Файл: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека (Общие понятия об общении и эмоциях).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 17

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Актуальность темы исследования. Наш век считается веком высоких технологий, они повсюду. Сегодня, каждый человек может похвастаться наличием в своем доме персонального компьютера, ноутбука, планшета, и, конечно же, телефона. Интернет – он везде.

Известно, что в 21 веке общение людей складывается исключительно в рамках социальных сетей, к которым можно отнести: одноклассники, вконтакте, фейсбук, инстаграм, друг вокруг и другие.

Все чаще живое общение стало сменяться на виртуальное, которое находится в системе интернета. Можно сказать, что живое общение приобрело реального жизненного конкурента в сфере общения. К счастью, пока еще не вытеснило его.

Под живым общением понимается личное присутствие людей на определенной территории, это общение двух и более людей, тесное взаимодействие, зрительный контакт, эмоции и чувства. Так общаясь люди, испытывают разный спектр эмоций, как положительных, так и отрицательных или нейтральных. Каждая эмоция зависит от множества факторов, одним из которых является наше настроение.

В научной литературе существует категоризация общения, в которую входят несколько его типов. Одним из типов является вербальное общение. Оно основывается на речевом взаимодействии людей между собой. Благодаря вербальному общению человек может высказаться, спросить что-либо, рассказать, высказать мнение, а также оспорить.

С помощью речи люди знакомятся, налаживают отношения, ссорятся, рассказывают тайны, делятся знаниями и многое другое. Перечислять взаимодействие людей с помощью вербального общения можно бесконечно.

Также отмечают существование еще одного типа – невербальное общение. По мнению психологов, именно этому типу следует уделить огромное значение в формировании общения и взаимодействия людей. К невербальному общению можно отнести такие средства, как:

-поза;

-мимика;

-взгляд;

-интонация;

-жесты.

С помощью невербального общения человек может определить истинные эмоции собеседника, правдив он или лжет, или же придумывает информацию на ходу в ходе диалога.

Поэтому данную тему нашего исследования «Невербальные проявления эмоциональных состояний человека» можно считать актуальной и требующей рассмотрения.

Анализ работ, таких известных ученых-исследователей и психологов, как Баданина Л.П., Горянина В.А., Зеленкова И.Л., Ларина Т.В. и многие другие, помог сформировать методологическую базу для написания нашей курсовой работы.


Цель нашего исследования – изучение невербальных проявлений эмоциональных состояний человека.

Объект исследования – эмоциональные состояния человека при невербальном взаимодействии.

Предмет исследования – невербальные проявления эмоциональных состояний человека.

Гипотеза нашего исследования основана на положении о том, что с помощью невербальных средств общения, можно определить истинное состояние человека.

Для достижения цели и поставленной гипотезы решался ряд задач:

1.Проанализировать научно-психологическую литературу по проблеме исследования;

2.Изучить понятия общения и эмоции, их функции и виды;

3.Рассмотреть мимику и жесты человека;

4.Выявить средства невербального общения;

5.Найти отличия между вербальным общением и невербальным;

6.Разработать рекомендации по правильности общения с людьми.

В работе использовался комплекс методов исследования: анализ научной литературы, обобщения и аналогия, а также наблюдение, сравнение и индукция.

Практическая значимость и новизна нашего исследования состоят в том, что теоретические данные по проблеме исследования невербальных проявлений эмоциональных состояний человека может применяться на практике любого специалиста в любой области знания, пусть то психология, социология, менеджмент или юриспруденция.

Особую значимость данная тема исследования получила в направлениях работы науки психологии: психодиагностика, психофизиология и т.д.

Структура курсовой работы определена целями и задачами. Состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы. Общий объем 37 страниц.

Глава 1. Теоретические аспекты изучения общения и эмоций человека в психолого-педагогической литературе

1.1 Общие понятия об общении и эмоциях

В научной литературе существует множество понятий общений. Каждое носит свою трактовку, но все они сводятся к одному более четкому понятию. Рассмотрим более подробно понятие общения.

