Файл: Организационные аспекты закупки и поставки товаров в коммерческие предприятия (Содержание коммерческой работы по организации закупочной деятельности (понятие, функции, причины, этапы)).pdf
Добавлен: 12.03.2024
Просмотров: 19
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1 ХАРАКТЕРИСТИКА КОММЕРЧЕСКОЙ РАБОТЫ И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ ЗАКУПОЧНОЙ РАБОТЫ
1.2 Управление коммерческой работой по организации закупочной деятельности
2.1 Краткая организационно-правовая характеристика предприятия
2.3 Анализ поставщиков. Выводы
ГЛАВА 3 ПУТИ УЛУЧШЕНИЯ ЗАКУПОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРЕДПРИЯТИЮ
В качестве существенных условий договора выступают наименование и количество товаров, сроки исполнения обязательств. Передача товара в обусловленный срок или сроки – один из признаков, по которому договоры поставки составляет отдельный вид договоров купли-продажи. Другая особенность договора поставки связна с исчислением убытков при расторжении договора. Так, если в разумный срок после расторжения договора вследствие нарушения обязательства продавцом покупатель купил у другого лица по более высокой, но разумной цене товар в замен предусмотренного договором, покупатель вправе предъявить требование о возмещении убытков в виде разнице между установленной договором цене и ценой по совершенной в замен сделки. Аналогичное право предоставляется поставщику в случае, когда в разумный срок после расторжения договора вследствие нарушения обязательства покупателем он продал товар по более низкой, чем предусмотренной договором, но разумной цене [5, c/. 287]
В договоре поставке оговариваются предмет договора, обязанности сторон, условия и порядок поставки, качество товара, сертификация товара, цена товара, ответственность сторон, форс-мажор, разрешение споров, срок действия договора, заключительные положения и указываются адреса и банковские реквизиты сторон и подписи.
Все договора поставки заключаются сроком на 1 год и продляются в случае необходимости. Компания имеет разработанный типовой договор поставки, который предлагается заключить поставщику в случае начала сотрудничества. Если поставщик не согласен с условиями договора, то составляется протокол-разногласий, в котором отражаются все моменты с которыми поставщик не согласен или он вносит дополнения. В свою очередь ООО «Комплекс-Бар Екатеринбург»
составляет новый протокол-разногласий при обнаружении неприемлемых условий. Так продолжается до тех пор, пока стороны не достигнут компромисса или решат не заключать договор.
2.3 Анализ поставщиков. Выводы
Проведем анализ поставщиков и покупателей компании ООО «Комплекс-Бар Екатеринбург».
В таблице 1 представлена информация о покупателях.
Таблица 1 - Информация о покупателях за 2018 год
Покупатель |
Организационно-правовая форма |
Вид покупаемой продукции |
Объем поставок |
Уд.вес поставок в общем объеме, % |
Агава |
ООО |
Сиропы и добавки к коктейлям |
785310 |
10% |
Космонавт-бар |
ООО |
Сиропы и добавки к коктейлям |
824575,5 |
10% |
Александровский |
ООО |
Мебель, уборка, прочее |
865804,275 |
11% |
Витязь |
ООО |
Электрооборудование |
692643,42 |
8% |
Астория |
ООО |
Кухонный инвентарь, Электрооборудование |
699569,8542 |
9% |
Блэк Джек |
ООО |
Барное стекло |
734548,3469 |
9% |
Темпл |
ООО |
Мебель, уборка, прочее |
749239,3138 |
9% |
Давыдофф |
ООО |
Украшения, Посуда и предметы сервировки |
786701,2795 |
10% |
У Палыча |
ООО |
Барный инвентарь |
826036,3435 |
10% |
Глория |
ООО |
Электрооборудование |
743432,7092 |
9% |
Прочие |
ООО |
Барный инвентарь, Посуда и предметы сервировки |
520402,8964 |
6% |
В компании нет покупателей, на долю которых приходится большая часть продаж, что является положительным моментом. Доли в общем объеме продаж распределились примерно поровну среди покупателей ООО Агава, ООО Космонавт-бар, ООО Александровский, ООО Давыдофф, ООО У Палыча.
