Файл: Государственный механизм и государственный аппарат.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 34

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Сверхцентрализация убивает всякую местную инициативу в государстве. Местная администрация не имеет ни возможностей, ни желания что-то менять на своей территории, т.к. собственная инициатива идет в разрез с общегосударственным курсом, может быть критикуема или наказуема сверху. Отсюда мы и получает систему «ручного управления государства», когда нижестоящие государственные органы власти не стремятся к самостоятельности, работают только в рамках спущенных решений или дожидаясь команды сверху. Прямой приказ сверху есть сигнал к исполнению.

Централизация отрицательно влияет на положение самих граждан в государстве. Смысл в активной государственно-политической позиции теряется. Люди понимают, что государственные вопросы будут решены сверху однозначно и безапелляционно, без оценок общественного мнения, хотя бы на том основании, что власть знает и понимает больше самих граждан. Это и есть главная причина политической пассивности современного населения страны, которое привыкло к системе вертикального принятия решений, без анализа потребностей самих граждан.

Результативность централизации во многом зависит от качества существующей власти: при рациональном управлении централизация - благо, при авторитарном – порождение множества порок управления.

Многие авторы напрямую ассоциируют централизацию государственной власти с формированием авторитарного или тоталитарного политических режимов. Так, В.Е. Чиркин указывает, что строгое организационное единство и подчинение в рамках государственного аппарата допустимо и оправдано только в определенные критичные для государства ситуации – военно-территориальные угрозы, государственный переворот, техногенные и природные катаклизмы. В иные периоды развития государств наличие жесткой централизации ничем невозможно оправдать, как только стремлением власти к её авторитарности.

Централизация, будучи динамичной категорией, претерпевает влияние множества факторов. Так, по мнению Н.В. Ходова она зависит от: территории государства, численности населения, формы государственного устройства, формы правления и политического режима, сферы деятельности, действующего законодательства, государственно-правовых традиций, личности главы государства.

На наш взгляд, централизация выступает тем элементом функционирования государственной власти, который не зависит напрямую от формы правления. Она равнозначно может существовать или ограничиваться как в разных моделях монархий, так и республик. Определяющим фактором будет выступать политическое лидерство. Наличие сильного, авторитетного лидера или коллегиальной государственной структуры однозначно порождают сильные централизованные тенденции в государственном управлении. Слабость верховной власти, её неустойчивость, нелегальный или нелегитимный характер, внутренние противоречия и конфликты влекут черты децентрализации.


Более четкая взаимосвязь существует между политическим режимом и принципом централизации. Однозначно все авторитарные и тоталитарные режимы предполагают наличие жесткой государственно политической централизации, т.к. идеологическая, политическая, экономическая монополия немыслима без строго вертикального контроля за всеми структурами власти. Принятые верховной властью решения воспринимаются безапелляционно, обязательны к исполнению под страхом наказания. Однако, и демократия не является антагонизмом централизации. Последняя приобретает более мягкие формы, допуская определенные свободы и самостоятельность для местных органов власти. Нередко централизация принимает завуалированные формы, чтобы не противоречить принципу народного суверенитета.

Принцип централизации государственного управления начинает приобретать особое значение в определенные исторические периоды развития государств, связанных с формирование единой государственной территории, построением федеративной модели управления, реформированием крупных политических, экономических сфер, обоснованием идеологии «создания сильного политического государства». Нередко именно централизация выступает определенным гарантом внутреннего мира и спокойствия, особенно если государство имеет обширную территорию, большую численность населения сложного национального и религиозного состава.

Не следует забывать и о внешнеполитическом факторе. При  наличие сложной международной обстановки, угрозе внутренней безопасности страны тенденции централизации только усиливаются.

Собственно, действующее законодательство выполняет только функцию нормативного закрепления и правового регулирования самого механизма функционирования власти, напрямую не называя принцип централизации. Определяя границы и объем полномочий высших и местных органов власти, мы создаем только предполагаемую форму их взаимодействий, некую конструкцию. Процесс централизации выступает более живой, подвижной и реальной категорией, которая не всегда можно вписать в правовые нормы.

Поэтому следует признать, что централизация власти – это очень подвижная, динамичная, изменчивая категория, которая напрямую зависит от множества объективных и субъективных факторов. В ней нельзя определить золотую середину, т.к. на том или ином этапе исторического развития государства необходима более широкая и жесткая централизация власти, или допустим процесс её ослабления с предоставлением больших прав местным органам власти.


Централизации, как принципу механизма государства присущи следующие признаки:

- естественный порядок организации властив государстве, процесс непосредственного подчинения высших и местных органов власти;

- основополагающий принцип функционирования механизма государства;

- централизация детерминирована, опосредованаматериально-объективными факторами: политическими, экономическими, социальными, внешнеполитическими;

- зависит от модели политического режима государства, формы государственного устройства, объема полномочий и качеств политического лидера;

- не всегда имеет нормативное закрепление;

- является изменчивой, динамичной категорией;

- включает распорядительную и контролирующую деятельность;

- объективная категория;

- выражается в единообразии принятия и исполнения государственных решений;

- это не теоретическая, правовая категория, а реальный процесс реализации властных отношений;

- находится в диалектической взаимосвязи с процессом децентрализации.

