Файл: Организационные аспекты закупки и поставки товаров в коммерческие предприятия (Содержание коммерческой работы по организации закупочной деятельности (понятие, функции, причины, этапы)).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 20

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При безналичных расчетах чаще всего используются платежные поручения, а также аккредитивы и чеки. По согласованию между поставщиком и покупателем производятся зачеты взаимных задолженностей, причем банки могут не принимать в этом участия.

В ходе установления хозяйственных связей по закупке материальных ресурсов, служба МТО использует и систематизирует обратные связи с продавцами по анализу их возможностей и предложений для последующей успешной деятельности, для выявления конкурентов и анализа их деятельности.

В условиях изменения форм и методов организации хозяйственной деятельности снабженческая деятельность предприятия определяется как неотъемлемая часть органически единого комплекса деятельности, направленного на удовлетворение нужд и потребностей покупателя продукции предприятия. Подчиненная таким целям организация хозяйственных связей на предприятии по закупкам материальных ресурсов является составным элементом единой маркетинговой политики предприятия. [1, c. 87].

Приобретение (снабжение) является вопросом выбора (по цене, качеству, условиям оплаты, доставки и другим факторам) нужного товара, предлагаемого во многих случаях достаточно широким кругом продавцов.

В связи с этим эффективная снабженческая политика предприятия проводится на основе маркетинга, то есть закупка материальных ресурсов должна базироваться на маркетинговых исследованиях. В соответствии с этой целью в состав функции маркетинга входят следующие основные задачи:

  • Анализ состояния и прогнозирования развития рынка сырья и материалов;
  • Организация покупки материалов, сырья, полуфабрикатов, необходимых для производства продукции;
  • Организация эффективной обратной связи с поставщиками, включая рассмотрение претензий предприятия. [6]

Ориентация коммерческой деятельности на концепцию маркетинга внесла значительные изменения в организацию хозяйственных связей.

При закупке материальных ресурсов предприятие должно изучать рынок сырья и материалов, движение цен на этом рынке, расходы на доставку ресурсов и другое.

Особенности современной системы организации хозяйственных связей предприятия связано с изменением стратегических ориентиров в их деятельности. Основными целями в рыночных условиях становятся: повышение экономической устойчивости, максимизация прибыли, завоевание новых рынков.

Закупка товаров на оптовых ярмарках является одной из основных функций коммерческих работников торговых предприятий и организаций.


История проведения ярмарок (от немецкого Jahrmarkt - ежегодный рынок) насчитывает не одно столетие. Они появились в средневековой Европе как центры привоза крупных партий предназначенных для продажи товаров. Со временем произошло их преобразование в торги, которые периодически проводились в установленном месте, ярмарки образцов и ярмарки-выставки.

В последние годы в нашей стране ярмарки приобрели форму самостоятельных рыночных мероприятий, доступных для всех товаропроизводителей-продавцов и покупателей, организуемые в установленном месте и на установленный срок с целью заключения договоров купли-продажи и формирования региональных, межрегиональных и межгосударственных хозяйственных связей.

В качестве примера можно привести Международную книжную ярмарку, ежегодно в начале сентября проходящую в Москве. Здесь же два раза в год - весной и осенью - проводится Федеральная оптовая ярмарка товаров и оборудования текстильной и легкой промышленности. Во многих городах России регулярно проводятся ярмарки различных видов товаров, сырья и оборудования для их производства.

Организаторами оптовых ярмарок могут выступать предприятия и организации любых организационно-правовых форм. Участниками ярмарок могут быть как российские, так и зарубежные предприятия и фирмы. Как правило, они представляют произведенную ими продукцию, а также информацию о перспективных товарах, которые будут выпускаться в ближайшем будущем. Участие в ярмарках помогает товаропроизводителям лучше изучить сложившуюся на рынке ситуацию, скорректировать планы выпуска товаров, найти покупателей.

