Файл: Социальное обслуживание населения (Понятие и основные характеристики социального обслуживания).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 12

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.3 Принципы социального обслуживания населения

Социальное обслуживание базируется на следующих принципах:

1) адресности

2) доступности

3) добровольности

3) гуманности

«При получении социальных услуг граждане имеют право на уважительное и гуманное отношение к себе со стороны работников учреждений социального обслуживания» [3]

4)приоритетности предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации

5)конфиденциальности

6)профилактической направленности

«Одной из основных целей социального обслуживания является профилактика негативных последствий, возникающих в связи с возникшей у гражданина жизненной ситуацией (обнищание, обострение заболеваний, беспризорность, одиночество и т. д.)» [4]

Социальное обслуживание должно соответствовать государственным стандартам, которые устанавливают основные требования к объемам и качеству социальных услуг, порядку и условиям их оказания и утверждаются Правительством РФ. Государство гарантирует гражданам право на социальное обслуживание в государственной системе социальных служб по его основным видам. Материальная помощь предоставляется гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в виде денежных средств, продуктов питания, средств санитарии и гигиены, средств ухода за детьми, одежды, обуви и других предметов первой необходимости, топлива, а также специальных транспортных средств, технических средств реабилитации инвалидов и лиц, нуждающихся в постороннем уходе. Основания и порядок предоставления материальной помощи устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Социальное обслуживание на дому осуществляется путем предоставления социальных услуг гражданам, нуждающимся в постоянном или временном нестационарном социальном обслуживании. Одиноким гражданам и гражданам, частично утратившим способность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, предоставляется помощь на дому в виде социально-бытовых, социально-медицинских услуг и иной помощи. Социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания осуществляется путем предоставления социальных услуг гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном постороннем уходе, обеспечивает создание соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера, питание, уход, а также организацию посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга. Предоставление временного приюта в специализированных учреждениях социального обслуживания детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, безнадзорным несовершеннолетним, детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, гражданам без определенного места жительства и определенных занятий, гражданам, пострадавшим от психологического или физического насилия, стихийных бедствий в результате вооруженных и межэтнических конфликтов, другим клиентам социальной службы, нуждающимся в предоставлении временного приюта. Организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания: социально - бытовое, социально - медицинское и иное обслуживание сохранившим способность к самообслуживанию и активному передвижению гражданам преклонного возраста и инвалидам, а также другим лицам, в том числе несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации; Консультативная помощь по вопросам социально - бытового, социально - медицинского обеспечения жизнедеятельности, психолого-педагогической помощи, социально - правовой защиты. Реабилитационные услуги. Социальные службы оказывают помощь в профессиональной, социальной, психологической реабилитации инвалидам, лицам с ограниченными возможностями, несовершеннолетним правонарушителям, другим гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию и нуждающимся в реабилитационных услугах. Социальная служба формируется на основе законности и учета международных стандартов, гуманизма, справедливости и демократизма. При этом едиными для всей системы социальной службы являются общие принципы, повсеместное следование которым делает эту систему целостной и последовательной. Принцип приоритета государственных начал в организации социальной службы и гарантировании прав граждан на получение социальных услуг и помощи в сложных жизненных ситуациях означает, что государство обеспечивает права личности, суверенитет, честь и свободу, защищает от разного рода посягательств. Оно обеспечивает систему социальной службы необходимыми материалами, финансами, кадрами, определяет обязанности учреждений, органов управления и работников социальной службы. Принцип опоры на общественное участие означает, что общественная составляющая - необходимое звено в работе социальных служб и управлении ими. При этом в случаях, когда деятельность социальных служб требует социальной профессиональной подготовки, общественное участие возможно лишь как помощь основным субъектам этой деятельности. Принцип территориальности означает, что социальная служба максимально приближена к населению и потому в высшей степени доступна для непосредственного пользования. Этот принцип позволяет решать задачи интеграции ведомственных интересов и возможностей для комплексного решения задач социального обслуживания, сохранить при единых целях разнообразие деятельности. Принцип информированности транслирует, что учреждения и органы управления социальной службы имеют право на сбор информации, получение по мотивированному запросу от государственных и общественных органов сведений, которые необходимы для их функций и помощи клиентам. Управление государственной системой социальных служб осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их полномочиями. Функции управления вопросами социального обслуживания населения на подведомственной территории осуществляют органы социальной защиты населения. Они строят свою деятельность во взаимодействии с органами здравоохранения, народного образования, культуры, физкультуры и спорта, правоохранительными органами, государственными службами по делам молодежи и занятости и другими органами управления, а также с общественными, религиозными, благотворительными организациями и фондами. Социальное обслуживание населения, производимое в соответствии с нормами, устанавливаемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации, и финансовое обеспечение учреждений социального обслуживания являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. В соответствии с законодательством Российской Федерации учреждения социального обслуживания имеют право вести предпринимательскую деятельность. Однако она возможна только в тех случаях, если это служит достижению целей, ради которых создана организация.


