Файл: Анализ внешней и внутренней среды организации (Внешняя и внутренняя среда предприятия: понятие и факторы).pdf
Добавлен: 12.03.2024
Просмотров: 22
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты внешней и внутренней среды предприятия
1.1 Внешняя и внутренняя среда предприятия: понятие и факторы
1.2.Методы анализа внешней среды
Глава 2. Анализ деятельности BLRT GRUPP
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2. Анализ внутренней и внешней среды
Глава 3. Рекомендации по защите организации от влияния факторов среды
– реализация серийной продукции – на 136,5 млн. Руб. (9,1%)
– послепродажное обслуживание – на 166,2 млн. Руб. (137,7%)
Эффективность использования трудовых ресурсов Общества выросла на 23,4% (выручка на 1 работника увеличилась до 1,9 млн. Руб.), а производительность труда основных производственных рабочих увеличилась на 11,5%. Производственную мощность в 2018 г. Удалось нарастить на 2,1%.
Значение EBITDA в 2018 г. Увеличилось на 250 млн. Руб. (115,2%), показатели рентабельности по ROA и ROE выросли до 12,2% и 28,6% соответственно.
Рентабельность по чистой прибыли составила 14,3%.
Активы Общества в 2018г. Увеличились на 518,6 млн. Руб. (23,8%). Рост активов на 38,5% профинансирован за счет заемных источников, в том числе за счет долгосрочного кредита Внешэкономбанка на 21% (108,5 млн. Руб.).
Таблица 2.2.
Оценка финансовых показателей по сегментам деятельности предприятия
Вид деятельности |
Факт |
Отклонение |
||
2018 |
2017 |
Абсолют ное отклонение, тыс. руб. |
Относитель ное отклонение, % |
|
Итого: |
2 091 785 |
1 825 085 |
266 700 |
14,61% |
Серийное производство |
1 643 809 |
1 507 323 |
136 486 |
9,05% |
НИОКР |
96 427 |
126 223 |
-29 795 |
-23,61% |
Послепродажное обслуживание |
286 925 |
120 691 |
166 234 |
137,74% |
Продолжение таблицы 2.2 |
||||
Коммунальные услуги |
14 660 |
13 183 |
1 477 |
11,20% |
Аренда |
9 274 |
12 383 |
-3 109 |
-25,11% |
Прочие доходы |
40 689 |
45 281 |
-4 593 |
-10,14% |
Рис. 4.Оценка финансовых показателей по сегментам деятельности предприятия
Наибольшую долю в выручке 2018 г., как и в 2017 г., занимает реализация серийной авиационной продукции. В 2018 г. увеличилась доля выручки от послепродажного обслуживания и сократилась доля выручки в сегменте НИОКР.
В структуре выручки от реализации серийной продукции в 2018г. значительно возросла доля коммерческих заказов (с 44,9% в 2016 г. до 52,7% в 2018 г). Эта тенденция обусловлена ростом объема работ по линии ВТС и по заказам авиастроительных компаний, финансируемым из внебюджетных источников.
Наибольшую долю в экспортных заказах BLRT Grupp составляют следующие страны - конечные покупатели летательных аппаратов: Алжир, Египет, Индия, Китай, Бангладеш
Самую большую долю в выручке BLRT Gruppа в сегменте «серийная продукция» составляют объекты судостроения.
2.2. Анализ внутренней и внешней среды
К внешней среде компании BLRT Grupp относят факторы, которые находятся за пределами организации и могут на нее воздействовать.
На рис.5 отражена структура факторов PEST-анализа BLRT Grupp в 2018 году.
Рис. 5.Структура факторов внешней среды, оказывающих влияние на BLRT Grupp в 2018 году
Данные рисунка позволяют сделать вывод о том, что наибольшее влияние на деятельность компании оказывают политическиеи правовыефакторы (32%), а наименьшее – экономические факторы (13%).
