Файл: Проблема адаптации персонала и молодых специалистов в организации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 16

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Актуальность. На сегодняшний день молодые специалисты составляют 1/3 всего трудоспособного населения России, они  же являются одной из наиболее уязвимых групп на рынке труда, и проблема адаптации касается их в наибольшей степени.

После окончания учебного заведения молодые специалисты впервые в жизни попадают в трудовой коллектив, включаются в его деятельность. Данный процесс не всегда и не для всех проходит быстро и благополучно. До сих пор во многих организациях нет соответствующих адаптационных программ.

На сегодняшний день во всём мире проведено и проводится множество исследований, которые связаны с различными сторонами процесса адаптации,  как молодых специалистов, так и студентов и школьников различных возрастов к новым условиям. Развитие адаптации сотрудников, как одно из условий успешного функционирования  в организации нашло своё отражение в трудах О.В.Войт, Б.Д.Парыгина, М.И.Ширяевой и многих других учёных.

В данной работе акцентируется внимание на существующих сейчас проблемах в сфере профессиональной адаптации персонала и предлагается комплекс мероприятий по совершенствованию данной системы.

Цель работы: Проведение анализа процесса профессиональной адаптации персонала и молодых специалистов.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Характеристика понятия адаптация.
  2. Выявление сущности профессиональной адаптации.
  3. Характеристика психологических аспектов адаптации.
  4. Проведение исследования на выявление адаптации персонала и молодых работников.
  5. Анализ результатов и выводы на основе полученных данных.

Объект исследования: адаптация персонала и молодых специалистов.

Предмет  исследования: зависимость социально–психологической адаптации от стажа работы.

Гипотеза исследования: Уровень адаптации и удовлетворённости трудом повышается со стажем работы.

Глава 1. Профессиональная адаптация работника в организации

1.1. Понятие адаптации


Адаптация представляет собой динамический процесс, благодаря которому подвижные системы живых организмов, несмотря на свою изменчивость условий, поддерживают устойчивость, необходимую для существования, развития и продолжения рода.

Понятие «адаптация» является достаточно широким и используется в различных областях науки. С позиции психологов это постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды и результат этого процесса [4].

Именно механизм адаптации, который выработался в процессе длительной эволюции, способствует обеспечению возможности существования организма в постоянно изменяющихся условиях окружающей среды.

Адаптационный процесс способствует достижению поддержания гомеостаза при взаимодействии организма с внешней средой. Именно поэтому адаптационные процессы включают в себя не только оптимизацию функционирования организма, но и поддержание сбалансированности в системе «организм-среда».

Очень важное значение в процессе поддержания адекватных отношений в системе «индивидуум-среда», в ходе которого могут изменяться все параметры системы, имеет психическая адаптация. Психическую адаптацию можно рассматривать в качестве результата деятельности целостной самоуправляемой системы (на уровне «оперативного покоя»), подчёркивая при этом её системную организацию.

Однако при таком рассмотрении картина остаётся неполной. Для того, чтобы полностью охватить адаптационный процесс, необходимо рассмотреть такое понятие, как «потребность». Максимально возможное удовлетворение актуальных потребностей является важным критерием в оценке эффективности адаптационного процесса.

Таким образом, психическую адаптацию можно охарактеризовать как процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности, который (процесс) позволяет индивидууму удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели, обеспечивая в то же время соответствие максимальной деятельности человека, его поведения, требованиям среды.

1.2. Сущность профессиональной адаптации

Понятие адаптация происходит от латинского слова adapto, которое обозначает «приспособляю»[10].

Профессиональная адаптация представляет собой социальный процесс освоения личностью новой трудовой ситуации, в котором личность и трудовая среда оказывают активное влияние друг на друга и являются адаптивно-адаптирующими системами [5].


При поступлении на какую-либо работу человек активно включается в систему профессиональных и социально-психологических отношений конкретной трудовой организации, усваивает новые для него социальные роли, ценности, нормы, согласовывает свою индивидуальную позицию с целями и задачами организации (трудового коллектива), тем самым, подчиняя своё поведение служебным предписаниям данного предприятия или учреждения. На профессиональную деятельность молодых специалистов большую роль играют первые годы работы в связи с тем, что именно этот период считается своего рода тем «испытательным сроком», который в дальнейшем определяет позиции специалиста в социальной и профессиональной среде.

Однако при поступлении на работу у каждого человека уже имеются определённые цели и ценностные ориентации поведения, в соответствии с которыми происходит формирование собственных требований к предприятию, а оно, исходя из собственных целей и задач, предъявляет свои требования к работнику, к его трудовому поведению. В процессе реализации собственных требований происходит взаимодействие работника и организации, их приспосабливание друг к другу, в результате чего и происходит осуществление трудового адаптационного процесса. Таким образом, профессиональную адаптацию можно рассматривать в качестве двустороннего процесса между личностью и новой для неё социальной средой.

