ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 471
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
другие ядра в процессе развития (там же, с. 250). Субъектное составляет субстанциальную (самопричинную и самодействуюг. основу активности человека как субъекта психики. Субстанцш ные интуиции субъектного ядра — «изначально интегрирован* онтопсихические образования, несущие в себе "сущности! код" онтопсихических превращений индивида в направлен! достижения им подлинного человеческого бытия в мире» (г же, с. 151).
Состав субстанциальных интуиции субъектного ядра: экзисте! циальная («я присутствую, существую, живу»); интенциональна («я хочу, желаю, стремлюсь»); потенциальная («я могу, уме» способен»); виртуальная («я выбираю, намереваюсь, решаю»} актуальная («я реализую, выполняю, достигаю»); рефлексивна] («я оцениваю, примеряю, сравниваю»); экспириентальная («1 имею, содержу, владею»).
«Субъектные механизмы психической активности» (там же, с. 253 255) — самовопрошание, актицинирующее полагание, самопс
160
тенциирование, самоопределение, самоактуализация, самооценивание, самоапперцепция. Самовопрошание возглавляет и завершает развитие; основное переживание — «я существую» («снимает» экзистенциальную интуицию субъектного ядра); основное переживание антиципирующего целеполагания — «хочу быть человеком» (реализует интенциальную интуицию); переживание самопотен-циирования — «я могу быть человеком» (снимает потенциальную интуицию); самоопределение — способность к соотнесению поставленных целей, избранных средств и ситуации действования, основное переживание — «я уверен в успехе, принимаю решение и начинаю действовать» (снимает виртуальную интуицию); самоактуализация превращает намерение в действие, идеальное — в реальное, цель — в результат, основное переживание — «я должен достичь поставленную цель» (снимает актуальную интуицию); самооценивание устанавливает факт достижения или недостижения цели, это интеграция всех названных механизмов, основное переживание — «я доволен/не доволен полученным результатом» (снимает рефлексивную интуицию); самоапперцепция — воспроизводство индивидуального психологического опыта, переживание — «я обретаю необходимый опыт субъектной активности в становлении себя человеком» (снимает экспириентальную интуицию) (там же).
Подытоживая размышления ряда авторов, можно сказать, что
в ходе развития субъект психической активности является образованием единым, целостным и неделимым, не подлежащим в онтологическом смысле удвоению, раздвоению и тиражированию. Допустимо мыслить лишь возможность создания самим субъектом живой проекции себя как «внутреннего оппонента» или как предмета интроспекции, самопознания и т.п. Психоэнергетический источник субъектной активности — противоречие между субстанциальным содержанием, заложенным в субъектном ядре, и реальными психобиологическими и психосоциальными условиями осуществления этой сущности. «Таким образом, речь должна идти не о возникновении субъектной психической активности в дошкольном, младшем школьном, подростковом или каком-либо другом возрасте, но о ее генетических Уровнях и формах. Причем на каждом из этапов онтогенеза индивид выступает как целостный субъект психической активности определенного уровня развития. Иными словами, субъект всегда имеется, «наличествует» и всегда находится в состоянии самоста-новления, самосовершенствования и саморазвития» (там же, с. 257). Автор считает, что к этапу совершеннолетия «самопробуждают-ся» все субстанциальные интуиции субъектного ядра; включаются 15 развитие все соответствующие им субъектные механизмы психической активности, «новообразуются» все основные психиче-ские функции.
161
"рпжникова
Таким образом, можно говорить о развитии самой субъектно-1 сти. При этом развитие субъекта профессионального самоопреде-1 ления неизбежно проходит через кризисы, которые еще пред сто- i ит осознать, для того чтобы контролировать и корректировать] процесс их протекания. Поскольку кризисы становления субъекта: неизбежны, постольку на первый план выдвигается такое важное условие полноценного формирование субъекта профессионального самоопределения, как готовность клиента преодолевать эти кри-? зисные ситуации. И здесь важнейшим становится не столько ин-1 теллект (или другие традиционно выделяемые «качества»), сколь-|
ко морально-волевая основа самоопределения. При этом сама воля! имеет смысл лишь при осознанном выборе жизненной и профес* сиональной цели, а также при стремлении к этой цели.
