Файл: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 28

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Если точка поставлена ближе к пределам круга, то человек обладает ярко выраженным темпераментом и характеристикой коммуникативной направленности, если точка расположена ближе к центру круга, то человек проявляет склонность к адаптивному поведению, т.е. управляет своими индивидными свойствами.

В этом исследовании, на которое отводится определенное количество времени (10 минут) важно наблюдать за респондентом, а также засекать время, в течение которого была заполнена методика. Слишком быстрое или слишком медленное заполнение бланка, иногда даже требование повышения количества времени, свидетельствуют об отклонениях в индивидных свойствах человека.

Считается, что на заполнение опросника много времени затрачивают сдержанные, внутренне конфликтные субъекты, налаживающие контакт с внешним миром не непосредственно, естественным ритмом, а на основе акта напряженной объективации.

Напротив, мало времени на заполнение опросника тратят легкомысленные субъекты, которые несерьезно относятся к исследованию, уделяют ему недостаточное количество внимания, что может отразиться на достоверности полученных результатов.

2.2. Особенности полученных результатов исследования

Результаты изучения особенностей каналов экспрессии представлены в Таблице 2.

Таблица 2 – Результаты исследования по вопроснику эмоциональной экспрессии

№ испытуемого

громкость голоса

темп речи

образность речи

сбой речи

интонация

двигательная активность

лишние движения

мимика

недифферецированность по каналам экспрессии

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

испытуемый 1

12

9

12

3

9

10

6

3

13

испытуемый №2

10

5

7

6

15

6

5

14

18

испытуемый №3

9

0

6

6

6

0

6

6

6

испытуемый №4

8

9

8

5

6

8

3

6

14

испытуемый №5

5

6

9

6

9

12

5

9

12

испытуемый №6

5

3

7

9

6

6

5

12

10

испытуемый №7

9

6

3

6

14

6

5

3

18

испытуемый №8

8

5

12

5

10

6

9

6

10

испытуемый №9

3

7

5

0

5

6

8

9

14

испытуемый №10

5

6

3

6

0

10

6

10

10

испытуемый №11

9

9

6

6

6

3

6

6

14

испытуемый №12

5

6

12

3

15

6

10

8

12

испытуемый №13

8

5

10

6

9

6

6

8

18

испытуемый №14

5

6

3

6

6

6

0

6

6

испытуемый №15

9

3

3

6

5

14

6

10

18

испытуемый №16

12

9

12

3

9

6

10

6

13

испытуемый №17

9

0

6

6

6

3

6

6

6

испытуемый №18

8

5

12

5

10

9

6

3

10

испытуемый №19

10

10

6

6

9

9

6

3

14

испытуемый №20

5

6

3

6

0

10

6

10

14

испытуемый №21

8

9

8

5

6

6

0

6

6

испытуемый №22

5

3

7

9

6

3

10

12

10

испытуемый №23

6

5

7

9

6

3

12

14

18

испытуемый №24

9

6

3

6

14

6

5

3

12

испытуемый №25

9

12

12

3

15

6

10

8

12

испытуемый №26

5

5

3

6

0

10

6

10

10

испытуемый №27

9

6

3

6

14

6

5

3

18

испытуемый №28

8

9

8

5

6

9

6

10

10

испытуемый №29

5

3

3

6

0

3

6

6

6

испытуемый №30

12

9

3

6

15

10

6

10

18

испытуемый №31

5

6

3

6

0

10

6

10

14

испытуемый №32

5

6

3

6

0

10

6

10

10

испытуемый №33

9

9

6

6

6

3

6

6

14

испытуемый №34

9

9

6

6

6

3

6

6

14

испытуемый №35

5

6

12

3

15

6

10

8

12

испытуемый №36

8

9

8

5

6

6

0

6

6

испытуемый №37

10

10

6

6

9

9

6

3

14

испытуемый №38

9

12

12

3

15

6

10

8

12

испытуемый №39

9

0

6

6

6

3

6

6

6

испытуемый №40

8

5

12

5

10

9

6

3

10

испытуемый №41

9

0

6

6

6

3

6

6

6

испытуемый №42

8

5

12

5

10

9

6

3

10

испытуемый №43

10

5

7

6

15

6

5

14

18

испытуемый №44

9

0

6

6

6

0

6

6

6

испытуемый №45

