Файл: Сходство и отличие требований права и морали (Нормативное и ненормативное регулирование общественных отношений).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 19

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Социальные нормы выполняют несколько функций, отличающихся многообразием. Это регулирующая, воспитательная, коррекционная, информационная, санкционирующая, ориентационная и др. Определенные способы действия заложены в нормах, исходя из смысла которых индивиды оценивают, организуют и направляют свою деятельность, а также регламентируют свое поведение. Социальные нормы ориентируют на то, чтобы были сформированы цели человеческого поведения, но они также содержат в себе и требования, касающиеся средств их достижения.

На ранних стадиях развития общества появляются социальные нормы, они вырабатывались в результате многократного повторения однотипных поступков различных людей. Сперва фиксируется казус - это отдельный случай наиболее целесообразного поведения в той или иной жизненной ситуации; подобные действия в силу осознания его значения повторялись, соответственно входили в привычку, которая приобретала в дальнейшем общественную поддержку и начинала быть уже обязательной - обычай. Некоторые из них становилась основой для религиозных канонов, некоторые вошли в этические правила и нормы, часть из них выступали впоследствии в качестве общественной морали, а часть получали впоследствии закрепление на государственном уровне в виде законов.

Стихийный характер становления социальных норм позднее сменяется (или сопровождается) целенаправленными действиями, связанными с установлением новых правил поведения из-за объективной потребности, из-за того, что само общество развивалось. Социальные нормы проявляются со временем все более разнообразно, они вторгались во различные сферы общественных отношений - классовые, групповые, религиозные, семейные, корпоративные и т.п. Для них общим является то, что они могли направлять поступки человека, так как все нормы выступают в качестве внешнего регулятора поведения, и из-за этого распространяют свое действие как на всех или многих, так и на индивида, приводя поведение людей в определенные (семьей, партией, религией, моралью, близким социальным окружением) рамки.

Несколькими факторами было обусловлено происхождение социальных норм, а именно стихийный (естественный) характер; планомерно-сознательный (целенаправленный) характер; смешанный характер.

Причем любые виды социальных норм могут возникнуть при каждом из указанных механизмов, и в каждом случае обнаруживаются свои особенности генезиса норм, которые присущи конкретному механизму.

Естественными процессами может быть вызвано происхождение социальных норм. Можно наблюдать саморазвитие социальных норм, которые обычно функционируют в виде ритуалов, традиций, обычаев и т.п. Создание социальных норм и их трансформация в результате упорядоченной, целенаправленной деятельности, является искусственным процессом. М.Н. Марченко в своей работе отмечает, что их возникновение это и есть продукт человеческого сознания, культуры, опыта. Но хотя этот процесс и является искусственным, но он не утрачивает своей объективности, так как имеет объективно сложившиеся условия в качестве собственных предпосылок[9].


Роль социальной нормы в общественном процессе заключается в том, что она выступает в качестве средства закрепления практического опыта людей и познания, а затем воплощения их в социальную практику уже на ином уровне, более высоком и эффективном.

Среди особенностей социальной нормы можно выделить следующие: объективность отражения действительности; непротиворечивость (однозначность); преемственность (историчность); обязательность воспроизводства; стабильность (относительная устойчивость); изменчивость (динамичность); внешняя завершенность (формальная определенность); оптимальность; степень распространенности, обращенность в будущее; превентивность; возможность ее измерения и др.

Социальные нормы подкрепляются силой или авторитетом той или иной социальной общности (церкви, класса, социальной группы, общества, государства) для того, чтобы поддерживать стабильность и порядок. Социальные нормы характеризуются личностной неопределенностью или общим характером действия, который, как правило, не связан с конкретным адресатом. Их действие неоднократно, ввиду того, что в силу социального назначения такие нормы призваны функционировать постоянно и носить многоразовый характер. Социальные нормы обязательны для исполнения всеми теми, на кого распространяют свое действие соответствующие правила. Благодаря указанным признакам социальные нормы становятся важным регулятором общественных отношений. Они активно воздействуют на поведение людей и определяют его направление в различных жизненных ситуациях.

