Файл: Проблема адаптации персонала и молодых специалистов в организации.pdf
Добавлен: 12.03.2024
Просмотров: 20
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Профессиональная адаптация работника в организации
1.2. Сущность профессиональной адаптации
1.3. Психологические аспекты адаптации
Глава 2. Проведение исследования адаптации работника в организации
2.1. Выборка исследуемых и подбор методик для проведения исследований
2.2. Результаты и их обсуждение
2.2.2. Результаты анкетирования
Глава 3. Рекомендации по организации процесса адаптации персонала и молодых специалистов
Выводы к главе 1
Таким образом, при изучении множества литературных источников, было выяснено, что профессиональная адаптация представляет собой социальный процесс освоения личностью новой трудовой ситуации, в котором личность и трудовая среда оказывают активное влияние друг на друга и являются адаптивно-адаптирующими системами.
Было выяснено, что профессиональная адаптация состоит из нескольких составляющих, а именно социально-психологического, психофизиологического и культурно-бытового компонентов.
Глава 2. Проведение исследования адаптации работника в организации
2.1. Выборка исследуемых и подбор методик для проведения исследований
Выборка: Для проведения исследования было выбрано 23 человека, которые были разделены на 3 группы:
- Сотрудники со стажем работы менее 1 года (7 человек);
- Сотрудники со стажем работы 1-5 лет (11 человек);
- Сотрудники со стажем работы 5-10 лет (5 человек).
Методики исследования:
В исследовании использовались:
- Методика «Социально-психологической адаптации» К. Роджерса и Р. Даймонда;
- Анкетирование.
Методика «Социально-психологической адаптации» К. Роджерса и Р. Даймонда преследует цель – выявить характерные особенности социально-психологической адаптации у испытуемых. Данная методика представляет собой комплекс характеристик (101), по которым испытуемые могут оценить собственное «Я». Здесь предусматривается, так называемая, шкала лжи, которая помогает выявить неискренность в ответах на вопросы.
Для оценивания необходимо посчитать ответы испытуемых по 15 шкалам, которые при использовании специальной формулы перерассчитываются в оценочные показатели уровня адаптации.
При использовании данного метода оцениваются следующие показатели:
- Общий уровень адаптации или дезадаптации. Данный показатель способствует выявлению адаптации человека к окружающей среде в целом без оценки каких-либо конкретных показателей.
- Принятие себя. Данная характеристика способствует выявлению адекватности принятия человеком самого себя.
- Принятие других. Данный показатель способствует выявлению адекватность восприятия человеком окружающих его людей.
- Эмоциональная комфортность. Данный показатель характеризует довольство или недовольство ситуацией в целом, а так же собственной деятельностью и своим социальным окружением.
- Интернальность. Данный показатель характеризует склонность испытуемого к принятию ответственности за собственную жизнь и поступки, а также за свои успехи и неудачи на себя. Интернальный человек выбирает активный тип адаптационного процесса. Противостоит понятию интернальности экстернальность, которая характеризует человека, которые склоняется приписывать ответственность за всё происходящее с ним окружающим людям, погодным условиям, политике государства и другим факторам. Такой человек чаще всего выбирает смешанный тип адаптационного процесса.
- Стремление к доминированию. Данный показатель характеризует оцениванию лидерских качеств человека, а также стремления к контролю ситуации [14].
Анкета была составлена мной на основе различных литературных данных. В анкете 8 вопросов, которые ориентированы на адаптационный процесс, и 4 вопроса, которые ориентированы на получение информации об испытуемых.
2.2. Результаты и их обсуждение
2.2.1. Результаты методики диагностики «Социально-психологической адаптации» К. Роджерса и Р. Даймонда и их обсуждение
В таблице № 1 представлены результаты проведённого исследования по методике «Социально-психологической адаптации» К. Роджерса и Р. Даймонда в 1 группе.
