Добавлен: 12.03.2024
Просмотров: 23
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Педагогическая психология
1.1. Педагогическая психология и ее аналитика.
1.2 Зарубежные и отечественные концепции в воспитании
1.3 Современные отечественные концепции воспитания
Глава 2. Концепция обучения педагогической психологии
2.1 Основные концепции в обучении педагогической психологии.
2.2. Алгоритмизация обучения школьников.
2.3. Анализ учебной деятельности и мотивация.
Глава 3. Мотивы в системе обучения
3.2. Методы и условия формирования образовательного процесса.
Согласно стратегиям модернизации образования в России современные концепции воспитания личности на сегодняшний день имеют несколько основных направлений: повышение роли воспитательной деятельности в формировании у молодежи новых жизненных установок; необходимость восстановления соответствия между содержанием, качеством воспитания и потребностями воспитуемой личности, общества и государства; восстановление роли государства в воспитании молодого поколения; расширение субъектов воспитания, таких, как социальные институты, учебные заведения и общественность. Современные концепции воспитания направлены, прежде всего, на формирование в ребенке культурной личности.
Современные концепции воспитания, несмотря на разницу в подходах, строятся на общих закономерностях:
- воспитание происходит в тесной взаимосвязи с обучением, но все же, играет определяющую роль;
- эффективность воспитания зависит от активности самого воспитанника и его включенности в этот процесс;
- результаты воспитания зависят от всех структурных элементов, которые составляют этот процесс: формы, методы и цели, понятные ребенку и педагогу.
Современные отечественные концепции воспитания Название Авторы Сущность Концепции, ориентированные на коллективное воспитание И.А. Зимняя, В.А. Караковский, З.А. Малькова, Л.И. Новикова и др.
Основаны на общественных ценностях, идеях коллективного творческого воспитания, проектирования систем воспитания. Воспитание здесь рассматривается как управление развитием личности в социуме, коллективе. При этом смысл изменений заключается в создании системы воспитания, обеспечивающей единство социализации, воспитания и самовоспитания, развития и саморазвития.
Концепции социального воспитания Б.П. Битинас, В.А. Бочарова, А.В. Мудрик, Г.Н. Филонов, М.И. Шилова и др. Основаны на идеях системно-социального проектирования. Воспитание при этом рассматривается как социальный процесс, складывающийся из целенаправленных влияний на деятельность и поведение человека и всех воспитательных институтов общества.
Цель воспитания заключается в социализации, усвоении личностного социального опыта, а смысл изменений состоит в создании эффективной воспитательной среды, в обеспечении единства воспитательного влияния различных социальных субъектов воспитания.
Личностно-ориентированные культурологичес-кие концепции Е.П. Белозерцев, Е.В. Бондаревская, И.А. Колесникова, В.В. Сериков, Е.Ш. Ямбург и др. Основаны на человекоцентрированной картине мира, личностном и культурологическом подходах, а так же идеях развития воспитания в контексте культуры, национально-культурной идентификации воспитания.
Сущность воспитания в этих концепциях заключается в воспитании человека культуры и нравственной личности. Предполагаемые изменения состоят в переориентации воспитания на жизненные проблемы учащихся, ценностно-смысловое развитие личности, педагогическую поддержку индивидуальности, создание культуросообразной среды воспитания, проектирование вариативных личностно-ориентированных стратегий воспитания.
Личностно-ориентированные концепции самоорганизуе-мого воспитания С.В. Кульневич, Н.М. Таланчук и др. Системное построение процесса воспитания В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова Воспитание - целенаправленное управление процессом развития личности.
Главное в нем - создание условий для целенаправленного систематического развития человека как субъекта деятельности, как личности и индивидуальности. Оно является частью процесса социализации и протекает под определенным социальным и педагогическим контролем.
Главное в нем - это создание условий для целенаправленного систематического развития человека как субъекта деятельности, как личности и как индивидуальности.
