Файл: Освобождение от наказания в связи с изменением обстановки.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 23

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Правовая природа норм, регламентирующих освобождение от наказания в связи с болезнью и отсрочку отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей, определяется крайней необходимостью, при которой вред причиненный должен быть меньше вреда предотвращенного.

Нормы,[157] регламентирующие освобождение от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием, примирением с потерпевшим, основываются главным образом на раскаянии лиц, которые своим посткриминальным позитивным поведением доказывают, что встали на путь исправления и потому при соблюдении прочих условий данных норм целесообразно освобождение от уголовной ответственности.

Норма, регламентирующая освобождение от наказания в связи с изменением обстановки не соответствует юридической природе ни норм, регламентирующих освобождение от уголовной ответственности, ни норм, закрепляющих освобождение от наказания.[158]

Позиция закона ст.80-1 УК РФ, в основе которой лежит утверждение, что преступление может утратить общественную опасность, противоречит ст.9, 10, 14, 75,76,78 и 83 УК РФ, поскольку общественная опасность

сопровождает преступление с момента его возникновения и до момента его декриминализации уголовным законом.

В примечании указаны статьи, которые дают право осужденным на их реабилитацию и интеграцию в общество после отбытия наказания.[159]

Приложение

Статья № 1

В волгоградской колонии организовали цирковую студию

11.05.2018

Осужденным 28-й женской исправительной колонии становятся под силу акробатические этюды, жонглирование и клоунада. Большая программа Волгоградского государственного цирка совместно с УФСИН России по Волгоградской области позволила приобщиться к искусству тем, кто однажды оступился в жизни.
С цирковым хулахупом они обращаются уже как профессионалы. И пусть не под куполом цирка, а только лишь в доме культуры исправительной колонии. На сцене - осужденные женской колонии.
Виолетта Пилипенко, осужденная: «Вы знаете, я сначала не поверила, что цирк возможен в тюрьме, потому что это абсурд. Но когда я пришла на первое занятие, я поняла, что это мое, мне интересно этим заниматься».
В течение года навыкам циркового мастерства осужденных обучали профессиональные артисты Волгоградского цирка. На занятиях женщины осваивали азы таких популярных жанров, как жонглирование, акробатика, эквилибристика.
Ангелина Круглякова, руководитель детской студии при Волгоградском государственном цирке: «За этот год они, мне кажется, вообще изменились. Стали более доброжелательными, они даже больше друг с другом общаются, такие заинтересованные стали, стали про цирк узнавать, я им книги привозила, они читали про жанры. Рассказываю, как у нас дети выступают».
Сами осужденные не скрывают, такие занятия на сцене с настоящими мастерами искусства помогают им социализироваться, раскрывать в себе новые таланты, которые, возможно, пригодятся им после освобождения.
Михаил Биткин, руководитель фестиваля циркового и театрального искусства «Возвращение домой»: «Это определенные навыки, это какие-то воспоминания по детству, общение в их коллективе совсем другое, это какое-то отвлечение на какой-то момент от той жизни, в которой они оказались».
Фестиваль циркового и театрального искусства с говорящим названием «Возвращение домой» посвящен памяти народного артиста СССР Георгия Жженова. В его биографии тюрьма также была. После освобождения, а в колонии он провел долгих 17 лет, он вернулся к своему любимому делу.
Иван Рындин, начальник отдела воспитательной работы с осужденными УФСИН России по Волгоградской области: «Я даже скажу, что у нас пара осужденных уже освободились из мест лишения свободы и продолжают заниматься в цирке, ходят. Две бывших осужденных ИК-28 участвуют в данном представлении».
И это первая такая студия циркового искусства, которую решили открыть в женской исправительной колонии. Желающих заниматься с каждым днем все больше. Ведь для каждой осужденной это возможность - пусть на короткое время - почувствовать себя свободной.[160]


Статья № 2

«Посадить детей легче, чем вернуть в жизнь»: опыт помощи отдельно взятой колонии

Малолетние преступники. Фото предоставлено Российским детским фондом

Депутаты «Единой России» предложили ужесточить уголовное наказание для подростков и сильнее противодействовать идеологии АУЕ. Наш корреспондент нашел организацию в Волгограде, которая возвращает подростков из тюрем в реальную жизнь — без законодательных запретов.