В целом социальные нормы действуют в форме:

- запретов («нельзя»), ограничивающих рамки поведения требованиями не совершать определенных действий;

- разрешений («можно»), позволяющих выбирать собственный вариант поведения в рамках дозволенного нормой;

- обязываний («должно»), сводящих поведение к необходимо определенным действиям в конкретной жизненной ситуации.

Н.М. Азаркин отмечает, что социальные нормы являются правилами поведения людей, которые носят общий характер (в отличие от индивидуальных правил). При этом, это не только общие правила поведения людей в обществе, но они также носят обязательный характер[10].

Итак, стоит отметить, что с помощью системы нормативного регулирования регламентируется поведение людей в обществе, их отношения между собой в рамках коллективов, объединений, и социально-технических, которые регламентируют их взаимоотношения с природой. В целом система нормативного регулирования обеспечивает упорядоченность отношений, которые в обществе существуют. Социальные нормы характеризуются социальностью, так как они регулируют поведение людей, процедурностью, системностью, нормативностью, объективностью, обязательностью, санкционированностью. Многие из них оформленных источников не имеют, они существуют в сознании людей.


1.2 Особенность права как основного нормативного регулятора
общественных отношений

Основным нормативным регулятором общественных отношений является право. Оно действует как универсальная и единственная система правил поведения, обязательных для всех членов общества, тогда как другие социальные нормы носят ограниченный характер по сфере своего воздействия и распространения. Важно отметить, что общеобязательное значение в обществе правовых начал поведения подкреплено и оформлено официальным законодательным актом государства, а фактическая обязательность социальных норм для тех, на кого они распространяются, вырабатывается временем и общественной практикой либо устанавливается решениями обособленных социальных групп.

Право, являясь нормативным регулятором общественных отношений, призвано регулировать соответствующие отношения в обществе. Если объективное право близко соотносится с естественным правом, то такое соотношение «позволит исключить социальные конфликты в обществе»[11]. Однако право как некое обобщающее социальное и философское понятие не может регулировать отдельно взятое общественное отношение. Каждое отдельно взятое общественное отношение регулирует конкретная или конкретные нормы права, взятые в отдельности. В свою очередь, нормы права располагаются в праве не в хаотичном порядке, а находятся по отношению друг к другу в устойчивой взаимозависимости. Отдельно взятые, обособленные нормы права регулируют всегда отдельную группу обособленных общественных отношений, таким образом, право структурируется на отдельные, но взаимозависимые элементы, в роли которых выступают отрасли права.

Право представляет собой систему норм, формально определенных, общеобязательных, гарантированных государством, которые выражают государственную волю экономически господствующего класса, возведенную в закон. В теоретическом плане необходимо стремиться к универсальной дефиниции права, которая была бы рассчитана на применение независимо от государственного устройства и форм правления, политического режима той или иной страны. Например, право - это система норм, которые выражены в законах, иных источниках, признаваемых государством.


Нормативностью охватывается такой аспект, как общность правового регулирования: одна норма права, которая уже издана, обеспечивает соответствующим регулирующим воздействием весь законодательный массив и, соответственно, уже не требуется повторное издание такой нормы в иных актах или на иных правотворческих уровнях. Но, как отмечает Е.А. Юртаева, это бесспорное положение на практике нередко не соблюдается, и при повторении одних и тех же правовых норм возникает конкуренция норм в правоприменении[12].

А.И. Хорошильцев, исследуя понятие права в контексте теории отражения, отмечает, что право непосредственно направлено на упорядочение потенциалов воздействия посредством механизмов отражения. Это воздействующая форма отражения и вместе с тем форма связанности его потенциалов с потенциалами воздействия, форма их актуализации. Трансформация отражения, его потенциалов в право происходит по мере того, как в них и в их связанности с воздействием развиваются характерные для права черты[13].

