Файл: Право собственности на землю (История законодательного регулирования правового режима земельного участка как недвижимого имущества в России.).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 29

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Правовой режим принадлежит к числу таких понятий, интерес к которым не ослабевает на протяжении многих лет. Это относится и к правовому режиму земельного участка. Анализ правового режима земельного участка как недвижимого имущества показывает, что данный феномен относится к весьма сложным общественным явлениям. Между тем в законодательстве отсутствует определение указанного понятия. Вот почему настоящее исследование имеет как теоретическое, так и практическое значение. Выяснение сущности и содержания правового режима земельного участка раскрывает элементы правового режима и позволяет уяснить права и обязанности собственника земельного участка; характер существующих ограничений и обременений права собственности на указанный объект; вопросы защиты и ответственности, возникающие в результате нарушения прав собственника земельного участка, а также иные проблемы правового режима.

Развитие отношений собственности на земельные участки привело к признанию их собственностью особого рода, которая имеет естественное происхождение, является незаменимым природным и социальным ресурсом, требующим закрепление определенного баланса между индивидуальными и публичными интересами на земельные участки.

Изложенное позволяет заключить, что тему исследования отличает большая актуальность и значимость для юридической теории и практики.

Цель исследования - анализ правового режима земельного участка как объекта недвижимого имущества.

Указанная цель определила постановку следующих задач:

  1. Рассмотреть историю законодательного регулирования правового режима земельного участка как недвижимого имущества в России
  2. Раскрыть понятие и сущность правового режима земельного участка как объекта права собственности.
  3. Изучить понятие и содержание права собственности на земельный участок.
  4. Проанализировать юридические основания и порядок приобретения (прекращения) права собственности на земельный участок.

Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся по поводу земельного участка как объекта недвижимого имущества.

Предметом исследования являются нормы отечественного законодательства, регулирующие правовой режим права собственности на земельные участки граждан.


Нормативно-правовую базу данного исследования составили такие нормативно-правовые акты, как Конституция Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и иные нормативно-правовые акты.

В ходе написания данной курсовой работы были использованы труды таких авторов-правоведов, как С.С. Алексеев, А.П. Анисимов, П.В. Гаевский, А.В. Дмитриев, И.Б. Живихина, И.В. Иконицкая, О.А. Красавчиков, Н.И. Краснов, Е.А. Суханов, В.А. Писарев и других.

Все данные исследования проводились в течение последних 3-4 лет и были направлены на всестороннее исследование права собственности на земельные участки. Большинство указанных авторов ведут свою исследовательскую деятельность не первый год и являются достаточно известными учеными. Разрабатываемые ими рекомендации послужили основой для внесения множества изменений в действующее законодательство. В связи с этим, использованную в ходе написания курсовой работы литературу следует признать надежной.

Структура данной курсовой работы включает в себя введение, две главы, заключение и список использованных источников.

1. Общие вопросы правового режима земельного участка как объекта права собственности граждан

История законодательного регулирования правового режима
земельного участка как недвижимого имущества в России.

Собственность в России развивалась на протяжении многих столетий, проходя рубежи, имеющие судьбоносное значение. При этом в центре всех земельных преобразований находились именно отношения земельной собственности. Письменные источники свидетельствуют о том, что начиная с XI в. на территории современной России стала складываться земельная собственность[1].


Первоначально поземельная собственность начинает складываться еще с IX в. в двух основных формах - княжеский домен и вотчинное землевладение.

В соответствии со ст. 34 Русской Правды (Краткой редакции) подлежали усиленной защите все частные владения, поскольку устанавливался высокий штраф за порчу межевого знака[2].

Анализ юридической литературы в области истории государства и права позволяет сделать вывод о том, что отношения земельной собственности на территории Древней (Киевской) Руси развивались неравномерно. Так, в Киевской, Галицкой, Черниговской исторических областях оно шло гораздо быстрее, чем в других. Крупное землевладение особенно быстро развивалось в Новгородской республике, чему способствовала обширность земель Новгорода Великого и многочисленность в том числе инонационального населения, вошедшего в его состав[3].

К концу XV века происходит ограничение привилегий верхушки знати, представлявшей собой главную оппозицию власти государя, ведущего политику объединения земель, опиравшуюся на формирование новой общественной группы - дворян.

Первая крупная передача земель дворянству была проведена в конце XV века. Им были пожалованы Иваном III конфискованные участки земель присоединяемых удельных образований. В следующем веке служилое землевладение уже приобретает характер государственнообразующей формы организации, позволяющей содержать армию[4].

Подъем миграционной волны крестьян, осуществлявших поиск лучших для себя мест, вызвал потребность в управлении этим процессом, установлении контроля над ним, обеспечении гарантированной сезонной занятости работника, обороны страны и укрепления армии. Это достигалось вначале путем заключения междукняжеских договоров. В последующем вводилась плата с земледельцев за уход на новое место. С 1649 года в России было введено крепостное право[5].