Существуют международно-правовые принципы социального обслуживания Основными субъектами международно-правового регулирования социального обслуживания являются Организация Объединенных Наций (ООН) и Международная организация труда (МОТ). МОТ является специализированным учреждением ООН и в соответствии со своим Уставом наделяется полномочиями по принятию международных конвенций и рекомендаций, в том числе и по вопросам социального облуживания. Международно-правовое регулирование социального обеспечения отражается в разработке международных стандартов в области предоставления социальных услуг с целью усовершенствования национальных законодательств по вопросам социального обслуживания населения данной страны. Это регулирование следует рассматривать в качестве дополнения к национальному законодательству в области социального обеспечения, которое осуществляется путем ратификации актов международных организаций (Организация Объединенных Наций, Международная Организация Труда), членом которых является Российская Федерация, а также путем заключения договоров с другими государствами, либо включения норм международного права в национальную систему законодательства. Унификация международно-правового регулирования социального обслуживания осуществляется на основании формулирования общих принципов, которые впоследствии будут воплощаться в национальном законодательстве разных стран . Координация внутригосударственного законодательства разных стран в области социального обеспечения проводится по следующим направлениям: - запрещение всякого рода дискриминации граждан стран - участниц международного договора; - устранение коллизий в праве; - установление условий получения различных выплат в одной из стран – участниц, если право на них получено в другой стране и др. Нормы МОТ в области социального обслуживания направлены, в основном, на установление равноправия, которое является основным принципом международно-правового регулирования социального обслуживания. Принцип равноправия был установлен Конвенцией МОТ № 118 «О равноправии граждан страны и иностранцев и лиц без гражданства в области социального обеспечения» (1962 г.). Страны-участницы МОТ, ратифицировавшие настоящую Конвенцию, принимают на себя обязательства по предоставлению иностранным гражданам, беженцам и лицам без гражданства отдельных видов социального обслуживания наравне со своими гражданами. Принцип равенства относится не только к порядку обращения, но и сохранению уже приобретенных прав на конкретные виды социальных услуг. Например, при предоставлении краткосрочных выплат (по безработице) принцип равноправия раскрывается в отмене условия о проживании для лиц, не являющихся гражданами данного государства. Не менее важным принципом, чем равноправие, является принцип сохранения приобретаемых прав в области социального обслуживания. Дело в том, что в разных странах могут различаться условия, необходимые для получения того или иного вида социального обслуживания. К примеру, право на пенсию по старости может зависеть не только от достижения определенного возраста, но и времени постоянного проживания в стране, осуществляющего выплаты, от продолжительности стажа и т.д. Конвенция МОТ № 157 «Об установлении международной системы сохранения прав в области социального обеспечения» (1982 г.) содержит правила сохранения прав на пособия и выплаты, приобретенных в своей стране на территории иного государства. Этот принцип не распространяется на: - безвзносовые пособия, назначаемые лицам, доход которых ниже прожиточного минимума; - пособия, предоставляемые по переходным системам (охватывает лиц, возраст которых на день вступления в силу применяемого законодательства превышает установленный). Страны, ратифицировавшие данную Конвенцию, берут на себя обязательства по выплате лишь долгосрочных выплат (пенсия по старости, инвалидности, в связи с трудовым увечьем и т.д.) Расходы по финансированию указанных выплат распределяется между странами, ратифицировавшими Конвенцию. Вопросы по предоставлению краткосрочных выплат решаются на основании дополнительного заключения двусторонних соглашений. Если право такие краткосрочные выплаты было получено в одном государстве, а получение производится на территории другого государства, то первое обязано возместить второму фактические расходы или в пределах установленных соглашением сумм. Правила возмещения государствами взаимных расходов по выплате пенсий и пособий и переводу соответствующих сумм устанавливаются международными договорами. Вышеперечисленные принципы, несмотря на то, что РФ не ратифицировала Конвенции МОТ, в которых они закреплены, оказывают свое влияние на систему социального обслуживания населения нашей страны, т.к. участницей Международной Организации Труда Россия все равно является. В соответствии с «Европейской социальной хартией (пересмотренной)» (принятой в г. Страсбурге 03.05.1996) принципами социального обслуживания являются:


