Файл: Правовой анализ как общих черт, так и особенностей прав покупателей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 32

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Противоположная позиция регистрирующего органа аргументируется тем, что орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, является органом бесспорной юрисдикции, уполномочен осуществлять государственную регистрацию прав основываясь исключительно на нормах материального права, которые не могут быть нарушены путем применения субъективного подхода к осуществлению регистрационных действий. Поскольку законодателем не установлена возможность государственной регистрации перехода права собственности на основании заявления только одной стороны договора, основания для признания незаконным решения об отказе покупателю в государственной регистрации прав отсутствуют. [5.C.122]

Основные результаты проведенного анализа итогов рассмотрения судами данной категории дел свидетельствуют о том, что суды в большинстве случаев принимают решения о признании отказов регистрирующего органа незаконными, мотивируя свою позицию следующим.

В рамках судебных заседаний суды выясняют исполнение продавцом обязанности по передаче имущества и исполнение покупателем обязанности по оплате указанного имущества. Принимая во внимание позицию покупателя по договору и при оценке положений действующего законодательства судами делается вывод об отсутствии урегулированного порядка регистрации перехода права собственности и регистрации права на основании заявления одной стороны сделки в случае ликвидации второй стороны на момент подачи заявления о регистрации. Указанные обстоятельства позволяют судам делать вывод о незаконности решений регистрирующего органа и принимать по отношению к нему обязывающие к государственной регистрации решения. [17]

Интерпретируя результаты проведенного анализа можно сделать следующие выводы.

Законодательно урегулированный механизм регистрации перехода права собственности по договору купли-продажи недвижимости в случае ликвидации юридического лица - продавца по договору, отсутствует. Отсутствие указанного механизма вызывает усложнение процесса подтверждения возникновения в установленном порядке прав у покупателя недвижимости, вынужденного обращаться за защитой своих нарушенных прав в суд.

При рассмотрении изученной категории дел судами при удовлетворении требований заявителя учитываются конкретные обстоятельства дела, которые, в силу установленной компетенции, не могут быть приняты во внимание регистрирующим органом при принятии оспариваемого решения (отсутствие иного способа защиты права и отсутствие спора о праве на недвижимость).


Четкий и однозначный подход к указанию норм материального права, нарушенных регистрирующим органом при принятии решений об отказе в государственной регистрации перехода прав по данной категории дел, у судов отсутствует. [17.C.20]

Для разрешения рассмотренной проблемы требуется комплексный подход.

Со стороны заинтересованных лиц для исключения нарушения прав и законных интересов сторон сделки должна быть обеспечена своевременность по совершению юридически значимых действий по государственной регистрации перехода права собственности. [9.C.45]

Со стороны законодателя требуется детальная проработка и установление процедуры государственной регистрации перехода права собственности к покупателю в случае ликвидации юридического лица - продавца по договору купли-продажи. [9.C.44]

Устранение основной причины возникновения рассмотренной проблемы - неурегулированности срока обращения заинтересованных лиц за государственной регистрацией прав, позволит минимизировать риски, связанные с совершением сделок с недвижимостью и обеспечит надлежащий подход сторон сделки к исполнению условий договора.

2.3. Реализация прав покупателя при приобретении товаров по сниженной цене

В современном обществе словом «распродажа» никого не удивишь, яркие вывески так и притягивают внимание многих людей. Магазины не редко используют распродажи, чтобы распродать не очень качественные, непопулярные, неудачные модели, либо избавиться от излишков, либо уравновесить уровень спада в те месяцы, когда покупательский спрос минимален. Продавцы умышленно предупреждают покупателя о том, что купленный товар на распродаже не может полежать возврату или обмену. Самая распространенная ошибка покупателей, кроется в незнании своего потребительского права. Что бы разобраться в проблеме, необходимо сначала узнать, что такое «распродажа». [8.C.186]

Распродажа - рекламно - маркетинговое мероприятие продавца. Анализируя данный термин, можно прийти к выводу о том, что распродажа является исключительным правом продавца, также вывод подтверждается прямым указанием закона на то, что хозяйствующие субъекты при организации торговой деятельности и ее осуществлении самостоятельно определяют цены на продаваемые товары[1]. Продажа магазином товаров по сниженной цене является обычной розничной продажей, ничем не отличающейся от других продаж. Из чего далее следует вывод о том, что распродажа не влияет на гражданско - правовые отношения между потребителем и продавцом. Именно этот вывод, является главным ответом на вопрос «Имеет ли покупатель те же права, что и при обычной покупке?».


Кроме того, условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными. Если покупатель купил товар на распродаже и обнаружил недостатки, то он обладает теми же правами, что и при обычной покупке, а именно:

  • потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);
  • потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с
  • потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;
  • потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
  • отказаться от исполнения договора купли - продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы [8.C.187].

При возврате товара, купленного на распродаже необходимо помнить о том, что товар не должен был быть в употреблении, сохранил вид, ярлыки и потребительские свойства. Рекомендуется приложить кассовый или товарный чек, но данное требование является не обязательным. [17.C.21]

Как известно, недобросовестные продавцы начинают сопротивляться и уклоняться от выполнения своих обязанностей, ссылаясь на то, что товар был приобретен на распродаже. При неудовлетворении продавцом законных требований потребителя в добровольном порядке разрешение сложившейся ситуации возможно исключительно в судебном порядке. А также необходимо уведомить продавца о том, что покупатель имеет право немедленно отправится в Федеральную службу по надзору в сфере зашиты прав потребителей и благополучия человека. Необходимо знать, что Роспотребнадзор является государственным органом, и реагирует только на письменную жалобу потребителя, на основании которой будет проведена проверка. [5.C.56]

Стоит отметить, что закон на стороне потребителя, так как ни в одном российском законе нет указания на то, что товар купленный на распродажи возврату и обмену не подлежит. Многолетний опыт показывает, если потребитель знает свои права, если он уверен в себе, своих действиях и умеет аргументировать свою позицию, тем меньше его права будут нарушены.

