Файл: Международный валютный фонд: цели, функции, особенности (Цели и функции МВФ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 21

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Данная система была положена в основу руководства МВФ.

Таким образом, исходя из сказанного, можно выделить следующие ключевые моменты в регулировании МВФ:

Валютные операции Международный валютный фонд стал осуществлять с 1 марта 1947 года. В настоящее время число членов Фонда составляет около 200 стран. Капитал МВФ формируется по образцу акционерного общества: он складывается из взносов государств - членов этого фонда.

Правительства европейских стран использовали многие функции МВФ для достижения экономического роста. В 1947 году, когда началась деятельность МВФ, Франция становится первым его заемщиком и получает ссуду в 25 млн. долл. В 1952 году в МВФ была принята Федеративная Республика Германия, экономика которой быстро стала одной из ведущих в мире.

В результате процессов интеграции и отчасти при помощи кредитов и других аспектов макроэкономической политики МВФ Европейское сообщество стало одним из самых больших мировых совместных рынков. Результатом этого стал период усиленного экономического роста в развитых странах Европы с конца 40-х до начала 70-х. С 1950-х ВНП среди развитых стран Европы увеличивался в объеме около 5% в год. Этот рост был в 2,5 раза быстрее, чем в четыре предыдущих десятилетия и дважды быстрее, чем в 1970-х. Однако несколько факторов положили конец «золотому веку» послевоенного роста. Заработные платы стали увеличиваться в Европе, особенно после политически нестабильного 1968 года. Продуктивность труда стала падать, а инфляция росла. Система Брет- тон Вудс установленного международного обменного курса (system of fixed international exchange rates) завершила своё существование ещё в начале 70-х, когда США покинули золотой стандарт. Если в 1947-1958 гг. мировые цены равнялись 35 долларов за унцию золота, то в 1971 году администрация Никсона отменила обменный курс 35 долларов за унцию золота и ввела 10 процентную пошлину на импорт. Международный нефтяной кризис 1973 г. сказался на росте инфляции и спаде экономики — проявился феномен стагфляции.

До 1978 года страны-участницы оплачивали 25% квоты золотом, а 75% - национальной валютой. С 1978 года порядок оплаты изменился: та часть, которая оплачивалась золотом, стала вноситься резервными активами - СДР и конвертируемыми валютами, а остальная часть, как и раньше, национальными валютами. Один раз в пять лет размер квот пересматривается с учетом изменения места страны в мировой экономике.

В соответствии с процедурой оплаты увеличения квоты РФ должна была оплатить 25% изменения квоты в SDR или в одной из резервных валют, используемых в своих расчетах МВФ. Это обязательство возникло после внесения поправок в ряд статей соглашения Международного валютного фонда об изменении долей стран-участниц, предложенная Правительством РФ 19 апреля 2010 года.


Россия до 1992 года никаких отношений с МВФ не имела. В соответствии с распоряжением правительства РФ наша страна дополнительно в 2004 году погасила внешний долг перед МВФ полностью в размере 3,3 млрд. долларов. По расчетам Минфина, казна сэкономила на этом 204 млрд. долларов в виде процентов, которые с 2005 по 2008 год платить уже не пришлось. В нынешних условиях финансового кризиса для экономики нашей страны это выгодно, т.к. российская экономика за 2014-2016 годы скатилась с 6 места в мире на 13, впереди нас с учётом ВВП (внутреннего валового продукта) оказалась далеко не сильная экономика Испании.

В 1970-х гг. возросла конкуренция между торговыми блоками (Европа, Япония, США) и новыми индустриальными странами. Стала проводиться протекционистская политика вместо принципов ГАТТ 1947 года — соглашения о торговле и тарифах - свободной торговли без ограничений, а преимущество, которое дается одному государству, дается и другим государствам. Однако уже в 1967 г. было подписано соглашение о снижении пограничных тарифов. Токийский раунд 1973-1979 гг. и последующий Уругвайский раунд (1986 г.) повлияли на снижение тарифов и ограничение нетарифных препятствий (барьеров) для импорта.

Вслед за этими соглашениями стала применяться «политика экспозиций» — отмена протекционистских норм, квот и пошлин и принуждение местных производителей усовершенствовать свои предприятия в целях успешной конкуренции с импортными товарами.

