Добавлен: 12.03.2024
Просмотров: 34
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Основы государственного механизма и государственного аппарата
1.1. Соотношение дефиниций «механизм государства» и «государственный аппарат»
1.2. Государственный аппарат и управление
1.3. Ограниченность контроля над государственным аппаратом
Глава 2. Повышение эффективности работы аппарата государственного управления
2.1. Эффективность работы аппарата государственного управления
2.2. Централизация как принцип функционирования механизма государства
Сверхцентрализация убивает всякую местную инициативу в государстве. Местная администрация не имеет ни возможностей, ни желания что-то менять на своей территории, т.к. собственная инициатива идет в разрез с общегосударственным курсом, может быть критикуема или наказуема сверху. Отсюда мы и получает систему «ручного управления государства», когда нижестоящие государственные органы власти не стремятся к самостоятельности, работают только в рамках спущенных решений или дожидаясь команды сверху. Прямой приказ сверху есть сигнал к исполнению.
Централизация отрицательно влияет на положение самих граждан в государстве. Смысл в активной государственно-политической позиции теряется. Люди понимают, что государственные вопросы будут решены сверху однозначно и безапелляционно, без оценок общественного мнения, хотя бы на том основании, что власть знает и понимает больше самих граждан. Это и есть главная причина политической пассивности современного населения страны, которое привыкло к системе вертикального принятия решений, без анализа потребностей самих граждан.
Результативность централизации во многом зависит от качества существующей власти: при рациональном управлении централизация - благо, при авторитарном – порождение множества порок управления.
Многие авторы напрямую ассоциируют централизацию государственной власти с формированием авторитарного или тоталитарного политических режимов. Так, В.Е. Чиркин указывает, что строгое организационное единство и подчинение в рамках государственного аппарата допустимо и оправдано только в определенные критичные для государства ситуации – военно-территориальные угрозы, государственный переворот, техногенные и природные катаклизмы. В иные периоды развития государств наличие жесткой централизации ничем невозможно оправдать, как только стремлением власти к её авторитарности.
Централизация, будучи динамичной категорией, претерпевает влияние множества факторов. Так, по мнению Н.В. Ходова она зависит от: территории государства, численности населения, формы государственного устройства, формы правления и политического режима, сферы деятельности, действующего законодательства, государственно-правовых традиций, личности главы государства.
На наш взгляд, централизация выступает тем элементом функционирования государственной власти, который не зависит напрямую от формы правления. Она равнозначно может существовать или ограничиваться как в разных моделях монархий, так и республик. Определяющим фактором будет выступать политическое лидерство. Наличие сильного, авторитетного лидера или коллегиальной государственной структуры однозначно порождают сильные централизованные тенденции в государственном управлении. Слабость верховной власти, её неустойчивость, нелегальный или нелегитимный характер, внутренние противоречия и конфликты влекут черты децентрализации.
Более четкая взаимосвязь существует между политическим режимом и принципом централизации. Однозначно все авторитарные и тоталитарные режимы предполагают наличие жесткой государственно политической централизации, т.к. идеологическая, политическая, экономическая монополия немыслима без строго вертикального контроля за всеми структурами власти. Принятые верховной властью решения воспринимаются безапелляционно, обязательны к исполнению под страхом наказания. Однако, и демократия не является антагонизмом централизации. Последняя приобретает более мягкие формы, допуская определенные свободы и самостоятельность для местных органов власти. Нередко централизация принимает завуалированные формы, чтобы не противоречить принципу народного суверенитета.
Принцип централизации государственного управления начинает приобретать особое значение в определенные исторические периоды развития государств, связанных с формирование единой государственной территории, построением федеративной модели управления, реформированием крупных политических, экономических сфер, обоснованием идеологии «создания сильного политического государства». Нередко именно централизация выступает определенным гарантом внутреннего мира и спокойствия, особенно если государство имеет обширную территорию, большую численность населения сложного национального и религиозного состава.
Не следует забывать и о внешнеполитическом факторе. При наличие сложной международной обстановки, угрозе внутренней безопасности страны тенденции централизации только усиливаются.
Собственно, действующее законодательство выполняет только функцию нормативного закрепления и правового регулирования самого механизма функционирования власти, напрямую не называя принцип централизации. Определяя границы и объем полномочий высших и местных органов власти, мы создаем только предполагаемую форму их взаимодействий, некую конструкцию. Процесс централизации выступает более живой, подвижной и реальной категорией, которая не всегда можно вписать в правовые нормы.
Поэтому следует признать, что централизация власти – это очень подвижная, динамичная, изменчивая категория, которая напрямую зависит от множества объективных и субъективных факторов. В ней нельзя определить золотую середину, т.к. на том или ином этапе исторического развития государства необходима более широкая и жесткая централизация власти, или допустим процесс её ослабления с предоставлением больших прав местным органам власти.
Централизации, как принципу механизма государства присущи следующие признаки:
- естественный порядок организации властив государстве, процесс непосредственного подчинения высших и местных органов власти;
- основополагающий принцип функционирования механизма государства;
- централизация детерминирована, опосредованаматериально-объективными факторами: политическими, экономическими, социальными, внешнеполитическими;
- зависит от модели политического режима государства, формы государственного устройства, объема полномочий и качеств политического лидера;
- не всегда имеет нормативное закрепление;
- является изменчивой, динамичной категорией;
- включает распорядительную и контролирующую деятельность;
- объективная категория;
- выражается в единообразии принятия и исполнения государственных решений;
- это не теоретическая, правовая категория, а реальный процесс реализации властных отношений;
- находится в диалектической взаимосвязи с процессом децентрализации.
