Файл: Стандарты управления проектами (Разработка стандартов управления).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 33

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. Стандарт управления проектами предприятия представляет собой, прежде всего, совокупность документов, объясняющих или предписывающих как, в какой последовательности, в какие сроки, с использованием каких шаблонов нужно выполнять те или иные действия в процессе управления проектами.

Эти документы не являются принадлежностью какого-либо одного проекта и образуют нормативно-методическое обеспечение системы управления проектами в целом, а их количество может быть достаточно велико.

Большое значение в данную область исследования внесли труды зарубежных и российских авторов, таких как Хелен С. Кук, Кейт Познер, Алан Д. Орр. Гонтарева И.В., Ахметов К.А., Милошевич Д.З., Просветов Г.И. и др.

Предмет исследования – стандарты. Объект исследования – управление проектами. Цель данной работы – изучить стандарты управления проектами. Исходя из поставленной цели, можно определить следующие задачи:

1. Изучить разработку стандартов управления

2. Определить стандартизацию проектов

3. Рассмотреть стандартное управление инновационными проектами в России

4. Проанализировать особенности разработки проекта стандарта

5. Охарактеризовать предложения по применению проектных структур При написании данной работы использовались методы научного анализа и сравнения. Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка используемой литературы.

1. Характеристика стандартизации управления

1.1 Разработка стандартов управления

Если на предприятии необходимо оптимизировать деятельность, то возникает надобность в разработке стандартов и соответствия им. Это нормальные потребности любого бизнеса, который активно применяет методы управления различными проектами.

Руководящий состав компании заинтересован в том, чтобы подтвердить свой профессиональный опыт перед работодателями и коллегами. Руководство хочет показать свои навыки и знания как профессионал, и получить за них соответствующую плату. Поэтому разработка стандартов управления очень важна для любой организации. Основываясь на них, можно эффективно осуществлять трудовую деятельность и показать свой профессионализм потребителям и конкурентам[5,с.67].


Стандартами принято считать образцы и нормы объектов, которые можно сопоставить с другими такими явлениями. Стандартом управления называется документ, в котором описываются установленные правила, требования и нормы, которые позволяют оценить соответствие им трудовой деятельности предприятия[13,с.79].

Однако между первым и вторым определением существует огромная разница. Первое соответствует идеалу, а второе определение содержит те рекомендации, которые позволяют к нему приблизиться. Появилась потребность в создании институтов, которые разрабатывают стандарты управления и занимаются их внедрением. Вначале данная деятельность проводилась только на национальном уровне, а потом перешла на международный рынок. Данные институты собрали и аккумулировали опыт, чтобы понять, как эффективно управлять проектами, чтобы компания дала конкурентный результат[15,с.112].

Для определения стандартов управления синтезированы и проанализированы лучшие практики. Рассматривались отдельные проекты и целые предприятия вместе с требованиями проект-менеджеров[6,с.141].

Таким образом, получилось выделить методологические решения, которые позволили реализовать такие задачи:

- Определить терминологию, объект деятельности и роль всех участников проекта.

- Обеспечить развитие руководства и специалистов, которые внедряют проектный вид деятельности и повышают результаты эффективности следующих стандартов управления.

- Осуществление оценки и подтверждение квалификации персонала, а также анализ тех практик, которые применяются в процессе деятельности исследуемого предприятия[2.,с.116].

Стандарты управления можно разделить на пять типов:

- Международные. Сюда относятся стандарты, которые в процессе своего развития получили международное значение и которые предназначены для международного применения.

- Национальные. Эти стандарты управления разработаны для использования внутри конкретной страны или те, которые в процессе своего развития получили общенациональный статус. Общественные. Эти стандарты управления были подготовлены и приняты сообществом специалистов.

- Частные. К данному виду относятся стандарты и комплексы знаний, которые пропагандируются для свободного применения частными лицами, организациями или учреждениями.

- Корпоративные. Эти стандарты разработаны для применения внутри одного предприятия или внутри группы родственных организаций[11,с.134].

Международные стандарты представляют собой комплексные системы, которые кроме описания требований к управлению проектами, тестирования, обучения, консалтинга и аудита, содержат и другие элементы. Универсальных международных стандартов управления на сегодняшний день не существует, однако есть несколько известных стандартов, что применяются во всем мире.


Стандарт Project Management Body of Knowledge (PMВОК) – это международный стандарт управления, который был разработан Американским институтом по управлению проектами (Project Management Institute – PMI). Обновление стандарта осуществляется один раз в четыре года. Распространенная редакция данного стандарта датируется 2000 годом, а самая актуальная его версия– The Guide to the PMBOK, 4th Edition – вышла в конце 2008 года. Изначально он были принят в качестве национального стандарта США Американским национальным институтом стандартов (ANSI), а сегодня обрел мировое значение[19,с.152].

Основу данного стандарта составляет процессный подход к управлению проектами. Все процессы можно представить в виде трехмерного пространства, которое изображено на рис. 1[18,с. 68].

Рисунок 1. Пространство управленческих процессов.

По осям координат указываются те значения, которые упоминаются в рамочных стандартах. Также могут предлагаться и другие уровни управления. Каждая точка в пространстве – это отдельный процесс управления. Отобранные элементы и составляют процессы управления проектами, которые могут строиться по «осевому» принципу.

Данный стандарт управления содержит обобщенные подходы и принципы, которые применяются в сфере проектного менеджмента, что структурированы и формализованы таким образом, чтобы их можно применять и в других проектах[7,с.56]..

В стандарте Project Management Body of Knowledge детально описаны шесть областей знаний, которые связаны с управлением:

- Project Cost Management - управление стоимостью проекта.

