Файл: Налоговые правонарушения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 30

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным НК РФ (пункт 1 статьи 83 НК РФ).

Статьей 83 НК РФ установлены сроки постановки на учет в налоговых органах.[20]

Таким образом, положения статьи 83 НК РФ предусматривают обязанность налогоплательщика подать заявление о постановке на налоговый учет по каждому из предусмотренных данной статьей мест: по месту нахождения самих налогоплательщиков, по месту нахождения обособленного подразделения налогоплательщика, по месту нахождения принадлежащего недвижимого имущества и транспортных средств.

Налоговые органы осуществляют контроль за соблюдением законодательства об учете налогоплательщиков, о постановке на учет, переучете и снятии с учета налогоплательщиков, об идентификационных номерах налогоплательщиков, об учете сведений о счетах налогоплательщиков в кредитных организациях, о подготовке дел о правонарушениях, связанных с учетом налогоплательщиков, о составлении и ведении единого государственного реестра налогоплательщиков.[21]

Налоговые органы, проводя в установленном порядке камеральные налоговые проверки по учету налогоплательщиков, взаимодействуют с территориальными органами Минюста России, Минфина России, Банка России, ГТК России, ФСНП России, МВД России, Госкомстата России, других министерств и ведомств, а также с внебюджетными фондами, кредитными организациями в части получения и использования в работе информации по учету налогоплательщиков.[22]

Статья 5 Федерального закона от 8 августа 2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» обязывает организацию уведомлять налоговую инспекцию о смене руководителя организации. Также инспекцию нужно поставить в известность, если у руководителя изменились персональные данные, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц. Обо всех этих данных организация должна сообщить в течение трех дней в налоговую инспекцию, в отдел регистрации и учета налогоплательщиков. В противном случае руководителю организации грозят административные санкции.[23]


По вопросу, касающемуся административной ответственности должностных лиц за нарушение срока постановки на учет в налоговом органе, см. статью 15.3 КоАП РФ:

«1. Нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе или органе государственного внебюджетного фонда - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда.

2. Нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе или органе государственного внебюджетного фонда, сопряженное с ведением деятельности без постановки на учет в налоговом органе или органе государственного внебюджетного фонда, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда».

Статья 117. Уклонение от постановки на учет в налоговом органе – утратила силу.

Статья 118. Нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке. Нарушение налогоплательщиком установленного настоящим Кодексом срока представления в налоговый орган информации об открытии или закрытии им счета в каком-либо банке влечет взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей.

Непредставление налоговой декларации (ст. 119 НК РФ).

Согласно ст. 119 НК РФ непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного в пункте 2 комментируемой статьи, влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1000 рублей.

Сроки представления налоговых деклараций определены в соответствующих главах НК РФ и других законах, которые регулируют порядок исчисления и уплаты соответствующего налога. За нарушение этих сроков организация и ее должностные лица привлекаются к налоговой и административной ответственности.[24]

В соответствии со статьей 80 НК РФ, налоговая декларация является формой налоговой отчетности и представляется в налоговый орган каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, в сроки, установленные законодательством о налогах и сборах.


Невыполнение налогоплательщиком требований статьи 80 НК РФ и является налоговым правонарушением.[25]

В случае если налог исчисляется и уплачивается с зачетом ранее перечисленных авансовых платежей по нему, то штраф рассчитывается исходя из суммы, подлежащей доплате по декларации. При этом наличие переплаты по налогу на лицевом счете налогоплательщика от ответственности за просрочку сдачи налоговой декларации не освобождает. Не избежать штрафа и в том случае, если, несмотря на просрочку сдачи декларации, налог был уплачен вовремя.

Не подлежат представлению в налоговые органы налоговые декларации (расчеты) по тем налогам, по которым налогоплательщики освобождены от обязанности по их уплате в связи с применением специальных налоговых режимов.

Согласно Письму Минфина Российской Федерации от 16 августа 2006 года №03-02-07/1-224 штраф подлежит оплате с полной суммы налога, указанного в налоговой декларации. В данном письме специалистами Минфина РФ рассмотрен порядок расчета штрафных санкций на примере просроченной декларации по ЕСН.

По мнению Минфина РФ, при расчете суммы штрафа за несвоевременное представление налоговой декларации налоговыми органами не должны учитываться суммы, уплаченные налогоплательщиками при сдаче промежуточных расчетов по налогам.

Налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании штрафа с организации и индивидуального предпринимателя в порядке и сроки, которые предусмотрены статьями 46 и 47 НК РФ, с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в порядке и сроки, которые предусмотрены статьей 48 НК РФ (пункт 1 статьи 115 НК РФ).

Обязанность подать декларацию возникает в силу того, что организация или физическое лицо включается в состав налогоплательщиков по конкретному виду налога. Следовательно, налогоплательщик должен представить налоговую декларацию независимо от того, есть ли сумма налога к уплате или равна нулю. Это следует из пункта 1 статьи 80 НК РФ.[26]

Помимо привлечения к налоговой ответственности налоговый орган имеет право приостановить операции по счетам в банке налогоплательщика.

В соответствии с пунктом 3 статьи 76 НК РФ эта мера может быть применена в случае, если просрочка сдачи налоговой декларации достигла десяти дней.