Общение это процесс, при котором происходит взаимосвязь между людьми, осуществляющаяся для обмена информацией, а также для более четкого понимания и восприятия друг другом в ходе общения[2].


Психологи понимают под субъектами общения - живых людей, у которых происходит осознанный процесс речевого и без речевого взаимодействия, так называемого контакта, связанного между собой различными средствами.

Так в научной литературе дали названия партнерам по общению[2]:

-коммуникатор – человек, передающий информацию;

-реципиент – человек, принимающий информацию.

Рассмотрим более подробно цель, содержание и средства общения[4].

Под содержанием стоит понимать информацию, которую передают люди в ходе межличностных контактов и взаимодействии, то есть информация, которая переходит от одного живого существа, к другому, от человека к человеку.

Содержание общения может быть настолько разносторонним, если информация и общение касается людей. В частности информация носит характер и сведения внутреннего и внешнего состояния. Внутренняя то есть эмоции и чувства живого существа, внешняя информация касается прям образом окружающей среды.

Под целью общения можно понимать то, ради чего человек вступает в межличностное взаимодействие с другим человеком или группой людей. В цели можно говорить об огромном нескончаемом количестве информации, которая выступает актом или средством межличностного взаимодействия. Они могут касаться удовлетворения своих биологических потребностей, а также творческих или физических, культурных или эстетических и многое другое.

Цель – это то, ради чего происходит взаимодействие между несколькими людьми путем вербального или невербального общения[4].

Отмечается, что под средствами общения понимается большой спектр передачи информации от одного существа к другому. Сюда можно отнести[4]:

-передачу;

-кодирование;

-переработку;

-расшифровку.

Между людьми средствами общения являются:

-органы чувств;

-речь;

-письменность;

-знаковые системы;

-технические средства;

-средства хранения информации.

Теперь рассмотрим более подробно понятие эмоция. В психологии также существует множество трактовок данного состояния, что в общей сложности сводится к единому мнению о том, что эмоция является видом психического состояния. К таким состояниям можно отнести следующие[2]:

-радость, грусть;

-гнев, горе;

-любовь, ненависть;

-надежда, отчаяние,

-гордость, разочарование;

-стрех и множество других.

Самым простым понятием можно сказать, что эмоция – аффект или душевное волнение.

Проявление данного состояния происходит в определенных ситуациях, которые направлены на психические переживания и телесные явления. Каждый человек по своему опыту знает, что такое эмоции.


Эмоции можно разделить на несколько типов[2]:

-положительные;

-отрицательные;

-нейтральные.

Каждая эмоция имеет тесную связь с чувством удовольствия или неудовольствия. Чаще всего удовольствие переходит в эмоцию радости, что находит свое проявление в изменениях пульса, мимики лица и внутреннего состояния.

При эмоциях телесные явления выражены гораздо реже. Рассмотрим проявления телесных явлений[9]:

-радость, веселье проявляются в двигательном возбуждении, ускорении мыслительных процессов, наплыва мыслей;

-смех проявляется в громкой речи, пении, оживленной жестикуляции, бодрости;

-печаль и тоска проявляются в состоянии психомоторной задержки. Это проявляется в медленных движениях, бледности кожи, горького вкуса во рту, осунувшихся черт лица.

Кант выделил свою систему классификации эмоций, полагаясь на телесные переживания[9]:

-стенические

К ним можно отнести радость, гнев, воодушевление. Эти эмоции возбуждают мышечный тонус человека;

-астенические

К ним можно отнести печаль, тоску, страх. Такие эмоции ослабляют силу и мышечный тонус.

Деление эмоций на стенические и астенические имеет схематический характер. Некоторые аффекты трудно отнести в одну или другую рубрику, и даже один и тот же аффект при разной интенсивности может выявлять то стенические, то астенические черты. По длительности течения эмоции могут быть краткосрочными (гнев, испуг) и длительными.

