Файл: Налоговые правонарушения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 27

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

По нашему мнению, указанные принципы необходимо дополнить специальными принципами установления налоговых санкций. Первый из них – принцип компенсации, который проявляется в возмещении потерь бюджета путем получения налоговых обязательств в полном объеме и временной компенсации несвоевременного поступления налогов и сборов в виде уплаты пени (ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации).

Также необходимо включить и реализовать в правовом поле принцип лояльности к налогоплательщику, заключающийся в вынесении налогоплательщику предупреждения за совершенное налоговое правонарушение, то есть в альтернативном воздействии. Данная мера основывается на необходимости внедрения правовой нормы – малозначительности налогового правонарушения. Необходимость внедрения указанной нормы отмечена в работах О.О. Журавлевой, А.В. Макрушина и др.[40].

Данный принцип является актуальным и в связи с низкой налоговой культурой в Российской Федерации, обусловленной историческими, социально-экономическими и психологическими причинами, недостаточным уровнем налоговой образованности и налогового информирования. Предупреждение как мера воздействия необходимо и для поддержки бизнеса в стадии его становления – на протяжении первых двух лет существования при незначительных бюджетных потерях (данную норму необходимо утвердить на региональном уровне с учетом финансовой емкости бюджетов региона)[41].

Внедрение предупреждения как меры воздействия будет реальной помощью налогоплательщикам и дополнительным мотивационным фактором для дальнейшего исполнения налогового законодательства.

Следующий принцип, который необходимо реализовать в системе налоговых санкций, – это принцип информирования. Целесообразность выделения этого принципа основывается на исследованиях социальной психологии, в которых отмечается важность наличия угрозы наступления ответственности или, иначе говоря, наказания. Ощущая угрозу наказания, человек испытывает чувство тревоги, страха, что побуждает его исполнять утвержденные правила, законы с целью избегания наказания[42]. В данном случае важно, чтобы сила угрозы была адекватной, не подавляла, а мотивировала, что соответствует правовому и экономическому принципу нерепрессивности наказаний.

Использование принципа информирования как способа реализации психологической угрозы возможно следующим образом:


  1. при постановке на налоговый учет обеспечить налогоплательщика брошюрой с перечнем налоговых правонарушений и указанием видов ответственности, размеров штрафов и иного санкционного воздействия;
  2. ежегодно широко освещать в средствах массовой информации сферы предпринимательской деятельности, подлежащие акцентированному налоговому контролю (данный метод используется в некоторых западных странах);
  3. в организациях, торговых точках, прошедших контрольно-проверочные мероприятия, размещать для всеобщего ознакомления плакат на определенный срок с надписью: «Нарушитель налогового законодательства» или «Добросовестный налогоплательщик».

Методы реализации психологической угрозы являются более действенными, чем сами санкции, и выполняют превентивно-воспитательную функцию, позволяя налогоплательщику избежать финансовых потерь.

Также действие этого принципа должно проявляться и в реализации механизма общественного осуждения, что отмечено в работах классиков философской, экономической и юридической мысли. Угроза общественного осуждения является необходимой частью программы формирования высокой налоговой культуры в обществе, реализуемой посредством воздействия через социальные институты, средства массового информирования. Однако необходимо распространить этот механизм на налогоплательщиков, умышленно совершивших налоговое правонарушение.

С точки зрения социальной психологии, наличие системы санкций должно предполагать и наличие системы поощрений для добросовестных налогоплательщиков, неукоснительно выполняющих своих налоговые обязательства на протяжении ряда налоговых периодов, что подтверждено контрольно-проверочными мероприятиями налогового контроля.

В настоящее время поощрение добросовестных налогоплательщиков не имеет общефедеральной законодательной основы. Отдельные регионы внедряют свои методы поощрения добросовестных налогоплательщиков[43].

По мнению экспертов, необходимо поощрять организации и другие категории налогоплательщиков, которые работают не менее 5 лет, своевременно предоставляют отчетность, оплачивают налоги и при этом регулярно получают прибыль на уровне не ниже среднеотраслевого, а также декларируют реальный уровень выплачиваемых наемным сотрудникам зарплат.

