Файл: Понятие гражданского права (Значение термина «гражданское право»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 56

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Важнейшим источником гражданского права служит Гражданский кодекс Российской Федерации. В отечественной правовой школе ему отводится ключевая роль среди иных источников, что находит своё выражение в нижеприведённых цитатах. «Центральным, стержневым актом гражданского законодательства России является Гражданский кодекс. Этим положением он обязан не только общему характеру содержащихся в нём правил, но и требованию о том, чтобы все иные гражданские законы, а также законы, содержащие нормы гражданского права, соответствовали его предписаниям (п. 2 ст. 3 ГК). Следовательно, при коллизии норм ГК и других федеральных гражданских законов необходимо руководствоваться правилами ГК» [15, стр. 94]. «Гражданский кодекс РФ представляет собой основу гражданского законодательства, аккумулирует принципиальные нормы, необходимые для регулирования гражданских отношений. Этот самый объемный среди российских законов (1551 статья), сложно структурированный акт (четыре части, разбитые на разделы, подразделы, главы, параграфы, подпараграфы, статьи, пункты статей, абзацы пунктов статей), построенный по системе восхождения от общего к специальному, часто именуется «экономической конституцией», что вполне отражает его значение в жизни современного общества» [10, стр. 47]. «Ключевым актом, регулирующим гражданские отношения, безусловно, является Гражданский кодекс, который состоит из четырех частей, две из которых приняты в ХХ в. (в 1994 и 1995 гг.), а две – в ХХI в. (в 2001 и 2007 гг.). В них вносились изменения и дополнения» [3, стр. 69].

Гражданский кодекс Российской Федерации представляет собой кодекс федеральных законов Российской Федерации, регулирующих гражданско-правовые отношения, имеющий приоритет перед другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами в сфере гражданского права. Данный кодекс состоит из 1551 статьи и разделён на 4 части. Первая часть Гражданского кодекса устанавливает общие начала гражданского законодательства и регулирует, в частности: возникновение гражданских прав и обязанностей, юридические лица, доверенность, представительство, право собственности, исковую давность, защиту прав собственности и других вещных прав, сделки и договоры, обеспечение обязательств и т. д. Вторая часть Гражданского кодекса регулирует отдельные виды обязательств, устанавливая права и обязанности сторон в различных гражданско-правовых договорах. Многие нормы этой части кодекса являются диспозитивными, то есть могут быть по желанию изменены сторонами сделки, ряд статей прямо указывает на такую возможность и описывает различные варианты правоотношений. Третья часть кодекса регулирует вопросы наследования и международного частного права, в частности, статьи данной части устанавливают порядок открытия наследства, лиц, которые могут быть призваны к наследованию, порядок наследования по закону и по завещанию, различные вопросы принятия и перехода права наследования. Статьи кодекса, посвященные международному частному праву регулируют правовое положение иностранцев в России, различные вопросы осуществления сделок с участием иностранцев, что наиболее важно – определяет применимое право при коллизии законов, которая имеет место в указанной ситуации. Четвёртая часть кодекса содержит статьи, регулирующие вопросы авторского и смежных прав, ранее регулировавшихся отдельным Законом, а также другие вопросы интеллектуальной собственности, в частности, сроки действия различных исключительных прав на произведения, изобретения и другие объекты интеллектуальной собственности. Регулирует права изготовителей баз данных, компьютерных программ, создателей селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, права владельцев товарных знаков, полезных моделей, промышленных образцов, вопросы регистрации данных объектов интеллектуальной собственности [4].


Немаловажно то обстоятельство (уже упоминавшееся выше), согласно которому при коллизии норм ГК и других федеральных законов необходимо руководствоваться правилами ГК. Законодательно это утверждение закреплено в пункте 2 статьи 3 ГК РФ: «Гражданское законодательство состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов (далее – законы), регулирующих отношения, указанные в пунктах 1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса. Нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать настоящему Кодексу» [4].

При этом в учебнике «Российское гражданское право» под редакцией профессора Е. А. Суханова отмечается следующее: «Формально ГК является обычным федеральным законом. От других законов он отличается не своей юридической силой, а своим содержанием, которое придаёт ему системообразующее значение для гражданского законодательства. Оно заключается в том, что, во-первых, ГК в систематизированном виде содержит все основополагающие правила гражданского права; во-вторых, именно в нём предусмотрено принятие ряда конкретизирующих его правила федеральных законов, т.е. система гражданского законодательства» [15, стр. 94]. Советский и российский юрист, специалист по международному частному и гражданскому праву, один из разработчиков Гражданского кодекса Российской Федерации Александр Львович Маковский дополняет выраженную мысль: «Поэтому ничем не ограниченное отступление от правил ГК в новых законах приведет лишь к тому, что принципиальные положения гражданского права перестанут влиять на содержание текущего законодательства и гражданское право из системы согласованных норм быстро превратится в набор разрозненных правил, содержание которых определяется исключительно потребностями конкретной ситуации, а не проверенными многовековой практикой подходами. Принцип соответствия кодексу содержания других гражданско-правовых законов составляет главное препятствие для создания такого положения» [9, стр. 4].

Советский и российский правовед, цивилист, доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки РСФСР Михаил Исаакович Брагинский, также являющийся одним из разработчиков Гражданского кодекса Российской Федерации в «Научно-практическом комментарии к части первой Гражданского кодекса Российской Федерации для предпринимателей» пишет, что ГК по отношению к любым другим федеральным гражданским законам занимает положение «первого среди равных» [11, стр. 42].


