Файл: Человеческий фактор в управлении организацией (Понятие человеческого фактора в управлении организацией).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 35

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1

2

3

4

5

6

7

8

Грузовые перевозки

млрд руб.

1545,6

1402,3

1600,4

54,8

3,55

3

Полная себестоимость деятельности

млрд руб.

4695

5396

5242

547

11,65

4

Переменные затраты

млрд руб.

1542,6

1641,3

1487,5

-55,1

-3,57

5

Постоянные затраты

млрд руб.

3152,4

3754,2

3754,5

602,1

19,10

6

Прибыль

млрд руб.

2526,7

1210,3

2356,5

-170,2

-6,74

7

Маржинальная прибыль (сумма покрытия)

млрд руб.

5679,1

4965

6111

431,9

7,61

8

Доля маржинальной прибыли в объёме реализации услуг (коэффициент покрытия)

%

78,64

75,16

80,42

1,78

2,27

9

Пороговая выручка (сумма порога рентабельности)

млрд руб.

4008,7

4995,2

4668,4

659,7

16,46

10

Точка безубыточности

Ед.

69434

90963

81751

12317

17,74

11

Запас финансовой устойчивости (абсолютная безопасность)

млрд руб.

3213

1611,1

2930,1

-282,9

-8,80

12

Запас финансовой устойчивости (в самолетовылетах)

Ед.

55652

29337

51311

-4341

-7,80

13

Запас финансовой устойчивости (относительная безопасность)

млрд руб.

44,49

24,39

38,56

-5,93

-13,33


Из представленной выше таблицы видно, что выручка аэропорта «Пулково» за анализируемый период увеличилась на 5,22%, в частности выручка от авиационной деятельности увеличилась на 3,47%, от неавиационной деятельности – на 7,51%, от наземного обслуживания – на 6,98%, от грузовых перевозок – на 3,55%. При этом объем самолетовылетов за анализируемый период увеличился на 6,38%.

Полная себестоимость услуг аэропорта за анализируемый период увеличилась на 11,65%, что больше, чем темп роста выручки от реализации. В частности, переменные затраты уменьшились на 3,57%, а постоянные затраты увеличились на 19,10%. За счет этого прибыль компании за анализируемый период уменьшилась на 6,74%, а маржинальная прибыль увеличилась на 7,61%. Это указывает на повышение резервов роста прибыли компании.

Пороговая выручка за анализируемый период увеличилась на 16,46% и в 2017 году составила 4668,4 млрд.руб. Точка безубыточности также увеличилась – на 17,74%. При этом запас финансовой устойчивости уменьшился на 8,80%, что указывает на снижение финансовой устойчивости компании.

Таким образом, за 2015-2017 годы наблюдается ухудшение экономических показателей деятельности аэропорта «Пулково».

2.2. Анализ кадровой политики в Службе Авиационной Безопасности

По данным штатного расписания Службы Авиационной Безопасности (Приложение 3) можем отметить, что на конец 2017 года САБ была представлена 798 штатными единицами. В 2017 году Служба Авиационной Безопасности была не полностью обеспечена персоналом – фактическое значение было меньше на 18 человек, чем плановое. В частности, недостаток руководителей составил 3 человека, а недостаток рабочих составил 22 человека. При этом специалистов было на 7 человек больше, чем планировалось.

Наибольший удельный вес в структуре персонала по категориям работников САБ за 2015-2017 годы занимали рабочие, доля которых уменьшилась с 78,43% в 2015 году до 77,44% в 2017 году. Удельный вес руководителей уменьшился с 3,80% в 2015 году до 3,51% в 2017 году, а удельный вес специалистов увеличился с 17,77% в 2015 году до 19,05% в 2017 году. Большая часть сотрудников САБ задействована в технологическом процессе, а именно пассажирских перевозках и багажном отделении. В этих направлениях находится основная часть сотрудников.

