным использованием ресурсов производства, а также выпуском конкурентоспособной продукции;

7) принцип совместимости личных, коллективных и государственных интересов. Определяется общественным характером производства;

8) принцип контроля и проверки исполнения принятых решений. Предполагает выработку определенных мероприятий относительно вскрытия недостатков, которые мешают нормальной реализации производственных заданий.[3]

Среди общих функций управления можно выделить следующие:

- планирование является формированием цели управления, выбором путей и методов достижения данной цели;

- организация характеризуется созданием оптимальной структуры управления. Руководитель при этом подбирает работников для конкретной работы, делегируя им задания либо полномочия, или право на использование ресурсов предприятия;

- мотивация (активизация) рассматривается в качестве совокупности методов, которые стимулируют работников к повышению эффективности работы;

- контроль и учет понимается как система регулирования деятельности работников по выполнению работы определенного количества и качества.[4]

Н.Э. Березинь[5] полагает, что современный аппарат управления обладает различными методами руководства: экономическими, организационно-распорядительными (административными) и социально-психологическими.

К примеру, вопросы, которые касаются планирования, экономического анализа, организации труда, финансирования, кредитования и экономического стимулирования составляют систему экономических методов управления.

Комплекс распорядительных актов по руководству хозяйственной деятельностью является организационно-распорядительным методом управления. Положения, инструкции и другие служебные документы, которые определяют функции, права и персональную ответственность должностных лиц и производственных коллективов, определяются в качестве норм административного воздействия.[6]


Социально-психологические методы управления характеризуются методами убеждения, морального, нравственного и психологического воздействия на людей.

1.2. Анализ видов стилейуправления

Стиль управления - это привычная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, чтобы оказать на них влияние и побудить их к достижению целей организации. Степень, до которой управляющий делегирует свои полномочия, типы власти, используемые им, и его забота, прежде всего, о человеческих отношениях или, прежде всего, о выполнении задачи - все отражает стиль управления, характеризующий данного лидера.[7]

Можно выделить следующие основные стили управления: авторитарный, демократический и либеральный. В рамках данной работы необходимо рассмотреть перечисленные стили управления более подробно.

1) Авторитарный (директивный) стиль управления характеризуется высокой централизацией руководства, доминированием единоначалия. Руководитель требует, чтобы обо всех делах докладывали именно ему, единолично принимает решения или отменяет их. К мнению коллектива не прислушивается, все решает за коллектив сам. Преобладающими методами управления являются приказы, наказания, замечания, выговоры, лишение различных льгот. Контроль очень строгий, детальный, лишающий подчиненных инициативы.

Применяющий его руководитель отдает предпочтение официальному характеру отношений, поддерживает между собой и подчиненными дистанцию, которую те не имеют право нарушать.

Такой стиль руководства отрицательно сказывается на морально-психологическом климате, ведет к значительному снижению инициативности, самоконтроля и ответственности работников.

Считается, что использование авторитарных методов управления оправдано только в исключительных ситуациях:

- в экстремальных условиях (кризис, чрезвычайные обстоятельства и т.д.), когда требуются быстрые и решительные действия, когда дефицит времени не позволяет проводить совещания и дискуссии;

- когда в силу предшествующих условий и причин в данной организации преобладают анархические настроения, чрезвычайно низок уровень исполнительской и трудовой дисциплины.

Чрезмерное использование авторитарного стиля руководства приводит к различным формам злоупотребления властью.[8]

2) Демократический (коллегиальный) стиль управления характеризуется распределением полномочий, инициативы и ответственности между руководителем и заместителями, руководителем и подчиненными.


Руководитель демократического стиля всегда выясняет мнение коллектива по важным производственным вопросам, принимает коллегиальные решения. Регулярно и своевременно проводится информирование членов коллектива по важным для них вопросам. Общение с подчиненными проходит в форме просьб, пожеланий, рекомендаций, советов, поощрений за качественную и оперативную работу, доброжелательно и вежливо; по необходимости применяются приказы. Руководитель стимулирует благоприятный психологический климат в коллективе, отстаивает интересы подчиненных.

Демократический стиль управления - стиль руководства, при котором руководитель вырабатывает директивы, команды и распоряжения на основе предложений, вырабатываемых общим собранием работников или кругом уполномоченных лиц.

Организации, в которых доминирует принцип демократического руководства, характеризуется высокой степенью децентрализации полномочий, активным участием сотрудников в принятии решений, созданием таких условий, при которых выполнение служебных обязанностей оказывается для них привлекательным, а успех служит вознаграждением.

Настоящий демократический руководитель пытается сделать обязанности подчиненных более привлекательными, избегает навязывать им свою волю, вовлекает в принятие решений, предоставляет свободу формулировать собственные цели на основе идей организации.[9]

Как у авторитарного, у демократического стиля руководства выделяют две формы: «консультативную» и «партисипативную».

В рамках «консультативной» руководитель интересуется мнением подчиненных, советуется с ними, стремится использовать всё лучшее, что они предлагают. Среди стимулирующих мер преобладает поощрение; наказание используется лишь в исключительных случаях. Сотрудники в целом удовлетворены такой системой руководства, не смотря на то, что большинство решений фактически подсказывается им сверху, и обычно стараются оказать своему начальнику посильную помощь и поддержать морально в необходимых случаях.[10]

«Партисипативная» форма демократического управления предполагает, что руководитель полностью доверяет подчиненным во всех вопросах (и тогда они отвечают тем же), всегда их выслушивает и использует все конструктивные предложения, привлекает сотрудников к постановке целей и контролю над их исполнением. При этом ответственность за последствия принятых решений не перекладывается на подчиненных. Все это сплачивает коллектив.