Поэтому следует отметить, что МВФ в годы «холодной войны» успешно справлялся с преодолением некоторых финансовых кризисов и препятствий для европейской интеграции.

Однако режим функционирования МВФ, несмотря на вклад в развитие европейской экономики, следует охарактеризовать как режим сохранения статуса-кво послевоенной ситуации, не направленного на устранение системных факторов, препятствующих дальнейшему стабильному росту и развитию европейской экономики.

Как мы уже говорили, каждая страна независимо от доли в капитале имеет 250 базовых голосов. Еще по одному голосу получает каждая страна за каждые 100 тысяч СДР квоты. Отсюда количество голосов определяется количеством долей в капитале Фонда, поэтому «проверенные» страны и получают решающее большинство голосов.

Стремясь расширить сотрудничество, представители МВФ проводят выступления в национальных европейских парламентах. Существуют и другие формы встреч. МВФ предоставляет рекомендации и консультации Европейскому Сообществу (ЕС). Одной из таких областей является экологическая политика. МВФ также сотрудничает и дает рекомендации странам ЕС, не вступившим в еврозону. Отсюда процесс введение евро и расширения ЕС оказал влияние на исследовательскую и надзорную деятельность МВФ.


Руководство МВФ и научно-исследовательские доклады предоставляют советы и рекомендации для государств-членов ЕС для достижения более эффективных результатов европейской интеграции и расширению зоны евро, которым, возможно, будет придан мощный импульс.

Рекомендации МВФ по улучшению финансово-экономические показателей стран ЕС учитываются руководителями государств- членов, а также финансовыми и политическими институтами ЕС. Более того как «новым», так и «старым» государствам-членам ЕС необходимо в соответствии с рекомендациями МВФ разработать стратегические планы по совершенствованию конкурентоспособности национальных экономик на рынках ЕС и на мировых рынках[6].

Новая мода в инвестиционных кругах - так называемые пограничные рыночные экономики. Хотя эти страны с низким уровнем дохода - включая Бангладеш и Вьетнам в Азии, Гондурас и Боливию в Латинской Америке, Кению и Гану в Африке - имеют маленькие, неразвитые финансовые рынки, они быстро растут и, как ожидается, станут развивающимися экономиками будущего. В последние четыре года приток частного капитала в пограничные экономики был почти на 50% выше (по отношению к ВВП), чем поступает в страны с развивающейся рыночной экономикой. Следует ли это приветствовать или сокрушаться по этому поводу - вопрос, ставший своего рода тестом Роршаха для экономических аналитиков и политиков.

Мы знаем, что надежды на свободное передвижение капитала не оправдались. По большому счету всплеск притока капитала привел к росту потребления, а не инвестиций в странах- получателях, в результате чего экономическая нестабильность усугубилась, а болезненные финансовые кризисы стали более частыми. Вместо обеспечения дисциплины и сдержанности это повысило доступность кредита на мировых финансовых рынках, ослабило бюджетные ограничения для расточительных правительств и еще больше раздуло банковские балансы.

Лучший аргумент в пользу свободного движения капитала высказал почти двадцать лет назад Стэнли Фишер, тогда второе лицо в Международном валютном фонде, а ныне вицепредседатель Федеральной резервной системы США. Хотя Фишер признавал опасность свободного движения капитала, он утверждал, что решение этой проблемы - не сохранение контроля над движением капитала, но проведение реформ, необходимых для смягчения рисков.

Фишер выступил с этим аргументом в то время, когда МВФ активно стремился закрепить либерализацию движения капитала в своем уставе. Но потом мир стал свидетелем финансовых кризисов в Азии, Бразилии, Аргентине, России, Турции и в конечном итоге в Европе и Америке. Надо признать, что тогда МВФ смягчил свою установку на контроль капитала. В 2010 году фонд опубликовал документ, в котором признал значимость контроля за движением капитала как одного из инструментов борьбы с финансовой нестабильностью.


Тем не менее, в МВФ и в развитых странах по-прежнему преобладает мнение, что контроль за движением капитала - крайняя мера, которая должна использоваться только после того, как традиционные средства макроэкономической и финансовой политики уже исчерпаны. Свободное движение капитала по-прежнему остается конечной целью, даже если некоторым странам, возможно, понадобится время, чтобы его обеспечить.

