Файл: Сходство и отличие требований права и морали (Нормативное и ненормативное регулирование общественных отношений).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 30

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

К морали или моральным нормам правовая теория относит «правила поведения, которые базируются на представлениях общества или отдельных социальных групп о хорошем и плохом, о зле и добре, о бесчестном и честном, о справедливом и несправедливом и т.п. этических принципах и требованиях»[17].

По словам В.А. Вайпана, нормы морали носят более глубинный характер, при этом обеспечивается устойчивость социальной системы с помощью таких правил общежития, которые являются неписаными и формально не обязательными[18].

В целом отметим, что мораль как таковая появилась из объективной необходимости регулировать нормы поведения, взаимоотношения людей, согласовывать их действия, поступки для того, чтобы можно было сохранить целостность той или иной социальной общности. Моральные нормы, которые в самом обществе установлены, выражают общие стандарты отношения к поступкам, а также классифицируя поступки на негативные и позитивные.

Мораль является специфической формой общественного сознания. Моральным нормам присущ универсальный характер, так как они применимы к различным сферам жизнедеятельности человека: учеба, быт, труд, политика, семейные отношения, отношения международного характера и т.д. Моральное регулирование в любом случае не опирается на силу государства, какие-либо экономические или административные принуждения. В качестве гаранта действенности соответствующих моральных норм признается мнение, привычки, нравы, традиции, господствующее в том или ином обществе. По большому счету всеми людьми осуществляется контроль за выполнением моральных требований со стороны отдельного человека.

Как и в праве, основными функциями морали являются регулятивная, ценностно-ориентирующая и социализирующая, формирующие некий стандарт, образец должного, соответствующего целям и задачам общества.

Справедливость считается основной для морали категорией (так же как и для права). Однако сущность и содержание справедливости с точки зрения права и с точки зрения этики понимаются по-разному. Под справедливостью интуитивно подразумевается уравнивание, соразмерность, соответствие, согласование (например, в теории права различают справедливость воздающую (принцип древних правовых систем талиона), уравнивающую (равенство граждан перед законом), распределительную (учет всех обстоятельств личности при распределении материальных и иных благ)).

Справедливость, будучи зафиксированной посредством правовых норм, выступает как признанный и защищаемый государством масштаб соизмерения действий людей. Справедливость, воплощенная в праве, отражает «специфически правовую качественную определенность соответствующих процессов и явлений»[19]. В ней как бы подытожено отношение общества к праву. Приобретая юридическую форму, справедливость не теряет присущих ей качеств. Правильно будет сказать, что требование справедливости, выраженное через право, выступает и как моральное, и как правовое требование.


Представления о моральной справедливости намного богаче по содержанию, чем представления о справедливости правовой. Моральная справедливость никогда полностью не укладывается в рамки закона, т.к. она охватывает и те стороны человеческих взаимоотношений, которые далеко не всегда находят отражение в праве.

На каждом этапе развития общества, в каждой конкретной культуре существует свой тип моральных норм, который порой существенным образом отличается от других. В обществе в силу социальных катаклизмов моральные нормы могут деформироваться, нравы могут упасть. Но трудно ожидать от такого общества нормального применения права. В то же время говорить о том, что моральные нормы обусловливают право или право обусловливает моральные нормы, невозможно - эта связь более сложная, более противоречивая[20]. Невозможно говорить также и о «зрелости» или «незрелости» права и морали.

Итак, особенностью моральных норм является то, что с их помощью может осуществляться функция регулирования лишь тогда, когда нравственные принципы, нормы восприняты человеком в качестве свои личных и когда существует свобода, возможность следовать им в своих действиях.

Глава 2. Механизм соотношения права с нормами морали

2.1 Основы соотношения права с нормами морали

Мораль и право - в числе основных достижений человеческой цивилизации. Именно они, взаимодействуя, обеспечивают функционирование системы общественных отношений. А нравственность права - одно из условий его эффективности.

