Файл: Классификация ассортимента, анализ потребительских свойств и основы производства товара (Предмет и цели товароведения).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 8

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Чай – один из наиболее распространенных напитков у народов, населяющих нашу планету.

В настоящее время вновь восстанавливается слава о чае, учеными многих стран подтверждены противораковые свойства зеленого чая. В настоящее время производством чая занимаются более 20 стран мира. Это Индия, Китай, Шри-Ланка (о. Цейлон), Япония, Индонезия, Иран, Пакистан, Вьетнам, Бирма, Кения, Уганда, Тайвань, Турция, Малага, Мозамбик, Перу, Аргентина, Бразилия, Беларусь, Мексика, Гватемала, Боливия, Колумбия.

В последнее время наблюдается рост потребления чая и чайных напитков. Это объясняется, прежде всего, наличием комплекса водорастворимых химических веществ, положительно влияющих на организм человека. Среди водорастворимых экстрактивных веществ чая, важное место принадлежит дубильным веществам и алкалоидам. Из комплекса дубильных веществ, наибольший интерес представляет танин, так как он обладает свойствами витамина Р, благодаря чему чай является важным источником этого витамина. Тонизирующие свойства чая определяются наличием алкалоидов, из них в первую очередь - кофеина. Насыщенность этими веществами зависит от сорта растения, условий произрастания, технологических процессов переработки и других факторов.

Целью данной работы является изучение основ товароведения, технологии производства, качества и ассортимента чайной продукции.

Для достижения цели решались следующие задачи:

- изучить основные понятия, цели и задачи товароведения;

-рассмотреть классификацию ассортимента, анализ потребительских свойств и основы производства чая и чайных напитков

Глава 1. Товароведение: основные понятия, цели и задачи

1.1 Предмет и цели товароведения

Товароведение – научная дисциплина, которая занимается изучением потребительских свойств товара. Здесь под термином «товар» понимают не только материальные блага, но и услуги, которые по своей сути схожи с товарами в традиционном смысле этого термина.

К. Маркс дал такое определение товароведения: «Потребительные стоимости товаров составляют предмет особой дисциплины – товароведения». Одно из первых определений товароведения сформулировал И. Вавилов еще в 1856 г.: «Товароведение – наука, позволяющая иметь точные и полные познания о товарах, их сортах, местах происхождения и сбыта, средствах к покупке и продаже, способах перевозки и хранения». В настольном энциклопедическом словаре, изданном в 1869 г., приводится следующее определение товароведения: «Товароведение – отрасль технологии в широком смысле этого слова, имеющая целью возможно точнее распознать употребление в технике сырых продуктов, определить их происхождение и указать наилучшее употребление. Товароведение как самостоятельная отрасль знания обязано расширению торговли, способствовавшему успехам промышленности предоставлением в ее распоряжение многочисленных и разнообразных колониальных продуктов»[1].


Товароведение — это совокупность знаний о товаре как предмете торговли, о его свойствах, сортах, потребительском значении. Товароведение как дисциплина изучает потребительские свойства товаров, их классификации, факторы, формирующие качество продукции, условия обеспечения безопасности потребления, закономерности формирования ассортимента[2].

В процессе жизнедеятельности у человека возникают разнообразные потребности. Они дифференцированы в зависимости от половозрастных, физиологических, психологических особенностей и социального статуса индивида (семьи), типа личности, образа жизни и т.д. Потребности в пище, одежде, жилье относятся к физиологически необходимым для поддержания жизнеспособности и воспроизводства жизни.

Потребности возникают в подсознании человека в результате личного или общественного опыта, на основе информации о совокупности средств удовлетворения потребностей и обусловлены его материальными возможностями.

Потребности создают покупательский спрос, в соответствии с которым предприятия разрабатывают и производят продукцию[3].

Продукция — это результат деятельности, представленный в материальной форме и предназначенный для дальнейшего использования в хозяйственных и других целях.

Продукцией являются технологическое сырье, материалы, полуфабрикаты, готовые изделия, которые выпускаются производственными предприятиями, индивидуальными предпринимателями в рамках технологического процесса.

На предприятиях торговли, куда поступает продукция, ее группируют в зависимости от характера спроса и реализуют покупателям. В процессе перехода продукции из сферы производства в сферу товарного обращения она становится товаром. Иными словами, товар — это продукция, предназначенная для обмена путем купли-продажи. В ГОСТ Р 51303—99 Торговля. Термины и определения дается следующее определение: Товар — это любая вещь, не ограниченная в обороте, свободно отчуждаемая и переходящая от одного лица другому по договору купли-продажи.

Товары являются объектом изучения товароведения[4].

Товар – это материальный объект купли-продажи, обладающий определенными потребительскими свойствами и имеющий потребительную стоимость, призванный удовлетворять потребности покупателей.

Услуга – нематериальный объект купли-продажи, действия, направленные на удовлетворение нужд потребителя[5].


Товары народного потребления — это товары, предназначенные для продажи населению с целью личного, семейного, домашнего использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. Товары производственного назначения — это товары, предназначенные для продажи юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям с целью их использования в хозяйственной деятельности.

Удовлетворение потребностей людей происходит в процессе использования товаров, например при ношении одежды, обуви, потреблении продуктов или при сенсорном восприятии предметов (цветы, парфюмерия), интеллектуальном осмыслении, вызывающем эмоциональное, психологическое удовлетворение (книги, музыка, развлекательные программы для персональных компьютеров, видеофильмы и др.). Товары удовлетворяют потребности благодаря своим свойствам. Степень ценности товара зависит от его свойств и индивидуальна для каждого человека. Предметом изучения товароведения является потребительная стоимость товара. Она создается природой, трудом человека в рамках технологического процесса, из исходных материалов формируясь в продукцию, назначением которой является удовлетворение материальных или духовных потребностей людей[6].