Длительные эмоции называются настроениями. Есть люди, которые всегда веселы, находятся в повышенном настроении, другие склонны к угнетенному состоянию, к тоске или всегда раздражены. Настроение - сложный комплекс, который частично связан с внешними переживаниями, частично основан на общем расположении организма к определенным эмоциональным состояниям, частично зависит от ощущений, исходящих из органов тела.

Психическая сторона эмоций проявляется не только в переживании самой эмоции. Гнев, любовь и т.д. оказывают влияние на интеллектуальные процессы: представления, мысли, направление внимания, а так же на волю, действия и поступки, на все поведение.

При ослаблении эмоционального напряжения, например в исходных состояниях раннего слабоумия, наблюдаются ослабление воли, апатия. Влияние эмоций на интеллект и волю колеблется в очень широких пределах в зависимости от силы душевного волнения.

При сильных аффектах (испуг, большая радость, гнев, страх) обычный ход ассоциаций нарушается, сознание бывает охвачено одним представлением, с которым связана эмоция, все другие исчезают, возникновение новых представлений, не связанных с эмоцией, тормозиться. Дальнейшее течение процессов неодинаково. При радости после первоначального «замирания» наступает наплыв множества представлений, находящихся в связи с обстоятельством, вызвавшим аффект. При страхе, горе, гневе возникшие вначале представления остаются в сознании на долгий срок. Аффект может разрешаться в бурных действиях и в столь сильных изменениях со стороны кровообращения и дыхания, что это иногда приводило к обмороку; наблюдались даже случаи мгновенной смерти. Человек с достаточно развитыми процессами торможения, несмотря на нарушение течения представлений при эмоциях, способен правильно оценить окружающую обстановку, и управлять своими действиями. Такие аффективные реакции, свойственные здоровому человеку, носят название физиологических аффектов[2].


Взрывчатые аффективные реакции, связанные с потерей самообладания, называют примитивными реакциями.

Описывая эмоции, можно расположить их по определенным координатным осям в соответствии с их свойствами. Например, в зависимости от их положительной или отрицательной окраски эмоции можно группировать попарно: любовь и ненависть, симпатия и отвращение, чувство безопасности и страх, подъем, и безнадежность и т.д.

Первые, как отмечает Хебб, желанны для субъекта, он к ним стремиться, в то время как вторых он старается избегать. Это подразделение сразу указывает на мотивационную роль, которую играет каждое из наших чувств[12].

Таким образом, можно сделать вывод, что все это только слова, а слова слишком бедны, чтобы выразить то, что реально испытывает субъект. Разве можно утверждать, что человек, говорящий «я люблю яблоки», «я люблю маму», «я люблю этого человека» или «я люблю этот город» выражает одинаковые чувства.

1.2 Понятие «общения», его средства и функции

Сложно найти человека, который мог бы прожить хотя бы день, не сказав ни слова. Но почему общение так необходимо для нас, какие психологические функции оно выполняет? Первое, что приходит в голову – необходимость взаимодействия с другими людьми, а без разговоров сделать это будет проблематично. На самом деле таких функций гораздо больше, причём исследователи пока не могут сойтись в их количестве и наименованиях, мы рассмотрим самую распространённую классификацию[2].

Рассмотрим классификацию функций общения:

1.Контактная функция

Эта функция устанавливает взаимопонимание между партнерами по общению для передачи информации и поддержания установленного эмоционального контакта;

2.Информационная функция

Ее цель постоянный обмен мнениями, знаниями, решениями, выводами, в общем информацией, необходимой партнерам;

3.Побудительная функция

Она направлена на подталкивание партнера к дальнейшему общению и межличностному взаимодействию;

4.Координационная функция

Данная функция отвечает за согласованность действий между партнерами, устанавливает цель организации их общения и взаимодействия;

5.Функция понимания

Цель функции понимания – адекватность принятия сути проблемы, понимания партнерами друг друга, состояния и эмоций;

6.Экспрессивная функция