Сущность и соотношение морали и права интересовало уже мыслителей древности (Демокрит, Платон, Аристотель, Цицерон (именно он ввёл термин «мораль», от лат. «mores» - нравы[21]) и др.), которые подчеркивали как их сходство, так и несовпадение. Об этих проблемах много размышляли Кант, Гегель, Локк, Монтескье и др., а российские философы и правоведы как дореволюционного (Б.А. Кистяковский, Н.М. Коркунов, П.И. Новгородцев, Л.И. Петражицкий, В.С. Соловьев, Б.Н. Чичерин и др.), так и современного периода.

Характерная особенность отечественной мысли в плане исследования права и морали - внимание к поиску нравственно одобряемых форм права, государства, политики. Право и мораль - динамичные, конкретно-исторические системы. Сегодня ученые обращают внимание на их характеристики, которых не было на предыдущих исторических этапах. Предлагаются и новые подходы к анализу природы права и морали и их взаимодействия.


В различных трудах И.Кант исследует вопросы права и морали, а также их соотношение. В «Метафизике нравов» (1797) мыслитель формулирует следующее понятие права: «Это совокупность условий, при которых произвол одного [лица] совместим с произволом другого с точки зрения условия свободы». Говоря о морали, Кант подчеркивает ее первичность по отношению к религии. В «Критике практического разума» (1788) говорится о том, что моральная необходимость признавать бытие божье субъективна. По мнению Канта, нет необходимости признавать бытие божье как основание всякой обязательности вообще (ведь это основание зиждется исключительно на автономии самого разума)[22].

Мораль и право выступают в качестве регуляторов общественных отношений. Государство с помощью моральных и правовых норм, действуя на сознание людей и их волю, склоняет их к тому или иному поведению.

Очевидно, что право и моральные нормы нельзя разделить. Они предстают в качестве двуединства задач человеческой жизни в обществе. Право определяется задачей самостояния, нравственность - задачей единения. Ю.А. Браташова справедливо указывает, что понятие «нравственность» обозначает практическую сторону морали, отражение принципов, норм, личностных качеств и иных элементов морального сознания в нравах и поступках людей[23].

Нормы права содержат в себе моральные нормы или отражают их. Как отмечает С.В. Анощенкова имеется определенный социально-правовой механизм, который обеспечивает отражение содержания моральных норм в иную, в частности правовую, систему. Для всех отраслей права актуальным является нравственное наполнение[24].

Мораль и право в целом придерживаются равных позиций относительно упорядочения общественных отношений, положительного влияния на человека, формирования у людей необходимой правовой и нравственной культуры, правосознания.

Во многом требования морали и права совпадают. Естественно, действия субъектов, которые одобряются правом, также и моралью одобряются. Мораль осуждает любое правонарушение, что также присуще и праву. Любое поведение, являющееся противоправным, является аморальным. Право и мораль требуют соблюдения законов.

Морали и праву всегда на всех этапах развития общественных отношений отводилась особая роль. Основные черты современности в рамках морали и права имеют тенденцию к глобализации, обесцениванию многих норм и барьеров. В связи с этим встает острая необходимость создания нового видения мира и, как следствие, создания новых норм морали и права, соответствующих нашему времени.


Очевидно, что наличие в современном обществе таких регуляторов, как мораль и право, является просто необходимым. Ведь для каждого человека его права и свободы являются высшей ценностью. Правовое государство призвано принимать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. На это же, как известно, и ориентирована мораль.

Моральные нормы и правовые нормы призваны служить достижению абсолютного равенства людей, чтобы на справедливое исполнение прав, которые человеку гарантируются с рождения, не могли влиять никакие обстоятельства, ни статус, ни количество денег, ни культурные и национальные принадлежности. Социальные институты, в частности, непосредственно государство, семья, школа, играют большую роль в вопросах формирования правовой и нравственной культуры личности.