9

9

6

6

6

3

6

6

14

испытуемый №46

5

3

3

6

0

3

6

6

6

испытуемый №47

12

9

12

3

9

10

6

3

13

испытуемый №48

8

9

8

5

6

9

6

10

10

испытуемый №49

8

9

8

5

6

8

3

6

14

испытуемый №50

9

9

6

6

6

3

6

6

14


Согласно данному исследованию мы можем сгруппировать три основных фактора экспрессивности: внешнюю выразительность эмоциональной экспрессии, степень активности поведения при влиянии на него эмоциональной составляющей и нарушения в поведении при сильных эмоциях.

Результаты исследования контроля состояния речи представлены в таблице 3.

Таблица 3 – Результаты исследования карты контроля состояния речи

NN испытуемого

наиболее выраженные экспрессивные каналы

уровень речевой тревожности

1

2

3

испытуемый 1

громкость речи, образность речи, двигательная активность

средний

испытуемый №2

интонация, мимика

средний

испытуемый №3

недифференцирован

высокий

испытуемый №4

темп речи

средний

испытуемый №5

лишние движения, интонация, образность речи

средний

испытуемый №6

мимика, сбой речи

высокий

испытуемый №7

интонация, громкость речи

средний

испытуемый №8

образность речи, интонация

средний

испытуемый №9

мимика

высокий

испытуемый №10

двигательная активность, мимика

средний

испытуемый №11

темп речи, громкость речи

средний

испытуемый №12

интонация, образность речи

высокий

испытуемый №13

образность речи, интонация

средний

испытуемый №14

недифференцирован

средний

испытуемый №15

мимика, двигательная активность

высокий

испытуемый №16

громкость речи, образность речи, лишние движения

средний

испытуемый №17

громкость речи

высокий

испытуемый №18

интонация, лишние движения

средний

испытуемый №19

громкость речи, темп речи

средний

испытуемый №20

мимика, лишние движения

средний

испытуемый №21

темп речи

средний

испытуемый №22

лишние движения, сбой речи

высокий

испытуемый №23

лишние движения, мимика

высокий

испытуемый №24

громкость речи, интонация

средний

испытуемый №25

темп речи, интонация

средний

испытуемый №26

двигательная активность, мимика

средний

испытуемый №27

громкость речи, интонация

средний

испытуемый №28

темп речи, двигательная активность, мимика

средний

испытуемый №29

сбой речи, мимика, лишние движения

высокий

испытуемый №30

мимика, двигательная активность

высокий

испытуемый №31

двигательная активность, мимика

средний

испытуемый №32

темп речи, громкость речи

средний

испытуемый №33

интонация, лишние движения

высокий

испытуемый №34

громкость речи, интонация

средний

испытуемый №35

интонация, лишние движения

высокий

испытуемый №36

громкость речи, темп речи

средний

испытуемый №37

лишние движения, сбой речи

высокий

испытуемый №38

темп речи, интонация

средний

испытуемый №39

громкость речи, интонация

средний

испытуемый №40

темп речи, интонация

средний

испытуемый №41

темп речи, двигательная активность, мимика

средний

испытуемый №42

интонация, лишние движения

высокий

испытуемый №43

мимика, двигательная активность

высокий

испытуемый №44

двигательная активность, мимика

высокий

испытуемый №45

громкость речи, темп речи

средний

испытуемый №46

темп речи

средний

испытуемый №47

громкость речи, интонация

средний

испытуемый №48

громкость речи, интонация

средний

испытуемый №49

двигательная активность, мимика

высокий

испытуемый №50

громкость речи, интонация

средний


Покажем взаимосвязь методик на рисунке 2.

Рисунок 2 – Связь речевой тревожности с экспрессивными каналами

Анализируя сводную таблицу 4, мы можем сказать, что преобладающим типом темперамента среди обследуемых является холерический, большинство респондентов – экстраверты.