В связи с этим возникают даже несколько парадоксальных си*|
туаций. Одна из таких ситуаций связана с часто возникающей ж
субъекта профессионального самоопределения необходимостью
сознательно отказываться от тех своих желаний (и соответствую
щих целей), которые уже не соответствуют его изменившимся (*
развившимся) представлениям о счастье и жизненном успехе. Здес
приходится ставить под сомнение традиционно выделяемое в про4
ориентации требование всегда учитывать желания самоопреде!
ляющегося человека (его «хочу»). !'
Другая ситуация связана с необходимостью отказываться учета имеющихся способностей и возможностей для достижеш профессиональных и жизненных целей. Поскольку способное! не только меняются в ходе развития самоопределяющегося пох ростка, но и изменяются им самим (или с помощью воспитаг лей и родителей) произвольно, то традиционное «могу» так ставится под сомнение. Если мы основываемся в своих рассужд^ ниях на «морально-волевой» составляющей субъектности, то долз| ны ориентироваться на неизбежное изменение имеющихся спс собностей («могу») в результате волевых усилий становящег"" субъекта профессионального самоопределения.
Наконец, сомнения вызывает и традиционно выделяемое профориентации «надо», т.е. учет потребности общества («ры"" труда») в выбираемой профессии. Неясно, кто определяет «надо» и всегда ли оно вызвано объективными социально-эко* мическими обстоятельствами. Мы можем предположить, что ра витый субъект самоопределения (как и развития личность) дс жен самостоятельно определять, что является «должным» и «су ностным» как для собственного развития, так и для развития щества, а не просто подстраиваться под конъюнктуру «рынка тру и имеющиеся общественные предрассудки. Все это также пре,г лагает у клиента развитую волю, т.е. его готовность самостоят но ориентироваться в общественных процессах, мучительно nj одолевая стереотипы общественного (массового) сознания.
162
5.4. Основные линии развития субъекта
профессионального и личностного самоопределения
Развитие субъектности в профессиональном и личностном самоопределении можно рассматривать в контексте формирования готовности к построению и реализации образов и идеалов, к которым стремится развивающаяся личность. Предполагается, что каждый человек выбирает для себя лучшие образы, понимая их по-своему. Это стремление к лучшим образам и идеалам условно обозначается как «элитарные ориентации» самоопределяющейся и развивающейся личности (см.: Пряжников Н.С., 2000, с. 138-144).
В таком контексте на уровне онтогенеза конкретного человека можно выделить следующие линии развития субъекта самоопределения (и соответствующего анализа):
линия развития фантастического (сказочного, мифологического) представления об элите;
линия развития независимости от внешнего окружения (родителей, воспитателей, учителей, начальников);
линия развития внутренней свободы и самостоятельности личности (как «преодоление самого себя как части толпы» — по Ф.Ницше, как «преодоление в себе бессознательного толпы» — по К. Г. Юнгу; как переход от «мничности» к «личности» — по В.В.Петухову).
При этом исходной позицией является общая логика развития чувств, намеченная еще Л. С. Выготским: путь от интер- к интра-психической функции сознания, когда ребенок сначала воспринимает чувства других людей, близких и в общении с ними воспринимает саму структуру и смысл чувств.
Линия развития фантастического представления об элите. Эта линия связана с исследованием развития представлений о соотношении высшего, элитного и массового, относящегося к жизни простолюдинов.
Вероятно, в качестве первых «учителей-просветителей» здесь выступают авторы (и исполнители) различных сказок, легенд, мифов, на которых воспитываются все дети мира. Наиболее типичный сюжет многих сказок связан с тем, как главный герой в результате невероятных, волшебных событий из простолюдина превращается в принца, короля, героя-спасителя, который получает обычно в награду принцессу, корону и т.п. Особенностью Детских сказок является то, что они пронизаны идеей добра, поэтому в итоге на троне оказывается человек добрый, умный и
прекрасный, т.е. элитарность уже с детства отождествляется с самыми достойными качествами человека. Дж. Родари пишет, что главными персонажами детской сказки являются «король», «королева» (мать), «принц» или «принцесса» (часто отождествляются
163
с самим ребенком), «фея-волшебница», «черт», «злодей» (оли-i цетворяют зло), и отмечает, что «нельзя недооценивать воспита-? тельной роли утопии» (Родари Дж., 1990, с. 112—114).