В 2017 году изменились показатели по уровню образования работников, количество персонала, имеющих высшее образование, увеличилось на 1,12%. Удельный вес работников со средним профессиональным образованием с 44,49% в 2015 году до 45,99% в 2017 году. При этом удельный вес работников со средним образованием уменьшился на 2,63% - с 28,06% в 2015 году до 25,44% в 2017 году.


За анализируемый период женский состав лидирует. Но удельный вес женщин уменьшился с 61,27% в 2015 году до 59,77% в 2017 году. Удельный вес мужчин увеличился с 38,73% в 2015 году до 40,23% в 2017 году. Это обусловлено в первую очередь рабочим классом.

Структура работников Службы Авиационной Безопасности по возрастным группам показала, что коллектив работников Службы Авиационной Безопасности является разнохарактерным, в руководстве находятся более опытный персонал, многие руководители начинали с низшего звена свою карьеру.

Определяющим фактором в выборе кадровой политики является стратегия развития компании как производственно-хозяйственной системы. Более того, удачно выбранная и реализованная кадровая политика способствует претворению в жизнь и самой стратегии. Составными частями такой стратегии являются:

  • производственная деятельность компании;
  • финансово-экономическая деятельность;
  • социальная деятельность, связанная с удовлетворением потребностей персонала компании.

Каждая из деятельностей имеет самое непосредственное влияние на кадровую политику, так как определяет, какие кадры нужны компании, финансовые возможности для их набора и интересы работников, которые должны учитываться.

Приоритетами аэропорта «Пулково» в кадровой политике является развитие следующих ключевых преимуществ:

  • стабильность деятельности;
  • профессионализм работников и традиции;
  • социальная и экономическая ответственность.

При оценке кадровой политики проведем изучение управления кадрами в компании. В таблице 3 представлен перечень документов, которые регулируют трудовые отношения в Службе Авиационной Безопасности.

Таблица 3

Кадровые документы Службы Авиационной Безопасности

Название документа

Характеристика

1

2

3

1

Учредительные документы

Определение полномочий руководства соответствующего уровня осуществлять прием и увольнение работников, определять условия и размеры оплаты труда, утверждать локальные нормативные акты компании, подписывать приказы по кадрам.

2

Коллективный договор

Наличие в коллективном договоре условий, которые не могут ухудшать положение работников по сравнению с другими нормативно-правовыми актами. Следует заметить, что обязательность заключения коллективного договора предусмотрена действующим законодательством, но ответственность должностных лиц за его отсутствие в компании не установлена

3

Правила внутреннего трудового распорядка

Обязательность определения и утверждения трудового распорядка в компании. Правила внутреннего трудового распорядка должны быть утверждены общим собранием трудового коллектива компании. Утверждение правил не в соответствии с нормами действующего трудового законодательства приводит к признанию недействительным этого локального нормативного акта. С документом должны быть ознакомлены все работающие лица. Правила внутреннего трудового распорядка могут составлять часть коллективного договора, при его наличии.

4

Положение об оплате труда

Обязательность этого документа, если коллективный договор отсутствует, и система оплаты труда и материального стимулирования не указана в письменных трудовых договорах.

5

Штатное расписание

Штатное расписание дополняется организационной структурой компании, в этом случае в обоих документах не должно быть разногласий.

6

Должностные (рабочие) инструкции работников

Наличие должностных инструкций работников является обязательным в случае, когда должностные обязанности не включены в содержание трудового договора, заключенного в письменной форме, или контракта (или есть ссылка на должностную инструкцию в тексте трудового договора или контракта). Проверяется наличие должностных инструкций в соответствии с наименованиями должностей, указанных в штатном расписании, порядок их утверждения, внесения изменений и дополнений к ним. Проверяется составления содержания должностных (рабочих) инструкций, который должен соответствовать требованиям


Кадровая политика по типу подразделяется на открытую и закрытую. Открытая кадровая политика характеризуется тем, что компания позиционирует себя как прозрачную для потенциальных работников любого уровня, можно прийти и начать работать как с самой низовой должности, так и с должности на уровне высшего руководства.