Предметом товароведения является потребительная стоимость. Потребительная стоимость – это сложное и многогранное понятие, включающее в себя в первую очередь способность товара удовлетворять потребности человека; это та максимальная польза, которая может быть получена покупателем товара.

Говоря о потребительной стоимости, имеют в виду две ее составляющие – материальную и нематериальную, что отражает способность товара удовлетворять разные потребности.

Потребительную стоимость классифицируют по нескольким признакам.

По характеру проявления выделяется потребительная стоимость:

- потенциальная – стоимость уже произведенных, но еще не про данных товаров. Эти товары обладают только возможностью удовлетворить потребности покупателей. Однако пока они не проданы, реализовать они ее не могут. Таким образом, потенциальная потребительная стоимость присуща всем произведенным товарам вне зависимости от того, на какой стадии движения к потребителю они находятся: только что произведены и лежат на складе предприятия или на полках магазинов. Следовательно, потенциальная потребительная стоимость определена возможностями производителя товара. Ориентируясь на нее, покупатели приобретают товары;


- реальная – стоимость товара, которая возникает после его приобретения в процессе эксплуатации и отражает требования потребителей.

По характеру потребления продуктов труда выделяется потребительная стоимость:

- индивидуальная – стоимость, характерная для продуктов, произведенных для личного потребления, а не для продажи, например продовольственные продукты, выращенные в садах и огородах. В товароведении нужно учитывать индивидуальную потребительную стоимость (по меньшей мере, косвенно), поскольку соответствующие товары находятся в обращении на рынке. Многие из них, создаваемые для личного потребления, составляют существенную часть экономической сферы. Между товарами для продажи и товарами для личного потребления может не быть прямой связи, но товары, произведенные для личного потребления, воздействуют на спрос на другие товары. Например, чем больше люди выращивают овощей для себя летом, тем меньше на них будет спрос. В данном случае потребительная стоимость определяется не для общества в целом, а для конкретного индивида;

- общественная – стоимость, которая создается не для личного потребления, а для общества, для продажи. Производители, которые выпускают товары, создают общественную потребительную стоимость. Однако под удовлетворением потребностей общества понимается удовлетворение потребностей какого-либо индивида или группы лиц и нельзя воспринимать эту стоимость буквально, в масштабах всего общества.

В общественной потребительной стоимости выделяется:

- единичная – потребительная стоимость, которая позволяет удовлетворить потребности отдельного человека и/или его семьи. Эта стоимость актуальна для любого покупателя в магазине, большинство товаров обладает именно такой реальной стоимостью. Нельзя путать понятия индивидуальной стоимости и единичной общественной стоимости. Единичная общественная стоимость не является индивидуальной, поскольку товар производится для продажи и не для конкретного человека;

- совокупная – общественная потребительная стоимость, характеризующая товары, создаваемые для общества в целом[7].

Товароведение занимается изучением единичной потребительной стоимости и общественной потребительной стоимости и напрямую не затрагивает личную потребительную стоимость.

Объекты товароведения – это те товары (услуги), которые создают производители для дальнейшего их потребления покупателями.

Товары как объекты товароведной деятельности имеют четыре основополагающие характеристики: ассортиментную, качественную, количественную и стоимостную. Первые три характеристики удовлетворяют реальные потребности человека (физиологические, психологические и др.), определяя потребительную стоимость товара, которая проявляется при их потреблении в соответствии с назначением путем использования для внутреннего и наружного применения и обусловливает степень удовлетворения потребностей[8].


Один и тот же товар для разных потребителей может иметь разную величину потребительской стоимости.

Совокупная общественная потребительная стоимость товаров создается для удовлетворения потребностей общества или отдельных его групп. Она формируется единичными потребительными стоимостями, поэтому степень удовлетворения потребностей зависит не только от качества товара, но и от его количества. При перепроизводстве или снижении платежеспособности покупателей часть товаров может потерять свою реальную потребительную стоимость и стать бесполезной. Поэтому общественная потребительная стоимость товаров определяется их качеством и количеством, у нее есть качественные и количественные характеристики.

Таким образом, товароведение изучает единичную потребительную стоимость, удовлетворяющую потребности людей и характеризуемую в товароведении категорией качество, и совокупно-общественную потребительную стоимость, призванную удовлетворять потребности социальных групп и характеризуемую категорией ассортимент.

Это обусловливает два основных блока задач товароведения.

1. В категории ассортимент товаров:

— систематизация ассортимента товаров на основе современных методов классификации и кодирования;

— изучение свойств и показателей ассортимента для анализа и управления ассортиментной политикой производственных предприятий и коммерческих организаций.

2. В категории качество товаров:

— определение основополагающих характеристик товаров, номенклатуры потребительских свойств и показателей качества товаров;

— оценка качества товаров, в том числе новых отечественных и импортных;

— выявление градаций качества и дефектов товаров, причин их возникновения и мер по предупреждению реализации некачественных товаров;

— выявление факторов, определяющих и обеспечивающих сохранность качества товаров на разных этапах их технологического цикла.

Товароведение изучает качественные и количественные проявления потребительной стоимости товаров, условия ее изменения при хранении, транспортировании, эксплуатации и потреблении товара. Потребительная стоимость обусловливается свойствами товара. Знание простых и комплексных свойств является основой товароведной оценки качества товаров[9].

Потребительная стоимость товаров проявляется через основополагающие товароведные характеристики товаров.