Кроме снижения административного (контрольно-проверочного) давления необходима и популяризация образа добросовестных налогоплательщиков, опять же в рамках развития налоговой культуры – освещение в СМИ, организация социальных проектов с участием добросовестных налогоплательщиков, вручение специальных сертификатов и др.


Законодательное урегулирование предложенных инициатив поощрения добросовестных налогоплательщиков должно уравновесить систему налоговых санкций и выполнить мотивационную и воспитательную функции соблюдения налогового законодательства.

В целом следует отметить, что соблюдение указанных принципов требует законодательной коррекции видов и размеров действующих налоговых санкций, предусмотренных ст. 116-129 Налогового кодекса Российской Федерации. В частности, с целью реализации принципов соразмерности и дифференциации необходимо пересмотреть штрафы, утвержденные в фиксированной сумме: данным принципам в большей степени соответствуют штрафы в процентном соотношении к уровню потерь бюджета, так называемые относительно определенные санкции.

Кроме того, принцип дифференциации предполагает учет уровня потерь бюджета при назначении размера штрафа или вынесении предупреждения, важным является и установление меры ответственности в зависимости от наличия или отсутствия умысла при совершении налоговых правонарушений, что должно быть включено в доказательную базу налоговыми органами.

Таким образом, можно сделать вывод о необходимости законодательного закрепления перечня специальных принципов установления налоговых санкций, а также пересмотра на законодательном уровне системы налоговых санкций и приведения ее в соответствие с указанными принципами, актуальными для дальнейшего развития налоговой системы и налоговой культуры в российском государстве.

Заключение

В целом выявление налоговых правонарушений и привлечение к ответственности за их совершение являются важнейшими составляющими налогового администрирования, которое является наименее урегулированным сегментом налоговых правоотношений. Проблема искоренения налоговых правонарушений еще является актуальной и открытой. На сегодняшний день остаются неурегулированными многие вопросы как теоретического, так и практического характера, что затрудняет привлечение к ответственности за противоправные действия в сфере налоговых правоотношений и требует дальнейшего изучения указанной проблемы и внесения изменений в действующее законодательство.

Налоговое правонарушение, как и любое правонарушение, имеет свой состав. Состав правонарушения – это совокупность элементов и признаков, предусмотренных нормами публичного права, дающих основания классифицировать деяние как правонарушение, которое является основанием для привлечения к публично-правовым видам юридической ответственности. Состав налогового правонарушения включает в себя такие элементы, как объект, субъект, объективная сторона, субъективная сторона.


Законодательство предусматривает ряд обстоятельств, которые исключают возможность привлечения лица к ответственности за совершение налогового правонарушения, при этом наличие хотя бы одного обстоятельства уже будет являться основанием для не привлечения к ответственности: отсутствует событие налогового правонарушения; отсутствует вина лица в совершении налогового правонарушения; деяние с признаками налогового правонарушения совершено физическим лицом, которое в момент совершения деяния не достигло шестнадцати лет; истекли сроки давности для привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. При этом следует отметить, под сроком давности понимается промежуток времени, в течение которого правонарушитель может быть привлечен к ответственности. В отношении налоговых правонарушений данный срок составляет три года, которые исчисляются: для правонарушений с грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения, неуплаты или неполной уплаты налогов срок давности исчисляется со дня совершения правонарушения; для других видов правонарушений, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации – со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого данное правонарушение было совершено. Важен и тот факт, что в случае, если привлекаемое к ответственности за налоговое правонарушение лицо оказывало активное противодействие проведению выездной налоговой проверки, что стало непреодолимым препятствием для ее проведения и определения налоговыми органами сумм налогов, подлежащих уплате в бюджетную систему Российской Федерации, течение срока давности приостанавливается.

