Файл: Классификация ассортимента, анализ потребительских свойств и основы производства товара (Предмет и цели товароведения).pdf
Добавлен: 11.03.2024
Просмотров: 13
Скачиваний: 0
Сбор листьев
В большинстве регионов осуществляется вручную, но есть и специальные машины, которые используются на Цейлоне. Сбор производится в указанные в технологической карте время и период года. В Китае за год могут убирать до 6 урожаев чайного листа.
Для каждого определенного сорта требуется особое сырье. Так, для белого, желтого и элитного зеленого чая подходят только самые молодые побеги с почками.
Высоким качеством может обладать готовая продукция из листьев камелии весеннего урожая. Для черного чая и пуэра могут собирать полноценно развитые, крупные чайные листья с грубой структурой. В них больше тонизирующих алкалоидов. Собранные листья сразу отправляют на сортировку.
Сортировка
Осуществляется вручную. Ее цель – удалить из общей массы некачественные, больные и поврежденные листья, а также выбрать сырье высшего качества. Данный этап не механизирован ни в одном регионе.
Завяливание
Может происходить в тени или на солнце. Сырье раскладывают тонким слоем на ровной поверхности на несколько часов. Цель процесса – удалить до 50% влаги из листьев и сделать их более мягкими. Чтобы сырье подвяло естественным образом, потребуется около 15-20 часов.
Чтобы ускорить этот процесс, на некоторых фабриках используется сушильная аппаратура, которая сокращает время технологического этапа до 2-6 часов. Правильно завяленные листья теряют тургор, становятся нежными, мягкими и в дальнейшем их легче скручивать.
Обработка
Этап предполагает измельчение или скручивание завяленного чайного листа. Может осуществляться машинным способом и вручную, что характерно для элитных сортов продукции. На данном этапе, кроме придания листу формы, происходит подготовка его к следующему процессу – окислению, или ферментации. В процессе скручивания или измельчения лист выделяет сок, богатый растительными ферментами. Именно они в дальнейшем будут отвечать за качество ферментации.
Ферментация
Это сложный биохимический процесс, насчитывающий десятки реакций. В упрощенном виде представляет собой превращение содержащихся в листе полифенолов в соединения различной сложности под воздействием натуральных ферментов, тоже находящихся в листе.
Ферментация чая может быть полная и частичная, а для пуэра она длится десятки лет и является почти бесконечным процессом. Для активного окисления нужны определенная температура и уровень влажности. В среднем это +15°С и влажность воздуха 80% и выше. В таких условиях скрученное сырье может находиться от 45 минут до 20 часов. За это время лист темнеет и приобретает определенный аромат от фруктового до пряного. Интенсивность этого аромата и является сигналом для остановки окисления.
Сушка
Остановка ферментации производится путем сушки при высокой температуре в печи. Под воздействием высокой температуры действие ферментов прекращается, а полученный результат закрепляется. На выходе получается готовое к фасовке и приготовлению напитка сырье.
Для производства разных сортов чая существуют свои границы и правила. Так, зеленый чай подвергается лишь начальной степени ферментации, поэтому и сохраняет природный цвет листа и легкий травяной аромат. Желтый чай только завяливают, пропаривают и сушат. Белый обжигают при высокой температуре, потом скручивают и сушат.
В Китае в каждой провинции есть свои маленькие отступления от классических технологий. Здесь может учитываться время суток при сборе листа, материал корзин, в которые листья собираются, период нахождения на солнце, использование специальной древесины для пропаривания и так далее. Вот почему в самом скромном чайном магазине Китая можно насчитать сотни видов этого продукта. Такого разнообразия больше нет нигде в мире.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Товароведение – научная дисциплина, которая занимается изучением потребительских свойств товара
Предметом изучения товароведения является потребительная стоимость товара.
Товар – это материальный объект купли-продажи, обладающий определенными потребительскими свойствами и имеющий потребительную стоимость, призванный удовлетворять потребности покупателей
Объекты товароведения – это те товары (услуги), которые создают производители для дальнейшего их потребления покупателями.
