Файл: Международный валютный фонд: цели, функции, особенности (Цели и функции МВФ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 18

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Так, рассмотрев перспективы процессов евроинтеграции в странах ЕС, можно прийти к следующим выводам: несмотря на драматически ухудшающуюся ситуацию, как в экономике самого ЕС, так и глобальной экономике, Евросоюз провел процесс расширения и принял новых членов. На данном этапе наибольшую проблему внутри ЕС создает поиск эффективного способа, как справиться с интеграцией в еврозоне еще весьма слабых и несовершенных экономик Восточной Европы. У процесса расширяющейся интеграции на сегодняшний день существует много трудностей, однако следует констатировать, что на сегодняшний день этот процесс трудно и даже невозможно приостановить или аннулировать. Тем не менее, несмотря на очевидные успехи интеграции, существует множество проблем — политических, экономических, социальных, которые государства- члены ЕС должны преодолеть в ближайшее время. Поэтому экономическая конвергенция ЕС является долгосрочным процессом.

У экономики России есть «красная черта». В 2013 году номинальный ВВП на душу населения в России был $14,5 тыс. По прогнозу МВФ, в 2016 году — $8,4 тыс. Это очень простой показатель качества жизни, благополучия населения. Главное, не допустить его трехкратного снижения до $4,5-5 тыс.

Международный валютный фонд (МВФ) в

  1. пересмотрел в сторону ухудшения экономические прогнозы для России. Согласно нынешним ожиданиям фонда, российская экономика в текущем году сократится на 1,8%, а в
  2. году ее ждет рост на 0,8%. Такие цифры содержатся в новом прогнозно-аналитическом докладе, подготовленном к весенней сессии руководящих органов МВФ и Всемирного банка, передает ТАСС. Официально доклад должны представить 12 апреля.

В январе МВФ уже пересматривал оценки перспектив экономики России в сторону ухудшения. Согласно январскому прогнозу, в 2016 году ВВП сократится на 1%, а не на 0,6%, как ожидалось ранее. Ухудшение экономической ситуации эксперты связали с санкциями и ценами на нефть. В 2017 году, предполагали эксперты фонда, рост экономика мог составить 1%.

Глава МВФ Кристин Лагард накануне заявила, что мировая экономика вышла из кризиса и продолжает восстанавливаться, однако этот процесс идет слишком медленно. «Конечно, мы добились значительного прогресса со времени великого финансового кризиса. Но так как рост экономики слишком долго оставался слишком медленным, слишком много людей просто не почувствовали его», — сказала Лагард, выступая во вторник, 5 апреля, с лекцией во Франкфуртском университете имени Гёте.


Особую тревогу, по ее словам, вызывает то, что чисто экономические риски усиливаются за счет «политических» — терроризма, военных конфликтов и эпидемий.

Согласно Статьям соглашения МВФ, основные переговоры Фонд ведет с исполнительной властью стран. Переговоры и консультации, а также образовательные программы и семинары являются одним из основных средств сотрудничества представителей МВФ и представителей политических институтов ЕС в контексте поощрения и координации интеграционных процессов в Европе.

Исходя из содержания самой статьи, следует окончательно резюмировать: стратегические задачи МВФ, а также геополитическое положение и геоэкономическое значение Европы дают основания с уверенностью утверждать, что процессы евроинтеграции будут играть одну из ключевых ролей в сфере интересов МВФ. История более чем 60-летнего экономического и политического сотрудничества ЕС и МВФ не завершилась в XX веке. Данный виды сотрудничества сохранились и приумножились, а это значит, что обновленная Европа будет и в XXI веке вести свою политику взаимовыгодного сотрудничества с МВФ.

Какое место в новом финансовом правопорядке займёт Россия, зависит от развития экономической, политической и юридической системы нашей страны, от раскрытия потенциала не только общества, но и каждого гражданина. С осознанием себя, своего места в мире придёт понимание вектора развития нашего государства..