Централизация как принцип функционирования механизма государства может выступать в различных формах и видах. Нам представляется правильным определить следующие её классификации:
- централизация может быть формальной и реальной, в зависимости от наличия или отсутствия в государстве её законодательного закрепления, от действительного применения в механизме деятельности органов государственной власти по реализации функций государства;
- в зависимости от формы её признания и закрепления централизация может быть государственная и государственно-партийная. Последняя закрепляется и оформляется в рамках партократической модели государства в форме партийных административных решений;
- по методам реализации централизация выступает директивной и диспозитивной. Первая предполагает строгое и неукоснительное исполнение государственно политических установок по реализации всех требований вертикали власти с наличие системы государственного принуждения и юридической ответственности, в случаях несвоевременной и неправильной деятельности государственных структур. Вторая форма централизации допускает определенный объем самостоятельности у органов государственной власти при выполнении поставленных планов и задач.
- по объему распространения централизация может быть полной (тотальной) и ограниченной, которая используется только в системе функционирования определенных государственных структур (например, органы прокуратуры, силовые структуры);
- в зависимости от характера направленности действия и области воздействия централизация может быть политической, административной, правовой, идеологической;
- исходя их системы государственного аппарата, централизация бывает горизонтальной и вертикальной. Вертикальная централизация используется в системе функционирования определенных государственных структур с учетом иерархической системы построения. Горизонтальная централизация оправдана в системе взаимодействия субъектов федераций;
- с содержательной точки зрения централизация может быть буржуазной и демократической.
В диссертации Н.В. Ходов предложил ещё несколько классификаций централизации:
- законодательная, исполнительная, судебная;
- реформаторская и революционная;
- законная и незаконная;
- односторонняя и многостороння (договорная).
Данные формы и виды централизаций не всегда возможно четко определить в государственных системах. Централизация должна выступать общегосударственным принципом деятельности власти, иначе мы создаем совершенно автономные системы властей со своими функциональными параметрами. Невозможно требовать централизации в исполнительной системе управления и допускать децентрализацию в судебной организации.
Деление централизации на реформаторскую и революционную представляется некорректным. Любая революция, завершающаяся установлением определенной формы диктатуры, предполагает закономерно усиление централизации власти для ее удержания. Но революция проводится не с целью централизации, а централизация механизма управления выступает побочным результатом революции. Реформа же - это лишь одна из форм эволюционного процесса, и поэтому возможны и другие пути установления централизации власти – в результате модернизации, трансформации, цикличности.
Таким образом, под централизацией следует понимать принцип функционирования механизма государства, отражающий уровень взаимодействия и контроля высших и местных органов власти при принятии и реализации государственно-властных решений, опосредованный политическими, социально-экономическими и иными объективными факторами. Следует признать наличие закономерной диалектической связи между процессами централизации и децентрализации механизма государственной власти, которые сменяли и будут сменять друг друга по мере исторического развития государств. Ни один из этих принципов сам по себе не может быть признан эффективным, т.к. децентрализация неминуемо приводит к анархии и сепаратизму, а сверхцентрализация – к авторитаризму власти. Умело установленный баланс, правильно рассчитанные пропорции централизованных и децентрализованных тенденций способны дать хороший результат в функционировании механизма любого государства.
Заключение
1. Политика - это конфликтное взаимодействие организованных групп людей в рамках территориальной человеческой общности по поводу создания общих решений данной общности, которые могут реализовываться принудительно. Политическая сфера жизни территориальной общности может быть рассмотрена в виде системы. В этом случае она должна быть определена как единство взаимосвязанных и взаимодействующих политических идей, норм и институтов, функцией которого является создание общих решений территориальной человеческой общности, которые могут реализовываться принудительно. г
2. В силу того, что в современном мире существует пять уровней территориальных коллективов, обладающих публично-властными полномочиями, можно выделить пять видов политических систем: 1) местные политические системы — на уровне муниципальных образований, 2) региональные политические системы — на уровне субъектов федерации и территориальных автономий, 3) политические системы государств - на уровне государств, 4) межгосударственные политические системы — на уровне региональных межгосударственных объединений, 5) глобальная политическая система - на уровне всего международного сообщества.
3. Понятие политической системы было первоначально введено в науку для того, чтобы заменить им понятие государства. Если бы государство сводилось только к • политической т деятельности, то такая замена была бы логичной. Однако государство как конкретная совокупность своих граждан не сводится только к политике. Поэтому политическая система государства — это лишь одна из его сторон, выделяемая из целостного объекта посредством абстрагирования. ч
4. Государство является субъектом межгосударственных политических систем и глобальной политической системы, но оно не может являться субъектом политической самого себя. Государство не сводится к совокупности чиновников. Оно включает в свой состав всех своих граждан, которые выступают в качестве его членов. От имени и за счет государства деятельностью по обеспечению внутренней и внешней безопасности членов государства и иными общими делами государства занимается государственный аппарат, система взаимодействующих государственных органов. Государственный аппарат участвует в создании политических решений государства и в силу этого является одним из субъектов его политической системы.
5. Характер взаимодействий между государственным аппаратом и иными субъектами политической системы обусловлен тем, что в своем современном бюрократизированном состоянии государственный аппарат идеологически нейтрален. Он не является носителем каких-либо конкретных политических идей и именно в силу этого может являться орудием для воплощения в жизнь любых. Иные политические объединения, будучи носителями конкретных политических идей, борются между собой за контроль над государственным аппаратом, используя при этом такие способы воздействия, как: 1) комплектование высших органов государственной власти своими членами и сторонниками, 2) лоббирование 3) формирование общественного мнения, 4) насилие.