Полная и своевременная уплата налога по декларации не освобождает налогоплательщика от ответственности за ее несвоевременное представление. Этот вывод основан на том, что уплатить налог и представить налоговую декларацию - две разные обязанности. Если налогоплательщик исполнил одну из них, это не является причиной, чтобы освободить его от ответственности за неисполнение другой. В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 112 НК РФ данное нарушение можно расценить как смягчающее ответственность обстоятельство.


Штраф, установленный статьей 119 НК РФ, применяется к налогоплательщику и в том случае, если он не представил документ, являющийся обязательным приложением к налоговой декларации (например, приложение к декларации по налогу на прибыль). Поэтому, если налогоплательщик не подал в составе декларации какое-нибудь из приложений, то считается, что налоговая декларация не подана. В данном случае нельзя одновременно наказывать налогоплательщика и по статье 126 НК РФ.

Ст. 119 НК РФ в ее конституционно-правовом истолковании, данном в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 10 июля 2003 года №316-О, не содержит оснований для привлечения налогоплательщика к ответственности за непредставление налоговой декларации, если соответствующая обязанность предусмотрена ведомственными правовыми актами.[27]

Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) (ст. 122 НК РФ).

На основании пункта 1 неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора).

Те же деяния, совершенные умышленно, влекут взыскание штрафа в размере 40 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора) (пункт 3).

В случае, если занижение налоговой базы произошло вследствие грубого нарушения правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения, то применяется ответственность, предусмотренная пунктом 3 статьи 120 НК РФ.

Если же занижение налоговой базы, повлекшее неуплату или неполную уплату сумм налога, произошло по иным основаниям, то налогоплательщик несет ответственность, предусмотренную статьей 122 НК РФ. Отметим, что налогоплательщик не может быть одновременно привлечен к ответственности по статье 120 (пункт 3) и 123 НК РФ.

Ответственность по указанной статье в соответствии со сложившейся практикой наступает в случаях выявления нарушения налогового законодательства в ходе как выездной, так и камеральной проверок.[28]

В пункте 42 Постановления Пленума ВАС Российской Федерации от 28 февраля 2001 года №5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» указано, что при применении статьи 122 НК РФ необходимо иметь в виду, что «неуплата или неполная уплата сумм налога» означает возникновение у налогоплательщика задолженности перед соответствующим бюджетом (внебюджетным фондом) по уплате конкретного налога в результате совершения указанных в данной статье деяний (действий или бездействия). В связи с этим, если в предыдущем периоде у налогоплательщика имеется переплата определенного налога, которая перекрывает или равна сумме того же налога, заниженной в последующем периоде и подлежащей уплате в тот же бюджет (внебюджетный фонд), и указанная переплата не была ранее зачтена в счет иных задолженностей по данному налогу, состав правонарушения, предусмотренный статьей 122 НК РФ, отсутствует, поскольку занижение суммы налога не привело к возникновению задолженности перед бюджетом (внебюджетным фондом) в части уплаты конкретного налога.


Если же у налогоплательщика имеется переплата налога в более поздние периоды по сравнению с тем периодом, когда возникла задолженность, налогоплательщик может быть освобожден от ответственности, предусмотренной статьей 122 НК РФ, только при соблюдении им условий, определенных пунктом 4 статьи 81 НК РФ.[29]

Пунктом 4 статьи 81 НК РФ установлено:

«Если уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности в случаях:

1) представления уточненной налоговой декларации до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки по данному налогу за данный период, при условии, что до представления уточненной налоговой декларации он уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени;

2) представления уточненной налоговой декларации после проведения выездной налоговой проверки за соответствующий налоговый период, по результатам которой не были обнаружены неотражение или неполнота отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибки, приводящие к занижению подлежащей уплате суммы налога».

Налогоплательщик освобождается от ответственности в соответствии с названным пунктом при условии, что до подачи такого заявления налогоплательщик уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени (Письмо Минфина Российской Федерации от 16 августа 2005 года №03-02-07/1-221, Письмо Минфина Российской Федерации от 3 марта 2006 года №03-02-07/1-47).

В случае если на момент подачи в налоговый орган заявления о внесении изменений в налоговую декларацию имелась переплата по тому же налогу и налогоплательщиком подано заявление в этот налоговый орган о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки, возникшей за предыдущий налоговый период, на основании пункта 5 статьи 78 НК РФ, а также если эта переплата перекрывает или равна сумме недоимки, то оснований для привлечения налогоплательщика к ответственности, предусмотренной статьей 122 НК РФ, не имеется (Письмо Минфина Российской Федерации от 29 сентября 2005 года №03-02-07/1-251).

На отношения, связанные с установлением специальных налоговых режимов (систем налогообложения), в соответствии с которыми вводится особый порядок исчисления и уплаты налогов, предусматривающий замену уплаты соответствующей совокупности налогов уплатой единого налога, а также связанные с применением специальных налоговых режимов (систем налогообложения), НК РФ распространяется в полной мере, включая положения об ответственности за совершение налоговых правонарушений, в том числе и об ответственности, предусмотренной статьей 122 НК РФ (Письмо МНС Российской Федерации от 9 апреля 2004 года №27-0-10/99).