ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 468
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Нормы «Уровни самостоятельности в труде»
Уровни самостоятельности в труде | Нормы для девушек | Нормы для мальчиков/мужчин |
1. Деструктивная конфликтность на работе | -2,+4 | -2,+2 |
2. Пассивность на работе | -3,+2 | -2,+3 |
3. Исполнительность в коллективе | +1.+3 | 0, +4 |
4. Исполнитель-индивидуал | 0,+5 | -1.+2 |
5. Самостоятельный работник | +1.+3 | +1,44 |
6. Творческий работник | +1.+4 | -1,+4 |
7. Уникальный работник | +2,+6 | -1.+3 |
Процедура определения соответствия желаемого уровня
образования и предполагаемого уровня
самостоятельности в труде
Используется специальная таблица (см. ниже).
Пример. Желаемый уровень образования — «Высшее профессиональное», а предполагаемый уровень творчества — «Пассивный и безответственный» («лентяй»). В таблице на пересечении (на «перекрестке») этих уровней получаем — «Магистр — "лентяй"».
Три знака вопроса в скобках указывают на сильную сомнительность такого сочетания. Возможными выводами (рекомендациями) для клиента могут быть:
-
отказаться от своей высокой претензии, т.е. выбрать менее слож
ный уровень профессионального образования или вообще закончить ка
кие-нибудь простые краткосрочные курсы; -
перестать быть лентяем. Лучше, если такие рекомендации будет
высказывать не профконсультант, а сам клиент (как пожелания самому
себе) — в этом также проявится элемент активизации клиента.
Другой пример. Уровень образования «Начальное профессиональное», а предполагаемый уровень самостоятельности — «Творческий работник — "талант"». В таблице находим — «Рядовой работник — "талант"» и рядом в скобках два знака вопроса и лишь один «плюс». Опять несоответствие. Рекомендацией для такого клиента может стать попытка повысить предполагаемый уровень своего образования.
Иногда может оказаться так, что по результатам заполнения опросника клиент оказывается одновременно и «лентяем», и «гением» или одновременно предполагается «высшее образование» и «краткосрочные курсы».
Реально такое сочетание вполне возможно. Например, клиент одновременно хотел бы освоить автослесарное дело, но все-таки быть начальником автобазы, или, будучи вполне активным и инициативным, клиент все-таки хочет иногда отдохнуть, т. е. занимать пассивную позицию.
В таких случаях мы предлагаем попросить самого клиента оценить, какой уровень образования и предполагаемой активности является наиболее правильным («правдивым»).
Заметим, что методика не претендует на выявление «абсолютной истины». Будучи средством активизации, методика лишь провоцирует соответствующие разговоры и размышления клиента.
476
477
00
Таблица соответствия уровня образования и предполагаемой степени | самостоятельности в труде | ||||
Уровни самостоятельности в труде | Уровни профессионального образования | ||||
1. Без специального образования или окончание краткосрочных курсов (подсобник, лаборант) | 2. Начальное профессиональное образование (рабочий, рядовой работник) | 3. Среднее профессиональное образование (техник) | 4. Высшее профессиональное образование (инженер, магистр) | 5. Ученая степень и звание (ученый, доктор, академик) | |
1. Неконструктивная конфликтность — «склочник», «хулиган» | Подсобник — «хулиган» (?) | Рядовой работник — «хулиган» (?) | Техник — «хулиган» (??) | Магистр — «хулиган» (???) | Академик — «хулиган» (??) |
2. Пассивный и безответственный — «лентяй» | Подсобник — «лентяй» (?) | Рядовой работник — «лентяй» (??) | Техник — «лентяй» (??) | Магистр — «лентяй» (???) | Академик — «лентяй» (??) |
3. Исполнитель, работающий в группе, — «свой парень» | Подсобник — «свой парень» (+++) | Рядовой работник — «свой парень» (+++) | Техник — «свой парень» (++) | Магистр — «свой парень» (?+) | Академик — «свой парень» (??+) |
4. Исполнитель, рабо-такнций, — «запрограммированный робот» | Подсобник — «робот» (?+) | Рядовой работник — «робот» (?++) | Техник — «робот» (?++) | Магистр — «робот» (??+) | Академик — «робот» (??+) |
5. Самостоятельный, инициативный, ответственный работник (сам планирует работу и сам себя контролирует) — «нормальный [работник» | Подсобник — «нормальный работник» (??+) | Рядовой работник — «нормальный специалист» (?+) | Техник — «нормальный специалист» (++) | Магистр — «нормальный специалист» (?++) | Академик — «нормальный специалист» (??+) |
6. Творческий ра- | Подсобник — | Рядовой работ- | Техник — «талант» | Магистр — «талант» | Академик — |
ботник — «талант» | «талант» | ник — «талант» | /О j i \ \ / | (+++) | «талант» |
| (???) | (??+) | | | (+++) |
7. Уникальный спе- | Подсобник — | Рядовой работ- | Техник — «гений» | Магистр — «гений» | Академик — |
циалист— «гений» | «гений» | ник — «гений» | /Oi ,|.Л V ''/ | / 1 | \ \/ | «гений» |
| (???) | (??+) | | | (+++) |
Примечания: знак «+» означает соответствие уровня образования и самостоятельности в труде (чем больше плюсов, тем большее соответствие);
знак «?» выражает сомнение в соответствии (чем больше вопросов, тем больше сомнения);
в ряде случаев есть и соответствие, и сомнения, например «++?» (соответствия больше, чем сомнений).