Таблица №1
Результаты проведенного метода исследования сотрудников вошедших в первую группу со стажем работы менее года
№ п/п |
Адаптация |
Принятие других |
Самоприятие |
Эмоциональная комфортность |
Интернальность |
Стремление к доминированию |
1 |
50% – низкое значение |
54% – среднее значение |
58% – среднее значение |
66% – среднее значение |
64% – среднее значение |
49% – низкое значение |
2 |
48% – низкое значение |
46% – низкое значение |
49% – низкое значение |
49% – низкое значение |
47% – низкое значение |
40% – низкое значение |
3 |
72% – среднее значение |
70% – среднее значение |
69% – среднее значение |
70% – среднее значение |
73% – среднее значение |
60% – среднее значение |
4 |
46% – низкое значение |
53% – среднее значение |
47% – низкое значение |
59% – среднее значение |
49% – низкое значение |
45% – низкое значение |
5 |
76% – среднее значение |
74% – среднее значение |
81% – высокое значение |
74% – среднее значение |
79% – среднее значение |
67% – среднее значение |
6 |
44% – низкое значение |
49% – низкое значение |
47% – низкое значение |
48% – низкое значение |
46% – низкое значение |
47% – низкое значение |
7 |
70% – среднее значение |
68% – среднее значение |
71% – среднее значение |
77% – среднее значение |
78% – среднее значение |
59% – среднее значение |
В таблице № 2 представлены результаты проведённого исследования по методике «Социально-психологической адаптации» К. Роджерса и Р. Даймонда во 2-ой группе.
Таблица №2
Результаты проведенного метода исследования сотрудников вошедших во вторую группу со стажем работы от 1 до 5 лет
№ п/п |
Адаптация |
Принятие других |
Самоприятие |
Эмоциональная комфортность |
Интернальность |
Стремление к доминированию |
1 |
49% – низкое значение |
46% – низкое значение |
50% – низкое значение |
47% – низкое значение |
44% – низкое значение |
43% – низкое значение |
2 |
86% – высокое значение |
79% – среднее значение |
78% – среднее значение |
77% – среднее значение |
81% – высокое значение |
81% – высокое значение |
3 |
84% – высокое значение |
76% – среднее значение |
79% – среднее значение |
71% – среднее значение |
82% – высокое значение |
83% – высокое значение |
4 |
79% – среднее значение |
73% – среднее значение |
76% – среднее значение |
73% – среднее значение |
78% – среднее значение |
69% – среднее значение |
5 |
81% – высокое значение |
70% – среднее значение |
79% – среднее значение |
76% – среднее значение |
83% – высокое значение |
70% – среднее значение |
6 |
83% – высокое значение |
70% – среднее значение |
78% – среднее значение |
74% – среднее значение |
85% – высокое значение |
71% – среднее значение |
7 |
76% – среднее значение |
69% – среднее значение |
80% – среднее значение |
79% – среднее значение |
74% – среднее значение |
49% – низкое значение |
8 |
87% – высокое значение |
80% – среднее значение |
77% – среднее значение |
91% – высокое значение |
88% – высокое значение |
83% – высокое значение |
9 |
82% – высокое значение |
79% – среднее значение |
80% – среднее значение |
72% – среднее значение |
83% – высокое значение |
60% – среднее значение |
10 |
68% – среднее значение |
66% – среднее значение |
74% – среднее значение |
80% – среднее значение |
69% – среднее значение |
47% – низкое значение |
11 |
71% – среднее значение |
65% – среднее значение |
77% – среднее значение |
74% – среднее значение |
76% – среднее значение |
48% – низкое значение |
В таблице № 3 представлены результаты проведённого исследования по методике «Социально-психологической адаптации» К. Роджерса и Р. Даймонда в 3-ей группе.
