Файл: Международный валютный фонд: цели, функции, особенности (Цели и функции МВФ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 16

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Институциональная структура международных валютно-кредитных и финансовых отношений включает многочисленные валютно-кредитные и финансовые организации, которые в той или иной мере выполняют функции регулирования международных валютных, кредитных и финансовых отношений, проведения исследований по проблемам валютно-кредитной и финансовой сфер мирового хозяйства, выработки рекомендаций и предложений. Эти организации объединяет общая цель - развитие сотрудничества и обеспечение целостности и стабилизации сложного и противоречивого всемирного хозяйства.

Среди них особое место занимает Международный валютный фонд (МВФ). МВФ является ведущей мировой организацией по международному сотрудничеству в валютной сфере. Организация включает 188 государств- членов, в которой почти все страны мира работают сообща на благо всех. Ее главная цель состоит в сохранении стабильности международной валютной системы — системы обменных курсов и международных платежей, позволяющей странам (и их гражданам) покупать друг у друга товары и услуги. Это необходимо для обеспечения устойчивого экономического роста и повышения уровня жизни. В связи с этим рассматриваемая тема представляется актуальной и заслуживающей детального изучения.

Исходя из вышеизложенного, можно определить цель написания данной работы. Итак, цель написания работы – изучить место МВФ в международных кредитных отношениях.

В рамках данной работы цель достигается посредством решения следующих задач:

  • раскрыть сущность Международного валютного фонда и его роль в международных экономических отношениях;
  • рассмотреть практические аспекты деятельности Международного валютного фонда.

Теоретической и методологической основой настоящей работы являются труды специалистов в области международных валютных, кредитных и финансовых отношений, сравнительно-правовой анализ литературных источников и документов, информационно-правовой и иные методы научного анализа и исследования.

Объектом исследования работы является Международный валютный фонд (МВФ). Предметом исследования являются особенности регулирования валютно-кредитных и финансовых отношений для обеспечения стабилизации мировой экономики.

Практическая значимость данной работы обусловлена тем, что проведенное комплексное исследование представляет интерес для специалистов сферы международных финансовых отношений, работников финансовых и других экономических служб.


В структуру работы входит введение, две главы, заключение и список использованных источников.

ГЛАВА 1. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВАЛЮТНЫЙ ФОНД И ЕГО РОЛЬ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЯХ

1.1. Цели и функции МВФ

Международный валютный фонд (МВФ) является центральным учреждением, осуществляющим международную валютную деятельность и содействующим сбалансированному расширению мировой торговли, сокращению торговых ограничений, стабильным обменным курсам, минимальным торговым дисбалансам, недопущению девальвации валюты икоррекции платежного баланса. Цель МВФ заключается в предотвращении и устранении международных финансовых кризисов путем приобщения стран к поддержанию разумной экономической политики.

Целью исследования являетсярассмотрение основных функций и целей деятельности международной организации, которая стала устойчивым институтом, неотъемлемым элементом создания финансовых рынков во всем мире и ростом развивающихся стран[1].

Изучением данного вопроса занимаются такие ученые и исследователи, как Булатов А.С., Герчикова И.Г., Красавина Л.Н., Круглов В.В., Платонова И.Н., Суэтин А.А., а также ведущие экономисты - представители государств-членов Международного Валютного Фонда.

Международный валютный фонд (МВФ) является международной организацией, созданной с целью стандартизации глобальных финансовых отношений и обменных курсов. МВФ в целом контролирует глобальную экономику, и его основная цель - экономически укрепить свои страны-члены. Можно выделить следующие цели создания исследуемой организации (рис .1):

Рис. 1. Цели создания МВФ

Для достижения рассмотренных выше целей фонд изучает макроэкономическую политику страны, которая влияет на обменный курс, бюджет правительства, управление деньгами и кредитами. МВФ, к тому же, оценивает финансовый сектор страны и политику регулирования, а также структурную политику в макроэкономике, которая относится к рынку труда и занятости. Кроме того, фонд может предлагать финансовую помощь странам, нуждающимся в исправлении несоответствий в платежном балансе. Таким образом, МВФ стимулирует экономический рост и поддерживает высокий уровень занятости в странах.