Неформальное движение АУЕ («Арестантский уклад един» или «Арестантско-уркаганское единство») пропагандирует жизнь «по воровским понятиям». Оно активно действует в соцсетях и развивается в ряде регионов.

Российский детский фонд более 20 лет привлекает внимание к проблемам детской и подростковой преступности, доказывая, что запретительные меры без  реабилитационной работы и социализации заключенных неэффективны. Для изменения исправительной системы в отношении детей была создана программа «За решеткой детские глаза». Официально годом начала ее действия в регионах считают 2000-й, когда председатель Российского детского фонда Альберт Лиханов вместе с супругой Президента России Людмилой Путиной и заместителем председателя Правительства РФ Валентиной Матвиенко посетили дом ребенка Можайской женской колонии. Но работа Российского детского фонда с малолетними преступниками началась задолго до этого.

К 2017 году во многих регионах эксперимент фактически прекратился. Но в отдельно взятой Камышинской колонии Волгоградской области, во многом благодаря поддержке ее руководства и местной власти, удалось создать прецедент — радикально трансформировать существующую систему. Как, почему и за счет чего это происходит — в материале корреспондента Агентства социальной информации.[161]

Статья № 3

Карцер за провинность

— В 2016 году мы поехали в воспитательную колонию Камышина вместе с журналисткой газеты «Городские вести» Галиной Карман, она чуть не потеряла сознание, увидев детей, которые сидели в карцере за провинность, они были страшно худые, изможденные, содержались буквально на воде и хлебе, — вспоминает председатель Волгоградского отделения Российского детского фонда Раиса Скрынникова. — Мы подняли крик: немедленно выпустите этих детей! Срочно нашли врача, который мог оказать им помощь. После проверки меню выяснилось, что воспитанники колонии давно не ели мяса, в рационе не хватало хлеба, молока и сахара.


Фото: Российский детский фонд

Такая ситуация складывалась в большинстве исправительных учреждений региона: при отсутствии собственного производства, заказов и заработков оставался лишь бюджет, который не позволял обеспечить нормальные условия содержания заключенных. В тот момент в Камышинской воспитательной колонии содержалось более 400 подростков.

Раиса Скрынникова выступила на местном телевидении и попросила неравнодушных граждан оказать помощь воспитанникам колонии. На ее призыв откликнулось несколько малых коммерческих предприятий. Малолетним заключенным повезли продукты, мебель, постельное белье, одна из фирм Красноармейского района отправила в колонию самосвал мяса.

Выступления в средствах массовой информации происходили регулярно, с помощью журналистов общественники привлекали добровольцев, готовых помогать заключенным и их нуждающимся родственникам.

— До сих пор у меня перед глазами худенький Ваня из Волжского (имя изменено. — Прим. ред.), — рассказывает Раиса Скрынникова. — Сейчас он уже отслужил в армии, работает на трубном заводе, женат и воспитывает ребенка. Ему дали два года колонии по сути за то, что нечем было накормить прикованную к постели мать и младшую сестру. Поздно вечером он пошел в ближайший киоск и попросил у продавца хлеба, объяснив ситуацию, женщина отказала. Он плакал и уговаривал, но когда понял, что все бесполезно, пригрозил продавцу складным кнопочным ножом. Нож раскрылся и попал в сердце, женщина не умерла, но мальчику дали срок.

В беседе с глазу на глаз с сотрудниками детского фонда подросток попросил найти маму с сестрой и покупать им молоко с хлебом, пообещав вернуть все деньги, когда освободится. Волонтеры детского фонда позаботились о женщине, помогли определить девочку в детский сад и договорились с соседями, чтобы те могли отводить и забирать ее.[162]

Статья № 4

Подсобное хозяйство и рок-опера «Маленький принц»

С 2016 года программа «За решеткой детские глаза» получила поддержку исполнительной власти. Губернатор Волгоградской области Андрей Бочаров учредил при колонии попечительский совет, работу которого координировал заместитель главы региона. В колонии открылось профтехучилище, появилось оборудование для производства макарон, открылся швейный цех, стали сажать зерновые, разбили бахчи, занялись разведением коров, свиней и птицы.