К профессиональной адаптации можно отнести следующие составляющие [8]:

  1. Социально-психологическая адаптация, заключающаяся в освоении социально–психологических особенностей трудовой организации (коллектива), вхождении в уже сложившуюся в ней систему взаимоотношений, позитивном взаимодействии с его сотрудниками. В процессе данного вида адаптации работник постепенно получает информацию о своей трудовой организации, её нормах, ценностях, о системе деловых и личных взаимоотношений в группе, о социально-психологической позиции отдельных членов группы в структуре взаимоотношений, о групповых лидерах. Причём усвоение данной информации не происходит пассивно, так как работник при этом опирается на собственный социальный опыт и ценностные ориентации. Общественно-организационная адаптация означает освоение организационной структуры предприятия (коллектива), системы управления и обслуживания производственного процесса, режим труда и отдыха и т.д.
  2. Культурно-бытовая адаптация подразумевает освоение в трудовой организации особенностей быта и традиций проведения свободного времени. Данный вид адаптационного процесса во многом определяется уровнем культуры производства, общего развития сотрудников организации, спецификой и особенностями использования свободного от работы времени. Быстрая и достаточно лёгкая культурно-бытовая адаптация характерна для тех организаций, в которых сотрудники взаимодействуют не только в процессе работы, но при проведении досуга.
  3. Психофизиологическая адаптация представляет собой процесс освоения условий, которые необходимы работникам в процессе трудовой деятельности. В современном обществе происходит не только старение техники и технологий, но и санитарно-гигиенических норм производственной обстановки. Улучшение санитарно-гигиенических условий труда и быта работников, появление всё большего количества удобных и современных квартир, одежды, предметов туалета не могут не оказывать должного воздействия на производственную деятельность. Согласно множеству исследований в данной области, санитарно-гигиенические условия комфортной трудовой деятельности оказывают огромное влияние на процесс адаптации [2].

Профессиональный адаптационный процесс можно подразделить на несколько стадий, а именно:

  1. Стадия ознакомления. На данной стадии сотрудники приобретают необходимую информацию о новой ситуации в целом, о критериях оценки различных действий, об эталонах, нормах поведения.
  2. Стадия приспособления. Здесь происходит процесс переориентировки сотрудника, где он признаёт основные элементы новой системы ценностей, однако всё ещё сохраняет множество собственных установок.
  3. Стадия ассимиляции подразумевает осуществление полного приспособления к новой среде.
  4. Идентификация – процесс отождествления личных целей сотрудника с целями организации.

В зависимости от процесса идентификации всех сотрудников можно подразделить на следующие группы:

  • Безразличные;
  • Частично идентифицированные;
  • Полностью идентифицированные.

Основу любых организаций составляют полностью идентифицированные работники, которые нацелены на получение высокого результата [9].

Скоростные характеристики адаптационного процесса состоят в зависимости от множества различных факторов. В норме адаптационный процесс составляет от 1 года до 3 лет.

Неспособность вхождения в профессиональный коллектив способствует появлению производственной и социальной дезорганизации. Среди факторов, которые влияют на адаптационный процесс можно выделить следующие:

  1. Объективные – такие факторы, которые в наименьшей степени зависят от самого работника:
  • уровень организации труда,
  • уровень механизации и автоматизации производственных процессов,
  • санитарно-гигиенические условия труда,
  • количество сотрудников,
  • месторасположение организации,
  • характер отраслевой специализации и другие.
  1. Субъективные, т.е. те факторы, которые непосредственно зависят от личности сотрудника:
  • социально-демографические характеристики работника, среди которых следует выделить половую принадлежность, возрастные особенности, уровень квалификации, стаж работы, социальное положение и другие;
  • социально-психологические, к которым относятся уровень притязаний, готовность к профессиональной деятельности, практичность, быстрота ориентации в производственной ситуации, способности самоконтроля и умения распределять свои движения и действия во времени, коммуникабельность и другие;
  • социологические, которые подразумевают степень профессионального интереса, материальной и моральной заинтересованности в эффективности и качестве труда и другие;

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в процессе профессиональной адаптации очень важную роль играет личностный потенциал сотрудника, который подразумевает комплекс черт и качеств работника, формирующих определённый характер поведения: уверенность в себе, общительность, способность к самоутверждению, уравновешенность, объективность и другие. Кроме перечисленных характеристик важное значение имеет уровень знаний, образований и стаж работы [12].

Адаптационный процесс происходит наиболее качественно при правильном выборе профессии. Выбор профессии поддаётся управлению путём целенаправленного формирования личных намерений и интересов у молодёжи с учётом социально-экономических потребностей общества и приведением в соответствие стремлений, личных планов молодёжи с возможностями их реализации [11].

1.3. Психологические аспекты адаптации

Психологический аспект адаптации подразумевает приспособление человека как личности к существованию в обществе в соответствии с требованиями данного общества и с собственными потребностями, мотивами и интересами. Процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды является процессом социальной адаптацией. Социальная адаптация происходит путём усвоения представлений о нормах и ценностях данного общества.

К наиболее важным проявлениям адаптации относятся взаимодействие человека с окружающими людьми и его активная деятельность. Среди наиболее важных средств для успешного адаптационного процесса можно выделить общее образование и воспитание, а также трудовую и профессиональную подготовку. Значительные трудности в процессе адаптации имеют те люди, у которых наблюдаются как психические отклонения, так и физические недостатки.

При рассмотрении термина «социальная адаптация», необходимо брать во внимание психологический и социальный аспекты в комплексе в связи с тем, что адаптационный процесс включает в себя социальное окружение, в котором происходит приспособление личности.

Для того, чтобы оценить социальные и психологические стороны адаптационного процесса, необходимо изучить уровень удовлетворённости сотрудника новой профессиональной средой, взаимодействия со своими коллегами, новым статусом и связанными с ним возможностями. При сравнении полученных можно произвести корректировки в ходе адаптационного процесса для новых сотрудников.