Выделяют так же обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливает которые суд или налоговый орган и учитывает при наложении санкций. К смягчающим ответственность за совершение налогового правонарушения обстоятельствам относятся следующие: в результате стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств; на совершение правонарушения повлияла угроза или принуждение либо материальная, служебная или иная зависимость; иные обстоятельства, которые может признать суд в качестве смягчающих ответственность. К отягчающим ответственность обстоятельствам относится совершение налогового правонарушения лицом, уже привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение.


Библиографический список

  1. Конституция Российской Федерации принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 05 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ) // СЗ РФ. – 2014. – № 31. – Ст. 4398. // Сайт справочно-правовой системы Консультант Плюс [Электронный ресурс]. URL:http://www.consultant.ru. (дата обращения: 22 декабря 2017 г.).
  2. Арбитражный процессуальный кодекс РФ: Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ // СЗ РФ. – 2002. – № 30. – Ст. 3012. // Сайт справочно-правовой системы Консультант Плюс [Электронный ресурс]. URL:http://www.consultant.ru. (дата обращения: 22 декабря 2017 г.).
  3. Гражданский кодекс РФ (часть первая): Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // Российская газета. – 1994. – 08 декабря. // Сайт справочно-правовой системы Консультант Плюс [Электронный ресурс]. URL:http://www.consultant.ru. (дата обращения: 22 декабря 2017 г.).
  4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // СЗ РФ. – 2002. – № 1 (ч. 1). – Ст. 1. // Сайт справочно-правовой системы Консультант Плюс [Электронный ресурс]. URL:http://www.consultant.ru. (дата обращения: 22 декабря 2017 г.).
  5. Налоговый кодекс РФ (часть первая): Федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ // СЗ РФ. – 1998. – № 31. // Сайт справочно-правовой системы Консультант Плюс [Электронный ресурс]. URL:http://www.consultant.ru. (дата обращения: 22 декабря 2017 г.).
  6. Уголовный кодекс РФ: Федеральный закон от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ// Российская газета. – 1996. – 25 июня. // Сайт справочно-правовой системы Консультант Плюс [Электронный ресурс]. URL:http://www.consultant.ru. (дата обращения: 22 декабря 2017 г.).
  7. О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации: Постановление Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 57 // Сайт справочно-правовой системы Консультант Плюс [Электронный ресурс]. URL:http://www.consultant.ru. (дата обращения: 22 декабря 2017 г.).
  8. Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 23 августа 2014 г. по делу № А53-5148/2014 // Сайт справочно-правовой системы Консультант Плюс [Электронный ресурс].URL:http://www.consultant.ru. (дата обращения: 22 декабря 2017 г.).
  9. Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 18 января 2015г. №Ф02-6999/15-С1 // Сайт справочно-правовой системы Консультант Плюс [Электронный ресурс]. URL:http://www.consultant.ru. (дата обращения: 22 декабря 2017 г..
  10. Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25 декабря 2013г. № КА-А40/14432-14 // Сайт справочно-правовой системы Консультант Плюс [Электронный ресурс]. URL:http://www.consultant.ru. (дата обращения: 22 декабря 2017 г.).
  11. Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 10 сентября 2013г. по делу № А40-166223/12-72-1030 // Сайт справочно-правовой системы Консультант Плюс [Электронный ресурс]. URL:http://www.consultant.ru. (дата обращения: 22 декабря 2017 г.).
