Файл: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека (Общие понятия об общении и эмоциях).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 26

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Эта функция имеет направление обмена эмоциями во время взаимодействия партнеров, для того, чтобы понять и подстроиться во время общения, а также изменить его в нужную сторону;

7.Функция социализации

Цель данной функции формировать общение таким образом, чтобы оно было выстроено по правилам и нормам поведения людей в обществе;

8.Интерактивная функция

Она направлена на регуляцию и изменение поведения во время организации взаимодействия людей.

Интересно посмотреть какие функции выполняет общение, если рассматривать его применительно управленческого взаимодействия. Тогда пунктов будет всего три: выдача необходимой информации; получение ответов на распоряжения; выдача информации о результатах реализации распоряжений.

Так набор функций видоизменяется всякий раз при смене угла зрения. Но особенностью любого общения является формирование отношений между людьми. Это происходит вне зависимости от выполняемых функций, благодаря использованию различных средств и стилей общения.

Условно все средства разделяют на вербальные (с использованием слов) и невербальные[18].

Вербальные средства:

-диалогическая речь;

-монологическая речь;

-письменная речь.

Невербальные средства:

-мимика;

-поза;

-жесты;

-походка;

-интонация;

-знаки.

Все эти знаки разделяют на две большие группы:

1)интенциональные, осуществляемые специально для лучшей передачи информации;

2)неинтенциональные, которые случаются непреднамеренно.

Яркой иллюстрацией знаков второй группы могут служить признаки (бегающие глаза, дрожащие руки), особенности произношения (акцент, говор). Эти знаки могут многое сообщить о человеке и его текущем состоянии, поэтому очень полезно научиться их расшифровывать. Для оратора же следует научиться управлять собой, чтобы снизить проявление таких знаков, потому что они могут выдать настоящие чувства, что значительно повредит убедительности речи. Если говорить о знаках первой группы, то это приёмы, используемые оратором для усиления эффекта своей речи (утвердительные жесты, мимика или интонация, подчёркивающее значение сказанного). Важно следить, чтобы эти приёмы употреблялись уместно и не противоречили смыслу речи.

Всё это делает общение важнейшим элементом взаимодействия, без которого человечество не смогло бы существовать.

1.3 Понятие «эмоция», ее виды и функции


Эмоции – это тот инструмент, с помощью которого наш мозг дает оценку происходящему извне и внутри нас. Абсолютно все эмоции – субъективны. Люди воспринимают и оценивают одну и ту же ситуацию диаметрально различно. Но в то же время – весь мир объединен языком эмоций, невзирая на культуру, воспитание, расу. Люди с разных концов света способны считать по тону, мимике и жестам эмоциональное состояние человека. Более того, это способны делать даже животные, и даже не рожденные дети в утробе матери[15].

Нет прибора, который смог бы записать все виды эмоций, ведь все они, сплетаясь друг с другом, создают неповторимую картину восприятия мира. Однако есть базовые эмоции: гнев, радость, горе, безразличие.

Далее в психологии различают следующие виды эмоций:

-положительные;

-отрицательные;

-нейтральные.

Положительные эмоции:

-радость;

-восторг;

-уверенность в себе;

-доверие;

-блаженство и другие.

Отрицательные эмоции:

-гнев;

-скука;

-ревность;

-тоска;

-раскаяние;

-досада;

-обида и другие.

С нейтральными эмоциями все проще – они выражают пустоту.

Нейтральные эмоции:

-удивление;

-любопытство;

-безразличие;

-созерцание.

Ничто просто так, само по себе, не возникает. Эмоции – это не пустая раскраска наших жизней, а очень важные защитные и информационные функции нашего организма.

Функции[15]:

1) защитная функция заключается в том, что в момент опасности, эмоции – это моментальная реакция человека, которая может спасти от самых страшных последствий;

2) мотивационная функция – это одна из наиболее частых применений эмоций; эмоции могут нас мотивировать, побуждать к действиям, а также очень часто эмоции заменяют и мышление;

3) сигнальная функция эмоций заключается в том, что по проявлениям эмоций можно узнать о том, в каком состоянии находится человек, каковы его потребности.

Итак, с видами и функциями эмоций все понятно, а вот какая разница между эмоциями и чувствами?

По сути, эмоции – это временное переживание определенных чувств. Если человек любит футбол и свою команду (чувство любви), то при забитом голе он будет чувствовать не именно любовь, а разные эмоциональные вариации данного чувства: восторг, восхищение, радость, наслаждение, злорадство, удовлетворенность.

Чувства – это отношение к предметам и явлениям окружающей действительности. Есть высшие чувства – они состоят из тесно сплетенных эмоциональных ощущений. Например, влюбленность – это более простое чувство, нежели любовь.


Любовь предполагает проявление целого ряда эмоций: ревности, привязанности, нежности, дружбы, радости, горя.

То, что между видами чувств и эмоций существует лишь условная грань, позволяет нам любить и ненавидеть одновременно, страдать, и находится в приятном ожидании.

Но, тем не менее, психологам все же удалось систематизировать чувства[15]:

-моральные чувства,

-практические чувства,

-интеллектуальные чувства,

-эстетические чувства.

К моральным мы относим любовь, дружбу, патриотизм, совесть. К практическим – все виды чувств, связанные с трудовой деятельностью.

Интеллектуальные чувства – это познание, любознательность, удивление, радость открытия.

А к эстетическим чувствам нужно приучать с детства с помощью различных художественных кружков – рисования, музыки, танцев.

Эстетические чувства – это возможность и умение созерцать окружающую красоту.

Таким образом, первая глава нашего исследования представляет собой материал о теоретических аспектах понятий общения и эмоций, общих представлений о них, а также их функциях и видах.

Прослеживается косвенная связь общения и эмоций. Эмоции – они везде. С помощью них мы можем проявить и показать наше самочувствие, а также настроение. Они обеспечивают нашу жизнь, украшают общение, наполняют разными красками.

Также мы познакомились с эмоциональными проявлениями состояний человека, выяснили и изучили понятия о вербальном и невербальном общении и их проявлении у человека.

Итак, под вербальным понимается наша речь, которая служит передатчиком информации между партнерами по общению.

Под невербальным понимается реакция тела на происходящее общение и события, которые выражаются с помощью мимики, жестов, позы, моргания и других средств.

Глава 2. Теоретические аспекты исследования невербальных проявлений эмоциональных состояний человека

2.1 Понятие «язык тела» и элементы невербального общения


Нередко слова имеют небольшую выразительность, значительно уступая невербальным сигналам. Дополняя слова, они указывают на эмоциональное и физическое состояние оратора. Язык тела может выполнять некоторые функции. Рассмотрим их[20]:

1)Функция повторения, с помощью сказанных слов;

2)Функция противоречия

Она осуществляется с помощью невербальных сигналов, которые отрицают сказанные человеком ранее слова;

3)Функция замена

Ее цель с помощью невербальных средств показывать то, что человек хочет произнести;

4)Функция дополнение

Проявляется в дополнительном использовании наряду с вербальными средствами невербальных;

5)Функция акцентирование

С помощью невербальных средств, которые усиливают сказанные слова.

Чтобы преуспеть в сфере общения важно уметь выравнивать вербальную и невербальную речь, чтобы не получалось противоречий. Иначе деловые партнёры будут ощущать неуверенность в ваших словах, поэтому и сотрудничество не сможет быть продуктивным. Кроме того, необходимо помнить, что другие люди также посылают невербальные сигналы, которые хорошо бы научиться понимать.

Рассмотрим существующие элементы невербального общения.

Многие люди – визуалы, поэтому им особенно важен зрительный контакт. Говорящий обязан его поддерживать, чтобы понять настроение собеседника. К примеру, расширенные зрачки скажут о нервозности, вызванной ложью или неприятной темой.

Особое внимание необходимо уделить взгляду, он бывает разным[22]:

1) Если взгляд фиксируется возле лба собеседника, то он подразумевает серьезную беседу и называется деловым.

2) Если взгляд собеседника располагается между линией глаз и губ, то такой вариант называется светским.

3) Если взгляд собеседника остановился в зоне груди, шеи или губ, то, скорее всего, он означает сексуальную заинтересованность и называется интимным.

4) Если собеседник смотрит на вас искоса, то это означает, что он подозрительно к вам относиться.

Человеческое лицо невероятно информативно, с помощью мимики можно передать любую эмоцию. Поэтому нужно не только уметь читать выражение лица, но и уметь самой создавать нужно впечатление. Самым простым бронебойным оружием является улыбка, начиная ею переговоры, можно задать благоприятный настрой собеседникам и решить исход встречи.

Благодаря мимики человек как бы подтверждает или опровергает сказанные слова. Психологи утверждают, что когда мы не видим лицо собеседника, то теряем до 15% необходимой информации. В этом случае будет уместно вспомнить столь популярный на сегодняшний день вариант общения – социальные сети, чат и т.п. Очень часто написанное слово может нести совершенно разную информацию, а все, потому что мы не видим мимику человека, который это писал. Она помогает выразить эмоциональное состояние, например, радость, гнев, разочарование и боль и прочее[22].


Тот или иной человек производит впечатление не только своими речами или одеждой, но и жестами и позами. Самым располагающим являются открытые ладони, показывающие вашу расположенность к собеседнику. Например, когда ваш собеседник во время разговора скрещивает руки либо ноги, то это может свидетельствовать о том, что он пытается закрыться от вас, так как попросту не доверяет либо боится. Таким образом, если обращать внимание на позу человека, то можно узнать много скрытой информации.

В разговоре можно использовать различные жесты, только не пересыщайте ими свою речь, чтобы это не переходило в кривляние.

Не менее важно соблюдение дистанции, слишком близкое расположение чужого человека всегда неприятно. Только следует учитывать национальные особенности, азиатам требуется больше личного пространства, чем европейцам[14].

Прикосновения также являются важной частью невербального общения, с их помощью можно передать немало информации, даже рукопожатие может сообщить о настроении собеседника.

Стоит помнить, что вербальные и невербальные средства общения не существуют отдельно друг от друга, постоянно находясь в причудливом сплетении. Ярким примером является интонация, одни и те же слова, произнесённые разным тоном, могут звучать одобрительно или насмешливо. Именно поэтому оратор, желающий быть успешным, должен обладать целым набором средств общения и умело их применять в своей речи[13].

2.2 Психологические аспекты мимики и жестов

Почему общество некоторых людей нас раздражает, а к другим нас наоборот тянет как магнитом? Дело не только во вкусе одежды и степени ухоженности. Мимика и жесты наших собеседников без слов могут рассказать о них многое. Жесты и мимика играют огромную роль в психологии общения. Главное в этом деле – наблюдательность[15].

Невербальное общение (мимика и жесты) имеет прямую зависимость от того в каком социальном положении находится человек. Общаясь с деловым, занимающим, к примеру, руководящую должность представителем высокого класса, вы заметите богатство его словарного запаса. В то же время, если ваш собеседник не обладает даже высшим образованием, в общении с вами у него будут преобладать язык тела, жесты и мимика. Исключение составляют высоко эмоциональные люди. Жесты и мимика являются у них главными помощниками в выражении своих эмоций[18].