Централизация как принцип функционирования механизма государства может выступать в различных формах и видах. Нам представляется правильным определить следующие её классификации:

- централизация может быть формальной и реальной, в зависимости от наличия или отсутствия в государстве её законодательного закрепления, от действительного применения в механизме деятельности органов государственной власти по реализации функций государства;

- в зависимости от формы её признания и закрепления централизация может быть государственная и государственно-партийная. Последняя закрепляется и оформляется в рамках партократической модели государства в форме партийных административных решений;

- по методам реализации централизация выступает директивной и диспозитивной. Первая предполагает строгое и неукоснительное исполнение государственно политических установок по реализации всех требований вертикали власти с наличие системы государственного принуждения и юридической ответственности, в случаях несвоевременной и неправильной деятельности государственных структур. Вторая форма централизации допускает определенный объем самостоятельности у органов государственной власти  при выполнении поставленных планов и задач.

- по объему распространения централизация может быть полной (тотальной) и ограниченной, которая используется только в системе функционирования определенных государственных структур (например, органы прокуратуры, силовые структуры);


- в зависимости от характера направленности действия и области воздействия централизация может быть политической, административной, правовой, идеологической;

- исходя их системы государственного аппарата, централизация бывает горизонтальной и вертикальной. Вертикальная централизация используется в системе функционирования определенных государственных структур с учетом иерархической системы построения. Горизонтальная централизация оправдана в системе взаимодействия субъектов федераций;

- с содержательной точки зрения централизация может быть буржуазной и демократической.

В диссертации Н.В. Ходов предложил ещё несколько классификаций централизации:

- законодательная, исполнительная, судебная;

- реформаторская и революционная;

- законная и незаконная;

- односторонняя и многостороння (договорная).

Данные формы и виды централизаций не всегда возможно четко определить в государственных системах. Централизация должна выступать общегосударственным принципом деятельности власти, иначе мы создаем совершенно автономные системы властей со своими функциональными параметрами. Невозможно требовать централизации в исполнительной системе управления и допускать децентрализацию в судебной организации.

Деление централизации на реформаторскую и революционную представляется некорректным. Любая революция, завершающаяся установлением определенной формы диктатуры, предполагает закономерно усиление централизации власти для ее удержания. Но революция проводится не с целью централизации, а централизация механизма управления выступает побочным результатом революции. Реформа же - это лишь одна из форм эволюционного процесса, и поэтому возможны и другие пути установления централизации власти – в результате модернизации, трансформации, цикличности.

Таким образом, под централизацией следует понимать принцип функционирования механизма государства, отражающий уровень взаимодействия и контроля высших и местных органов власти при принятии и реализации государственно-властных решений, опосредованный политическими, социально-экономическими и иными объективными факторами. Следует признать наличие закономерной диалектической связи между процессами централизации и децентрализации механизма государственной власти, которые сменяли и будут сменять друг друга по мере исторического развития государств. Ни один из этих принципов сам по себе не может быть признан эффективным, т.к. децентрализация неминуемо приводит к анархии и сепаратизму, а сверхцентрализация – к авторитаризму власти. Умело установленный баланс, правильно рассчитанные пропорции централизованных и децентрализованных тенденций способны дать хороший результат в функционировании механизма любого государства.


Заключение

1. Политика - это конфликтное взаимодействие организованных групп людей в рамках территориальной человеческой общности по поводу создания общих решений данной общности, которые могут реализовываться принудительно. Политическая сфера жизни территориальной общности может быть рассмотрена в виде системы. В этом случае она должна быть определена как единство взаимосвязанных и взаимодействующих политических идей, норм и институтов, функцией которого является создание общих решений территориальной человеческой общности, которые могут реализовываться принудительно. г

2. В силу того, что в современном мире существует пять уровней территориальных коллективов, обладающих публично-властными полномочиями, можно выделить пять видов политических систем: 1) местные политические системы — на уровне муниципальных образований, 2) региональные политические системы — на уровне субъектов федерации и территориальных автономий, 3) политические системы государств - на уровне государств, 4) межгосударственные политические системы — на уровне региональных межгосударственных объединений, 5) глобальная политическая система - на уровне всего международного сообщества.

3. Понятие политической системы было первоначально введено в науку для того, чтобы заменить им понятие государства. Если бы государство сводилось только к • политической т деятельности, то такая замена была бы логичной. Однако государство как конкретная совокупность своих граждан не сводится только к политике. Поэтому политическая система государства — это лишь одна из его сторон, выделяемая из целостного объекта посредством абстрагирования. ч

4. Государство является субъектом межгосударственных политических систем и глобальной политической системы, но оно не может являться субъектом политической самого себя. Государство не сводится к совокупности чиновников. Оно включает в свой состав всех своих граждан, которые выступают в качестве его членов. От имени и за счет государства деятельностью по обеспечению внутренней и внешней безопасности членов государства и иными общими делами государства занимается государственный аппарат, система взаимодействующих государственных органов. Государственный аппарат участвует в создании политических решений государства и в силу этого является одним из субъектов его политической системы.

5. Характер взаимодействий между государственным аппаратом и иными субъектами политической системы обусловлен тем, что в своем современном бюрократизированном состоянии государственный аппарат идеологически нейтрален. Он не является носителем каких-либо конкретных политических идей и именно в силу этого может являться орудием для воплощения в жизнь любых. Иные политические объединения, будучи носителями конкретных политических идей, борются между собой за контроль над государственным аппаратом, используя при этом такие способы воздействия, как: 1) комплектование высших органов государственной власти своими членами и сторонниками, 2) лоббирование 3) формирование общественного мнения, 4) насилие.