Глава 2. РОЛЬ МВФ В РЕГУЛИРОВАНИИ ВАЛЮТНО-ФИНАНСОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

2.1. Роль МВФ в содействии длительному подъему

В 2010 финансовом году МВФ играл важнейшую роль в поддержке поворота тенденции мировой экономической активности. Он выступал за антикризисные меры, которые содействовали подъему и создали основу для устойчивого роста, в том числе благодаря своей важнейшей роли во встречах Группы 20-ти, и оказывал поддержку странам с помощью крупномасштабных программ, в том числе превентивных гибких кредитных линий (ГКЛ). Фонд также принял ряд новых мер и поддерживал изменения в политике в нескольких областях.

  1. Укрепление мировой системы финансовой защиты. МВФ увеличил объем своих кредитных ресурсов в 2010 финансовом году и утвердил и провел общее распределение специальных прав заимствования (СДР) для вливания в мировую экономику дополнительной ликвидности. Фонд пересмотрел и расширил свои механизмы финансирования, с тем чтобы гарантировать, что они по-прежнему соответствуют нуждам государств-членов во время кризиса и в последующий период. В ответ на особенно серьезное воздействие кризиса на многие страны с низкими доходами Фонд увеличил свой потенциал льготного кредитования и модифицировал основу, на которой он ведет такое кредитование. В течение финансового года исполнительный совет Фонда утвердил 14 договоренностей о нельготном финансировании на общую сумму 72,2 млрд СДР, при этом большая часть суммы (52,2 млрд СДР) приходилась на ГКЛ. Кроме того, обязательства по займам в рамках льготных механизмов Фонда для стран с низкими доходами резко выросли и составили 2,2 млрд СДР.
  2. Сохранение мер стимулирования до тех пор, пока не станет очевидным устойчивый подъем частного спроса, при разработке и введении пользующихся доверием среднесрочных стратегий бюджетной консолидации, а также информировании о них, в зависимости от конкретных условий стран. Рекомендация Фонда состояла в том, чтобы реализовать бюджетный стимул в полном объеме, за исключением тех стран, которые столкнулись со значительным повышением премий за риск и в которых существовала более острая потребность и необходимость начать консолидацию. Если макроэкономическая ситуация будет складываться в соответствии с прогнозами ПРМЭ, большинству стран с развитой экономикой следует приступить к проведению значительной бюджетной консолидации в 2011 году. Стратегии бюджетной консолидации необходимо осуществлять так, чтобы они в максимальной степени благоприятствовали росту и сопровождались структурными реформами, которые должны повысить потенциальные темпы роста. Если инфляционные ожидания останутся прочно зафиксированными, денежно-кредитная политика может оставаться адаптивной по мере продвижения бюджетной консолидации. Странам с формирующимся рынком потребуется выступить на передовых рубежах цикла ужесточения политики, поскольку они испытывают более быстрый подъем, чем страны с развитой экономикой. В перспективе баланс рекомендаций Фонда смещается в сторону упора на бюджетную консолидацию вместо бюджетного стимулирования.
  3. Реформы по укреплению мировой финансовой системы. Хотя оценки МВФ убытков, понесенных финансовыми системами во время кризиса, в 2010 финансовом году уменьшились, поскольку рост возобновился и на финансовых рынках наблюдался подъем, балансы финансовых организаций во многих случаях оставались в напряженном состоянии. В рекомендациях Фонда по экономической политике утверждалось, что восстановление балансов и пересмотр регулирования и надзора в финансовом секторе крайне необходимы для уменьшения рисков и содействия росту кредита, требующегося для поддержания длительного подъема экономики.
  4. Меры политики для восстановления сбалансирования роста мировой экономики. В рекомендациях Фонда по экономической политике странам, имевшим до кризиса чрезмерно высокий внешний дефицит, предлагалось принять планы для консолидации своих государственных финансов в целях сохранения доверия инвесторов, опять же таким образом, чтобы это благоприятствовало росту. Затем на страны, имевшие чрезмерный профицит счета текущих операций, возлагается основная ответственность за поддержание мирового спроса путем перехода от роста за счет увеличения экспорта к росту на основе внутреннего спроса. Когда курсы валют стран с чрезмерным дефицитом снижаются, по логике следует, что валюты стран, имеющих профицит, должны укрепляться. МВФ рекомендовал, чтобы восстановление сбалансирования роста подкреплялось реформой финансового сектора и надлежащей структурной политикой как в странах, имеющих профицит, так и в странах, имеющих дефицит.
  5. Развитие потенциала. Кризис повысил значение технической помощи МВФ в области развития потенциала в государствах-членах, как для разработки, так и реализации обоснованной макроэкономической политики. Фонд быстро отреагировал на растущие потребности в этой области, предоставив техническую помощь ряду стран, в частности, в преодолении макроэкономических аспектов кризиса.