1. Возможность зарабатывать себе на жизнь свободно выбираемым трудом; 2.Справедливость условий труда;

3. Запрет различного рода дискриминации в отношении сферы занятости и профессиональной деятельности

4. Защита своего достоинства в период работы.

Представители работников на предприятиях имеют право на защиту от наносящих им ущерб действий и на предоставление им надлежащих возможностей для осуществления их функций и др. Принципы социального обслуживания, установленные и применяемые конкретно на территории Российской Федерации, закреплены в Федеральном Законе № 442-ФЗ:

1. Соблюдение прав человека и уважение достоинства личности, гуманность и недопущение унижения чести и достоинства человека. При получении социальных услуг гражданин вправе рассчитывать на гуманное и уважительное к себе отношение.

2. Свободный, равный доступ граждан к социальному обслуживанию независимо от их расы, возраста, пола, языка, происхождения, национальности, отношения к религии, убеждений, места жительства и принадлежности к общественным объединениям. Дискриминация по какому-либо признаку не допускается.

3. Сохранение пребывания гражданина в привычной благоприятной среде. Данный принцип означает, что направление нуждающегося в стационар должно производиться в крайних случаях, т.к. важнее сохранить для него привычную обстановку и окружение.

4. Конфиденциальность – личные данные о гражданах, ставшие доступными организациям, осуществляющим социальное обслуживание, составляют профессиональную тайну.

5. Добровольность заключается в самостоятельном обращении граждан в компетентные органы с целью предоставления им социальных услуг.

6. Адресность. Данный принцип означает, что социальные услуги предоставляются отдельным категориям граждан, наиболее нуждающимся в них (инвалидам, пенсионерам, детям-сиротам и т.д.).

7. Приближенность поставщиков социальных услуг к месту жительства их получателей; достаточное количество этих поставщиков для полного обеспечения потребностей граждан в социальном обслуживании, а также достаточность кадровых, информационных, финансовых и материально-технических ресурсов у поставщиков социальных услуг. Этот принцип необходим для более полного, качественного и эффективного предоставления социальных услуг гражданам . Вышеизложенные принципы указывают на то, как должны работать социальные службы. Все принципы должны работать и способствовать развитию социальных служб на всей территории Российской Федерации. Если все органы и должностные лица, предоставляющие социальные услуги, будут в точности руководствоваться данными принципами, то механизм предоставления гражданам социального обслуживания станет более четким и отлаженным.