Посетителями оптовых ярмарок в первую очередь являются представители торговых предприятий и организаций. Здесь им предоставляется возможность познакомиться с неизвестными ранее производителями товаров и образцами предлагаемой ими продукции, принять участие в проводимых во время ярмарок семинарах, конференциях, конкурсах и т. п. Кроме того, коммерческие работники имеют возможность провести переговоры по вопросам закупок товаров с потенциальными партнерами, заключить договоры и контракты, подписать протоколы о намерениях. Контакты с уже знакомыми поставщиками позволяют получить документацию на перспективные товары, способствуют обновлению ассортимента закупаемых у них товаров.

Таким образом, регулярное участие представителей торговых предприятий и организаций в работе оптовых ярмарок позволяет повысить эффективность закупочной работы. Прежде всего это связано с расширением круга поставщиков и возможностью установления с ними долгосрочных хозяйственных связей. Развитие таких отношений благоприятно сказывается на расширении ассортимента и повышении качества закупаемых товаров.


Одной из форм регулярно функционирующего оптового рынка товаров являются товарные биржи. Их зарождение произошло в средние века: на ярмарках того времени уже заключались сделки с отсрочкой поставки товаров или платежа.

Современные товарные биржи - это организации, создаваемые для проведения гласных публичных торгов, которые проходят по специально установленным правилам в заранее определенном месте и в определенное время. Являясь организованными рынками, биржи обеспечивают концентрацию спроса и предложения, способствуют формированию объективных цен на основные товары и сырье (нефть и нефтепродукты, лесоматериалы, черные и цветные металлы, шерсть, хлопок, сахар, зерно и др.).

Цель проведения биржевых торгов состоит в заключении сделок. Предметом сделки являются товары или контракты на их поставку.

В зависимости от того, что является предметом сделки, их делят на две группы:

  • сделки с реальным товаром;
  • сделки без реального товара.

Кроме перечисленных, на бирже могут заключаться и другие сделки, предусмотренные правилами биржевой торговли. Такие правила устанавливаются самой биржей. В них должны быть определены:

  • порядок проведения биржевых торгов;
  • виды биржевых сделок;
  • наименование товарных секций;
  • перечень основных структурных подразделений биржи;
  • порядок информации участников о предстоящих биржевых торгах;
  • порядок регистрации и учета биржевых сделок;
  • порядок расчетов при заключении сделок и другие правила, позволяющие
  • организовать и регулировать биржевую торговлю.[9]

Таким образом, организация закупки и поставки товара является одной из важных функций коммерческой деятельности компании, состоящая из нескольких этапов. Основной целью организации закупки и поставки является доставка товара необходимого ассортимента в определенное время и определенного количества путем установления хозяйственных связей с поставщиками.

1.2 Управление коммерческой работой по организации закупочной деятельности

Деятельность по организации и управлению закупками направлена на то, чтобы компания получила необходимые по качеству и количеству сырье, материалы, товары и услуги в нужное время, в нужном месте, от надежного поставщика, своевременно выполняющего свои обязательства, с хорошим сервисом (как до осуществления продажи, так и после нее) и по выгодной цене. Осуществление закупок (снабжения) – одна из важнейших функций в каждой фирме. Значение деятельности по организации и управлению закупками можно рассматривать в двух аспектах – тактическом и стратегическом.


1. Снабжение (закупки) в тактическом, оперативном плане – ежедневные операции, традиционно связанные с закупками и направленные на избежание дефицита, отсутствия материальных ресурсов или готового продукта. Отсутствие товара – необходимого количества и качества, его несвоевременная доставка могут создать проблему у конечного потребителя продукции или услуги. Эта мысль столь очевидна, что отсутствие претензий у потребителя, вероятно, может служить показателем хорошего снабжения. Трудность состоит в том, что некоторые компании никогда ничего большего от функции снабжения не ожидают, поэтому ничего большего в этом плане и не получают.

