Файл: Правовой анализ как общих черт, так и особенностей прав покупателей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 22

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Кроме того, в отношении товаров длительного пользования изготовитель (продавец) или организация, выполняющая его функции, обязаны при предъявлении потребителем указанного требования в трехдневный срок безвозмездно предоставить потребителю на период ремонта аналогичный товар, обеспечив доставку за свой счет. Перечень товаров длительного пользования, на которые указанное требование не распространяется, устанавливается Правительством РФ.

В случае устранения недостатков товара в течение гарантийного срока, указанный срок продлевается на период, в течение которого товар не использовался. Этот период исчисляется со дня обращения потребителя с требованием об устранении недостатков товара до дня выдачи его по окончании ремонта.

Ст.21 Закона устанавливает порядок замены товара ненадлежащего качества, согласно которой при предъявлении потребителем требования о замене товара с недостатками продавец (изготовитель) или организация, выполняющая его функции, обязаны заменить такой товар в семидневный срок со дня предъявления указанного требования потребителем, а при необходимости дополнительной проверки качества такого товара - в течение двадцати дней со дня предъявления этого требования.[5]

При отсутствии у контрагента потребителя необходимого для замены товара на день предъявления требования, указанное лицо должно заменить такой товар в течение месяца со дня предъявления этого требования. Для районов Крайнего Севера и других районов сезонного завоза товаров требование потребителя о замене товара подлежит удовлетворению по заявлению потребителя в срок, необходимый для очередной поставки соответствующего товара в эти районы, при отсутствии необходимого для замены товара на день предъявления указанного требования. По требованию потребителя продавец (изготовитель) или организация, выполняющая его функции, обязаны безвозмездно предоставить потребителю с доставкой во временное пользование на период замены аналогичный товар длительного пользования, обеспечив его доставку за свой счет. Однако Постановлением Правительства РФ утвержден Перечень товаров, на которые указанное требование не распространяется (например,: автомобили, мебель, гражданское оружие).

При замене товара гарантийный срок исчисляется заново со дня передачи товара потребителю.

Если потребитель предъявил продавцу (изготовителю) требование о замене товара с недостатками на товар той же марки (модели, артикула), но такой товар уже снят с производства либо прекращены его поставки и т.п., то, в соответствии со ст.416 ГК [1], обязательство продавца (изготовителя) в части такой замены прекращается в связи с невозможностью исполнения, а потребитель вправе предъявить иное из перечисленных в п.1 ст.18 Закона и ст.503 ГК требование (п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.1994 № 7 "О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей").


Ст.25 Закона закрепляет право потребителя на обмен товара надлежащего качества. Согласно указанной статье, потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен, если товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации. Потребитель имеет право на обмен товара в течение 14 дней, не считая дня покупки.[5]

Обмен непродовольственного товара надлежащего качества производится, если указанный товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки.

Однако не все товары подлежат обмену. В настоящее время действует Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 № 55. К числу таких товаров относятся, например,: предметы личной гигиены, парфюмерно-косметические товары, мебель бытовая (мебельные гарнитуры и комплекты), изделия из драгоценных металлов, с драгоценными камнями, животные, растения.

Согласно п.2 ст.25 Закона, если аналогичный товар отсутствует в продаже на день обращения потребителя к продавцу, потребитель вправе по своему выбору расторгнуть договор купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за указанный товар денежной суммы или обменять его на аналогичный товар при первом поступлении соответствующего товара в продажу. В этом случае продавец обязан сообщить потребителю о поступлении товара в продажу.[5]

С развитием в мире средств связи (видеотелефон, телевидение, электронная почта, Интернет и др.) на рынке, в том числе российском, появилось множество ранее неизвестных способов продвижения и продажи товаров (работ, услуг), таких как, например, продажи через телемагазины, Интернет и видеотелефон. Суть продаж через телемагазины сводится к тому, что потребитель видит товар по телевизору и может принять решение о покупке, для этого он оформляет заказ по телефону и товар доставляют ему через курьера либо по почте. Продажа через Интернет и видеотелефон позволяет потребителю увидеть большой спектр товаров в то время, когда он захочет, и немедленно сделать заказ. Предметом таких продаж могут выступать не только товары, но и работы или услуги (например, составление гороскопов, заочное обучение). Такие продажи, когда договоры заключаются сторонами на расстоянии (заочно) с помощью средств связи, получили название дистанционные продажи. [18.C.76]


Кроме того, в последние годы увеличилось количество договоров, заключаемых с потребителями вне мест обычного ведения торговли (на дому, в офисе, на улице и т.п.), так называемые прямые продажи.

К сожалению, в Российской Федерации, в отличие от стран Евросоюза, нормы, специально регулирующие сферу дистанционных и прямых продаж, отсутствуют в законодательных актах, что приводит к увеличению числа недобросовестных организаций, действующих в данной сфере, а также увеличению числа мошенничества и обмана потребителей.

Тем самым наносится вред не только потребителям, но и организациям, которые стремятся действовать добросовестно. В связи с этим, необходимо дополнить Закон несколькими статьями, регулирующими сферу дистанционных и прямых продаж, предварительно дав в преамбуле Закона определения договоров, заключенных вне мест обычного ведения торговли, и дистанционных договоров.

Выводы:

Продавец обязан передать покупателю товар, предусмотренный договором купли-продажи. Если продавец не выполнил эту обязанность, покупатель вправе отказаться от исполнения договора. При отказе продавца передать индивидуально-определенную вещь покупатель вправе предъявить продавцу требования, предусмотренные ст. 398 ГК.