Моральные нормы, как правило, реализуют свою регулятивную функцию на уровне обыденно-эмпирического сознания, выступая в роли «неписаного закона», и, так же как и право, генетически восходит к обычаю. Моральный аспект присутствует во всех сферах отношений между людьми - от индивидуальных до межцивилизационных, регулирует отношения как на межличностном, так и на общечеловеческом уровне. Моральные нормы выступают в качестве постоянного нормотворчества людей, процесса, когда человек каждый день вынужден самостоятельно выбирать вариант поведения, обусловленный реальностями бытия.

В процессе правоприменения очень важно изучение, толкование правовых норм, но для правильного разрешения возникающих коллизий необходимо постоянное обращение и к этическим критериям для оценки поведения субъектов правовых отношений, поскольку в основе права лежит мораль.

Д.М. Евстифеев указывает в своей работе, что к идеалам приверженности людей к справедливости основывается единство норм права и норм морали[25]. Помимо этого, указанный автор добавляет, что и право, и мораль в целом исходят от общества, они несут нормативное содержание, обладают единым объектом регулирования, в качестве которого выступает поведение людей в процессе их участия в общественных отношениях. Можно также добавить, что и право, и мораль имеют общую цель - обеспечение правопорядка.

Взаимодействие права и морали нередко выражается в прямом тождестве их требований, обращенных к человеку, в воспитании у него высоких гражданских качеств. Фактические обстоятельства многих дел оцениваются с привлечением как юридических критериев, так и нравственных. Поэтому судья должен всегда иметь в виду справедливость.


Итак, моральные нормы, а затем правовые нормы в обществе сформировались в процессе эволюции вовсе не случайно. В прежние времена они нужны были для того, чтобы общество было сбережено от различных внутренних конфликтов. Моральные нормы правовые нормы такие же функции выполняют и в настоящее время, при этом они развиваются и прогрессируют вместе с обществом. Мораль и право были, есть и будут неотъемлемыми элементами цивилизованного общества.

2.2 Единство, различия и противоречия права и морали

Соотношение права и морали непростое, в этом соотношении можно выделить компоненты: единство, взаимодействие, различие, противоречия.

Единство права и морали видится в том, что:

1) право и мораль - суть вида норм социальных, в совокупности образующих монолитную систему нормативного регулирования;

2) цели и задачи права и морали практически тождественны: упорядочение и совершенствование жизни общества, привнесение в неё организующих начал, развитие личности, установление идеалов гуманизма, защита прав человека;

3) объект регулирования права и морали - общественные отношения (различается лишь объём регулирования), «адресаты» права и морали - это одни и те же люди, слои населения, социальные группы, коллективы;

4) право и мораль - средство выражения и гармонизации интересов личности и общества. Причём «человек... должен сам осознавать необходимость конкретных действий и... принуждать себя к выполнению их»[26];

5) право и мораль обуславливаются соответствующими детерминантами (экономическими, политическими, культурными и др.), что в данном обществе порождает их социальную однотипность;

6) право и мораль - общеисторические фундаментальные ценности, именно они выражают социальный и культурный прогресс общества.

Из взаимосвязи права и морали проистекает их функциональное и социальное взаимодействие, причём они «взаимодействуют, но взаимодействуют именно как особые, суверенные явления»[27]. Упорядочивая общественные отношения, право и мораль оказывают друг другу поддержку, позитивно влияя на личность и формируя у граждан нравственную и правовую культуру.

Действия субъектов, одобряемые правом, стимулируются и моралью. Мораль против совершения правонарушений, особенно преступлений. Имеет место единство в оценивании таких деяний правом и моралью: любое противоправное поведение, как правило, нарушает и нормы морали. Многие статьи Основного Закона нашего государства демонстрируют теснейшую связь права и морали (так, Конституцией РФ установлено достоинство личности как личное неотъемлемое право человека). Объясняется это тем, что право базируется на морали: она является неким критерием оценки права. Но с этим согласны не все учёные, так, B.C. Нерсесянц считал, что морализация «закону вредна»[28].