2. Стратегическая сторона снабжения – собственно сам процесс управления закупками, связи и взаимодействия с другими отделами компании, внешними поставщиками, потребностями и запросами конечного потребителя, планирование и разработка новых закупочных схем и методов и т.п. Потенциал стратегической сферы закупок велик. Его развитие и использование зависит как от знаний о таком потенциале у руководства компании, так и от способности эффективно распределять корпоративные ресурсы. Обязанность тех, кто уполномочен управлять функцией снабжения - повсюду находить стратегические возможности и привлекать к ним внимание высшего исполнительного руководства компании.

Управление закупками – область деятельности, в результате которой фирма приобретает необходимые товары и услуги. Процесс закупки представляет собой организованное приобретение продукции для дальнейшей переработки или для перепродажи. Приобретаемая для промышленных предприятий продукция в основном - это материальные ресурсы, необходимые для производства, а для торговых компаний – готовая продукция для последующей продажи.

Процесс управления закупками состоит из четырех функциональных блоков.

1. "Определение потребностей". Процесс закупки начинается с обоснованного определения его потребности в ресурсах (что, сколько и когда необходимо). Имея такую информацию на определенный момент времени, можно планировать получение товара, перемещение их избытков из другого подразделения или закупку недостающих ресурсов. Общепризнанно, что именно оптимизация потребностей предприятия таит в себе огромные резервы роста его прибыли.

2. "Формирование заказов (заключение контрактов) на закупку". Портфель заказов формируется отделом логистики исходя из обоснованных потребностей подразделений предприятия. Сначала определяют допустимые условия поставок (цены, сроки, размеры партий), а затем ведут поиск возможных поставщиков. Их выбирают по базам данных, каталогам, прайс-листам, нередко путем проведения конкурсных торгов, расчетов предположительных транспортных и складских затрат. После этого осуществляются размещение заказов и заключение контрактов на поставку товаров по установленным ценам, в заданные сроки, в определенных объемах.


3. "Контроль хода исполнения заказов". Если с поставщиком заключен контракт, отдел логистики должен контролировать ход его исполнения. Процесс контроля - это стандартная процедура, устанавливающая способность поставщика выполнять условия контракта. При возникновении проблем с поставками отдел логистики должен узнать об этом как можно скорее для того, чтобы предпринять соответствующие меры. В ряде случаев может потребоваться корректировка заказа: ускорение или, наоборот, замедление; изменение объемов; уточнение спецификации и др.

4. "Получение и проверка товара". Получаемые от поставщиков товары проходят процедуру входного контроля. Если они соответствуют спецификации поставки и удовлетворяют сертификатам качества, то их передают на склад или непосредственно подразделениям предприятия. Процесс получения и проверки поставляемых товаров является обязательным в системе управления закупками. В свою очередь, каждый из четырех представленных блоков также может быть перестроен. Декомпозиция их элементов должна проводиться до тех пор, пока не будет достигнут требуемый уровень детализации. При решении практических задач несколько уровней декомпозиции (обычно 5-6) обеспечивают достаточно подробное описание рассматриваемого процесса, пригодное для анализа, моделирования и оптимизации.

ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ КОММЕРЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЗАКУПОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «КОМПЛЕКС-БАР ЕКАТЕРИНБУРГ»

2.1 Краткая организационно-правовая характеристика предприятия

Правовой формой ООО «Комплекс-Бар Екатеринбург» является Общество с ограниченной ответственностью. Общество с ограниченной ответственностью (ООО) — юридическое лицо, учрежденное одним или несколькими лицами, уставный капитал которого разделен на определенные доли (размер которых устанавливается учредительными документами). Участники ООО несут риск убытков только в пределах стоимости внесенных ими вкладов. После внесения существенных изменений в законодательство об обществах с ограниченной ответственностью, с 01 июля 2017 года единственным учредительным документом общества является его устав, в котором указываются размер уставного капитала, адрес и наименование общества, порядок перехода долей и другие обязательный условия. В настоящий момент времени, продажа доли в уставном капитале общества, в случае если в уставе уже отсутствуют сведения об участниках и их долях, не влечет необходимости регистрации изменений в уставе общества.