Э. Берн считает, что иллюзии, на которых основаны «жизнен-* ные сценарии» многих людей, формируются уже у маленьких де* тей, например образ доброго Санта-Клауса, который следит за их поведением и все учитывает. «Большинство людей всю жизнь: Санта-Клауса или кого-то на него похожего», — пишет Э.Бер* (Берн Э., 1988, с. 252).
В подростковом и далее во взрослом возрасте наблюдается прин*| ципиальное раздвоение этой линии развития:
О «несомненной связи, которая существует между эмоциями| фантазией» прекрасно сказал Л.С.Выготский: «...чувство и фат тазия являются не двумя друг от друга отдаленными процессам! но, в сущности, одним и тем же процессом, и мы вправе смс реть на фантазию как на центральное выражение эмоционально реакции» (Выготский Л. С, 1987, с. 199). Анализируя условия пЩ строения человеческой биографии, Б.Ливехуд отмечает, что «де ские фантазии являются основой, на которой в будущей npocj сиональной и социальной жизни разовьются творческие спосс ности» (Ливехуд Б., 1994, с. 44).
Особенно обостряется поиск элитарного идеала в подростку вом возрасте. В этом плане интересны слова Э.Эриксона, размьа ляющего о разрыве между моралью, выученной ребенком, и эт кой, которая еще должна быть сформирована взрослым, он пише| «Подросток готов к тому, чтобы его положение как равного бь подтверждено принятием ритуалов, "символа веры" и программ
одновременно определяющих и что есть зло. Поэтому в поисках социальных ценностей, управляющих идентичностью, подросток сталкивается с проблемами идеологии и аристократии в их самых общих смыслах. Смыслы эти связаны с представлением о том, что внутри определенного образа мира и в ходе предопределенного исторического процесса наилучшие люди будут приходить к руководству, и руководство будет развивать в людях самое лучшее. Для того чтобы не стать циниками и не впасть в апатию, молодые люди должны быть способны каким-то образом убедить себя в том, что те, кто преуспевает во взрослом мире, при этом взваливают себе на плечи обязанность быть лучшими из лучших» (Эрик-сон Э., 1993, с. 32).
К сожалению, часто подростки бывают потом разочарованы, встречая взрослых, которые хоть и руководят, но не взваливают себе на плечи настоящую ответственность.
Одним из вариантов линии развития фантастического представления об элитном можно считать обращение к Богу. В своих высших проявлениях это может быть ориентация на высшие идеалы самосовершенствования, когда, как отмечает С. Франк, происходит «взращивание в себе сил добра и правды через действенное вживание человека в Первоисточник жизни — Бога», это «Бо-гочеловеческий процесс», в котором человек «только соучаствует», но именно так человеческая жизнь утверждается в своем «подлинном смысле» (Франк С, 1992, с. 39). Но другой выдающийся мыслитель — Ф. Ницше писал, что «религия — дело черни» (цит. по: Гарин И. И., 1992, т. 2, с. 241). Можно лишь воскликнуть: «Как все непросто!» А разбираться в этом приходится каждому человеку самостоятельно.
Религиозно-мистический и мифологический пути понимания элитарного идеала и соприкосновения с высшими смыслами бытия очень непросты и противоречивы и могут быть осмыслены психологией лишь на принципиально новых основаниях. Выделяя фазы развития ребенка и построения биографии, Б.Ливехуд отмечает, что в фазе юности (примерно в 16—17 лет) человек пытается определить свое отношение к миру и осуществляет поиск образа мира, что такие стремления в этом возрасте часто имеют еще религиозный характер, но все-таки завершаются «выбором места учебы и профессии» (Ливехуд Б., 1994, с. 45).
Часто именно фантастическое представление об элите и о своей сопричастности этой элите является основой для возникновения и развития чувства элитарности или же не менее сильного чувства (переживания) своего несоответствия элитарному идеалу. Причем, как отмечает Е.Дрейкурс-Фергюсон, важно то, что человек верит в реальность своего понимания мира, которая и «является истинным событием в его судьбе» (Дрейкурс-Фергюсон Е., 1995, с. 39).
Состав субстанциальных интуиции субъектного ядра: экзисте! циальная («я присутствую, существую, живу»); интенциональна («я хочу, желаю, стремлюсь»); потенциальная («я могу, уме» способен»); виртуальная («я выбираю, намереваюсь, решаю»} актуальная («я реализую, выполняю, достигаю»); рефлексивна] («я оцениваю, примеряю, сравниваю»); экспириентальная («1 имею, содержу, владею»).