МВФ получает денежные средства от подписки на квоты, выплачиваемые государствами- членами. Размер каждой квоты определяется тем, сколько каждое правительство может платить в зависимости от уровня своей экономики. Квота, в свою очередь, определяет вес каждой страны в рамках МВФ - и, следовательно, право голоса, а также объем финансирования, который страна может получить от фонда.

МВФ предлагает свою помощь в виде надзора, который он проводит на ежегодной основе для отдельных стран, регионов и мировой экономики в целом. Однако страна может обратиться за финансовой помощью, если она окажется в экономическом кризисе, вызванным внезапным ударомпо ее экономике или плохим макроэкономическим планированием. Одной из самых главных функций МВФ является предоставление денег нуждающимся членам. Если конкретное государство не в состоянии осуществлять платежи в другие страны, не предпринимая «мер, разрушающих национальное или международное процветание», таких как осуществление торговых ограничений или девальвация своей валюты, оно может заимствовать деньги у МВФ. В обмен на помощь МВФ обычно требует, чтобы страна приступила к осуществлению программы экономических реформ, контролируемой МВФ, иначе называемой политикой структурной корректировки (SAP) [3].

Кредиты МВФ не предоставляются для финансирования конкретных проектов или мероприятий, они выделяются для содействия общему экономическому оздоровлению страны. Продолжительность, условия оплаты и условия кредитования варьируются в каждом отдельном случае. МВФ указывает заемщикам процентную ставку, а также требует плату за обслуживание и возмещаемую плату по обязательствам. Страны с низким уровнем дохода платят всего 0,5% годовых. МВФ также предоставляет деньги странам, которые сталкиваются с внезапными потерями финансового доверия, например, после стихийных бедствий или войн, с тем, чтобы предотвратить распространение финансовых кризисов из этих стран. Когда страна заимствует у фонда необходимые денежные средства, поступления депонируются в центральном банке данной страны. Период погашения варьируется для каждого кредита, но срок погашения обычно составляет от шести месяцев до десяти лет [2].

МВФ отслеживает экономические и финансовые изменения в странах-членах на глобальном

уровне, а затем дает рекомендации по вопросам политики своим членам на основе своих замечаний и опыта. В рекомендациях МВФ основное внимание уделяется макроэкономическому, финансовому регулированию и структурной политике. Для этого МВФ занимается тремя видами надзора: страновой надзор, глобальный надзор и региональный надзор. Во время странового надзора, который происходит ежегодно, группа экономистов посещает страну-члена для сбора данных, изучения политики и встречи с представителями правительства и банков. Группа представляет свои выводы руководству МВФ, который дает рекомендации стране.Региональный надзор обычно происходит в рамках серии внутренних обсуждений МВФ о событиях в определенных регионах или в группах стран. МВФ также оказывает техническую помощь и обучение участникам рынка и правительствам стран-членов [4]. Это часто происходит в форме консультаций по банковскому регулированию, администрированию налогов и составлению бюджета, а также управлению статистическими данными и разработке или пересмотру законодательства.


283

За время своего существования МВФ добился широкого признания в качестве главного наднационального органа регулирования валютно-кредитных отношений, авторитетного центра международного кредитования, координатора межгосударственных кредитных потоков и гаранта платежеспособности стран-заемщиков.Одновременно он становится ключевым звеном формирования системы регулирования мировой экономики, международной координации, согласования национальных макроэкономических политик.Фонд зарекомендовал себя активно функционирующим мировым валютным институтом, накопил колоссальный и полезный опыт .Согласно прогнозам на следующий год, ожидается рост показателя мирового объема производства с одновременным снижением объема мировой торговли (товаров и услуг).

1.2. Регулирование МВФ

Решение об учреждении Международного валютного фонда, специализированного учреждения ООН, предназначенного для оказания помощи нуждающимся странам в их борьбе с дефицитом во внешней торговле, было воплощено на Бреттон-Вудской валютной конференции в 1944 году. Сорок четыре страны- участницы разработали устав, включающий Стать4 Соглашения Международного валютного фонда (МВФ), вступившими в силу 21 декабря 1945 года. Свою практическую деятельность фонд начал в мае 1946 г., в структуру которого уже входило 39 стран-членов.