  12. Аналитика и Статистика // Официальный Сайт ФНС РФ [Электронный ресурс]. URL: http://www.nalog.ru/rn77/related_activities/ statistics_and_analytics/ regstats. (дата обращения: 22 декабря 2017 г.).
  13. Бастиа, Ф. Экономические софизмы / Ф. Бастиа. – Челябинск: Социум, 2015. – 407 с.
  14. Борисов, А.Н. Защита прав налогоплательщика при проведении налоговых проверок. Практические рекомендации / А.Н. Борисов // Сайт справочно-правовой системы Консультант Плюс [Электронный ресурс]. URL:http://www.consultant.ru. (дата обращения: 22 декабря 2017 г.).
  15. Гоббс, Т. Сочинения в двух томах Т. Гоббс. – М.: Мысль, 1991. – 241 с.
  16. Гогин, А.А. К вопросу об уточнении отдельных положений налогового кодекса Российской Федерации / А.А. Гогин. – Самара: Изд-во СГЭУ, 2015. – С.182-186
  17. Демин, А.В. К вопросу о санкциях как структурных элементах норм налогового права / А.В. Демин // Реформы и право. – 2014. – № 4. – С. 19-23.
  18. Доброскок, О.В. Налоговая культура в Российской Федерации / О.В. Доброскок // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. – 2015. – № 7-8. – С. 41-45.
  19. Доброскок, О.В. Регулирование уровня налоговых санкций для индивидуальных предпринимателей / О.В. Доброскок // Экономика и управление. – 2014. – № 4. – С. 17-21.
  20. Елгина, Е.И. Налоги за два часа. Учебное пособие / Е.И. Елгина. – М.: Альпина Паблишер, 2013. – 195 с.
  21. Журавлева, О.О. Налоговые санкции: понятие, система и перспективы развития / О.О. Журавлева // Журнал российского права. – 2014. – № 10 (214). – С. 112-124.
  22. Козырев, А.А. Влияние института ответственности за налоговые правонарушения на экономическую безопасности государства: автореф. дис. ... канд. юрид. наук / А.А. Козырев. – Саратов, 2014. – 19 с.
  23. Крохина, Ю.А. Финансовое право России: учебник. – 4-e изд., перераб. и доп. / Ю.А. Крохина. – М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2014.
  24. Курилюк, Ю.Е. Принципы установления ответственности в налоговом праве / Ю.Е. Курилюк // Финансовое право. – 2015. – № 6. – С. 21-24.
  25. Лермонтов, Ю.М. Что смягчает налоговую ответственность / Ю.М. Лермонтов // Налоговый учет для бухгалтера. – 2013. – № 8. – С. 4.
  26. Налоговое право России: учебник для вузов / Отв. ред. д.ю.н., проф. Ю.А. Крохина. – М., 2014. – 756 с.
  27. Пепеляев, С.Г. Налоговое право / С.Г. Пепеляев. – М.: Юрист, 2013. – 590 с.
  28. Пепеляев, С.С. Налоговое право. Учебник для вузов / С.Г. Пепеляев. – М.: Альпина Паблишер, 2015. – 800 с.
  29. Пепеляев, С.С. Особенности налогообложения. Учебник для вузов / С.Г. Пепеляев. – М.: Альпина Паблишер, 2014. – 264 с.
  30. Петти, У. Трактат о налогах и сборах / У. Петти. – М.: Эконов-Ключ, 1993. – 352 с.
  31. Репетева, О.Е. Юридическая ответственность за семейные, финансовые и экологические правонарушения как межотраслевой институт права / О.Е. Репетева // Право и государство: теория и практика. – 2013. – № 3. – С. 135-139
  32. Руссо, Ж.-Ж. Эмиль, или о воспитании / Ж.-Ж. Руссо. – М.: К.И. Тихомиров, 1911. – 756 с.
  33. Смагина, А.Ю. Налоговые риски предприятия и способы их минимизации / А.Ю. Смагина // Инновационные аспекты социально-экономического развития региона сборник статей по материалам участников V ежегодной научной конференции аспирантов ФТА. – 2014. – С. 515-525.
  34. Смит, А. Исследование о природе и причинах богатства народов / А. Смит. – М.: Издательство социально-экономической литературы, 1962. – 681 с.
  35. Теория государства и права: учебник / Под ред. А.В. Малько. – М.: Юрайт, 2013.
  36. Тишин, А.П. Обстоятельства, смягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения / А.П. Тишин // Налоговая проверка. – 2013. – № 3. – С. 8.
  37. Финансовое право: учебник / Под ред. О.Н. Горбунова. – М.: Юристъ, 2014. – 536 с.