1.4 Сущность, цели и задачи социального обслуживания населения

Социальная работа призвана обеспечить эффективность социального обслуживания населения. Непосредственным источником определения критериев социального обслуживания служат цели и задачи предоставления социальных услуг и степень их реализации. В то же время эффективность социального обслуживания во многом определяется уровнем профессиональных специалистов, их умением работать с человеком - конкретной личностью или с группой людей, а также требует учета следующих моментов: во-первых, цели социального обслуживания могут рассматриваться на уровне общества, отдельных регионов, населенных пунктов, районов и микрорайонов, на уровне групп населения и отдельной личности; - во-вторых, цели социального обслуживания должны учитывать социально - экономическую, морально - психологическую, экологическую, политическую и прочую обстановку, сложившуюся в условиях политических и экономических реформ первой половины 1990-х гг.; в-третьих, цели социального обслуживания в современной России должны быть неразрывно связаны с объективной оценкой и позитивным освещением процессов выхода страны и ее регионов из кризиса, а также стабилизации социального положения различных категорий населения. Критериями эффективности социального обслуживания должны стать действенность всех видов, форм и методов социального обслуживания различных категорий населения, деятельности социальных служб, а также руководства и управления всем процессом социальной работы с населением и отдельными людьми, нуждающимися в социальном обслуживании. Основываясь на концепции системных потребностей социально - экономических структур в обществе в применении ее к решению практических и организационных задач сферы социального обслуживания населения, необходимо обозначить системные функции и цели этой сферы: системные функции гуманности:

а) помощь неимущим, слабым, больным и попавшим в трудные жизненные ситуации людям. Если человек в результате болезни или каких-либо обстоятельств попал в тяжелую ситуацию, то гуманное отношение к нему других членов общества со значительной вероятностью способно сохранить его жизнь и вернуть ему работоспособность. Кроме того, «общественному организму» (государство, общество, народ, нация, этнос и т.п.) полезными могут оказаться не только потенциально сильные и здоровые люди;


б) обеспечение поддержания выработки в «общественном организме» так называемых «энергетических излишков». Эта функция обусловлена тем, что потребность в ресурсах для выживания «общественного организма» может резко изменяться, например, во время войны или природных катаклизмов. Функции коррекции работы механизмов самоорганизации и саморегуляции в обществе: одной из основных задач по удовлетворению системной потребности в корректировке работы общественных механизмов, основанных на принципе саморегуляции и самоорганизации «общественных организмов», является коррекция поведения людей в соответствии с интересами включающего их «общественного организма». Функции по решению этих задач несут такие институты общества, как система образования и воспитания, религия, семья и т.д. «В Семейном кодексе РФ (1996 г.) впервые введена глава «Права несовершеннолетних детей», в которой провозглашено право ребенка жить и воспитываться в семье, общаться с родителями, право на защиту, на выражение своего мнения, на имя, отчество и фамилию, право на имущество. В становлении и развитии ребенка, в формировании его индивидуальных и социальных качеств незаменимую роль играет семья, как естественная среда обитания растущего человека.»[5] С началом формирования и развития системы социального обслуживания коррекционная работа общественных механизмов самоорганизации и саморегуляции стала одной из ее важнейших задач. функции стимулятора развития общества: работа системы социального обслуживания населения способствует росту «уровня нормального потребления». Это обусловлено тем, что снижение уровня потребления социально неблагополучных групп населения (в результате болезни, безработицы и т.д.) обеспечивает их привыкание к более низким стандартам жизни. Поддерживая эти группы людей, система социального обслуживания населения способствует удовлетворению системной потребности «общественных организмов» в повышении «уровня нормального потребления» в обществе.

ГЛАВА II. Виды и формы социального обслуживания

2.1 Виды социального обслуживания населения

Стационарное социальное обслуживание осуществляется в стационарных учреждениях (домах-интернатах для престарелых и инвалидов, домах-интернатах для инвалидов, психоневрологических интернатах и др.)