Таблица 4 – Результаты исследования по тесту Айзенка

Испытуемый

Баллы

Темперамент

Испытуемый

Баллы

Темперамент

1

Э-11

Сангвиник

26

И-2

Флегматик

Н-9

H-2

2

Э-20

Холерик

27

И-3

Флегматик

Н-11

Н-4

3

Э-19

Холерик

28

Э-19

Холерик

Н-11

Н-20

4

Э-13

Холерик

29

Э-20

Сангвиник

Н-16

Н-2

Продолжение таблицы 4

5

Э-15

Холерик

30

Э-17

Холерик

Н-21

Н-15

6

Э-18

Сангвиник

31

Э-13

Холерик

Н-8

Н-13

7

И-3

Меланхолик

32

И-10

Флегматик

Н-10

Н-2

8

Э-12

Холерик

33

Э-17

Холерик

Н-18

Н-17

9

Э-15

Холерик

34

Э-13

Сангвиник

Н-15

Н-5

10

Э-15

Холерик

35

Э-19

Недостоверный результат

Н-18

Н-12

11

Э-11

Сангвиник

36

И-2

Флегматик

Н-9

H-2

12

Э-20

Холерик

37

И-3

Флегматик

Н-11

Н-4

13

Э-19

Холерик

38

Э-19

Холерик

Н-11

Н-20

14

Э-13

Холерик

39

Э-20

Сангвиник

Н-16

Н-2

15

Э-15

Холерик

40

Э-17

Холерик

Н-21

Н-15

16

Э-18

Сангвиник

41

Э-13

Холерик

Н-8

Н-13

17

И-3

Меланхолик

42

И-10

Флегматик

Н-10

Н-2

18

Э-12

Холерик

43

Э-17

Холерик

Н-18

Н-17

19

Э-15

Холерик

44

Э-13

Сангвиник

Н-15

Н-5

20

Э-15

Холерик

45

Э-19

Недостоверный результат

Н-18

Н-12

21

Э-20

Холерик

46

И-3

Флегматик

Н-11

Н-4

22

Э-19

Холерик

47

Э-19

Холерик

Н-11

Н-20

23

Э-13

Холерик

48

Э-20

Сангвиник

Н-16

Н-2

24

Э-18

Сангвиник

49

Э-13

Холерик

Н-8

Н-13

25

И-3

Меланхолик

50

И-10

Флегматик

Н-10

Н-2


На рисунках 3 и 4 представим взаимосвязь между типом темперамента и уровнем речевой тревожности, а также зависимость ведущих каналов экспрессии от темперамента личности.

Рисунок 3 – Связь между уровнем речевой тревожности и типом темперамента

Рисунок 4 – Зависимость ведущих каналов экспрессии от типов
темперамента

В результате проведенных исследований речевой тревожности, выраженности эмоциональной экспрессии невербальными способами мы постарались сделать соответствующее обобщение полученных данных с результатами теста «Какой у Вас темперамент?».

Мы можем сказать, что для определенного типа темперамента существуют ведущие каналы выражения экспрессии:

    1. Для холериков характерны: громкий голос, образность речи, двигательная активность
    2. Для флегматиков характерны: средневыраженная громкость речи, средневыраженный темп речи
    3. Для сангвиников характерны: высокий темп речи, много лишних движений, активная мимика
    4. Для меланхоликов характерны: сбои речи, активная мимика

Проведенное исследование доказывает необходимость дальнейшего исследования взаимозависимости особенностей личности человека и его невербальных средств коммуникации, т.к. по отдельным видам невербального общения можно многое сказать о том, каков человек, и тем психологу будет проще понять человека и сделать о нем соответствующие выводы и помочь ему в практике психологического консультирования.

Выводы по главе 2

Для изучения особенностей невербальных проявлений эмоциональных состояний человека было проведено исследование, в котором приняло участие 50 респондентов.

В ходе проведенного исследования было вывялено, что людям с различным типом темперамента свойственны характерные обобщенные невербальные реакции, которые были сгруппированы в обобщающие группы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

Эмоциональные состояния являются разновидностью психических состояний человека, которые возникают в процессе жизнедеятельности субъекта и определяют не только уровень информационно-энергетического обмена, но и направленность поведения.

В качестве видов эмоциональных состояний можно выделить эмоции, аффект, страсть, настроение и чувства. Каждая из представленных категорий обладает рядом специфических особенностей выражения и протекания.


В настоящее время существует большое количество различных классификаций эмоций, каждая из которых определяется по собственному классификационному признаку. Вместе с тем, с ходом времени, представления о типах и видах эмоций могут трансформироваться, при этом, каждый автор по-своему понимает типологию эмоций, исходя из чего, предоставление из полной классификации на данный момент является психологической проблемой.

