Файл: Проблема адаптации персонала и молодых специалистов в организации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 21

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Выводы к главе 1

Таким образом, при изучении множества литературных источников, было выяснено, что профессиональная адаптация представляет собой социальный процесс освоения личностью новой трудовой ситуации, в котором личность и трудовая среда оказывают активное влияние друг на друга и являются адаптивно-адаптирующими системами.

Было выяснено, что профессиональная адаптация состоит из нескольких составляющих, а именно социально-психологического, психофизиологического и культурно-бытового компонентов.

Глава 2. Проведение исследования адаптации работника в организации

2.1. Выборка исследуемых и подбор методик для проведения исследований

Выборка: Для проведения исследования было выбрано 23 человека, которые были разделены на 3 группы:

  1. Сотрудники со стажем работы менее 1 года (7 человек);
  2. Сотрудники со стажем работы 1-5 лет (11 человек);
  3. Сотрудники со стажем работы 5-10 лет (5 человек).

Методики исследования:

В исследовании использовались:

  1. Методика «Социально-психологической адаптации» К. Роджерса и Р. Даймонда;
  2. Анкетирование.

Методика «Социально-психологической адаптации» К. Роджерса и Р. Даймонда преследует цель – выявить характерные особенности социально-психологической адаптации у испытуемых. Данная методика представляет собой комплекс характеристик (101), по которым испытуемые могут оценить собственное «Я». Здесь предусматривается, так называемая, шкала лжи, которая помогает выявить неискренность в ответах на вопросы.

Для оценивания необходимо посчитать ответы испытуемых по 15 шкалам, которые при использовании специальной формулы перерассчитываются в оценочные показатели уровня адаптации.

При использовании данного метода оцениваются следующие показатели:

  1. Общий уровень адаптации или дезадаптации. Данный показатель способствует выявлению адаптации человека к окружающей среде в целом без оценки каких-либо конкретных показателей.
  2. Принятие себя. Данная характеристика способствует выявлению адекватности принятия человеком самого себя.
  3. Принятие других. Данный показатель способствует выявлению адекватность восприятия человеком окружающих его людей.
  4. Эмоциональная комфортность. Данный показатель характеризует довольство или недовольство ситуацией в целом, а так же собственной деятельностью и своим социальным окружением.
  5. Интернальность. Данный показатель характеризует склонность испытуемого к принятию ответственности за собственную жизнь и поступки, а также за свои успехи и неудачи на себя. Интернальный человек выбирает активный тип адаптационного процесса. Противостоит понятию интернальности экстернальность, которая характеризует человека, которые склоняется приписывать ответственность за всё происходящее с ним окружающим людям, погодным условиям, политике государства и другим факторам. Такой человек чаще всего выбирает смешанный тип адаптационного процесса.
  6. Стремление к доминированию. Данный показатель характеризует оцениванию лидерских качеств человека, а также стремления к контролю ситуации [14].

Анкета была составлена мной на основе различных литературных данных. В анкете 8 вопросов, которые ориентированы на адаптационный процесс, и 4 вопроса, которые ориентированы на получение информации об испытуемых.

2.2. Результаты и их обсуждение

2.2.1. Результаты методики диагностики «Социально-психологической адаптации» К. Роджерса и Р. Даймонда и их обсуждение

В таблице № 1 представлены результаты проведённого исследования по методике «Социально-психологической адаптации» К. Роджерса и Р. Даймонда в 1 группе.

Таблица №1

Результаты проведенного метода исследования сотрудников вошедших в первую группу со стажем работы менее года

№ п/п

Адаптация

Принятие других

Самоприятие

Эмоциональная комфортность

Интернальность

Стремление к доминированию

1

50% – низкое значение

54% – среднее значение

58% – среднее значение

66% – среднее значение

64% – среднее значение

49% – низкое значение

2

48% – низкое значение

46% – низкое значение

49% – низкое значение

49% – низкое значение

47% – низкое значение

40% – низкое значение

3

72% – среднее значение

70% – среднее значение

69% – среднее значение

70% – среднее значение

73% – среднее значение

60% – среднее значение

4

46% – низкое значение

53% – среднее значение

47% – низкое значение

59% – среднее значение

49% – низкое значение

45% – низкое значение

5

76% – среднее значение

74% – среднее значение

81% – высокое значение

74% – среднее значение

79% – среднее значение

67% – среднее значение

6

44% – низкое значение

49% – низкое значение

47% – низкое значение

48% – низкое значение

46% – низкое значение

47% – низкое значение

7

70% – среднее значение

68% – среднее значение

71% – среднее значение

77% – среднее значение

78% – среднее значение

59% – среднее значение


В таблице № 2 представлены результаты проведённого исследования по методике «Социально-психологической адаптации» К. Роджерса и Р. Даймонда во 2-ой группе.

Таблица №2

Результаты проведенного метода исследования сотрудников вошедших во вторую группу со стажем работы от 1 до 5 лет