Если иное не предусмотрено договором купли-продажи, продавец обязан одновременно с передачей вещи передать покупателю ее принадлежности, а также относящиеся к ней документы (технический паспорт, сертификат качества, инструкцию по эксплуатации и т.п.), предусмотренные законом, иными правовыми актами или договором. Если же продавец не передает или отказывается передать покупателю относящиеся к товару принадлежности или документы, покупатель вправе назначить ему разумный срок для их передачи. Если принадлежности или документы, относящиеся к товару, не переданы продавцом в указанный срок, покупатель вправе отказаться от товара. Продавец обязан передать товар в собственность покупателя свободным от любых прав третьих лиц, за исключением случаев, когда покупатель согласился принять товар, обремененный правами третьих лиц (п. 1 ст. 460 ГК).

Продавец обязан передать покупателю товар в срок, установленный договором купли-продажи. В случае если договор не позволяет определить срок передачи товара, он подлежит определению по правилам, установленным в ст. 314 ГК, которые главным ориентиром называют разумный срок. Договор купли-продажи может быть заключен с условием его исполнения к строго определенному сроку.


Глава 2. Актуальные проблемы реализации прав покупателя

2.1. Проблема соблюдения прав покупателя при приобретении товаров в Интернет-магазинах

Сегодня в жизни общества интернет - обыденная, повсеместно известная вещь, особый вид информационных услуг. С недавних пор «всемирная паутина» не только источник разнообразных знаний, новостей, но и своего рода источник материальных ценностей. Со временем повседневностью стали Интернет-закупки, Интернет-магазины. Немаловажный аспект в Интернет-торговле это то, как покупатель может отстоять свои права на надлежащее качество товара и на соответствие заказанной продукции — полученной.

Способ продажи товаров через Интернет-магазин на данный момент весьма актуален. И, в отличие от обычной покупки товаров в магазине, имеется несколько особенностей продажи товаров таким способом. В связи с этим перед потенциальными покупателями возникает ряд проблем. Рассмотрим их поподробнее.

  1. Проблема мошенничества при продажи дистанционном способом.

Все больше людей пользуются дистанционным способом приобретения товаров, признавая, что его несомненными достоинствами являются быстрый поиск нужного товара, возможность выбора из широкого ассортимента, более низкая цена, доставка на дом в удобное время. Однако доля дистанционной торговли в России значительно ниже, чем в развитых странах. Это во многом связано с отсутствием доверия со стороны потребителей, поскольку законодательное регулирование в данной сфере предоставляет относительно низкий уровень защиты прав потребителей. Отсюда стало возможным появление на рынке недобросовестных продавцов, действия которых зачастую могут квалифицироваться как мошенничество.

Можно выделить три основных вида мошенничества при дистанционном способе продажи товара. Наиболее простым является фиктивный интернет-магазин. Цель его организатора - получить деньги, не предоставив товар и скрыться (или создать другой сайт). Основными признаками данного «интернет-магазина» являются: высокие цены на товар, отсутствие склада и службы доставки, предоплата как единственная форма оплаты, низкая информативность сайта. Шансы потребителя возвратить товар или предъявить претензии в случае, если товар был получен, но имеет недостатки, фактически равны нулю.


Более сложным видом дистанционного обмана является деятельность большинства телемагазинов. Они при осуществлении дистанционной торговли зачастую предлагают товар, реальные функции и характеристики которого значительно отличаются от заявленных. Основными признаками недобросовестных телемагазинов являются: эксклюзивность предлагаемого товара, количество которого ограниченно; отсутствие информации о возможных противопоказаниях, о почтовом и юридическом адресе продавца; неразборчивость данных товарного чека; нежелание курьера, доставившего товар присутствовать при его проверке. На этапе ознакомления потребителя с товаром потребитель, как правило, замечает первые недостатки в вещи или впервые узнает о противопоказаниях. Тактикой продавца будет полное игнорирование. Действия продавца подобных телемагазинов должны расцениваться как обман потребителя, за который ст. 14.7. КоАП предусмотрен штраф в размере до 20 000 руб. [3]

Наиболее сложным видом дистанционного мошенничества является покупка товара через систему «Пост Шоп» («Товары почтой»). Продажа товаров в данном случае происходит путем заманчивых предложений поучаствовать в конкурсах, лотереях и розыгрышах, победив в которых, потребитель может получить автомобиль или несколько миллионов рублей. Главное условие - заполнить анкету и приобрести какой-либо товар (как правило, эксклюзивный, произведенный на закрытом оборонном заводе или заряженный энергией потомственного целителя товар). После этого покупатель получает письмо, в котором сообщается, что он почти выиграл главный приз, но необходимо приобрести еще несколько вещей по каталогу. Данная цепочка может быть бесконечной.

Для того, чтобы не пострадать от недобросовестного продавца при заключении договора купли-продажи дистанционным способом потребитель должен: 1. Изучить всю информацию на сайте, и прежде всего о регистрации магазина-продавца в качестве юридического лица (или индивидуального предпринимателя без образования юридического лица), ИНН, ОГРН, адрес юридический, адрес офиса и почтовый адрес, адрес склада. 2. Обращать внимание на информативность сайта интернет-магазина. Сведения должны быть достоверными и исключить малейшую возможность введения покупателя в заблуждение. Если информация очень скудная или ее нет вовсе, необходимо поискать товар в другом магазине. 3. Сравнить цены аналогичного товара у других продавцов. Если разница достигает более 50%, нужно быть осторожным с этим продавцом. 4. Узнать условия оплаты. Если в интернет-магазине действует только предоплатная система расчетов, то потребителю не следует идти на риск. 5. При передаче товара, заказанного дистанционным способом получить чек и требовать доставочного листа. 6. По возможности, проверять товар в присутствии курьера. 7. Отказаться от приобретения товаров через телемагазины и каталоги. [18.C.43]