В течение XVI в. окончательно сложилась собственность земельной аристократии России: вотчина и поместье. Распоряжение поместными землями, по сравнению с вотчиной, было ограничено. Так, Поместье могло наследоваться, быть обменено, передано в качестве приданого дочери. Однако продажа земельного участка, являвшегося поместьем, допускалась только на основании указа монарха[6].

С 1754 г. в ходе проведения политики «просвещенного абсолютизма» целенаправленно начал формироваться земельный фонд России через Генеральное межевание. В 1765 г. Екатериной II был опубликован манифест о началах предстоящего отмежевания частновладельческих земель в России. В 1766 г. вышли «Генеральные правила» и «Наставления землемерам».


В ходе регулирования отношений собственности на землю в России укреплялись правовые статусы крестьянской общины как формы поддержания земельного правопорядка, а также помещика как главного землевладельца, наделявшегося полицейскими и судебными функциями в отношении крепостных крестьян[7].

До аграрной реформы 1861 года крепостные крестьяне, осуществляя пользование земельными участками, не имели собственных прав на них, поэтому неизбежно оказывались под властью частных собственников земли (помещиков).

Уже в Манифесте от 19 марта 1856 г. Александр II, вступивший на престол в феврале 1855 г., описал неблагоприятное для России положение, сделав открыто первую заявку на предстоящие реформы.

В начале 1857 г. был создан Секретный комитет по крестьянскому делу, а в 1857 г. были сформулированы основные положения реформы.

Идеологическое обоснование земельной реформы было дано в Манифесте Александра II от 19 февраля 1861 г.[8]

Важными условиями для развития крестьянского частного владения землей явились указы от 3 и 8 ноября 1905 г., расширившие деятельность по скупке и распродаже частных земель крестьянам трудового типа на льготных условиях через Крестьянский банк, отменившие выкупные платежи за надельные земли.

Указами от 12 августа 1906 г., от 19 сентября 1906 г., от 15 ноября 1906 г., был проведен комплекс мероприятий, направленных на дальнейшее проведения аграрной реформы и вовлечение земельных участков в крестьянский земельный оборот[9].

В литературе справедливо отмечалось, что проводимой земельной политике по переселению крестьянства и освоению новых земель отвечала постройка Сибирской железной дороги[10].

Указанные акты законодательства преследовали в землеустроительной политике формирование крепких хозяйств. В связи с этим специально закреплялись правила перехода к отрубному и хуторскому крестьянскому земледелию в Положении о землеустройстве от 29 мая 1911 г.

Указ от 9 ноября 1906 г. внес существенное изменение в правоотношения собственности в области частновладельческих земель, а именно признал крестьян субъектом права собственности на надельную землю, которое раньше принадлежало исключительно дворянам-помещикам.

Особый правовой режим, выражавшийся в ограничении права собственности, имели посессионные земли, что следовало из целевого назначения деятельности горной промышленности[11].


В период Великой войны (Первой мировой войны) со 2 февраля 1915 г. по 8 февраля 1917 г. были изданы законы, которые дополнительно ограничивали права землевладения лиц, относящихся по своей национальности к тем, которые воевали с Россией.

Декрет «О земле» от 26 октября 1917 г.[12] провозгласил отмену помещичьей и других видов частной собственности на землю, за исключением земель, находящихся в трудовом пользовании. Таким образом, Декрет «О земле» ликвидировал сложившийся на тот момент земельный уклад в России.

Декрет о земле действовал шесть лет, однако его положения легли в основу

Согласно Конституции СССР 1936 года, земля в СССР признавалась государственной собственностью.

На основании ст. 29 Основ земельного законодательства 1968 года было предусмотрено пользование землей единоличными крестьянскими хозяйствами.

Возникновение права землепользования крестьянского хозяйства было бессрочным и происходило в результате предоставления участка государством в лице уполномоченного органа советской власти[13].

В ходе Второй мировой войны в состав Советского Союза вошли новые территории. При этом особого законодательного акта о национализации земель на территории Западной Украины и Калининградской области принято не было, поскольку считалось достаточным, что это обеспечивалось фактом включения указанных территорий в состав республик Советского Союза.

К началу 1990-х годов относится проведение земельно-аграрной реформы, когда Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о земле от 28 февраля 1990 г. сделали большой шаг вперед в приближении к праву частной собственности на землю, поскольку они предусмотрели новый вещно-правовой титул - «право пожизненного наследуемого владения земельным участком» [14].

Россия, опережая союзный уровень государственной власти, приступила к проведению земельной реформы только своим законодательством и законодательством, входящих в нее субъектов. Так, 22 ноября 1990 г. был принят Закон РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» , 23 ноября 1990 г. Закон РСФСР «О земельной реформе», а в последующем была принята Республиканская программа проведения земельной реформы, утвержденная Постановлением Совета Министров РСФСР 18 января 1991 года[15].

Указ Президента РФ от 27 октября 1993 г. № 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» предоставил гражданам, являющимся земельными собственниками, широкие права по распоряжению участками.