ПРИЛОЖЕНИЕ 10
ТЕМЫ ДИПЛОМНЫХ И КУРСОВЫХ РАБОТ (сгруппированы по блокам проблем)
ФАКТОРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ
-
Структура и динамика изменения факторов профессионального само
определения в старших классах общеобразовательной школы. -
Влияние внешних и внутренних факторов на профессиональные
выборы старшеклассников. -
Сравнительный анализ различных стратегий планирования карье
ры у выпускников общеобразовательной школы (или у выпускников ву
зов).
ВЛИЯНИЕ КОНКРЕТНОГО ФАКТОРА НА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ
-
Макро- и микроинформированность как факторы профессио
нального самоопределения старшеклассников. -
Престижность профессии как фактор профессионального самооп
ределения старшеклассников. -
Позиция товарищей как фактор профессионального самоопределе
ния старшеклассников. -
Ориентация на любимый учебный предмет (или на любимого учи
теля) как фактор профессионального самоопределения в старших клас
сах.
5. Представление об «успешной карьере» как фактор профессио
нального самоопределения подростков.
СВЯЗЬ ПСИХИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА
-
Способности и школьная успеваемость как факторы профессио-|
нального самоопределения старшеклассников. -
Влияние уровня тревожности подростков на профессиональные
выборы. -
Профессиональные выборы у подростков с различными типам»!
акцентуации характера. -
Зависимость профессионального самоопределения от общего уров-J
ня развития интеллекта. -
Ценностно-смысловые ориентации в профессиональном самоопре
делении. -
Зависимость профессиональных выборов от личностных особенно-?
стей старших подростков.
ОСОБЕННОСТИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ В ТАКОЙ-ТО ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ
-
Психологические особенности профессионального самоопределе
ния в младшем и старшем подростковом возрасте. -
Сравнительная характеристика влияния фактора престижности про
фессии на профессиональное самоопределение у учащихся IX и XI клас
сов. -
Динамика изменения ожиданий от профконсультационной помо
щи у учащихся IX и XI классов. -
Психологические особенности профессионального самоопределе
ния подростков-инвалидов, воспитывающихся в школах-интернатах. -
Психологические особенности профессионального самоопределе
ния взрослых безработных, имеющих высшее гуманитарное образова
ние. -
Психологические особенности профессионального самоопределе
ния выпускников гуманитарных и технических вузов. -
Психологические особенности профессионального самоопределе
ния (трудоустройства) безработных женщин (различных категорий без
работных женщин). -
Профессиональное самоопределение у старшеклассников с разной
степенью выраженности подросткового кризиса.
РОЛЬ СЕМЬИ
В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ
САМООПРЕДЕЛЕНИИ ПОДРОСТКОВ
-
Психологические особенности профессионального самоопределе
ния в семьях с разным уровнем доходов. -
Влияние семьи на профессиональные выборы подростков в зависи
мости от рода деятельности родителей. -
Различные варианты влияния родителей на профессиональные вы
боры подростков в зависимости от стиля семейного воспитания.
ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ
ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫХ МЕТОДОВ
(ПРОГРАММ, ТЕХНОЛОГИЙ)
-
Психологические условия эффективного использования активизи
рующих методик в профориентационной работе со старшеклассниками. -
Возможности и ограничения эмпатического слушания в индивиду
альной профконсультации различных групп клиентов (на примере стар
шеклассников и взрослых безработных). -
Различные стили организации взаимоотношений профконсультанта
и клиента (оптанта) в индивидуальной профконсультации. -
Представление об эффективности профконсультационной помощи
у психологов-консультантов и различных групп клиентов.
480
481
5. Динамика изменения представлений о сущности профконсульта-ционной помощи у клиентов (оптантов) как фактор эффективного консультирования.