2.2. Реформирование МВФ

Ни для кого не секрет, что на современную мировую политику большое влияние оказывает США. На одном из своих выступлений Барак Обама заявил, что только Америка может определять правила функционирования мировой экономики, а другие государства должны принимать это как должное. Мир меняется, и правила меняются вместе с ним. Америка, а не Китай должны диктовать их [1]. В качестве подтверждения его слов можно взглянуть на два сформированных экономических соглашения, фактически созданные Америкой - это Транстихоокеанское партнерство и Трансатлантическое торговое и инвестиционной партнерство. Подписание Транстихоокеанского партнерства завершено, а это 40% мирового ВВП, которым уже владеет Америка, не говоря уже об Атлантике.

Международный валютный фонд также является немаловажной фигурой на «американском поле боя», деятельность которой целиком и полностью находится под властью Соединенных Штатов, ведь они являются крупнейшим акционером фонда, доля которого составляет 16,74% [2].

Процесс одобрения реформы перераспределения долей участия в МВФ длился 5 лет и окончился одобрением конгресса США в конце 2015 года. У развивающихся стран появляется реальная возможность повысить свое влияние на мировую экономическую деятельность МВФ. На саммите «большой двадцатки» в Сеуле в 2010 году было принято решение в первую очередь увеличить удельный вес стран БРИКС в принятии важнейших решений. Данная задача стояла во главе угла.

По словам эксперта Игоря Прокофьева, руководителя Центра экономических исследований РАСА, на данный момент существует три глобально мощных экономики, представителями которых являются США, на которые приходится 23% мирового ВВП, далее идет Европейский союз, который тоже имеет примерно 23% мирового ВВП и страны БРИКС, показатели которых приближены к этой цифре [3]. При этом мировая экономика держится на долларе. Евро всегда будет циркулировать на региональном уровне. Что касаемо китайской национальной валюты, то хоть МВФ уже включил ее в свой список резервных валют, Америка будет делать все возможное, чтобы не дать Китаю занять свое место.

26 января 2016 года, наконец, реформа Международного валютного фонда в рамках 14-го общего пересмотра квот вступила в силу. Квота каждой страны-члена МВФ, а это 188 государств, увеличится в целом до 477 млрд. СДР, то есть до 659 млрд. долларов США [4].


После реализации реформы Фонд безусловно удвоил собственные ресурсы. Источник большей части денежных средств это дополнительные фонды стран - членов МВФ, которые пожертвовали их Фонду после глобального кризиса 2008 года, это впоследствии увеличит «выдержку» финансовых институтов стран на случаи возникновения финансовых кризисов.

В ходе реформы было распределено более 6% от общего веса квот, при этом распределение было в пользу развивающихся стран. В связи с этими преобразованиями теперь в десятке крупнейших акционеров будет четыре страны БРИКС - это Россия, Китай, Бразилия и Индия. Остальные страны - это США, Япония, Франция, Великобритания, Германия и Италия.

Акционеры МВФ решили, что данная реформа необходима для того, чтобы увеличить влияние развивающихся стран на растущую экономическую глобализацию, а также чтобы поддерживать легитимность самого Фонда на должном уровне, как эффективный механизм данной глобализации.