№ п/п

Адаптация

Принятие других

Самоприятие

Эмоциональная комфортность

Интернальность

Стремление к доминированию

1

49% – низкое значение

46% – низкое значение

50% – низкое значение

47% – низкое значение

44% – низкое значение

43% – низкое значение

2

86% – высокое значение

79% – среднее значение

78% – среднее значение

77% – среднее значение

81% – высокое значение

81% – высокое значение

3

84% – высокое значение

76% – среднее значение

79% – среднее значение

71% – среднее значение

82% – высокое значение

83% – высокое значение

4

79% – среднее значение

73% – среднее значение

76% – среднее значение

73% – среднее значение

78% – среднее значение

69% – среднее значение

5

81% – высокое значение

70% – среднее значение

79% – среднее значение

76% – среднее значение

83% – высокое значение

70% – среднее значение

6

83% – высокое значение

70% – среднее значение

78% – среднее значение

74% – среднее значение

85% – высокое значение

71% – среднее значение

7

76% – среднее значение

69% – среднее значение

80% – среднее значение

79% – среднее значение

74% – среднее значение

49% – низкое значение

8

87% – высокое значение

80% – среднее значение

77% – среднее значение

91% – высокое значение

88% – высокое значение

83% – высокое значение

9

82% – высокое значение

79% – среднее значение

80% – среднее значение

72% – среднее значение

83% – высокое значение

60% – среднее значение

10

68% – среднее значение

66% – среднее значение

74% – среднее значение

80% – среднее значение

69% – среднее значение

47% – низкое значение

11

71% – среднее значение

65% – среднее значение

77% – среднее значение

74% – среднее значение

76% – среднее значение

48% – низкое значение


В таблице № 3 представлены результаты проведённого исследования по методике «Социально-психологической адаптации» К. Роджерса и Р. Даймонда в 3-ей группе.

Таблица №3

Результаты проведенного метода исследования сотрудников вошедших в третью группу со стажем работы от 5 до 10 лет

№ п/п

Адаптация

Принятие других

Самоприятие

Эмоциональная комфортность

Интернальность

Стремление к доминированию

1

71% – среднее значение

68% – среднее значение

76% – среднее значение

79% – среднее значение

77% – среднее значение

49% – низкое значение

2

84% – высокое значение

73% – среднее значение

79% – среднее значение

83% – высокое значение

81% – высокое значение

82% – высокое значение

3

81% – высокое значение

70% – среднее значение

77% – среднее значение

80% – среднее значение

79% – среднее значение

56% – среднее значение

4

82% – высокое значение

80% – среднее значение

78% – среднее значение

84% – высокое значение

86% – высокое значение

83% – высокое значение

5

86% – высокое значение

76% – среднее значение

82% – высокое значение

85% – высокое значение

83% – высокое значение

81% – высокое значение

Результаты исследований по шкале 1:

Таким образом, по результатам исследования в первой группе из 7 человек, стаж работы которых составляет менее 1 года:

  • 3 человека (43%) со средними значениями,
  • 4 человека (57%) с низкими значениями.

По результатам исследования во второй группе из 11 человек, стаж работы которых составляет от 1 года до 5 лет:

  • 6 (55%) человек с высокими значениями,
  • 4 человека (36%) со средними значениями;
  • 1 человек (9%) эти значения низкие.

По результатам исследования в третьей группе из 5 человек, стаж работы которых составляет от 5 до 10 лет:

  • 1 человек (20%) со средними значениями;
  • 4 человека (80%) с высокими значениями.

Таким образом, по результатам исследований можно сделать вывод о том, что только одна группа из 5 человек со стажем работы от 5 до 10 лет полностью (100%) адаптирована к среде на данный момент в целом. Большинство исследуемых, у которых выявлены низкие значения, находятся в 1 группе, т.е. стаж их работы составляет менее года.


Таким образом, результаты исследования подтверждают выдвинутую гипотезу в начале исследования, а именно повышение уровня адаптации с увеличением стажа работы.

Результаты исследований по шкале 2:

По результатам исследования в первой группе:

  • 5 человек (72%) со средними значениями,
  • 2 человека (28%) со значениями ниже среднего.

Во второй группе:

  • 10 человек (90%) со средними значениями,
  • у 1 человека (10%) значения ниже среднего.

В третьей группе: все 5 человек (100%) со средними значениями.

Таким образом, при сравнении значений, только в 3 группе сотрудники в полой мере принимают все нормы и ценности данного коллектива и комфортно себя ощущает в нём.

Таким образом, по шкале 2 также можно подтвердить выдвинутую гипотезу.

Результаты исследований по шкале 3:

По результатам исследования:

В 1 группе:

  • 1 человек (14%) с высокими значениями,
  • 3 человека (43%) со средними значениями,
  • у 3 человек (43%) эти значения ниже среднего.

Во 2-ой группе:

  • 10 человек (90%) со средними значениями,
  • у 1 человека (10%) значения ниже среднего.

В 3-ей группе:

  • у 1 человека (20%) высокие значения,
  • у 4 (80%) средние значения.

Таким образом, при сравнении полученных данных в 3-х группах, можно сделать вывод о том, что большинство испытуемых со средними значениями во второй группе (90%), это говорит о том, что почти все люди этой группы воспринимают себя, такими как они есть. Большинство испытуемых, не принимающих себя в первой группе, это 3 человека (43%). Таким образом, можно отметить, что принятие себя также повышается с увеличением стажа работы.

Результаты исследования по шкале 4:

По результатам исследования в 1-о1 группе:

  • 5 человек (72%) со средними значениями,
  • у 2 человек (28%), значения ниже среднего.

Во 2-ой группе:

  • 1 человек (9%) с высокими значениями,
  • 9 человек (82%) со средними значениями,
  • 1 человек (9%) с низкими значениями.

В 3-ей группе:

  • 3 человека (60%) с высокими значениями,
  • 2 человека (40%) со средними значениями.

Таким образом, при сравнении значений в 3-х группах, было выявлено, что в третьей группе всем (100%) и 10 человекам (91%) со второй группы эмоционально комфортно в данном коллективе. Большинство людей со значениями ниже среднего в первой группе 2 человека (28%), что говорит об эмоциональном дискомфорте, а это может приводить к дезадаптации.

Таким образом, эмоциональный комфорт также повышается с увеличением стажа работы.