Фото: официальный сайт УФСИН по Волгоградской области


Когда условия проживания и питания подростков улучшились, необходимость содержать большое подсобное хозяйство отпала. Сегодня в теплицах и саду колонии выращивают овощи и фрукты для стола подопечных и на продажу. Из производства остался цех по пошиву постельного белья для учреждений УФСИН.

В годы активного развития программы сотрудники детского фонда организовали для воспитанников регулярные консультации психологов и юристов, навещали по праздникам с подарками, привозили канцтовары и сладости. С концертами выступали детские и молодежные коллективы Камышина и Волгограда, были открыты творческие кружки для воспитанников.

Фото: Российский детский фонд

К финалу конкурса «Учитель года», который проводился среди школ российских воспитательных колоний, дети поставили рок-оперу «Маленький принц», — вспоминает полковник внутренней службы Игорь Буров,  возглавлявший Камышинскую воспитательную колонию до недавнего выхода на пенсию. — И когда представители 11-ти регионов-участников в конце спектакля сказали: «вы что нам тут артистов показываете?», пришлось объяснять, что это — не профессионалы, а наши подопечные, с которыми занимались педагоги по вокалу и сотрудники городского камышинского центра «Семья».

При содействии регионального отделения Российского детского фонда и мэра Волжского Игоря Воронина на территории колонии появилась часовня в честь благоверного царевича Димитрия Угличского, которому матери молятся о своих детях.[163]

Статья № 5

Шанс на другую жизнь

По данным детского фонда, программа «За решеткой детские глаза» помогла предотвратить возвращение в места лишения свободы  70-80% воспитанников Камышинской колонии. В исправительном учреждении считают, что это довольно условный показатель – отследить судьбу подопечных во взрослом возрасте практически невозможно, если они сами не выходят на связь после освобождения. А напомнить о себе чаще всего стремятся те, кому удалось благополучно устроиться в жизни, рассказывает  Игорь Буров:

— Один из бывших заключенных – парень из Волжского — отсидел шесть лет, после выхода отец помог ему открыть свое дело, сейчас у него два ювелирных отдела в Волгограде. После освобождения получил экономическое образование, прочно встал на ноги, недавно заезжал ко мне поделиться планами – собирается открыть агрофирму совместно с саратовским предпринимателем – торговать зеленью.


Фото: официальный сайт УФСИН по Волгоградской области

Еще один воспитанник, судьба которого впоследствии сложилась благополучно, попал в колонию из другого региона. После освобождения остался в Камышине, кураторы программы «За решеткой детские глаза» помогли ему получить комнату в общежитии. Молодой человек увлекался игрой на гитаре, создал свою группу и работал в местном доме культуры. Потом занялся карьерой чиновника, сначала стал советником, а сейчас занимает должность в районной администрации. Сегодня он активно помогает колонии, приезжает с концертами по праздникам. Руководство же скромно умалчивает о том, что уважаемый гость в прошлом был воспитанником исправительного учреждения.

Другой бывший заключенный Камышинской воспитательной колонии руководит строительной фирмой в Липецке, рассматривает возможность переезда в Алтайский край, где можно получить крупный заказ на строительство гостиниц.[164]

Статья № 6

Вырваться из криминальной среды

Одной из самых больших проблем при освобождении воспитанников в конце 2000-х был контроль со стороны старших представителей преступного сообщества – они караулили очередных «выпускников» у проходной на машинах. Тогда в комитете по делам молодежи областной администрации по просьбе детского фонда ввели ставку специалиста, который курировал подростков, выходивших из колонии. Он должен был знать дату окончания срока каждого воспитанника, помочь с трудоустройством или продолжением учебы, постановкой на учет в комиссии по делам несовершеннолетних.

Фото: официальный сайт УФСИН по Забайкальскому краю

Часто из колонии ребят лично забирали и доставляли домой сотрудники администрации. Но даже такая опека не давала гарантий, что подростки снова не попадут за решетку. Как в случае с двумя братьями, освободившимися досрочно, сопровождение которых взял на себя один из местных чиновников. Работник администрации позаботился о вещах первой необходимости для подростков – купил им кроссовки, спортивные костюмы, телефоны. Через неделю один из братьев совершил тяжкое преступление и снова сел на несколько лет. Второй, имея специальность штукатура-плиточника, полученную в ПТУ при колонии, начал зарабатывать ремонтами, а через несколько лет открыл свою строительно-отделочную фирму.[165]

Статья № 7