Для теорий современности, которые обращаются к сущности права и его назначению, характерным является обращение либо к модернизации уже существующих концепций, либо к поиску новых соответствующих подходов к правопониманию либо же желание объединить наиболее общие учения о праве.

Как в отечественной юриспруденции, так и в правоведении зарубежных стран заметны объединительные позиции (социальная теория права, интегративная юриспруденция, коммуникативная теория и иные направления), это обуславливает стремление к тому, чтобы учитывать многообразие правовых ценностей, достигать в целом компромисс между существующими научными школами, вырабатывать приемлемый общий подход к пониманию сути права.

Первичность права по отношению к государству в функциональном и историческом плане, как И.А. Суслина, «одновременно указывает и на верховенство права по отношению к государству, а следовательно, на зависимость государства от права»[14].

Право прежде всего обеспечивается и охраняется государством, а в случае нарушения содержащихся в правовых нормах требований, применяется государственное принуждение. Оно применяться должно только уполномоченными на то организациями, которые действуют строго в законных рамках, а также в соответствии с процессуальными правилами, предусмотренными законом. Верховенство права означает его примат над государством, необходимость подчинения государства праву.


В механизме правового регулирования нормы права занимают особое место, они выступают определяющим звеном такого механизма. Следует согласиться с И.Н. Жочкиной, что значение нормы права, являющейся первичным элементом механизма правового регулирования, обусловлено тем, что в такой норме закладывается идеальная модель поведения участников правоотношений[15].

Нормы любой правовой отрасли представляют собой правило общего характера, определенную меру возможного или должного поведения, которое установлено государством и охраняется специальными государственными средствами. Базу правового регулирования составляют именно правовые нормы. Воздействие правовых норм на общественные отношения заключается в том, что определяется порядок поведения круга тех субъектов, на которых непосредственно распространяется их действие. От того, каково качество правовых норм, от того, каковы четкость и ясность правовых предписаний, зависит, как отмечает Е.Г. Лукьянова, состояние правоотношений, формирующихся на их основе, а также издаваемых правоприменительных актов[16].

В целом, норма права представляет собой общеобязательное и общезначимое правило поведения, которое имеет предоставительно-обязывающий характер. Правоприменительная практика показала активный характер норм права в нынешнем переходном периоде российской государственности. Между тем этот факт до сих пор не нашел соответственного отражения в юридической науке.

В теории права среди признаков нормы как правила поведения выделяются всеобщность; нормативность; общеобязательность; формальная определенность; системность; регулятивность; связь с государством; способность регулировать общественные отношения; устанавливаемость или санкционированность компетентными органами государств; предоставительно-обязывающий характер; многократность применения; неперсонифицированность; обеспеченность принудительной силой государства и сознательностью членов общества.

1.3 Моральные нормы

Нормы морали - это фундаментальные социальные нормы, правила общего характера, основанные на представлениях людей о добре и зле, справедливости, достоинстве, служащие регулятором и мерилом оценки деятельности людей.

Моральные нормы представляют собой социальную ценность и ориентирует в выборе ценностей. Система моральных норм включает в себя нормативный элемент и элемент практических отношений. Другими словами, моральные нормы имеют коммуникативное измерение. Если генетически моральные нормы и «предшествуют» праву, то это никак не означает, что мораль - это незрелое право, а право - «выросшая мораль». Моральные нормы - явление интимное, глубоко личностное, обращенное к собственному миру человека. При помощи моральных норм человек строит отношения прежде всего сам с собой. Естественно, что общественная мораль, мнение окружающих, социальной группы, общества в целом как раз и носят нормативный характер, но в моральном аспекте, особенно с появлением права как социальной нормы, человек отвечает прежде всего сам перед собой.