Файл: Понятие и виды правоотношений по социальному обеспечению.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 42

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ «УНИВЕРСИТЕТ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет электронного обучения

курсовая работа

по дисциплине

«Право социального обеспечения»

на тему

«Понятие и виды правоотношений по социальному обеспечению»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность выбранной темы исследования определяется тем, что судебная защита социальных прав граждан РФ остается достаточно сложной и распространенной проблемой в судебной системе РФ.

Право социального обеспечения является отраслью российского права, регулирующей общественные отношения, которые возникают при реализации социального обеспечения, а также социальной защиты населения в России.

Предмет права социального обеспечения – это система норм, осуществляющих регулирование указанных общественных отношений. Требуется отграничение отношений, которые возникают при реализации социального обеспечения, а также социальной защиты населения в России от остальных общественных отношений, которые регулируют другие отрасли права – финансовое, трудовое, гражданское право и пр.

По каждому виду социального обеспечения содержание правового отношения определяют нормы рассматриваемого вида права, а в рамках процессуальных правоотношений по спорам – также и нормы гражданско-процессуального либо же административно-процессуального права.

Юридические связи субъектов во всех ключевых и процедурных правоотношениях, связанных с социальным обеспечением, определяют только нормы права социального обеспечения. Также данных субъектов оно наделяет соответствующими субъективными обязанностями и правами. Гражданин обладает правом требования назначения, а также выплаты положенных ему пособия, пенсии, предоставления или компенсации услуг, а другому субъекту – органу социального обеспечения – надлежит назначить, а также предоставить данный вид обеспечения. В связи с чем в содержании правоотношений по социальному обеспечению в основном права появляются у гражданина (семьи), а обязанности, связанные с их реализацией – у органа социального обеспечения, при том, что оба субъекта обладают и правами, и обязанностями в данной юридической связи.


Целью курсовой работы является анализ субъектов, объектов и содержания правоотношений по социальному обеспечению.

Задачи курсовой работы:

  • рассмотреть понятие правоотношения по социальному обеспечению;
  • исследовать содержание правовых отношений по социальному обеспечению;
  • рассмотреть классификацию правовых отношений по социальному обеспечению;
  • дать характеристику субъектов правовых отношений по социальному обеспечению;
  • рассмотреть основные объекты правовых отношений по социальному обеспечению;
  • рассмотреть правоотношений в системе социального обеспечения;
  • выявить проблематику правоотношений по социальному обеспечению;
  • выявить перспективы совершенствования правового регулирования социальных правоотношений.

Предмет исследования – субъекты и объекты правовых отношений по социальному обеспечению.

Объект исследования – содержание правовых отношений по социальному обеспечению в российском праве.

Методы исследования: анализ, синтез, сравнение, обобщение.

Структура курсовой работы включает введение, три главы, заключение, список использованных источников.

1. Понятие и содержание правоотношений по социальному обеспечению

1.1. Понятие правоотношения по социальному обеспечению

Понятие «социального обеспечения» в специальных литературных источниках применяют в разных смыслах:

1) в качестве особой формы распределительных отношений;

2) в качестве функции государства;

3) в качестве правовой категории;

4) в качестве государственной системы, а также формы материального обеспечения жителей в старости, в случае потери кормильца, а также нетрудоспособности и пр.;

5) в качестве отрасли права и пр. нужна сноска на источник

Социальное обеспечение может быть определено в качестве системы создаваемых государством экономических, правовых и организационных мер, нацеленных на то, чтобы компенсировать или минимизировать последствия изменений в материальном и (или) социальном положении граждан, а в предусмотренных российским законодательством случаях, других категорий физических лиц[1], ввиду наступления обстоятельств, которые государство признает как социально значимые (страховые риски).


Социальное обеспечение осуществляют из средств, которые специально предназначаются для данных целей. По источникам денежных средств важно отличать следующие виды социального обеспечения:

  • государственного социального обеспечения, которое финансируется из средств бюджетов различных уровней, а также государственных внебюджетных социальных фондов;
  • негосударственного социального обеспечения, которое финансируется за счет средств юридических или физических лиц.

По порядку образования денежных средств государственное социальное обеспечение осуществляться может в разных организационно-правовых формах:

  • государственного социального страхования, которое финансируется из страховых взносов, в суммах, а также порядке, который определяет законодательство[2];
  • государственного социального обеспечения, которое финансируется из бюджетных средств, в т. ч. государственной социальной помощи для малоимущих граждан[3].

Вне зависимости от источника денежных средств государственное социальное обеспечение может осуществляться:

1) в виде денежных выплат (пособий, пенсий, компенсаций, а также материальной помощи и пр.);

2) в виде натуральной помощи (одежды, обуви, медикаментов, продуктов питания; различных приспособлений для инвалидов — костылей, а также слуховых аппаратов, кресел-колясок и пр.);

3) в виде льгот и услуг (содержания в специализированных домах-интернатах, в детских домах, социального обслуживания на дому и пр.).

Нормы права социального обеспечения действуют только в правоотношениях права социального обеспечения. Все правоотношения, связанные с социальным обеспечением, являются системой определенных юридических связей субъектов данного права.

Правовые отношения по социальному обеспечению полностью являются урегулированными нормами данного права социально-обеспечительными отношениями граждан (семей) и органов социального обеспечения, а также социальной защиты в вопросах назначения различных социальных выплат и предоставлению натуральных социальных услуг. Это юридическая связь субъектов рассматриваемого права, где один субъект – граждане (семьи) – пользуются своими правами на конкретный вид социального обеспечения, а орган социального обеспечения, то есть второй субъект, берет обязанность по обеспечению данной реализации.