Товары как объекты товароведной деятельности имеют четыре основополагающие характеристики: ассортиментную, качественную, количественную и стоимостную.
Чай – один из важнейших продуктов пищевой промышленности, употребляемый всем человечеством земного шара, кроме этого он является знаком уважения к вашему вкусу. В настоящее время огромное количество фирм-производителей чайной продукции, а также ежедневные рекламные ролики дают возможность покупателям выбирать из предлагаемых сортов лучшие. Большинство чаев являются недорогим удовольствием и покупаются почти всем населением.
На мировой рынок поступает чай нескольких видов и типов: байховый (рассыпчатый)— это черный, зеленый (кок-чай), желтый и красный (оолонг) чай; прессованный — кирпичный (зеленый и черный), плиточный (черный и зеленый); таблетированный; экстрагированный — быстрорастворимый, экстракт черного и зеленого чая.
Существует следующая классификация чая.
1. Натуральный.
По степени ферментации: черный; зеленый; желтый; красный.
По способу обработки листа: байховый (крупнолистовой, мелколистовой, гранулированный); прессованный.
2. Травяной.
3. Заменители чая на фруктовой основе.
На сегодняшний день в России появилась другая классификация чая, в которую вошли абсолютно новые для нас виды чая, пока не включенные в стандарты. Ниже приведена эта классификация: неферментированный чай — белый и зеленый чай; полуферментированный чай — оолонги, или улуны: желтый, красный, синий (фиолетовый) чай; ферментированный чай — черный чай; другие чаи — это ароматизированные, экстрагированные, таблетированные, прессованные, тизаны, мате, ройбос (ройбуш), лапачо.
Классическая технология производства чая включает следующие этапы: сбор листьев; завяливание; измельчение; ферментация; скручивание; сушка
В настоящее время на российском рынке представлен огромный ассортимент чайных изделий. Крупнейшими производителями чая являются: ООО Орими Трейд, ОАО Компания Май, Ahmad Tea Ltd. и Unilever NV/Plc.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Дубцов Г.Г. Товароведение продовольственных товаров : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / Г. Г. Дубцов. — 4-е изд., стер. — М. : Издательский центр «Академия», 2013. — 336 с
- Елисеева Л. Г. Товароведение и экспертиза продовольственных товаров: Учебное пособие. - Москва: МЦФЭР, 2016. - 800 с.
- Епифанова М. Основы товароведения производственных товаров: учебник/М.Епифанов.-М.: изд-во Академия, 2018. - 356
- Казанцева Н. С. Товароведение продовольственных товаров. Учебное пособие. - Москва: 2007. - 356 с.
- Калачев, С. Л. Теоретические основы товароведения и экспертизы : учебник для среднего профессионального образования / С. Л. Калачев. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 478 с.
- Куликова Н.Р. Товароведение и экспертиза чая и кофе. Учебное пособие — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2017.- 169 с.
- Николаева М. А. Теоретические основы товароведения : учеб. для вузов / М. А. Николаева. — М. : Норма, 2017. — 448 с.
- Основы товароведения: Учебное пособие / Н.Р. Куликова, В.П. Новопавловская, Н.С. Носова. - Москва : Альфа-М: ИНФРА-М, 2018. - 336 с.
- Попова, Л. И. Товароведение и экспертиза в таможенном деле : учебное пособие для вузов / Л. И. Попова. — 4-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 205 с.