Такая реформа усилит «основу» МВФ, то есть увеличит приток денежных средств в Фонд, который поможет выстоять экономикам стран - членов при возникновении финансовых кризисов и укрепит МВФ в его роли поддержки глобальной финансовой стабильности [5].

Данная реформа дает экономикам таких стран, как, к примеру, Бразилия и Китай, больший процент квоты. Это говорит о том, что наравне с другими странами - членами МВФ, которые тоже получили больший процент квоты, страны с формирующимся рынком будут иметь увеличенную долю квот.

Параллельно с этим доля квоты мощных экономик США, Саудовской Аравии и европейских стран будет понижена. Данное перераспределение долей дало свежий глоток воздуха Китаю, который переместился с шестой позиции на третью в рейтинге крупных стран - членов, впереди стоят лишь США и Япония, согласно данным МВФ [6]. Доля квоты Китая увеличилась более чем на 2%, причем доля Саудовской Аравии упала почти на 1%, что сместило ее ниже Индии, Бразилии и России. Квота России в фонде увеличилась до 2,73% [7]. Хоть процент вырос незначительно, он вырос и не исключается возможность того, что доля увеличится на больший процент в будущем. Для достижения данной цели следует создать в директорате Фонда «российскую» группу, куда можно будет отнести постсоветские государства, которым чужды европейские принципы функционирования экономики. Теоретически в данную группу было бы логично отнести Киргизию, Азербайджан, Казахстан, Беларусь, Армению, Туркменистан и Таджикистан. В сумме страны обладают 26,86% голосов, по отношению к общей численности голосов МВФ это приравнивается к 1,07% [6].


Если рассматривать совокупный вес стран БРИКС, то есть Россию, Китай, Бразилию, Индию и ЮАР, то квота достигла планки с 10,6% до 14,7%. Интересно отметить, что пакет в 15% дает право перекрывать решения акционеров фонда. Существует уверенность того, что это не конец и впоследствии страны БРИКС может и не обгонят США, но догонят их, потому что возможно найти сторонников из стран внутри Фонда. В качестве таких стран можно смело рассматривать Иран и Аргентину, которые доминируют в двух группах директората МВФ. Если страны БРИКС смогут наладить отношения с этими странами, что смогут получить не только голоса этих двух стран, но и курируемых ими групп, а это в совокупности 4.1% голосов.

В результате реформы изменениям подвергся и состав Совета директоров. Пять крупнейших акционеров, которыми являлись: США (6,23% голосов), Япония (6,23%), Германия (5,81%), Великобритания (4,29%) и Франция (4,29%), потеряли право назначать директоров, и все члены совета директоров впредь будут выборными.

Также чтобы разбавить состав Фонда, развитые европейские страны согласились отказаться от двух мест в Совете.

Настал новый этап работы Фонда и очень важно на этом этапе странам БРИКС сосредоточиться на реализации правильной и эффективной политики МВФ, ведь США будет всеми усилиями пытаться сохранить свою гегемонию в мире. Важно взять на себя лидерство по продвижению реформы МВФ на таких форумах, как саммит «Группы двадцати».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Международный валютный фонд - специальное агентство Организации Объединенных Наций, учреждённое 185-мя государствами. Предназначен для регулирования валютно-кредитных отношений государств-членов и оказания им помощи при дефиците платежного баланса путем предоставления кратко- и среднесрочных кредитов в иностранной валюте. Фонд имеет статус специализированного учреждения ООН. Он служит институциональной основой мировой валютной системы. Все государства-члены МВФ представлены в его исполнительном совете, который служит форумом для обсуждения национальных, региональных и глобальных последствий их экономической политики.

Механизмы финансовой помощи МВФ государствам-членам варьируются в зависимости от характера макроэкономических проблем, которые необходимо решать (политика траншей, механизмы расширенного и компенсационного финансирования, кредитные линии финансирования в случае непредвиденных обстоятельств, Фонд содействия сокращению бедности и обеспечению устойчивого роста и др.).