«Субъектные механизмы психической активности» (там же, с. 253 255) — самовопрошание, актицинирующее полагание, самопс
160
тенциирование, самоопределение, самоактуализация, самооценивание, самоапперцепция. Самовопрошание возглавляет и завершает развитие; основное переживание — «я существую» («снимает» экзистенциальную интуицию субъектного ядра); основное переживание антиципирующего целеполагания — «хочу быть человеком» (реализует интенциальную интуицию); переживание самопотен-циирования — «я могу быть человеком» (снимает потенциальную интуицию); самоопределение — способность к соотнесению поставленных целей, избранных средств и ситуации действования, основное переживание — «я уверен в успехе, принимаю решение и начинаю действовать» (снимает виртуальную интуицию); самоактуализация превращает намерение в действие, идеальное — в реальное, цель — в результат, основное переживание — «я должен достичь поставленную цель» (снимает актуальную интуицию); самооценивание устанавливает факт достижения или недостижения цели, это интеграция всех названных механизмов, основное переживание — «я доволен/не доволен полученным результатом» (снимает рефлексивную интуицию); самоапперцепция — воспроизводство индивидуального психологического опыта, переживание — «я обретаю необходимый опыт субъектной активности в становлении себя человеком» (снимает экспириентальную интуицию) (там же).
Подытоживая размышления ряда авторов, можно сказать, что
в ходе развития субъект психической активности является образованием единым, целостным и неделимым, не подлежащим в онтологическом смысле удвоению, раздвоению и тиражированию. Допустимо мыслить лишь возможность создания самим субъектом живой проекции себя как «внутреннего оппонента» или как предмета интроспекции, самопознания и т.п. Психоэнергетический источник субъектной активности — противоречие между субстанциальным содержанием, заложенным в субъектном ядре, и реальными психобиологическими и психосоциальными условиями осуществления этой сущности. «Таким образом, речь должна идти не о возникновении субъектной психической активности в дошкольном, младшем школьном, подростковом или каком-либо другом возрасте, но о ее генетических Уровнях и формах. Причем на каждом из этапов онтогенеза индивид выступает как целостный субъект психической активности определенного уровня развития. Иными словами, субъект всегда имеется, «наличествует» и всегда находится в состоянии самоста-новления, самосовершенствования и саморазвития» (там же, с. 257). Автор считает, что к этапу совершеннолетия «самопробуждают-ся» все субстанциальные интуиции субъектного ядра; включаются 15 развитие все соответствующие им субъектные механизмы психической активности, «новообразуются» все основные психиче-ские функции.
161
"рпжникова
Таким образом, можно говорить о развитии самой субъектно-1 сти. При этом развитие субъекта профессионального самоопреде-1 ления неизбежно проходит через кризисы, которые еще пред сто- i ит осознать, для того чтобы контролировать и корректировать] процесс их протекания. Поскольку кризисы становления субъекта: неизбежны, постольку на первый план выдвигается такое важное условие полноценного формирование субъекта профессионального самоопределения, как готовность клиента преодолевать эти кри-? зисные ситуации. И здесь важнейшим становится не столько ин-1 теллект (или другие традиционно выделяемые «качества»), сколь-|
ко морально-волевая основа самоопределения. При этом сама воля! имеет смысл лишь при осознанном выборе жизненной и профес* сиональной цели, а также при стремлении к этой цели.
В связи с этим возникают даже несколько парадоксальных си*|
туаций. Одна из таких ситуаций связана с часто возникающей ж
субъекта профессионального самоопределения необходимостью
сознательно отказываться от тех своих желаний (и соответствую
щих целей), которые уже не соответствуют его изменившимся (*
развившимся) представлениям о счастье и жизненном успехе. Здес
приходится ставить под сомнение традиционно выделяемое в про4
ориентации требование всегда учитывать желания самоопреде!
ляющегося человека (его «хочу»). !'
Другая ситуация связана с необходимостью отказываться учета имеющихся способностей и возможностей для достижеш профессиональных и жизненных целей. Поскольку способное! не только меняются в ходе развития самоопределяющегося пох ростка, но и изменяются им самим (или с помощью воспитаг лей и родителей) произвольно, то традиционное «могу» так ставится под сомнение. Если мы основываемся в своих рассужд^ ниях на «морально-волевой» составляющей субъектности, то долз| ны ориентироваться на неизбежное изменение имеющихся спс собностей («могу») в результате волевых усилий становящег"" субъекта профессионального самоопределения.