Рассмотрим структуру влияния факторов более подробно на рисунках ниже.
Рис. 6.Структура влияния политических и правовых факторов BLRT Grupp в 2018 году
Как видно из рисунка 6, в 2018 году на деятельность BLRT Grupp наибольше влияние оказывал фактор – отношения между деловыми кругамиправительством, а наименьшее – фактор - антимонопольное законодательство.
Рис.7.Структура влияния экономических факторов BLRT Grupp в 2018 году
Как видно из рисунка 7, в 2018 году на деятельность BLRT Grupp наибольше влияние оказывал фактор – курс обмена валют, а наименьшее – фактор - уровень инфляции.
Рис. 8.Структура влияния социальных факторов BLRT Grupp в 2018 году
Как видно из рисунка 8, в 2018 году на деятельность BLRT Grupp наибольше влияние оказывал фактор – отношения к труду.
Рис.9. Структура влияние технологическихфакторов BLRT Grupp в 2018 году
Как видно из рис.9, в 2018 году на деятельность BLRT Grupp наибольше влияние оказывал фактор – развитие техники и технологии, а наименьшее – фактор - внедрение компьютерной техники, что указывает на то, что производство не обновлялось.
Рассмотрим на рис. 2.10 анализ факторов макросреды BLRT Grupp Данныепозволяют сделать вывод о том, что наибольшее влияние на деятельность BLRT Grupp оказывает экономический фактор, средневзвешенная оценка событий которого равна 4,8 баллов. Затем чуть меньшее, но значительные влияния оказывают социально- культурный фактор (4,1 балл), далее – политико - правовой фактор (3,7 балла).
На рис. 10 представлена степень влияния каждого фактора на деятельность BLRT Grupp.
Рис.10. Степень влияния факторов на результаты деятельности BLRT Grupp
В заключении анализа внешней среды проводим EFAS- анализкомпании BLRT Grupp.
Таблица 2.3.
Матрица EFAS-анализ профиля среды реализации проекта в компании
№ п/п |
Наименование |
Удельный вес фактора, в долях единицы (В) |
Оценка с учетом направленности влияния (С) |
Степень значимости (А=В*С |
||
1 |
ВОЗМОЖНОСТИ |
|||||
1.1. |
Внедрение новых видов выпускаемой продукции |
0,15 |
3 |
0,45 |
||
1.2. |
Добавление сопутствующих услуг |
0,05 |
2 |
0,1 |
||
1.3. |
Стимулирование потребителей (скидки, бонусы) |
0,1 |
3 |
0,3 |
||
1.4. |
Преодоление финансового кризиса в стране |
0,1 |
2 |
0,2 |
||
1.5. |
Наличие спроса на продукцию фирмы за рубежом |
0,05 |
2 |
0,1 |
||
2 |
УГРОЗЫ |
|||||
2.1. |
Рост рынка и конкуренции |
0,05 |
2 |
0,1 |
||
2.2. |
Возможность появления новых конкурентов |
0,1 |
2 |
0,2 |
||
2.3. |
Консолидация конкурентов и укрупнение производственных оборонных концернов |
0,05 |
3 |
0,15 |
||
2.4. |
Финансовый кризис в стране |
0,15 |
2 |
0,3 |
||
2.5. |
Снижение оборонного заказа |
0,2 |
1 |
0,2 |
||
ИТОГО |
1 |
- |
2,1 |
Данная форма представляет собой метод анализа готовности предприятия реагировать на стратегические факторы внешней среды с учетом предполагаемой значимости этих факторов для будущего предприятия.
Следует сразу акцентировать внимание на том, что реализуемая продукция имеет длительный жизненный цикл.
Основные направления, которые должны быть реализованы в BLRT Grupp:
- строгий выбор поставщиков с основным акцентом на высокое качество, а не на низкую стоимость;
- ориентация на потребителя и на полезность своего продукта именно для него, для чего нужно иметь стабильную обратную связь;
- постоянное совершенствование продукта, что позволяет непрерывно повышать конкурентоспособность продукта и предприятия;
- исключение излишних действий, которые не приносят никакой пользы для предприятия.