Цели были твёрдо обозначены в ст. I Соглашения Международного валютного фонда:

  • «способствовать развитию международного сотрудничества в валютно-финансовой сфере в рамках постоянного учреждения, обеспечивающего механизм для консультаций и совместной работы над международными валютно-финансовыми проблемами;
  • способствовать процессу расширения и сбалансированного роста международной торговли и за счет этого добиваться достижения и поддержания высокого уровня занятости и реальных доходов, а также развития производственных ресурсов всех государств-членов, рассматривая эти действия как первоочередные задачи экономической политики;
  • содействовать стабильности валют, поддерживать упорядоченный валютный режим среди государств-членов и избегать использования девальвации валют в целях получения преимущества в конкуренции;
  • оказывать помощь в создании многосторонней системы расчетов по текущим операциям между государствами - членами, а также в устранении валютных ограничений, препятствующих росту мировой торговли;
  • за счет временного предоставления общих ресурсов МВФ государствам-членам при соблюдении адекватных гарантий создавать у них состояние уверенности, обеспечивая тем самым возможность исправления диспропорций в их платежном балансе без использования мер, которые могут нанести ущерб благосостоянию на национальном или международном уровне».

В соответствии с Конституцией РФ статьи соглашения МВФ являются составной частью правовой системы России и обладают приоритетом применения по отношению к российскому законодательству. Например, принятие поправок к статьям соглашения должно быть проведено в форме федерального закона. В 1992 г. Российская Федерация вступила в Международный валютный фонд, подписав с фондом «Письмо о намерениях», и сегодня мы имеем то, что имеем. В 2012 году исполнилось 20 лет, когда Россия вступила в МВФ. Экономические и правовые последствия нашего вступления достаточно подробно освещались в литературе. При вступлении мы взяли на себя обязательства внедрять программы «переходного периода», подгоняя под них законы, кодексы и даже конституцию. Деятельное участие в данных разработках принимали эксперты фонда, с последующей передачей своих наработок Правительству РФ для последующего «перехода к рынку». Были открыты и выделены кредитные линии под неустанным контролем экспертов МВФ и только на те программы, которые были интересны больше самому валютному фонду, нежели России. Отчасти это напоминало внешнее управление над нашими финансовыми ресурсами, и не только над ними. Ответственность за формирование институтов «рыночной экономики», включая нужные результаты, перешло к Международному валютному фонду.

Для того чтобы стать членом Совета Европы в новую Конституцию РФ включили положение (п. 4 ст. 15 Конституции): «Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора». Для сравнения: в Конституции Франции записано о приоритете норм национального законодательства над международными нормативными актами и договорами.

Специальные права заимствования (СПЗ) или СДР (англ. Special Drawing Rights, SDR)- искусственное резервное и платёжное средство, эмитируемое МВФ в виде записей на банковских счетах, в безналичной форме. Новые соглашения о займах предусматривают возможность присоединения и других стран к данному механизму, но только с согласия МВФ и его участников[6].

МВФ принимает на себя ответственность наблюдателя за международной валютной системой, а также за экономической и финансовой политикой его государств - членов, которую можно охарактеризовать как надзорную функцию. Поскольку наша валюта - рубль не имеет функции мировой валюты или валюты свободного мирового обращения, то МВФ не придаёт значения изменениям в валютной системе Российской Федерации.

В 1946 г. США пожертвовали треть бюджета и получили 33% на право голоса. Следует отметить, что после Второй мировой войны тенденция изоляционизма 1920-х-30-х гг. по обе стороны Атлантики была обращена вспять в ходе послевоенной политики реконструкции, когда большинство расходов несли США. Политика, направленная на восстановление экономики, позволила развитым нациям отменить довоенные препятствия на торговлю и инвестиции. Институты Бреттон-Вудс (Мировой Банк, Международный валютный фонд) и Общее Соглашение о тарифах и торговле после ряда мультисторонних переговоров о снижении тарифных ограничений. Система Бреттон-Вудса означала становление либерального международного экономического порядка для развитых, некоммунистических стран и становление международного монетарного режима для достижения экономической и политической стабильности.