2.4. Реализация права покупателя на информацию

На сегодняшний день люди все реже покупают такие товары на рынках и все больше стараются идти в магазины, галереи и торговые центры. Кроме комфортных условий для шопинга, покупатели рассчитывают получить качественный товар, пусть и немного дороже, чем на рынке. Но, к сожалению, это не всегда так. Как показывает практика, предприниматели предлагают такой же, если не худший, по качеству товар по цене в 2 - 3 раза дороже его рыночного брата.


Закон о защите прав потребителей [4] предписывает, что должно быть представлено в торговой точке, какая информация должна быть доступна для потребителей. [9.C.46]

Данная статья требует довести до потребителя информацию о государственной регистрации продавца и названии регистрирующего органа, а также сведения о лицензиях и об аккредитации, в случае если осуществляемые виды деятельности подлежат лицензированию и (или) аккредитации.

Во-первых, наименование организации, ее юридический адрес. Хотя понятие юридического адреса было заменено местонахождением организации, его все равно продолжают использовать.

Во-вторых, полные реквизиты, включающие в себя основной государственный регистрационный номер (ОГРН), состоящий из 13 цифр.

13 цифр ОГРН несут определенную информацию. Первая цифра сообщает о характере записи в ЕГРЮЛ - первичная регистрация или изменение данных. Вторая и третья - две последние цифры года внесения записи. Четвертая и пятая - номер субъекта РФ, в котором выдан ОГРН. Шестой и седьмой знаки соответствуют номеру межрайонной налоговой инспекции, выдавшей ОГРН. Следующие пять цифр ОГРН - номер записи о регистрации юридического лица в ЕГРЮЛ в году внесения записи. Последняя, 13-я, цифра ОГРН - контрольная. [9.C.47]

ОГРН указывается во всех записях в государственном реестре, относящихся к данному юридическому лицу, а также в документах, подтверждающих внесение соответствующих записей в государственный реестр. Кроме того, номер ОГРН встречается во всех документах этого юридического лица наряду с его наименованием и в сведениях о государственной регистрации, публикуемых регистрирующими органами.

Проверка сведений об ОГРН осуществляется, во-первых, для подтверждения факта существования юридического лица; во-вторых, для проверки достоверности документации, получаемой от контрагента; в-третьих, для получения информации о фамилии, об имени и отчестве директора юридического лица; в-четвертых, для выяснения, не находится ли юридическое лицо в так называемом черном списке органов налоговой службы, в который включаются фирмы-однодневки; в-пятых, для выяснения, не находится ли директор юридического лица в так называемом черном списке органов налоговой службы, в котором числятся лица, занимавшие когда-либо должности директоров в фирмах-однодневках; в-шестых, для выяснения ИНН юридического лица; в-седьмых, для выяснения юридического адреса фирмы. [9.C.48]

Проверку можно осуществить через коммуникационные технологии (Интернет) на сайте ФНС РФ: проверить контрагента, насколько добросовестен ваш контрагент, не однодневка ли он; с какими еще фирмами связаны учредители и гендиректор контрагента.


Проверка контрагента необходима, для того чтобы убедиться в добросовестности контрагента, узнать, не участвует ли потенциальный контрагент в судебных разбирательствах, удостовериться, что потенциальный контрагент не находится на какой-либо стадии банкротства, а также убедиться, что в отношении контрагента не ведется исполнительное производство. Она позволяет проверить наличие лицензии, если ее наличие обязательно для осуществляемой контрагентом деятельности, и изучить реестр недобросовестных поставщиков и т.д. [9.C.49]

Идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), состоящий из 12 цифр, - это цифровой код, который присваивается физическим и юридическим лицам в целях упорядочивания налогового учета.

Контакты - это обычно телефон (если это городской номер, обязательно с кодом города в федеральном формате) и/или факс, сайт (при его наличии) и все чаще электронная почта. [11.C.7]

Подводя итог, можем привести пример, как должна выглядеть наглядная общедоступная информация о торговой точке:

ИП «Иванов И.И.»

410000, г. Саратов, ул. Московская, д. 137, кв. 21 ОГРН 0012345678901 ИНН 641234567890 тел. 8(8452)11-11-11 www.ivanov.rue-mail: ivanov@mail.ru

Нередко эту информацию размещают на стеклянных витринах, входных дверях, а также в специально отведенных информационных уголках.

Кроме данной информации, должен быть уголок потребителя, а иногда вся вышеперечисленная информация встречается именно в этом уголке, что не является нарушением. [11.C.9]

В уголке потребителя или информационном уголке (можно встретить и другие названия) должен быть в первую очередь Закон о защите прав потребителей в бумажном виде в его последней редакции. Также необходимо убедиться в наличии журнала учета проверок

  • в нем отражаются проверки, проводимые органами государственного (муниципального) контроля (надзора). В рассматриваемом нами случае речь, скорее всего, будет идти о Роспо- требнадзоре. В журнале отражаются выявленные замечания и предписания об устранении обнаруженных нарушений. [11.C.11]

Типовая форма журнала учета проверок юридического лица, индивидуального предпринимателя, проводимых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля, утверждена приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.04.2009 № 141 в целях реализации Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».