Файл: Анализ внешней и внутренней среды организации (Внешняя и внутренняя среда предприятия: понятие и факторы).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 13

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При анализе дальнего окружения однозначных канонов анализа не существует. Более существенные различия в оценке разными компаниями возможностей и опасностей возникают в зависимости от того, какие тенденции и явления менеджеры сочтут наиболее важными и как они их интерпретируют. Поэтому большая часть громких стратегических успехов и поражений является результатом разного прочтения тенденций и явлений в дальнем окружении, а не в ближнем окружении — отрасли.

Кроме анализа факторов внешнего окружения перед разработкой стратегии компании необходимо проанализировать и «себя» — оценить собственные сильные и слабые стороны. В общем и целом стратегия компании должна быть направлена на сохранение и развитие имеющихся достоинств (конкурентных преимуществ), а также на устранение недостатков.

Анализ факторов дальнего окружения удобно проводить при помощи простого инструмента — PEST-анализа.

Факторы «P» (Political) — это факторы политико-правового окружения.

В процессе их анализа компания должна понять:

  • как в ближайшее время может поменяться законодательство (нормативная база), в том числе специфически отраслевое, и как это повлияет на работу компании; насколько значительным будет вмешательство государства в бизнес и как будет меняться уровень коррумпированности;
  • какбудутменятьсяотношениястранысдругимистранамии международными организациями (например, WTO).[2,c.84]

Факторы «E» (Economic) — это факторы экономического окружения. В ходе их анализа компания должна спрогнозировать:

  • изменение уровней инфляции и безработицы в бизнес-среде;
  • изменение курсов валют, стоимости капитала, фондовых рынков;
  • общую динамику развития экономики (рост \ спад).

Факторы «S» (Social) — это факторы социального окружения, включающие в себя такие аспекты, как:

  • демографическая ситуация (рождаемость, уровень образования);
  • - особенности менталитета, культурные особенности;
  • вкусы, предпочтения.

Факторы «T» (Technological) — это факторы технологического окружения, в процессе анализа которых компания должна оценить влияние:

  • отраслевых технологий (инновации в технологиях, оборудовании, материалах);
  • Интернет;
  • информационных технологий.

Ряд компаний меняет приоритетность рассмотрения факторов дальнего окружения, считая, что социальные изменения наиболее важны, тогда PEST-анализ трансформируется в STEP-анализ.[15,c.78]

В рядеслучаеврекомендуетсяотдельнорассматриватьещедва фактора.


Факторы «L» (Legal) — правовое поле, юридическая среда функционирования бизнеса, к примеру, в тех отраслях, где высока роль государственного регулирования (к примеру, энергетика) либо нормативная база, мягко говоря, не совершенна (к примеру, услуги по защите интеллектуальной собственности в России).

Факторы «Е2» (Ecological) — факторы, определяющие степень влияния организации на экологическую ситуацию в регионе (химические производства) или наоборот, степень влияния состояния окружающей среды на бизнес организации (производство технических средств измерения состава воздуха, воды, содержания вредных веществ в продуктах питания и т.д.).[19,c.15]

Необходимо помнить, что если бизнес работает на разных географических рынках, то, скорее всего, придется делать PEST-анализ для каждого рынка, поскольку «политика», «экономика», «социум» и «технологии» одного рынка (например, России) могут существенно отличаться от актуальных на другом рынке (например, Украины).

Например, степень вмешательства государства в бизнес, уровень инфляции, уровень безработицы и развитость Интернет на этих двух рынках могут отличаться достаточно существенно.[21,c.63]

В идеале нужно не только обозначать наличие того или иного фактора во внешнем окружении, но и анализировать его влияние на бизнес. Полезно задать себе вопрос: «Что мы должны делать или чего мы не должны делать в ответ на действие этого фактора?».

Классическим инструментом анализа факторов ближнего окружения является модель «5 сил» («5 Forces»), разработанная М. Портером.

Объясняя, почему среднее значение рентабельности на вложенный капитал различно, Портер предлагает эту схему и говорит, что ROI зависит от конфигурации пяти сил, формирующих ближнее окружение фирмы:

  • уровень конкуренции;
  • власть товаров-заменителей;
  • власть клиентов;
  • власть поставщиков;
  • барьеры входа в отрасль.

Суммарная конфигурация всех пяти сил влияет на прибыльность той или иной отрасли (размер рентабельности на вложенный капитал).

Степень остроты конкурентной борьбы является важнейшим фактором ближнего окружения компании. Вопрос, который мы должны себе задать, прост — как конкурируют фирмы друг с другом? Напоминает ли рынок поле битвы, где каждый против всех, или фирмы по-джентельменски делят сферы влияния?[10,c.96]

Ключевые факторы, характеризующие степень остроты конкурентной борьбы в той или иной отрасли:

a. Число конкурентов. Если в отрасли много конкурентов и (или) они приблизительно равны по силе, то возрастает вероятность того, что какая-то из конкурирующих фирм пойдет на резкое снижение цен для того, чтобы добиться преимущества.


b. Рост отрасли. В условиях роста и развития отрасли место найдется для каждого. Если рост в отрасли замедляется или прекращается, то единственный способ, которым конкуренты могут улучшить результаты своей деятельности, — лишить конкурирующие фирмы возможности работать.

c. Степень дифференциации продуктов — возможность создания марки, у которой будут лояльные покупатели..

d. Уровень постоянных затрат. Постоянные затраты — это затраты, размер которых не зависит от объемов продаж компании. Многие отрасли страдают высоким уровнем постоянных затрат, возникающих по причинам технологическим (например, промышленная химия, судостроение,автомобилестроение) или из-за скачкообразных приращений производственных мощностей (например, авиалинии, супермаркеты). В любом случае это означает повышение порога рентабельности (покрытия затрат) и вынуждает бороться за максимальное использование производственных мощностей, что подстегивает соперничество. Его проявлениями являются война цен между авиалиниями, периодические снижения цен на автомобили, выгодные условия оплаты, предлагаемые судоверфями. В любом из этих случаев менеджеры стремятся к повышению степени использования производственных мощностей и покрытия постоянных затрат.