Таблица №3
Результаты проведенного метода исследования сотрудников вошедших в третью группу со стажем работы от 5 до 10 лет
№ п/п |
Адаптация |
Принятие других |
Самоприятие |
Эмоциональная комфортность |
Интернальность |
Стремление к доминированию |
1 |
71% – среднее значение |
68% – среднее значение |
76% – среднее значение |
79% – среднее значение |
77% – среднее значение |
49% – низкое значение |
2 |
84% – высокое значение |
73% – среднее значение |
79% – среднее значение |
83% – высокое значение |
81% – высокое значение |
82% – высокое значение |
3 |
81% – высокое значение |
70% – среднее значение |
77% – среднее значение |
80% – среднее значение |
79% – среднее значение |
56% – среднее значение |
4 |
82% – высокое значение |
80% – среднее значение |
78% – среднее значение |
84% – высокое значение |
86% – высокое значение |
83% – высокое значение |
5 |
86% – высокое значение |
76% – среднее значение |
82% – высокое значение |
85% – высокое значение |
83% – высокое значение |
81% – высокое значение |
Результаты исследований по шкале 1:
Таким образом, по результатам исследования в первой группе из 7 человек, стаж работы которых составляет менее 1 года:
- 3 человека (43%) со средними значениями,
- 4 человека (57%) с низкими значениями.
По результатам исследования во второй группе из 11 человек, стаж работы которых составляет от 1 года до 5 лет:
- 6 (55%) человек с высокими значениями,
- 4 человека (36%) со средними значениями;
- 1 человек (9%) эти значения низкие.
По результатам исследования в третьей группе из 5 человек, стаж работы которых составляет от 5 до 10 лет:
- 1 человек (20%) со средними значениями;
- 4 человека (80%) с высокими значениями.
Таким образом, по результатам исследований можно сделать вывод о том, что только одна группа из 5 человек со стажем работы от 5 до 10 лет полностью (100%) адаптирована к среде на данный момент в целом. Большинство исследуемых, у которых выявлены низкие значения, находятся в 1 группе, т.е. стаж их работы составляет менее года.
Таким образом, результаты исследования подтверждают выдвинутую гипотезу в начале исследования, а именно повышение уровня адаптации с увеличением стажа работы.
Результаты исследований по шкале 2:
По результатам исследования в первой группе:
- 5 человек (72%) со средними значениями,
- 2 человека (28%) со значениями ниже среднего.
Во второй группе:
- 10 человек (90%) со средними значениями,
- у 1 человека (10%) значения ниже среднего.
В третьей группе: все 5 человек (100%) со средними значениями.
Таким образом, при сравнении значений, только в 3 группе сотрудники в полой мере принимают все нормы и ценности данного коллектива и комфортно себя ощущает в нём.
Таким образом, по шкале 2 также можно подтвердить выдвинутую гипотезу.
Результаты исследований по шкале 3:
По результатам исследования:
В 1 группе:
- 1 человек (14%) с высокими значениями,
- 3 человека (43%) со средними значениями,
- у 3 человек (43%) эти значения ниже среднего.
Во 2-ой группе:
- 10 человек (90%) со средними значениями,
- у 1 человека (10%) значения ниже среднего.
В 3-ей группе:
- у 1 человека (20%) высокие значения,
- у 4 (80%) средние значения.
Таким образом, при сравнении полученных данных в 3-х группах, можно сделать вывод о том, что большинство испытуемых со средними значениями во второй группе (90%), это говорит о том, что почти все люди этой группы воспринимают себя, такими как они есть. Большинство испытуемых, не принимающих себя в первой группе, это 3 человека (43%). Таким образом, можно отметить, что принятие себя также повышается с увеличением стажа работы.
Результаты исследования по шкале 4:
По результатам исследования в 1-о1 группе:
- 5 человек (72%) со средними значениями,
- у 2 человек (28%), значения ниже среднего.
Во 2-ой группе:
- 1 человек (9%) с высокими значениями,
- 9 человек (82%) со средними значениями,
- 1 человек (9%) с низкими значениями.
В 3-ей группе:
- 3 человека (60%) с высокими значениями,
- 2 человека (40%) со средними значениями.
Таким образом, при сравнении значений в 3-х группах, было выявлено, что в третьей группе всем (100%) и 10 человекам (91%) со второй группы эмоционально комфортно в данном коллективе. Большинство людей со значениями ниже среднего в первой группе 2 человека (28%), что говорит об эмоциональном дискомфорте, а это может приводить к дезадаптации.
Таким образом, эмоциональный комфорт также повышается с увеличением стажа работы.