РАЗВИТИЕ СУБЪЕКТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ
-
Сравнительная оценка самостоятельности и осознанности профес
сиональных выборов у старшеклассников с гуманитарной и естествен
но-научной ориентацией. -
Зависимость уровня профессионального планирования от чувства
оптимизма старшеклассников по отношению к своему будущему. -
Самооценка самоопределяющимися подростками своих возмож
ностей и недостатков при реализации профессиональных планов. -
Уровень ориентировки в факторах профессионального выбора как
условие эффективного планирования карьеры у старшеклассников. -
Ориентация на криминальную сферу в профессиональном самооп
ределении у асоциальных и просоциальных подростков. -
Отношение к проституции как к возможному варианту профессио
нального выбора у различных групп подростков.
ПРОФКОНСУЛЬТАНТ
КАК СУБЪЕКТ ОРГАНИЗАЦИИ
ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ ПОМОЩИ
-
Психологические особенности ценностно-смыслового развития пси-
холога-профконсультанта с разным стажем консультативной работы. -
Психологические особенности становления профессионального са
мосознания у психологов-профконсультантов, работающих в государ
ственных и коммерческих организациях. -
Профессиональные деструкции в работе психолога-профконсуль-
танта. -
Смена методических предпочтений на разных этапах профессио
нального становления психологов-профконсультантов. -
Образ (или представление об...) «эффективного профконсультан-
та» в сознании психологов и различных групп клиентов. -
Профессиональные стереотипы в деятельности психологов-проф
консультантов.
РАЗВИТИЕ ПРОФОРИЕНТАЦИИ КАК СИСТЕМЫ
-
Психологические условия взаимодействия школьных психологов с
семьей по вопросам профессионального самоопределения подростка. -
Профориентация как элемент государственной кадровой политики
и как личная проблема самоопределяющегося человека (психологичес
кая готовность самоопределяющейся личности стать полноценным граж
данином).
-
Развитие представления о сущности кадровой политики и проф
ориентации в сознании высших должностных лиц (на основе контент-
анализа нормативных документов высших государственных учреждений). -
Влияние средств массовой информации на профессиональные вы
боры подростков. -
Влияние стереотипов (предрассудков) массового сознания на про
фессиональное самоопределение старшеклассников. -
Психологические условия взаимодействия школы и предприятия в
профориентационной работе с подростками.
482
ЛИТЕРАТУРА
Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. — М., 1991.
Адлер А. Понять природу человека. — СПб., 1997.
Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. — Л., 1968.
Асмолов А. Г. Психология личности. — М., 1990.
Асмолов А. Г., Петровский В.А. О динамическом подходе к психологическому анализу деятельности // Вопросы психологии. — 1978. — № 1.
Барбакова К. Г., Мансуров В.А. Интеллигенция и власть. — М., 1991.
Бахтин М. М. Автор и герой в эстетической деятельности // Человек в мире слов / Сост. О.Е.Оссовский. — М., 1996.
Берг В. Карьера — суперигра. — М., 1998.
Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. — М., 1988.
Бжезинский 3. Великая шахматная доска: Господство Америки и его геополитические императивы. — М., 1998.
Богоявленская Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. — Ростов н/Д, 1983.
Бодалев А. А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условные достижения. — М., 1998.
Бодров В. А. Психология профессиональной пригодности. — М., 2001.
Борисова Е.М., Гуревич КМ. Психологическая диагностика в школьной профориентации // Вопросы психологии. — 1988. — № 1.
Братусь Б. С. Психология в моей жизни (интервью с Б. С. Брату-сем) // Мир психологии и психология в мире. — 1994. — № 10.
Буркхарт Г. Возьми жизнь в свои руки: Работа над собственной биографией. — М., 2001.
Бурлачук Л.Ф., Морозов СМ. Словарь-справочник по психологической диагностике. — Киев, 1989.
В поисках смысла. Мудрость тысячелетий / Сост. А. Е. Мачехин. — М., 1998.
Вайнцвайг П. Десять заповедей творческой личности. — М., 1990.
Веселова В. В. Билет в будущее // Знание. Сер. «Педагогика и психология». - 1990.-№ 1.
Вульфов Б.З., Иванов В. Д. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках. — М., 1997.
Выготский Л. С. Психология искусства. — М., 1987.
Галкина О. И., Каверина Р.Д., Климов Е.А. и др. Информационно-поисковая система «Профессиография». — Л., 1972.
Гарин И. И. Воскрешение духа: В 2 т. — Т.2. — М., 1992.
4S4
Гинзбург М. Р. Психологическое содержание жизненного поля лично