Наконец, сомнения вызывает и традиционно выделяемое профориентации «надо», т.е. учет потребности общества («ры"" труда») в выбираемой профессии. Неясно, кто определяет «надо» и всегда ли оно вызвано объективными социально-эко* мическими обстоятельствами. Мы можем предположить, что ра витый субъект самоопределения (как и развития личность) дс жен самостоятельно определять, что является «должным» и «су ностным» как для собственного развития, так и для развития щества, а не просто подстраиваться под конъюнктуру «рынка тру и имеющиеся общественные предрассудки. Все это также пре,г лагает у клиента развитую волю, т.е. его готовность самостоят но ориентироваться в общественных процессах, мучительно nj одолевая стереотипы общественного (массового) сознания.
162
5.4. Основные линии развития субъекта
профессионального и личностного самоопределения
Развитие субъектности в профессиональном и личностном самоопределении можно рассматривать в контексте формирования готовности к построению и реализации образов и идеалов, к которым стремится развивающаяся личность. Предполагается, что каждый человек выбирает для себя лучшие образы, понимая их по-своему. Это стремление к лучшим образам и идеалам условно обозначается как «элитарные ориентации» самоопределяющейся и развивающейся личности (см.: Пряжников Н.С., 2000, с. 138-144).
В таком контексте на уровне онтогенеза конкретного человека можно выделить следующие линии развития субъекта самоопределения (и соответствующего анализа):
линия развития фантастического (сказочного, мифологического) представления об элите;
линия развития независимости от внешнего окружения (родителей, воспитателей, учителей, начальников);
линия развития внутренней свободы и самостоятельности личности (как «преодоление самого себя как части толпы» — по Ф.Ницше, как «преодоление в себе бессознательного толпы» — по К. Г. Юнгу; как переход от «мничности» к «личности» — по В.В.Петухову).
При этом исходной позицией является общая логика развития чувств, намеченная еще Л. С. Выготским: путь от интер- к интра-психической функции сознания, когда ребенок сначала воспринимает чувства других людей, близких и в общении с ними воспринимает саму структуру и смысл чувств.
Линия развития фантастического представления об элите. Эта линия связана с исследованием развития представлений о соотношении высшего, элитного и массового, относящегося к жизни простолюдинов.
Вероятно, в качестве первых «учителей-просветителей» здесь выступают авторы (и исполнители) различных сказок, легенд, мифов, на которых воспитываются все дети мира. Наиболее типичный сюжет многих сказок связан с тем, как главный герой в результате невероятных, волшебных событий из простолюдина превращается в принца, короля, героя-спасителя, который получает обычно в награду принцессу, корону и т.п. Особенностью Детских сказок является то, что они пронизаны идеей добра, поэтому в итоге на троне оказывается человек добрый, умный и
прекрасный, т.е. элитарность уже с детства отождествляется с самыми достойными качествами человека. Дж. Родари пишет, что главными персонажами детской сказки являются «король», «королева» (мать), «принц» или «принцесса» (часто отождествляются
163
с самим ребенком), «фея-волшебница», «черт», «злодей» (оли-i цетворяют зло), и отмечает, что «нельзя недооценивать воспита-? тельной роли утопии» (Родари Дж., 1990, с. 112—114).
Э. Берн считает, что иллюзии, на которых основаны «жизнен-* ные сценарии» многих людей, формируются уже у маленьких де* тей, например образ доброго Санта-Клауса, который следит за их поведением и все учитывает. «Большинство людей всю жизнь: Санта-Клауса или кого-то на него похожего», — пишет Э.Бер* (Берн Э., 1988, с. 252).
В подростковом и далее во взрослом возрасте наблюдается прин*| ципиальное раздвоение этой линии развития:
-
человек не стремится (или не может) понять реальность
определить свое место (смысл) жизни в этой реальности, что, п|
словам В. В. Петухова, означает для него катастрофу (Петухов В. Щ
1996, с. 103), и тогда человек начинает выдумывать себе сказ*
как бы оправдывая этим свое существование. В этом случае моя
говорить о «мнимой личности» («мничности»), поскольку,
ртмечает В. В. Петухов, «выдуманная "сказка" суть просто лоя
без намека — фантомная "культура", имитирующая подлинную!