Название Авторы Сущность Системно-ролевая теория формирования личности ребенка Н.М. Таланчук Воспитание - процесс человековедения (ведения к человеческому идеалу), протекающий как целенаправленное регулирование освоения личностью системы социальных ролей. Воспитание как педагогический компонент социализации ребенка М.И. Рожков, Л.В. Байбородова, О.С. Гребенюк, М.А. Ковальчук, С.Л. Паладьев, В.Б. Успенский и др.
Воспитание - педагогический компонент процесса социализации, который предполагает целенаправленные действия по созданию условий для развития человека (через включение ребенка в различные виды социальных отношений в учебе, общении и практической деятельности).
Формирование образа жизни, достойной Человека Н.Е. Щуркова Воспитание - целенаправленное, организованное профессионалом-педагогом восхождение ребенка к культуре современного общества, развитие способности жить в нем и сознательно строить свою жизнь, достойную Человека.
Воспитание на основе потребностей человека В.П. Созонов Воспитание трактуется как деятельность педагога, направленная на создание психолого-педагогических условий для удовлетворения базовых потребностей школьника:
1) в творческой деятельности;
2) быть здоровым;
3) в защищенности, безопасности;
4) в уважении, признании, необходимом социальном статусе;
5) в смысле жизни;
6) в самореализации (самоосуществлении);
7) в удовольствии, наслаждении.
Воспитание ребенка как человека культуры Е.В. Бондаревская Воспитание - процесс педагогической помощи ребенку в становлении его субъективности, культурной идентификации, социализации, жизненном самоопределении.
Педагогическая поддержка ребенка и процесса его развития О.С. Газман, Т.В. Анохина, В.П. Бедерханова, Н.Б. Крылова, Н.Н. Михайлова, С.Д. Поляков, С.М. Юсфин, В.М. Лизинский.
Воспитание - специально организованный процесс предъявления социально-одобряемых ценностей, нормативных качеств личности и образцов поведения.
Обучение - передача и усвоение системы знаний о природе, обществе, человеке и способах человеческой деятельности.
Педагогическая поддержка - превентивная и оперативная помощь детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, социальным и экономическим положением, успешным продвижением в обучении, в принятии школьных правил; с эффективной деловой и межличностной коммуникацией; с жизненным, профессиональным, этическим выбором (самоопределением).
Самовоспитание школьников Г.К. Селевко Самовоспитание - процесс осознанного, управляемого самой личностью развития, в котором в субъективных целях и интересах самой личности целенаправленно формируются и развиваются ее качества и способности.
Проблемная ситуация. В театре рядом с вами посторонняя семья довольно громко переговаривается, вставляет реплики по поводу спектакля, периодически шуршит обертками от конфет. Ваш ребенок это слышит и наблюдает за вашей реакцией. Как вы поступите? Необходимо вежливо попросить этих людей вести себя прилично, не разговаривать громко, т.к. это мешает просмотру спектакля. А дома нужно объяснить ребенку, что кушать во время спектакля - неприлично, разговаривать во время спектакля - значит выказывать неуважение к актерам и зрителям.
Глава 2. Концепция обучения педагогической психологии
2.1 Основные концепции в обучении педагогической психологии.
В основе обучения лежат общие и частные дидактические принципы последовательности, доступности, систематичности, самостоятельности. Это обучение по заранее разработанной программе, в которой предусмотрены действия как учащихся, так и педагога (или заменяющего его ПК)
Цель: в стремлении повысить эффективность управления процессом обучения на базе кибернетического подхода. Основывается на аналитико-синтетической деятельности обучающихся, реализуемой в рассуждении, размышлении.
В его основе лежит решение какой-либо проблемы, задачи:
Первая цель - сформировать у учащихся необходимую систему знаний, умений и навыков.
Вторая цель - достигнуть высокого уровня развития школьников, развития способности к самообучению, самообразованию. Основу содержания обучения составляет система научных понятий, определяющая общие способы действия в предмете (как предпосылка овладения общими принципами решения задач определенного класса).