Отметим также, что «масштабам ГК РФ отвечает и массив принятых в соответствии с ним федеральных законов» [10, стр. 47]. Данные федеральные законы дополняют Гражданский кодекс и тоже служат источниками гражданского права: «Предмет гражданского права составляют столь многообразные и сложные отношения, что все они с необходимой мерой детализации не могут быть урегулированы даже таким крупным, объёмным законом, как Гражданский кодекс. Для этого необходимы многие другие законы, развивающие и конкретизирующие его правила и институты» [15, стр. 96-97].

Федеральный закон Российской Федерации представляет собой федеральный законодательный акт Российской Федерации, принимаемый в соответствии с Конституцией Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и её субъектов. В соответствии со ст. 105 Конституции РФ, Федеральные конституционные законы и федеральные законы, принятые по предметам ведения Российской Федерации, имеют прямое действие на всей территории Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации [7].

Статья 105 Конституции РФ регламентирует порядок принятия федеральных законов. Федеральные законы принимаются Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов. После этого закон должен быть одобрен Советом Федерации — также большинством голосов от общего числа его членов. В случае, если Совет Федерации отклоняет закон, Государственная Дума может повторно принять его двумя третями голосов [7].

В соответствии со ст. 107 Конституции РФ, после одобрения Советом Федерации или после преодоления Государственной Думой отрицательной позиции Совета Федерации закон в течение пяти дней поступает на подпись Президенту России [7]. Если Президент в течение двух недель подписывает закон, то он считается окончательно принятым. Принятый закон подлежит официальному опубликованию (обнародованию) в течение недели после подписания в Собрании законодательства Российской Федерации, «Российской газете», «Парламентской газете» или Официальном интернет-портале правовой информации [21]. Однако Президент вправе отклонить закон (в соответствии со ст. 107 Конституции РФ) и вернуть его на рассмотрение палат Федерального Собрания. Вето Президента может быть преодолено двумя третями голосов в каждой из палат [7].


В название закона включается его регистрационный номер с буквенным индексом -ФЗ (-ФКЗ для конституционных законов) и дата принятия (подписания президентом). Нумерация законов последовательна, но не является сквозной, а возобновляется с номера 1 каждый год, поэтому наиболее краткой корректной ссылкой на закон может быть его номер и год принятия [5].

В соответствии с Конституцией и по вопросам, предусмотренным Конституцией, принимаются федеральные конституционные законы, также являющиеся источниками гражданского права. «Федеральные конституционные законы – нормативные правовые акты повышенной (по сравнению с обычными федеральными законами) юридической силы, принимаемые в особом порядке по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ» [10, стр. 46].

«Непосредственное гражданско-правовое значение имеют, в частности, Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 года № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»8, Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 года № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении». Важнейшие вопросы регулирования частных имущественных отношений и предпринимательской деятельности на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя урегулированы в положениях Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» [10, стр. 46-47].

Ещё одним источником гражданского права служат общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры, в которых участвует Российская Федерация. Часть 4 статьи 15 Конституции РФ гласит: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью её правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора» [7].

Статьями 2 и 3 Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» определено следующее: «В понятие международного договора включаются как межгосударственные, так и межправительственные и межведомственные соглашения РФ с иностранным государством либо с международной организацией» [22].

Отечественной правовой школой отмечается тот факт, что международные договоры, в которых принимает участие Российская Федерация, не являются актами российского законодательства, однако составляют отдельный вид источников российского гражданского права: «Международные договоры РФ, не будучи актами национального законодательства, не входят и в состав гражданского законодательства РФ. Однако они могут содержать частноправовые по своей юридической природе нормы и, являясь частью правовой системы Российской Федерации (п. 1 ст. 7 ГК), составляют особый, самостоятельный вид (группу) источников ее национального гражданского права» [15, стр.88].


Следует иметь в виду, что Федеральный конституционный закон от 14 декабря 2015 года № 7-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации»» предусмотрел специальный правовой механизм разрешения вопроса о возможности или невозможности с точки зрения принципов верховенства и высшей юридической силы Конституции РФ исполнить вынесенное по жалобе против России решение межгосударственного органа по защите прав и свобод человека [23].

Под общепризнанными принципами международного права следует понимать основополагающие императивные нормы международного права, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств в целом, отступление от которых недопустимо (например, принцип всеобщего уважения прав человека, принцип добросовестного выполнения международных обязательств) [12].

Под общепризнанной нормой международного права следует понимать правило поведения, принимаемое и признаваемое международным сообществом государств в целом в качестве юридически обязательного [12].

Российское гражданское право придает значение источника права и обычаям делового (предпринимательского) оборота, главным образом сложившимся в сфере обязательственных отношений. Пункт 1 статьи 5 ГК РФ гласит: «Обычаем признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской или иной деятельности, не предусмотренное законодательством правило поведения, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе» [4]. При этом в пункте 2 этой же статьи отмечено: «Обычаи, противоречащие обязательным для участников соответствующего отношения положениям законодательства или договору, не применяются» [4]. Комментарий к данной статье разъясняет: «Из содержания комментируемой статьи вытекает признание обычая делового оборота одним из источников гражданского права (наряду с нормативными актами, а также общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ. При этом такие обычаи по своей юридической силе уступают как законодательству (п. 2 ст. 5 ГК), так и международным договорам РФ (п. 2 ст. 7 ГК), что и определяет их место в системе источников гражданского права» [19]. Применение обычая делового оборота на практике определено статьёй 309 ГК РФ: «Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями» [4].