Файл: Менеджмент как организационно-целевое управление.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 23

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Актуальность исследования. Важным элементом социального, экономического, промышленного успеха ХХ в. стало развитие теории и практики менеджмента. Ее путь пролегал от технократических теорий «научного управления», «идеальной бюрократии», «науки администрирования» к гуманистическим теориям «человеческих отношений», «поведенческих теорий», которые, в свою очередь, начали формирование «личностной теории» менеджмента [1].

В менеджменте личностно-психологические факторы рассматриваются в основном через призму «стилей руководства», как практика менеджмента, личностные средства руководства, инструментарий управленческой деятельности, в частности управленческого воздействия на подчиненных.

Стиль управления (руководства) (style of management) - устойчивая совокупность личностных и социально-психологических характеристик руководителя, с помощью которых осуществляется эффективная управленческая деятельность и достижения поставленных целей; система принципов, норм, методов и приемов воздействия на подчиненных с целью эффективного осуществления управленческой деятельности.

Самой популярной в середине 70-х гг. Была типология, в которой выделяются такие стили руководства: авторитарный, демократический и либеральный. С одной стороны, эти стили стали классическими для теории и практики отечественного менеджмента, а с другой - их теоретическая разработанность, их анализ в контексте различных сфер, ситуаций менеджмента далеко недостаточными. Примером является взгляды на сущность и содержание либерального стиля. Кроме того, их анализ в контексте социалистической парадигмы управления носил определенный идеологический аспект.

Американские исследователи Р. Блейк и Дж. Моутон предложили модель управленческой сетки, построенную на анализе различных комбинаций степени внимания к производству и к людям (невмешательство, руководство «сельским клубом», руководство задачами, «золотой середины», командный) [2].

В контексте теории ситуационного управления рассматривают вопрос стилей руководства Б. Нельсон и П. Економи. Ими выделены четыре стиля руководства в зависимости от уровня развития сотрудников: непосредственное руководство (указания), наставничество, поддержка, делегирование [3].

Недостатком этих подходов является акцент на локальных аспектах менеджмента, отсутствие системного подхода к явлению менеджмента.


Во второй половине ХХ в., В результате разработки П. Друкером теории об организации как открытую систему [4], встал вопрос формирования системного подхода к развитию менеджмента и психологии менеджмента в частности.

Значительный шаг на пути формирования системного подхода к теории менеджмента совершил доктор Ицхак Калдерон Адизес - один из непревзойденных современных бизнес-консультантов мира, блестящий специалист в области эффективного управления бизнес-процессами, основатель Института Адизеса в СантаБарбари (Калифорния, США), который входит в ТОП-10 консалтинговых компаний мира. Филиалы Института Адизеса существуют в 15 странах. И. Адизес за время своей профессиональной деятельности был преподавателем Калифорнийского, Стенфордского и Иерусалимского университетов, выступал бизнес-консультантом для нескольких сотен компаний-лидеров. Его методика организационной терапии помогла и помогает организациям достичь высоких результатов и занять лидирующие позиции в самых разных отраслях. При этом его клиентами были не только корпорации, но и государственные структуры. Он работал в качестве консультанта по политическим вопросов при правительствах Швеции, Бразилии, Греции, Израиля, Исландии, Мексики и Македонии. Среди компаний, с которыми работал И. Адизес, Bank of America, Coca-Cola Bottling, IBM Бразилия и еще множество компаний в 52 странах мира.

Ключевыми вопросами, которые И. К. Адизес рассматривает в своей теории менеджмента являются: функции менеджмента, содержание менеджмента, стили менеджмента, типы менеджеров, качества менеджеров, лидерство, командообразование (взаимодополняющих команда), эффективность принятия решений, эффективность реализации решений, коммуникация в организации, конфликты в организации, преодоление кризисов в развитии организации и др., которые ученый проецирует на вопросы развития организации, в частности этапов развития организации.

В отечественной теории и практике образования вопросам менеджмента предоставляется значительный интерес. Появилось значительное количество учебно-методической литературы, как в плане методики так и дидактики новейших технологий сфере управления производством и трудовыми ресурсами. К значительным работам следует отнести труда известных отечественных ученых М. Ермошенко, А. Эльбрехта, Е. Жарикова, М. Копельчака, Я. Каминецкий, М. Мурашко, Ю. Палеха и др.

Цель исследования – раскрыть менеджмент как организационно-целевое управление.

Объект исследования – личность руководителя.


Предмет исследования – менеджмент в управлении.

Задачи исследования:

1. Раскрыть управленческую деятельность как категорию психологии управления.

2. Описать современные теоретические подходы к развитию личности руководителя .

3. Изучить подход к менеджменту в творчестве И. Адизеса.

4. Исследовать особенности формирования компетентностного портрета современного менеджера на примере АО «ЗАРА СНГ»

Методы исследования – теоретический анализ источников.

Методологической основой исследования послужили труды ведущих специалистов в области менеджме6нта и управления предприятием. Основам менеджмента посвящено множество книг, научных статей и публикаций в интернете. Следует отметить труды таких авторов, как Виссема Х., Герчикова И.Н., Дафт Р., Друкер П. и др. Данные работы помогли в раскрытии сущности менеджмента. В работе так же использовались работы следующих авторов Зуб А.Т., Макаров В.М., Новиков Д.А., Пересветов Ю.В., Журавлева Е.А. и др. Данные работы помогли в изучении основ управления деятельностью предприятия. Отдельные авторы акцентировали внимание на определенных аспектах менеджмента компании (Маслова О.Л., Сибилева Е.В. и др.).