- Райкова Е. Ю. Теоретические основы товароведения и экспертизы: Учебник для бакалавров / Е. Ю. Райкова. — М.: Издательско-торговая корпорация “Дашков и К°”, 2018. — 412 с
- Товароведение непродовольственных товаров: Учебное пособие / Голубенко О.А., Новопавловская В.П., Носова Т.С. - Москва : Альфа-М, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 336 с
Приложение 1
Таблица-Классификация показателей качества
Показатели качества |
|||
По характеризуемым свойствам |
По способу выражения |
По оценке уровня качества |
По стадии |
-Единичные -Комплексные |
-Натуральные единицы(кг ,м. ч и др.) -Стоимостные |
-Базовые -Относительные |
-Прогнозируемые -Проектные -Производственные -Эксплуатационные |
Приложение 2
Таблица 1 -Классификация чая
Красный
Черный
Черный
Ароматизированный
Черный
Гранулированный
Зеленый
Черный
Жидкий
Сухой
Экстрагированный
Прессованный
Кирпичный зеленый
Плиточный черный
Красный
Желтый
Зеленый
Черный
Байховый
Чай
-
Основы товароведения: Учебное пособие / Н.Р. Куликова, В.П. Новопавловская, Н.С. Носова. - Москва : Альфа-М: ИНФРА-М, 2018. – С.5 ↑
-
Попова, Л. И. Товароведение и экспертиза в таможенном деле : учебное пособие для вузов / Л. И. Попова. — 4-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. —С.7 ↑
-
Калачев, С. Л. Теоретические основы товароведения и экспертизы : учебник для среднего профессионального образования / С. Л. Калачев. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — С.8 ↑
-
Калачев, С. Л. Теоретические основы товароведения и экспертизы : учебник для среднего профессионального образования / С. Л. Калачев. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — С.9 ↑
-
Основы товароведения: Учебное пособие / Н.Р. Куликова, В.П. Новопавловская, Н.С. Носова. - Москва : Альфа-М: ИНФРА-М, 2018. - С.26 ↑
-
Калачев, С. Л. Теоретические основы товароведения и экспертизы : учебник для среднего профессионального образования / С. Л. Калачев. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — С.9 ↑
-
Райкова Е. Ю. Теоретические основы товароведения и экспертизы: Учебник для бакалавров / Е. Ю. Райкова. — М.: Издательско-торговая корпорация “Дашков и К°”, 2018. —С. 41 ↑
-
Основы товароведения: Учебное пособие / Н.Р. Куликова, В.П. Новопавловская, Н.С. Носова. - Москва : Альфа-М: ИНФРА-М, 2018. - С.7 ↑
-
Калачев, С. Л. Теоретические основы товароведения и экспертизы : учебник для среднего профессионального образования / С. Л. Калачев. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — С.13 ↑
-
Основы товароведения: Учебное пособие / Н.Р. Куликова, В.П. Новопавловская, Н.С. Носова. - Москва : Альфа-М: ИНФРА-М, 2018. – С.36. ↑
-
Николаева М. А. Теоретические основы товароведения : учеб. для вузов / М. А. Николаева. — М. : Норма, 2017. — С.106. ↑
-
Попова, Л. И. Товароведение и экспертиза в таможенном деле : учебное пособие для вузов / Л. И. Попова. — 4-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — С.10 ↑
-
Калачев, С. Л. Теоретические основы товароведения и экспертизы : учебник для среднего профессионального образования / С. Л. Калачев. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — С.18 ↑
-
Казанцева Н. С. Товароведение продовольственных товаров. Учебное пособие. - Москва: 2017. –С.26 с. ↑
-
Елисеева Л. Г. Товароведение и экспертиза продовольственных товаров: Учебное пособие. - Москва: МЦФЭР, 2016. – С.80 ↑
-
Николаева М. А. Теоретические основы товароведения : учеб. для вузов / М. А. Николаева. — М. : Норма, 2017. — С.117 ↑
-
Товароведение непродовольственных товаров: Учебное пособие / Голубенко О.А., Новопавловская В.П., Носова Т.С. - Москва : Альфа-М, НИЦ ИНФРА-М, 2016. – С.15 ↑
-
Дубцов Г.Г. Товароведение продовольственных товаров : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / Г. Г. Дубцов. — 4-е изд., стер. — М. : Издательский центр «Академия», 2018. — С. 205 ↑
-
Епифанова М. Основы товароведения производственных товаров: учебник/М.Епифанов.-М.: изд-во Академия, 2018. – С. 298 ↑
-
Куликова Н.Р. Товароведение и экспертиза чая и кофе. Учебное пособие — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2017.-С. 69 ↑