Цели обучения: формировать теоретическое сознание и мышление, способы умственных действий; обеспечить условия для превращения ученика в учащегося.
Авторы концепции Б.Ф. Скиннер Н.Ф. Талызина, П.Я. А.М.Матюшкин, И.И.Махмутов В.В.Давыдов Д.Б.Эльконин.
Главная идея программированного обучения - это управление учением, учебными действиями обучающегося с помощью обучающей программы. Роль преподавателя сводится к отслеживанию психологического состояния слушателя и эффективности поэтапного освоения им учебного материала, а, в случае необходимости, регулированию программных действий.
Идея развития, а не усвоения знаний, и вместе с тем идея большей прочности знаний при их самостоятельном достижении учащимся. Знания не сообщаются в готовом виде. Перед учащимися ставятся проблемные задачи, побуждая искать пути и средства их решения, В процессе решения учащиеся овладевают обобщенными способами приобретения новых знаний. Идея обучения от общего к частному, от абстрактного к конкретному.
Предмет деятельности учения - не усвоение как таковое, а собственно учебная деятельность, в процессе конструирования и осуществления которой и происходит усвоение.
Знания, навыки и умения, свойства и качества личности выступают и как продукты деятельности, и как условие дальнейшей деятельности ученика, в ходе которой происходит его развитие.
Тип концепции по классификации: программированное обучение Эвристический, исследовательский тип обучения с большим развивающим потенциалом развивающее обучение сильные стороны индивидуальный темп обучения полное усвоение учебного материала пошаговый контроль высокий уровень самостоятельности в решении поставленных задач, оценке своих результатов направлено на самостоятельный поиск обучаемым новых знаний и способов действия обеспечивает особый тип мышления, глубину убеждений, прочность усвоения знаний и творческое их применение в практической деятельности.
Формирует у ребенка новый тип мышления - теоретический, позволяю-щий исследовать и понять сложность мира, ориентироваться в нестандартных ситуациях, строить жизнь без подсказки; Воспитывает интерес к познанию, к поиску новых источников информации;" - Достоинства: мелкие дозы усваиваются легко, темп усвоения выбирается учеником, обеспечивается высокий результат,
- вырабатываются рациональные способы умственных действий, воспитывается умение логически мыслить способствует формированию мотивации достижения успеха,
- развивает мыслительные способности, внимание, волю формируются навыки обращения с проблемными ситуациями укрепление в процессе групповой работы межличностных отношений, развитие взаимодействия.
- повышение самооценки учащихся. Развивает самостоятельность в достижении цели, ответственность за результаты, повышает самооценку; развивает желание и умение учиться;
- Способствует проявлению таких личностных качеств, как способность к сотрудничеству в коллективной учебной деятельности и за ее пределами Ограничения данного подхода
- Не в полной мере способствует развитию самостоятельности в обучении, требует больших затрат времени;
- Применимо только для алгоритмически разрешимых познавательных задач; обеспечивает получение знаний, заложенных в алгоритме и не способствует получению новых.
2.2. Алгоритмизация обучения школьников.
Чрезмерная алгоритмизация обучения препятствует формированию продуктивной познавательной деятельности. В меньшей мере чем другие типы обучения применимо при формировании практических умений и навыков; Оно требует больших затрат времени для усвоения одного и того же объема знаний по сравнению с другими типами обучения.
Не обеспечивает эффективного развития мыслительных способностей обучающихся потому, что базируется на закономерностях репродуктивного мышления, а не творческой деятельности она не имеет достойного продолжения в основной школе.
Переход ребенка, занимавшегося ранее по такой системе, в традиции-онную систему обучения может сопровождаться потерей интереса к обычным урокам и снижением мотивации к обучению. Данная система обучения направлена на развитие теоретического, понятийного мышления у младшего школьника и иногда является сложной для понимания родителями.