Теоретическая значимости – впервые проанализированы стили менеджмента по Ицхаку Адизесу и охарактеризована роль их носителей в процессе организационных изменений.

Практическая значимость – материалы работы могут быть использованы в менеджменте.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников.

Глава 1. Теоретический анализ менеджмента как организационно-целевого управления

1.1. Управленческая деятельность как категория психологии управления

Термины "Управление" и "менеджмент" сейчас широко используются. Сделаем исследования, является общего и отличного в этих двух понятиях.

Управление - это целенаправленное воздействие на объект с целью изменить его состояние или поведение в связи с изменением обстоятельств.


Составляющим элементом управления является менеджмент, под которым понимают целенаправленное воздействие на коллектив работников или отдельных исполнителей для выполнения поставленных задач и достижения определенной цели.

Термин "менеджмент" - происходит из английского языка и означает "управлять, управлять", стоять во главе, заведовать, быть способным справиться с чем-то, какой-то проблемой. За Оксфордским словарем английского языка, менеджмент - это: способ (манера) обращения с людьми власть и искусство управления; соответствующее умение и административные навыки; правила и приемы делового общения; орган управления производством и административная единица [6].

Все отмеченные определения не раскрывают содержания толкования менеджмент, но все вместе они приближают к раскрытию его сущности.

Менеджмент - это система, предусматривающая осуществления способов, методов, принципов управления, умение направлять труд людей, их знания, опыт, интеллект на достижение поставленных целей [12].

Система не стала, а изменяющаяся. Это процесс согласования деятельности людей, объединенных в организацию для достижения общей цели.

Профессиональная деятельность руководителей характеризуется типичными для своей сферы деятельности стрессорами: информационной нагрузки и неопределенности; дефицита времени; межличностных конфликтов; полифокусности управленческой деятельности; неблагоприятных факторов внешней среды [4, c. 272].

Данные условия формируют стиль управленческой деятельности. Под стилем управления понимают устойчивую систему способов, методов и форм воздействия руководителя на подчиненных, составляет своеобразный почерк управленческого поведения.

К определению понятия управленческой деятельности в научных кругах есть несколько подходов, как русских ученых, так и зарубежных. Так, большинство зарубежных экспертов в области менеджмента управленческую деятельность рассматривают как процесс управления, связанный с планированием, организацией, мотивацией и контролем необходимыми для того, чтобы сформулировать и достичь цели организации [3, с.38].

Л.Е. Орбан-Лембрик признает, что управленческая деятельность - совокупность скоординированных действий и мероприятий, направленных на достижение определенной цели в пределах организации [6]. То есть, одни ученые признают управленческую деятельность как набор методических обеспечений и действий человека в сфере управления, другие признают управленческую деятельность как процесс, обеспечивающий достижение цели в пределах организации. По нашему мнению, под управленческой деятельностью следует понимать совокупность действий и мероприятий менеджер различных уровней управления с целью принятия определенных решений по выполнению поставленных задач и получения желаемого результата деятельности предприятия [1].


Качество управленческой деятельности любого субъекта хозяйствования зависит от набора факторов, среди которых можно выделить:

- гибкость в отношении изменений направлений бизнеса определенного предприятия и возможность быстро реагировать на изменения в экономической среде региона;

- наличие эффективных методов регулирования управленческой деятельности и оценки ее результатов;

- качество информационного обеспечения для принятия определенных решений;

- уровень экономической подготовки специалистов по управлению и мотивация управленческого персонала.

Кроме того, для осуществления качественной управленческой деятельности, результаты которой принесут, желаемые результаты, необходимо определить особенности организационной структуры предприятия, особенно если субъект хозяйствования является объединением предприятий.

Лидер (от англ. Leader - ведущий, руководитель) - это человек, который благодаря своим личностным характеристикам имеет преобладающее влияние на коллектив [15].

Надо четко осознать, что понятие "руководитель" и "лидер" разные. Основное отличие заключается в том, что руководитель не всегда в своей организации является лидером [2].

Руководство связано с эффективной организацией деятельности, а лидерство – с способностью влиять на персонал для эффективной работы.

Лидерство - это полномочия, которые нельзя делегировать. Лидера нельзя назначить. Лидер - это руководитель, который имеет власть авторитета, связанный с добровольным признанием персоналом верховенства лидера. Это человек инициативный, внутренне свободный и сильный, который может повести за собой.

По мнению А. Менегетти, человек уже при рождении имеет задатки лидера [23].

Однако чтобы стать лидером, необходимо достичь определенного уровня культуры, образованности, профессионализма, жизненного опыта, внутренней зрелости. В основе этого - постоянная работа над собой, развитие собственного потенциала. Считается, что лидера нельзя создать, потому что он создает себя сам.

К критериям эффективности руководителя Осборн и Геблер причисляют такие, как: умение стимулировать к действиям, принадлежать общине, быть конкурентоспособным, ориентироваться на миссию организации, ориентироваться на клиента, быть предприимчивым, быть предусмотрительными, ориентироваться на рынок, быть децентрализованным [4].

Лидерство также выступает одним из главных факторов повышения эффективности управления. К основным признакам руководителя-лидера причисляют такие: действует по зову сердца, зажигает и вдохновляет других, инноватор, пылкий сторонник определенной идеи, ему верят и доверяют. Кроме этого, лидеры должны понимать контекст ситуации, осознавать свою ответственность и активизировать людей. Умение понять каждого человека, уважать ее позицию, ум - это основа эффективного лидерства.