- Дальнейшими направлениями деятельности по оптимизации производственной системы инновационного предприятия BLRT Grupp:
- глубокое и всестороннее изучение философии бережливого производства руководителями высшего звена предприятия, затем обучение сотрудников предприятия;
- определение ответственных сотрудников за реализацию концепции бережливого производства;
- всестороннее исследование и анализ различных производственных процессов на предприятии, выбор приоритетных направлений для улучшения;
- анализ результатов по итогам улучшений, выявление узких мест, разработка новых улучшений посредством поступивших рационализаторских предложений и совершенствований от работников, улучшение стандартов.
Оценка сил будет проведена экспертами (приложение1) в области судостроения. Далее приведем выводы оценки.
- Первая сила – компании конкуренты. Компания BLRT Grupp является лидером судостроительного рынка, хотя и находится под определенным давлением непосредственных конкурентов. Экспертами присвоен 1 балл.
- Вторая сила – клиенты. Компания имеют устойчивую клиентскую базу, клиенты постоянны, бренд является «раскрученным». Экспертами присвоено 0 баллов.
- Третья сила – поставщики. Компания имеет значительное количество поставщиков по всему миру. Поставки диверсифицированы, проблем с надежностью нет. Наоборот, многие поставщики стараются обеспечить себя заказами со столь влиятельной компанией. Экспертами присвоен0 баллов.
- Четвертая сила – новые конкуренты. Рынок судостроения в мире довольно насыщен, хотя существуют ниши роста. Экспертами присвоен1 балл.
- Пятая сила – товары–заменители. Стремительное развитие технологий может вывести на рынок новые продукты. Экспертами присвоен1 балл.
Далее решим, как формировать стратегию компании в дальнейшем, исходя из модели пяти сил М. Портера. Экспертами присвоено– 3 балла. Для такого давления рациональная стратегия - не предпринимать резких шагов, регулярно проводить мониторинг ситуации.
В нашем случае, мы рассматриваем судостроительную отрасль.
Таблица 2.4
Характеристики отрасли для построения карты стратегических групп
Характеристика |
Конкуренты |
|||
A |
B |
BLRT GruppC |
D |
|
Цена товара |
5 |
5 |
3 |
4 |
Расположение |
5 |
3 |
4 |
4 |
Ассортимент |
3 |
4 |
5 |
3 |
Квалификация персонала |
5 |
5 |
3 |
5 |
Качество товара |
3 |
5 |
4 |
3 |
Имидж |
5 |
5 |
3 |
3 |
Цена товара
Расположение
Рис.11. Карта стратегических групп: цена товара, расположение(разработано автором)
На рисунке 11 представлена карта стратегических групп по двум переменным – цена товара и расположение.
Квалификация персонала
Ассортимент
Рис.12. Карта стратегических групп: квалификация персонала, ассортимент(разработано автором)
Исходя из карты стратегических групп (рисунок 2.9) можно сделать вывод о том, что BLRT Grupp выигрывает у своих конкурентов по числу ассортимента продукции, но проигрывает по квалификации персонала.
Таким образом, после формирования карт стратегических групп отрасли, можно сделать следующие выводы:
- BLRT Grupp по расположению занимает второе место в данной стратегической группе.
- По цене товара BLRT Grupp в данной категории занимает самое последнее место по причине отсутствия заниженной цены. Компании стоит на это обратить особое внимание, чтобы в дальнейшем, не терять своих клиентов.
- По ассортименту продукции BLRT Grupp занимает лидирующую позицию.
- BLRT Grupp по квалификации персонала и занимает последнее место в данной стратегической группе.
- Имиджу компании BLRT Grupp также уделяется недостаточно внимания.