Закрытая кадровая политика характеризуется тем, что компания ориентируется на включение нового персонала только с низших должностей, а замещение происходит только из числа сотрудников компании.

Особенностью набора персонала Службы Авиационной Безопасности является вариант открытой кадровой политики.

Комплектование САБ авиапредприятия сотрудниками осуществляется по трудовому договору (контракту) на срок по соглашению сторон из числа граждан Российской Федерации, преимущественно лиц мужского пола, прошедших службу в Вооруженных Силах Российской Федерации и годных по состоянию здоровья к работе в САБ авиапредприятия. Кандидаты проходят испытательный срок не менее 3-х месяцев с целью проверки их профессиональной пригодности.

При приеме на работу в САБ авиапредприятия все кандидаты проходят медицинское освидетельствование для определения годности к исполнению служебных обязанностей. Кандидаты, принимаемые на должности, связанные с применением спецсредств, проходят проверку (освидетельствование) в органах внутренних дел на получение соответствующей лицензии.

Сотрудники САБ авиапредприятия проходят специальную подготовку по разработанным учебным планам и программам и должны иметь соответствующие сертификаты соответствия.

При подборе - осуществляется поиск, идентификация требований различных должностей, видов деятельности под известные возможности человека, накопленный им профессиональный опыт, стаж и способности.

Работники отделов кадров САБ анализируют эффективность отбора, используя расчетный коэффициент, так называемый коэффициент отбора. Перечислим основные этапы - это:

  • предварительная отборочная беседа;
  • заполнение заявлений и анкеты;
  • собеседование с менеджером по найму;
  • тестирование;
  • проверка рекомендаций и послужного списка;
  • медицинский осмотр.

Собеседование составляет важную часть при трудоустройстве в САБ. Все кандидаты обязательно проходят собеседование с сотрудниками отдела по подбору персонала, а затем с руководителем службы, в которой открыта вакансия. С кандидатами на некоторые позиции дополнительно проводят собеседование топ-менеджеры компании. Для оценки навыков и личностных качеств соискателя могут использоваться различные тесты — психологические и профессиональные.


При отборе кадров принято руководствоваться следующими принципами:

  • ориентация на сильные, а не на слабые стороны личности;
  • отказ в приеме новых работников, если в них нет потребности;
  • обеспечение соответствия индивидуальных качеств претендента предъявляемым требованиям;
  • ориентация на наиболее квалифицированные кадры.

Основными критериями отбора считаютсяобразование, опыт, деловые качества, профессионализм, физические характеристики, тип личности кандидата, его потенциальные возможности.

Перечислим то, что входит в социальный пакет компании:

  • добровольное медицинское страхование по программе ВТБ банка, включающее стоматологическое обслуживание и ежегодные медицинские обследования;
  • для детей сотрудников — частичная оплата стоимости путевок в оздоровительные лагеря, возможность посещения спортивных секций, новогодние подарки;
  • специальные условия по программе льготного ипотечного и потребительского кредитования в сотрудничестве с банком ВТБ;
  • различные программы обязательного и дополнительного обучения.

В Службе Авиационной Безопасности разработана и реализуется система повышения квалификации и обучения персонала, которая носит комплексный характер и предусматривает:

  • обучение, которое связано с присвоением профессионального допуска;
  • обучение в рамках изменяющихся законодательства или бизнес-процессов;
  • обучение резерва кадров;
  • плановое повышение квалификации сотрудников;
  • целевую подготовку специалистов.

Далее представим динамику показателей обучения и повышения квалификации работников Службы Авиационной Безопасности за 2015-2017 годы (таблица 4).

Таблица 4

Динамика показателей обучения и повышения квалификации работников Службы Авиационной Безопасности за 2015-2017 годы

Наименование показателя

2015г.

2016г.

2017г.

Отклонения

Абсол., +/-

Удел. веса, %

Среднесписочная численность работников, чел.

816

804

798

-18

-2,21

Количество работников, прошедших обучение, чел.

68

58

54

-14

-20,59

Количество работников, которые повысили квалификацию, чел.

154

146

121

-33

-21,43