Глава 2. Анализ деятельности BLRT GRUPP

2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия

BLRT Grupp является одним из крупнейших промышленных концернов. Начало деятельности BLRT Grupp было положено в 1912 году.

Концерн оказывает качественные услуги по обслуживанию судов на протяжении всего срока их службы, а также является надежным партнером в сферах производства сложных металлоконструкций, машиностроения, обработки и продажи металлов, производства и продажи газов, обработке металлолома, транспортных и портовых услуг.

BLRT Grupp располагает необходимыми производственными мощностями, позволяющими размещать и одновременно производить ремонт 6 единиц судов длинной до 145 метров, шириной до 17 метров. Это позволяет производить доковый ремонт от 55 до 60 единиц флота в год.

Совет директоров– орган управления BLRT Grupp в период между общими собраниями акционеров.


Организационная структура филиала BLRT Gruppв РФ представлена на рис.1.

По типу организационная структура компании - линейно-функциональная, данная структурареализует принцип демократического централизма, при котором подготовка и обсуждение решений производятся коллективно (коллегиально), а принятие решения и ответственность за его выполнение возложены на первого руководителя. Такая структура объединяет лучшие свойства линейной (четкие связи подчиненности, централизация управления в одних руках) и функциональной (разделение труда, квалифицированная подготовка решений) структур.

Рис.1.Организационная структура филиала BLRT Grupp

Сегодня BLRT Grupp в РФ — это сложное многоструктурное предприятие. В соответствии с современными требованиями проведена реорганизация всех ступеней управления предприятием. Постоянная работа по развитию производственной базы, оснащению ее современным , освоению передовых технологий судостроения и судоремонта позволяет наращивать объемы производства. Предприятие прочно заняло одно из первых мест на рынке судоремонтных услуг в странах присутствия, наработан широкий круг постоянных заказчиков. [26,c.145]

Конкурентами Общества BLRT Grupp являются предприятия всего судоремонтного комплекса.

Главными факторами, выделяющими BLRT Grupp среди конкурентов, являются комплексный подход к деятельности и высокий уровень квалификации персонала.

Для повышения конкурентоспособности BLRT Grupp планирует повышать уровень квалификации персонала, расширять спектр оказываемых услуг и оснащать предприятие современным оборудованием.

Общие тенденции развития отрасли в отчетном году BLRT Gruppоценивает как умеренно пессимистические, что связано с кризисными процессами в мире и спадом темпов роста спроса вотрасли, а также в связи со снижением госзаказа на продукцию предприятия.

По мнению органов управления BLRT Gruppтенденции развития в целом соответствуют общеотраслевым тенденциям, что обусловлено весомым опытом деятельности на рынке оказываемых услуг и высоким профессиональным уровнем специалистов предприятия.

Основным предполагаемым негативным фактором, способнымв ближайшие годы негативно отразиться на темпах развития BLRT Grupp, является снижение заказа на продукцию отрасли.

В качестве мер, способствующих снижению рисков в случае появления данного фактора, общество планирует использовать прогнозирование изменения рынков, с последующей гибкой и своевременной реакцией на случившиеся изменения.


Факторами, влияющими на конкурентоспособность BLRT Gruppвданной сфере деятельности, являются высокий профессионализм сотрудников Общества и высокое качество выполнения работ.

Активы организации состоят из внеоборотных и оборотных активов. Общую структуру активов характеризует коэффициент соотношения оборотных и внеоборотных активов, его значение обусловлено отраслевыми особенностями кругооборота анализируемого хозяйствующего субъекта.

Таблица 2.1.

Финансовые показатели BLRT Grupp

Показатели

2017

2018

Абсолютное отклонение, тыс. руб.

Относительное отклонение, %

Выручка, тыс.руб.

1 825 085

2 091 785

266 700

14,61

Прибыль от реализации, тыс.руб.

571 630

751 905

180 275

31,54

EBITDA, тыс.руб.

216 947

467 088

250 141

115,30

Чистая прибыль, тыс.руб.

79 194

298 625

219 431

277,08

Рентабельность прибыли от реализации,%

31,32

35,95

5

14,78

Продолжение таблицы 2.1

EBITDA margin,%

11,89

22,33

10

87,80

Рентабельность чистой прибыли, %

4,34

14,28

10

229,03

Оборачиваемость активов

0,87

0,86

0

-1,15

ROA, %

3,8

12,23

8

221,84

ROE, %

8,62

28,62

20

232,02

Прибыль на акцию, руб ./акция

6,72

25,33

19

276,93

Выручка на одного сотрудника, тыс. Руб./чел.

1 543

1 905

362

23,46

Рис. 2. Финансовые показатели BLRT Gruppза2017 и 2018

Рис.3. Финансовые коэффициенты BLRT Grupp

В 2018 г. Основные экономические показатели Общества значительно улучшились в сравнении с аналогичными показателями 2017 г.

Выручка Общества увеличилась на 266,7 млн. Руб. Наибольший рост выручки пришелся на следующие виды деятельности: