Файл: Возрастная и педагогическая психология.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 27

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Поэтому они не всегда смогут помочь детям. Методологическая основа (цель, объект изменения) Ориентировано на познание общей картины мира средствами науки, литературы, других видов искусства. Задача - интенсивное развитие школьников

Цели обучения: общее психическое развитие личности; создание основы для всестороннего гармоничного развития;

Обучение - как процесс перехода внешней предметной деятельности во внутрен-нюю психическую деятельность, способности, знания, умения, навыки обучающегося.

Цель: формирование умственных действий Дидактическая основа КСО - сотрудничество. КСО дает возможность строить учебный процесс в соответствии с зоной ближайшего развития каждого школьника Авторы концепции Л.В. Занков А. Г. Ривин, В. К. Дьяченко.

Основные идеи обучение на высоком уровне трудности:

  • Изучение программного материала быстрым темпом; Ведущая роль теоретических знаний;
  • Осознание школьниками процесса учения;
  • Общее развитие всех учащихся, в том числе и наиболее сильных, и наиболее слабых;
  • Умственное развитие, как и усвоение знаний, формирование навыков и умений происходит путем интериоризации (этапы: предварительное знакомство с действием, материализованное действие, этап внешней речи, этап внутренней речи, этап автоматизированного действия)

Идея: коллектив обучает и воспитывает каждого своего члена, и каждый член активно участвует в обучении и воспитании своих товарищей по совместной учебной работе.

Каждый ученик по очереди работает с каждым, выполняя то роль обучаемого, то обучающего. Каждый участник работает на всех и все работают на каждого тип концепции (по классификации).

Личностно-ориентированное обучение Обучение, основанное на психологической теории поэтапного формирования умственных действий Коллективное обучение сильные стороны содействует достижению высоких показателей качества знаний обучающихся, способствует прочному овладению учебными умениями, развивает мышление, эмоциональную сферу учащихся, учит понимать и выявлять общий смысл, основное содержание читаемого:

  • Создание условий для работы ученика в индивидуальном темпе; Сокращение времени формирования умений и навыков за счет показа образцового выполнения разучиваемых действий;
  • Достижение высокой автоматизации выполняемых действий в связи с их алгоритмизацией; Обеспечение контроля качества выполнения как действия в целом, так и его отдельных операций развиваются навыки самоорганизации, самоуправления, самоконтроля, самооценки и взаимооценки развиваются навыки мыследеятельности, память, каждый работает в индивидуальном темпе, что создает ситуацию успеха; повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда;
  • обсуждение одной информации с несколькими сменными партнерами увеличивает число ассоциативных связей, а значит обеспечивает более прочное усвоение.

Ограничения данного подхода Попытки внедрить ее в массовую школьную практику не были успешными, так как учителя не смогли обеспечить новые программы соответствующими технологиями обучения.

Ограничение возможностей усвоения теоретических знаний, сложность разработки методического обеспечения. Формирование у обучаемых стереотипных мыслительных и моторных действий в ущерб развитию их творческого потенциала.

2.3. Анализ учебной деятельности и мотивация.

Мотивацию учения следует рассматривать как систему потребностей, мотивов и целей, которые отражают побуждения к учению, позволяют активно стремиться к пониманию общих знаний, к овладению учебно-познавательными (а в будущем - профессиональными) умениями.

Мотивация внутренняя - ориентированная на процесс и результат Внешняя - ориентированная на награду, избегание неудачи. Внутренние мотивы таковы: интерес к процессу деятельности, интерес к результату деятельности, стремление к саморазвитию, развитию каких-либо своих качеств, способностей.

Внешние мотивы проявляются тогда, когда деятельность осуществляется в силу долга, обязанности, ради достижения определенного положения среди сверстников, из-за давления родных, учителя и др.

Принято различать две большие группы мотивов:

1) познавательные мотивы, связанные с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения: - широкие познавательные мотивы, состоящие в ориентации школьников на овладение новыми знаниями; - учебно-познавательные мотивы, состоящие в ориентации школьников на усвоение способов добывания знаний; - мотивы самообразования, состоящие в направленности школьников на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний

2) социальные мотивы, связанные с различными социальными взаимодействиями школьника с другими людьми: - широкие социальные мотивы, состоящие в стремлении получать знания, чтобы быть полезным Родине, обществу, желании выполнить свой долг, в понимании необходимости учиться и в чувстве ответственности; - узкие социальные, так называемые позиционные мотивы, состоящие в стремлении занять определенную позицию, место в отношениях с окружающими, получить их одобрение, заслужить у них авторитет. - социальные мотивы, называемые мотивами социального сотрудничества, состоящие в том, что ученик не только хочет общаться и взаимодействовать с другими людьми, но и стремится осознавать, анализировать способы, формы своего сотрудничества и взаимоотношений с учителем и товарищами по классу, постоянно совершенствовать эти формы.


3) Структура в структуре мотивации учения выделены три аспекта:

1) потребностно-познавательный (включающий интерес к учению, потребность в знаниях, новых способах деятельности, любознательность, отношение к знанию как ценности);

2) нравственно-волевой (осознание необходимости учения, получения знаний, отношение к учению как к обязанности перед собой, родителями, школой, обществом);

3) социально-целевой (создать о себе благоприятное впечатление у учителей, получать вознаграждение от родителей, получить аттестат, продолжить обучение в вузе, получить профессию).

4 Методы и методики диагностики Метод диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению основанный на опроснике Ч. Д. Спилбергера - в средних и старших классах школы.

Направлен на изучение уровней познавательной активности, тревожности и гнева как актуальных состояний и как свойств личности. Модификация опросника для изучения эмоционального отношения к учению для использования в России осуществлена А. Д. Андреевой.

Методики учения:

  • Методика по определению мотивов учения (М. Р. Гинзбург, 1988). Методика направлена на выявление следующих мотивов учения;- учебный, социальный, позиционный, внешний, игровой и отметка. В основу методики положен принцип "персонификации" мотивов. Эксперимент проводится индивидуально.
  • Методика применяется для изучения учебной мотивации первоклассников по итогам обучения в 1-м классе.
  • Методика изучения мотивации обучения школьников при переходе из начальных классов в средние (М. И. Лукьянова, Н. В. Калинина).
  • Анкета. Качественный анализ результатов диагностики направлен на определение преобладающих для данного возраста мотивов.
  • Методика изучения мотивации учения подростков (для учащихся 7-го класса) (М. И. Лукьянова, Н. В. Калинина).

Уровни мотивации по блоку свидетельствуют о степени развитости у учащихся способности к целеполаганию, выявляет направленность мотивации на познавательную или социальную сферы.

  • Возрастные особенности - в мл.шк. возрасте Особенностью мотивации большинства школьников младших классов является беспрекословное выполнение требований учителя. В качестве благоприятных характеристик мотивации отмечается общее положительное отношение ребенка к школе, широта его интересов, любознательность.
  • Ряд негативных характеристик мотивации. Интересы младших школьников недостаточно действенны, неустойчивы, то есть ситуативны, быстро удовлетворяются и без поддержки учителя могут угасать и не возобновляться.

Глава 3. Мотивы в системе обучения

3.1 Мотивы и их различия.

Мотивы первоклассников малоосознанны - неумение школьника назвать, что и почему ему нравится в конкретном учебном предмете; мотивы слабо обобщены - охватывают один или несколько учебных предметов, объединенных по их внешним признакам;

Мотивы содержат в себе ориентировку школьника чаще на знания как на результат обучения, а не на способы учебной деятельности Познавательные мотивы изменяются следующим образом: младшие школьники от интереса к отдельным фактам переходят к интересу к закономерностям, принципам.

В младшем школьном возрасте возникают и мотивы к самообразованию, но они представлены самой простой формой - интересом к дополнительным источникам знания (эпизодическое чтение дополнительных книг).

Социальные мотивы развиваются от общего недифференцированного понимания социальной значимости обучения к более глубокому осознанию причин необходимости учиться, к пониманию смысла учения "для себя", что делает социальные мотивы более действенными, чаще реализуемыми в поведении.

Позиционные социальные мотивы в этом возрасте представлены желанием ребенка получить главным образом одобрение учителя. - в ср. шк. Возрасте.

Особенностью мотивации учебной деятельности школьников средних классов является возникновение у школьника стойкого интереса к определенному предмету.

Благоприятными особенностями мотивации в этом возрасте являются: "потребность во взрослости, которая является надежной основой мотивации. Негативные характеристики учебной мотивации у подростка объясняются рядом причин. Нежелание прослыть отстающим среди сверстников вызывают внешнее безразличие к мнению учителя и отметкам, им выставляемым. Стремление к самостоятельности вызывает у него отрицательное отношение к готовым знаниям, простым и легким вопросам, репродуктивно-воспроизводящим видам учебной деятельности, к методам работы учителя, перенесенным из начальной школы.

Недостаточное понимание связи учебных предметов, изучаемых в школе, с возможностью использования их в будущем снижает положительное отношение к обучению.

Избирательный интерес к одним учебным предметам снижает интерес к другим из-за неумения подростка совместить их, правильно организовать свою учебную работу. Прежде всего у подростка укрепляются познавательные мотивы, интерес к новым знаниям. . Интерес к знаниям, выходящим за пределы школьной программы, является очень характерным для подростков.


Существенно укрепляется и интерес к способам приобретения знаний - интерес к фактам сменяется интересом к закономерностям В подростковом возрасте продолжают развиваться и мотивы самообразования.

Задачи самообразования становятся более конкретными, причем нередко на первый план выступают близкие цели (сдать экзамены или зачеты, поступить в кружок) без отчетливой связи с перспективными целями выбора профессии и развития личности в целом.

Социальные мотивы учения в подростковом возрасте все более совершенствуются, так как в ходе учебной и общественной работы у подростков обогащаются представления о нравственных ценностях, идеалах общества, оказывающих влияние на понимание учеником смысла учения.

Принципиальные качественные сдвиги в подростковом возрасте имеют место в так называемых позиционных мотивах учения. Их развитие определяется стремлением подростка занять новую позицию (позицию взрослого человека) в отношениях с окружающими - взрослыми и сверстниками, желанием понять другого человека и быть понятым, оценить себя с точки зрения другого человека.

Главное содержание мотивации в этом возрасте - научиться сотрудничать с другими людьми в ходе совместно осуществляемой учебной деятельности. - в ст. шк. возрасте

Основным мотивом учения старшеклассников является подготовка к поступлению в профессиональное учебное заведение. На мотивацию учения старшеклассников оказывает влияние также самооценка учебных способностей.

Развитию мотивации учения в этом возрасте содействует ряд особенностей старшеклассника: потребность в жизненном самоопределении и обращенность планов в будущее, осмысление с этих позиций настоящего; наличие социальных мотивов долга, ответственности перед обществом; осознание себя как целостной личности, своих возможностей в выборе профессии, своей жизненной позиции; сформированность целеполагания - переход от предполагаемых перспективных целей к реальным, готовность к принятию решений, касающихся не только себя, но и других; повышенный интерес ко всем формам самообразования; устойчивость интересов, относительная независимость от мнения окружающих.

Мотивацию учения в старшем школьном возрасте затрудняют: устойчивый интерес к одним учебным предметам в ущерб усвоению других; неудовлетворенность однообразием форм учебных занятий, отсутствием творческих и проблемно-поисковых форм учебной деятельности, негативное отношение к формам жесткого контроля со стороны учителя; сохранение ситуативных мотивов выбора жизненного пути (например, по аналогии с товарищем); недостаточная устойчивость социальных мотивов долга при столкновении с препятствиями.