В этой позиции есть два изъяна. Во- первых, как неустанно отмечают сторонники движения капитала, страны должны выполнить длинный список условий, прежде чем смогут извлечь выгоду из финансовой глобализации. Среди этих условий защита прав собственности, эффективное исполнение контрактов, искоренение коррупции, повышение прозрачности и финансовой информации, эффективное корпоративное управление, денежно-кредитная и налогово-бюджетная стабильность, разумный уровень долга, рыночные валютные курсы, высокое качество финансового регулирования и пруденциального надзора. Другими словами, политика, которая должна обеспечить экономический рост в развивающихся странах, требует сначала внедрения институтов, существующих в ведущих странах.

Хуже того, список этот не просто длинный, но открытый. Как показывает опыт развитых стран, мировой финансовый кризис продемонстрировал, что даже самые изощренные системы регулирования и надзора далеко не надежны. Поэтому требовать от развивающихся стран строительства учреждений, делающих потоки капитала более надежными, - задача не только некорректная, но и бессмысленная. Осторожность диктует более прагматичный подход, который признает постоянную роль контроля за капиталом наряду с другими инструментами регулирования и надзора.

Вторая проблема - это вероятность, что приток капитала может быть вреден для роста экономики, даже если оставить в стороне опасения по поводу финансовой неустойчивости. Сторонники мобильности капитала предполагают, что в бедных странах есть множество выгодных инвестиционных возможностей, которые не реализуются из-за нехватки инвестиционных средств. Откройте дорогу капиталу, говорят они, и тогда начнутся инвестиции и настоящий экономический рост.

Но многие развивающиеся страны сталкиваются как раз с низким спросом на инвестиции, а не дефицитом внутренних сбережений. Социальная отдача от инвестиций может быть высокой, но частная отдача - низкой из-за внешних факторов, высоких налогов, слабых институтов или любого другого из широкого спектра факторов.


Приток капитала в экономики, которые страдают от низкого спроса на капиталовложения, способствует потреблению, а не накоплению капитала. Он также способствует повышению обменного курса, который усугубляет инвестиционный дефицит. Страдает от этого прибыльность наиболее конкурентоспособных отраслей, и инвестиционный спрос падает дальше. В таких странах приток капитала может даже замедлить рост, а не стимулировать его.

Такие опасения побудили развивающиеся рыночные экономики экспериментировать с различными вариантами контроля за движением капитала. В принципе пограничные финансовые рынки могут многому научиться из этого опыта. Как отметил экономист Университета Джонса

Хопкинса Оливье Жанн на недавней конференции МВФ, организованной как раз для поддержки такого обучения, меры по поощрению притока капитала, вошедшие в моду в последнее время, не очень хорошо работают.

Проблема не в том, что эти меры не позволяют управлять масштабами или структурой этих потоков, а потому, что это влияние достаточно невелико. Бразилия, Колумбия, Южная Корея и другие страны столкнулись с тем, что ограниченный контроль, ориентированный на конкретные рынки (скажем, рынок облигаций или краткосрочного банковского кредитования), не позволяет существенно повлиять на ключевые параметры - валютный курс, монетарную независимость или внутреннюю финансовую стабильность. И выходит, что по-настоящему эффективный контроль за движением капитала, возможно, должен быть не хирургическим и узконаправленным, а более прямолинейным и всеобъемлющим.

Ограничения на движение капитала - не панацея, и они часто создают более серьезные проблемы, такие как коррупция или задержки необходимых реформ, чем те, что удается таким образом решить. Но так обстоит дело и в любой другой области деятельности правительства. Мы живем в неидеальном мире, где политические меры практически всегда частично проводятся в чьих-то интересах (и эффективны лишь частично) и где благонамеренные реформы в одной области могут иметь неприятные последствия в других частях системы.

В таком мире не слишком логично воспринимать контроль за движением капитала исключительно как крайнюю меру; такой подход - лишь фетишизация финансовой глобализации. В зависимости от ситуации мир может нуждаться в твердолобом прагматизме и в признании, что контроль за движением капитала иногда должен выдвигаться на первый план.

Изучив основные тенденции влияния международных финансовых институтов на процессы евроинтеграции с конца 1940-х гг. и до начала XXI в. (на примере МВФ и МБРР), следует назвать несколько ключевых тенденций сотрудничества МВФ и МБРР с государствами- членами и евроструктурами в области политики, экономики и социального планирования, проводимой с целью экономико-правого развития и дальнейшей конвергенции всех стран.