Правовые отношения по социальному обеспечению обладают претензионно-обеспечительным характером, когда один из субъектов – граждане (семьи) – имеют правомочия на требование предоставить полагающийся ему вид социального обеспечения, а второй из субъектов – то есть, орган социального обеспечения – несет обязанность по его предоставлению. Хотя данные правоотношения выступают двусторонними, а оба субъекта обладают правами и обязанностями в них, нужно отметить, что право по обеспечению находятся на стороне граждан (семей), а обязанности, связанные с его предоставлением – у органа социального обеспечения.


В России приоритетом является социальное обеспечение собственных граждан. К примеру, в статье 7 Конституции РФ установлено, что «Российская Федерация является социальным государством, политика которого нацелена на то, чтобы создавать условия, которые обеспечивают достойную жизнь, а также свободное развитие человека.

В государстве обеспечивается охрана труда и здоровья людей, определен гарантированный МРОТ, установлена поддержка со стороны государства для семей, отцовства, материнства и детства, пожилых граждан и инвалидов, осуществляется развитие системы социальных служб, установлены государственные пособия, пенсии и прочие гарантии социальной защиты» [4].

С целью осуществления социальной политики в государстве учреждены специализированные органы, установлены ключевые направления государственной политики в сфере социального обеспечения, утверждены ключевые нормативно-правовые акты, осуществляющие регулирование механизма социального обеспечения в РФ. В бюджетах любых уровней власти есть выделенные средства на социальные нужды.

Согласно статье 74.1 Бюджетного кодекса РФ «к бюджетным ассигнованиям на социальное обеспечение населения относятся бюджетные ассигнования на предоставление социальных выплат гражданам либо на приобретение товаров, работ, услуг в пользу граждан для обеспечения их нужд в целях реализации мер социальной поддержки населения.

Бюджетные ассигнования на исполнение указанных публичных нормативных обязательств предусматриваются отдельно по каждому виду таких обязательств в виде пенсий, пособий, компенсаций и других социальных выплат, а также осуществления мер социальной поддержки населения.

Кроме социального обеспечения, россиянам также гарантирована социальная защита. Она является системой гарантированных государством правовых, экономических мер, а также мер социальной поддержки, которые обеспечивают равные условия отдельным категория граждан, чтобы создать равные возможности к участию в общественной жизни.

Из статьи 39 Конституции РФ прямо следует, что государство реализует правовое урегулирование отношений, которые возникают ввиду предоставления денежных средств и услуг с целью удовлетворения потребностей нетрудоспособного населения[5].

Граждане могут претендовать на социальное обеспечение в связи с различными обстоятельствами, признаваемыми государством юридически значимыми (нетрудоспособность, безработица, потеря кормильца и т.п.), обобщенная категория – нуждаемость (т.е. тот уровень потребности, при наличии которого гражданин получает право на ее удовлетворение за счет общественных фондов)[6].


Нуждаемость порождается различными причинами:

1) материально-бытовыми факторами, к которым относятся, в частности, нетрудоспособность, малообеспеченность, безработица, смерть кормильца, вынужденная миграция, неспособность к самообеспечению вследствие возраста, сиротства, отсутствие определенного места жительства;

2) физиологическими факторами (инвалидность);

3) природными факторами: стихийными бедствиями, чрезвычайными ситуациями (утрата жилья, нетрудоспособность);

4) антропогенными факторами (т.е. нуждаемость обусловлена участием человека в преобразовании природной среды в виде создания производственных объектов или процессов, управление и контроль над которыми были утрачены), например техногенные аварии и катастрофы – Чернобыль, р. Теча, Семипалатинский полигон;

5) иными обстоятельствами, специально предусмотренными законодательством: обеспечение граждан, имеющих особые заслуги перед государством и обществом; меры по поддержке материнства и детства– забота о здоровье женщины, влияние на демографическую ситуацию.

Социальное обеспечение преследует две основные цели:

1. Оказание нуждающимся социально-обеспечительной помощи (временно утрачен источник средств к существованию; средств недостаточно для удовлетворения алиментарных потребностей. Эта помощь всегда ограничена размером или временными рамками.

2. Предоставление нуждающимся социально-обеспечительного содержания (на постоянной основе) – пенсии, т.е. тем, кто еще (инвалиды с детства, дети-инвалиды, дети-сироты) либо уже (возраст, смерть кормильца) не в состоянии себя обеспечивать.

Формы социального обеспечения: денежная (пенсии, пособия) и натуральная (лекарства, социальное обслуживание). Государство гарантирует удовлетворение только таких потребностей, которые в юридических литературных источниках называют алиментарными[7]. Алименты – это, в основном, денежное содержание нетрудоспособных членов семьи. В социальном обеспечении нуждающимся не только предоставляются средства (деньги, товары), но и создаются условия для жизнесуществования (обеспечение жильем, услуги).

Социальное обеспечение является алиментарным не столько потому, что предоставляется за счет государства, а потому, что нуждающимся предоставляются средства, необходимые для удовлетворения и реализации основополагающих потребностей человека, без чего его существование невозможно или затруднено. Потребности, превышающие алиментарный уровень, могут и должны удовлетворяться из личного дохода и сбережений, семейного бюджета и прочих законных источников.