"моделирующая собственный сон"» (там же, с. 35). Э. Берн nnuieij
что все люди в итоге делятся на тех, кто «живет в ожидании Санц
Клауса (Жизни)» и кто живет «в ожидании Смерти, мрачной
гуры с косой в руках» (Берн Э., 1988, с. 252); -
человек все-таки обретает смысл, выделяет для себя дс
стойный элитарный идеал и, таким образом, создает основу,
настоящего чувства гордости и значимости собственной жизщ
В этом случае даже построение недостижимого идеала (тоже свой
образной фантазии) вполне оправданно, поскольку, как ска
Г. Селье, «идеалы создаются не для того, чтобы их достигать,
для того, чтобы указывать путь» (Селье Г., 1987, с. 45).
О «несомненной связи, которая существует между эмоциями| фантазией» прекрасно сказал Л.С.Выготский: «...чувство и фат тазия являются не двумя друг от друга отдаленными процессам! но, в сущности, одним и тем же процессом, и мы вправе смс реть на фантазию как на центральное выражение эмоционально реакции» (Выготский Л. С, 1987, с. 199). Анализируя условия пЩ строения человеческой биографии, Б.Ливехуд отмечает, что «де ские фантазии являются основой, на которой в будущей npocj сиональной и социальной жизни разовьются творческие спосс ности» (Ливехуд Б., 1994, с. 44).
Особенно обостряется поиск элитарного идеала в подростку вом возрасте. В этом плане интересны слова Э.Эриксона, размьа ляющего о разрыве между моралью, выученной ребенком, и эт кой, которая еще должна быть сформирована взрослым, он пише| «Подросток готов к тому, чтобы его положение как равного бь подтверждено принятием ритуалов, "символа веры" и программ
одновременно определяющих и что есть зло. Поэтому в поисках социальных ценностей, управляющих идентичностью, подросток сталкивается с проблемами идеологии и аристократии в их самых общих смыслах. Смыслы эти связаны с представлением о том, что внутри определенного образа мира и в ходе предопределенного исторического процесса наилучшие люди будут приходить к руководству, и руководство будет развивать в людях самое лучшее. Для того чтобы не стать циниками и не впасть в апатию, молодые люди должны быть способны каким-то образом убедить себя в том, что те, кто преуспевает во взрослом мире, при этом взваливают себе на плечи обязанность быть лучшими из лучших» (Эрик-сон Э., 1993, с. 32).
К сожалению, часто подростки бывают потом разочарованы, встречая взрослых, которые хоть и руководят, но не взваливают себе на плечи настоящую ответственность.
Одним из вариантов линии развития фантастического представления об элитном можно считать обращение к Богу. В своих высших проявлениях это может быть ориентация на высшие идеалы самосовершенствования, когда, как отмечает С. Франк, происходит «взращивание в себе сил добра и правды через действенное вживание человека в Первоисточник жизни — Бога», это «Бо-гочеловеческий процесс», в котором человек «только соучаствует», но именно так человеческая жизнь утверждается в своем «подлинном смысле» (Франк С, 1992, с. 39). Но другой выдающийся мыслитель — Ф. Ницше писал, что «религия — дело черни» (цит. по: Гарин И. И., 1992, т. 2, с. 241). Можно лишь воскликнуть: «Как все непросто!» А разбираться в этом приходится каждому человеку самостоятельно.
Религиозно-мистический и мифологический пути понимания элитарного идеала и соприкосновения с высшими смыслами бытия очень непросты и противоречивы и могут быть осмыслены психологией лишь на принципиально новых основаниях. Выделяя фазы развития ребенка и построения биографии, Б.Ливехуд отмечает, что в фазе юности (примерно в 16—17 лет) человек пытается определить свое отношение к миру и осуществляет поиск образа мира, что такие стремления в этом возрасте часто имеют еще религиозный характер, но все-таки завершаются «выбором места учебы и профессии» (Ливехуд Б., 1994, с. 45).
Часто именно фантастическое представление об элите и о своей сопричастности этой элите является основой для возникновения и развития чувства элитарности или же не менее сильного чувства (переживания) своего несоответствия элитарному идеалу. Причем, как отмечает Е.Дрейкурс-Фергюсон, важно то, что человек верит в реальность своего понимания мира, которая и «является истинным событием в его судьбе» (Дрейкурс-Фергюсон Е., 1995, с. 39).