Изучением эмоций в различные периоды занималось большое количество различных авторов, которые выдвигали собственные позиции касательно данного вопроса. Исходя из этого, понимание эмоций является различным и имеет ряд специфических особенностей и трактовок.

Невербальное общение представляет собой процесс коммуникационного взаимодействия, реализующийся без использования слов. Передача информации в представленном типе общения происходит с помощью определенных бессловесных форм выражения.

В качестве основных средств невербального общения выступают кинетические, проксодические, экстралингвистические, такесические и проксемические коммуникативные средства межличностного взаимодействия.

Благодаря невербальным средствам общения происходит точная передача эмоциональных состояний, что делает данный вид передачи эмоциональных состояний наиболее точным.

В ходе эмпирического исследования было выявлено, что для людей с различным типом теперамента характерными являются различные типы эмоционального невербального реагирования.

Таким образом, цель работы выполнена, задачи решены.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Аминов И. И. Психология делового общения. Учебное пособие. М.: Омега – Л. – 2007.- 304 с.
  2. Арбузова Е.Н., Анисимов А.И., Шатровой О.В. Практикум по психологии общения. – СПб.: Речь, 2008. – 272 с.
  3. Багдасарова Н. А.: Невербальные формы выражения эмоций в контексте разных культур: универсальное и национальное // Материалы межвузовского семинара по лингвострановедению. МГИМОМИД РФ, 2012. — МГИМО-Университет, 2009. – с. 512 – 526
  4. Бороздина Г.В. Психология делового общения: Учебник / Г.В. Бороздина. – 2-е изд. – М. : ИНФРА-М, 2004. – 295 с.
  5. Бреслав Г.М. Психология эмоций. – М.: 2007. – 544 с.
  6. Вердербер Р., Психология общения/Р. Вердербер, К. Вердербер. – М.: Прайм-Еврознак, 2007. – 416 с.
  7. Вилюнас В.К. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 2008. – 496 с.
  8. Глуханюк, Н.С. Общая психология: Учебное пособие / Н.С. Глуханюк. - М.: Академия, 2017. - 272 c.
  9. Дубина Л.В. Исследование невербальных средств коммуникации. – М.: Лаборатория книги, 2012. – 175 с.
  10. Дьяченко Л.И., Дьяченко К.В. Специфика вербального и невербального общения в России// Санкт Петербургский образовательный вестник.-2018.- C.8-10
  11. Еникеев, М.И. Общая и социальная психология: Учебник / М.И. Еникеев. - М.: Норма, НИЦ Инфра-М, 2013. - 640 c.
  12. Ерчак, Н.Т. Общая психология. Тестовые задания / Н.Т. Ерчак. - Минск: Новое знание, 2005. - 272 c.
  13. Иванников, В.А. Общая психология: Учебник для академического бакалавриата / В.А. Иванников. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 480 c.
  14. Изард К.Э. Психология эмоций. - СПб: Издательство "Питер" – 2008 – 312 с.
  15. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. - СПб: Питер, 2001 – 208 с.
  16. Коноваленко М. Ю. Психология общения : учебник для среднего профессионального образования. — Москва : Издательство Юрайт, 2017. — 468 с.
  17. Котова, И.Б. Общая психология: Учебное пособие / И.Б. Котова, О.С. Канаркевич. - М.: Дашков и К, Академцентр, 2013. - 480 c.
  18. Кузнецов И.Н. Деловое общение: Учебное пособие. М.: Дашков и К, 2012. – 528 с.
  19. Куницына В.Н. Межличностное общение. Учебник для вузов/ В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша. – СПб.: Питер, 2001. – 354 с.
  20. Лавриненко В.Н. Психология и этика делового общения: Учебник для студентов вузов / В.Н. Лавриненко. – 5-е изд., перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 415 с.
  21. Морозов В.П. Невербальная коммуникация: Экспериментально-психологические исследования / В.П. Морозов. – М. : Изд-во «Институт психологии РАН», 2011. – 528 с. 
  22. Прохоров А. Функциональные структуры и средства саморегуляции психических состояний // Психологический журнал. – 2007. – №2. – 102 с.