- Project Quality Managemen – управление качеством.

- Project Human Resource Management – управление человеческими ресурсами, которые применяются в процессе реализации проекта.

- Project Communications Management – управление взаимодействиями, которые осуществляются в проекте.

- Project Risk Management – управление рисками проекта.

- Project Procurement Management – управление контрактами[10,с.163].

Каждая сфера знаний, в свою очередь, включает в себя отдельные процессы, что выполняются менеджерами на том или ином этапе при реализации проекта. Процессно-ориентированный подход, который используется в данном стандарте управления, предполагает формальное и четкое описание входных данных документа, что необходимы специалисту для реализации процесса, средств и методов[3,с.104].

Стандарт управления ISO 10006 является ключевым и основополагающим документом серии стандартов данного направления. Он разработан техническим комитетом ISO/TC 176 «Управление качеством и обеспечение качества» Всемирной федерации национальных органов стандартизации, которая является членом ISO.


Главный упор в этом стандарте сделан на принципе эффективности и целесообразности проектирования оптимального процесса и его контроля. В данном случае стандарт сосредоточен не на конечном результате, а непосредственно на процессе деятельности компании.

Процессы в этой серии стандартов разделены на две категории. К первой относятся те процессы, что связаны с обеспечением продукции (проектирование, проверка, производство). Данной категории посвящен стандарт ISO 9004–1. Ко второй категории относятся те процессы, которые связаны непосредственно с управлением проекта (категория представлена стандартом ISO 10006). Стандарт управления ISO 10006 охватывает 10 групп процессов управления. К первой группе относится процесс разработки стратегии, тут фокусируется внимание на удовлетворении потребностей заказчика[34,с142].

Вторая группа направлена на управление взаимосвязей процесса. К остальным группам относятся те процессы, которые связаны с проектными сроками, задачами, ресурсами, затратами, информационными потоками, кадрами, материально-техническим обеспечением и всевозможными рисками.

Данный международный стандарт управления ориентирован на проекты широкого спектра. Он не имеет отношение к типу проектируемой продукции (включая услуги, полуфабрикаты, программное обеспечение и технические средства). Те рамочные требования, которые заложены в этом стандарте, нуждаются в последующей адаптации руководства к конкретным условиям разработки и реализации проекта[9,с.113].

Стандарт управления ISO 10006 заимствует главные термины стандарта ISO 8402: проект продукта, участник и план проекта, оценка хода работ. Для всех процессов управления применяются задачи и процессы менеджмента качества. На основе международных стандартов управления разработаны и национальные стандарты (в РФ данного стандарта нет)[12,с.129].

Однако в 2001 году Ассоциация по управлению проектами России (SOVNET) на основе стандарта IPMA «Основы профессиональных знаний. Национальные требования к компетентности специалистов» разработала документ. Был зарегистрирован перевод стандарта ISO 1006:2003, а также реализовано внедрение стандарта PMI, который распространяется в РФ частным порядком и часто используется как основа для корпоративных стандартов[14,с.174].

Стандарт управления ISO 21500:2012 ISO является самой мощной корпорацией, которая осуществляет стандартизацию во всех сферах бизнеса и технологий. Данная компания является лидером стандартизации на международном уровне, поэтому вправе внедрять любые стандарты управления. Она обеспечивает эффективные каналы продвижения, поскольку взаимодействует с бюрократической стороной всех стран.


Компания выпустила стандарт управления ISO 21500:2012, который является основным руководством по управлению проектами во многих государствах. Первый стандарт в сфере управления был выпущен компанией в 2003 году. В нем были основные принципы руководства, которые обеспечивали качественную реализацию проекта. Несмотря на планы компании о массовом внедрении данного стандарта, они не были оправданы[1,с.165].

Поэтому в 2012 году был разработан новый стандарт управления в сотрудничестве с PMI. Он был схож со своим предшественником во многих аспектах.

Основные функции стандарта управления ISO 21500:2012 заключаются в следующем:

- поиск оптимальных методов реализации проекта вне зависимости от его специфики;

- составление такой картины, которая покажет эффективные механизмы и принципы управления;

- разработка методов, которые улучшат проектную практику;

- разработка базиса, который объединяет стандарты управления всех уровней[40,с.59].

1.2 Стандартизация проектов

Если в компании появляется задача оптимизации деятельности, то вопрос соответствия требованиям и нормам актуализируется незамедлительно (рис.2) [27,с.229].. Это стандартные потребности бизнеса, активно использующего способы управления проектами.

Рисунок 2. Стандарт управления качеством проектов.

Руководитель проектных процессов не менее других заинтересован в том, чтобы доказать собственный профессиональный опыт работодателям и коллегам. Он хочет подтвердить навыки и знания как профессионал PM и получать в результате за них определенную плату[20,с.211].

В связи с этим крайне важны стандарты управления проектами, ведь базируясь на их принципах, можно осуществлять эффективную трудовую деятельность и демонстрировать свой профессионализм.

В европейских странах уже более полувека осуществляется и внедряется различная проектная практика. Поэтому миллионы бизнес-процедур подобного характера были проведены, в том числе и те, где применялись уникальные решения сложных экономических задач. В связи, с чем и появилась потребность систематизации данной процедуры, ее обобщения и сертификации[25,с.62].

Поэтому постепенно стандартизация проектов стала отдельной сферой менеджмента, где формулировались различные стандарты и методологии управления стандартами. Методология управления современными проектами - концепция, которая выражается в стандартизации контроля и анализа проводимых проектных работ[32,с.147].