Далее рассмотрим основных поставщиков и определим долю закупок.
Таблица 2- Информация о поступлении товаров по поставщикам за 2018 год
Наименование поставщика |
Поставка, ед. |
Стоимость поставки |
||||
по договору |
фактически |
отклонение |
по договору |
фактически |
отклонение |
|
ООО ТД «Дэлика» г. Москва |
20 |
13 |
7 |
550000 |
549621 |
379 |
ООО «Фирма Премиум» г. Санкт-Петербург |
50 |
40 |
10 |
667000 |
666155 |
845 |
ООО «ВГ-Шталь» г. Санкт-Петербург |
20 |
16 |
4 |
533000 |
532903 |
97 |
Всего: |
90 |
69 |
21 |
1750000 |
1748679 |
1321 |
Таким образом, можно сделать вывод о невыполнении плана закупок у поставщиков. Общее отклонение составило 21 ед., что явилось следствием снижение количества заказов покупателей.
В таблице 3 приведены данные по условиям оплаты поставщикам.
Таблица 3 - Виды расчетов за поставляемые товары по поставщикам за 2018год
Постав- щик |
Вид оплаты |
ООО ТД «Дэлика» г. Москва |
отсрочка 7 дней |
ООО «Фирма Премиум» г. Санкт-Петербург |
предоплата 30 % отсрочка 5 дней |
ООО «ВГ-Шталь» г. Санкт-Петербург |
предоплата 100 % |
Проанализируем закупки в разрезе товарных групп (таблица 6). Здесь также наблюдается снижение закупок по всем товарным категориям. Наибольшее снижение наблюдалось в группе Кухонный инвентарь на 424 ел. И Барное стекло – 331 ед.
Таблица 4 - Информация о ритмичности поставки товаров за 2018 год
Товарная группа |
Поставка |
Отклонение (+,-) |
||
по договору |
фактич. |
|||
Барное стекло |
1202000 |
1201669 |
331 |
100% |
Барный инвентарь |
931500 |
931471 |
29 |
100% |
Посуда и предметы сервировки |
640000 |
639942 |
58 |
100% |
Кухонный инвентарь |
1003000 |
1002576 |
424 |
100% |
Сиропы и добавки к коктейлям |
469500 |
469291 |
209 |
100% |
Украшения |
1095500 |
1095012 |
488 |
100% |
Электрооборудование |
832000 |
831925 |
75 |
100% |
Мебель, уборка, прочее |
939000 |
938582 |
418 |
100% |
Всего: |
7110500 |
7110468 |
32 |
100% |
Таблица 5 - Информация о поставке товара по различным поставщикам за год
Поставщик |
Квартал |
Поставка нарастающим итогом |
Поставка за квартал |
ООО ТД «Дэлика» г. Москва |
1 |
132431 |
132431 |
2 |
265862 |
133431 |
|
3 |
404293 |
138431 |
|
4 |
527724 |
261862 |
|
ООО «Фирма Премиум» г. Санкт-Петербург |
1 |
138151 |
138151 |
2 |
251524 |
113373 |
|
3 |
399902 |
148378 |
|
4 |
532903 |
133001 |
|
ООО «ВГ-Шталь» г. Санкт-Петербург |
1 |
112368 |
112368 |
2 |
244999 |
132631 |
|
3 |
383760 |
138761 |
|
4 |
549621 |
165861 |
|
Всего |
год |
1748679 |
Объемы поставок от поставщиков распределились примерно поровну и составили 30-38 %. Торговая надбавка по результатам года составила 15 % от закупочной цены.
Таблица 6 - Информация о поставщиках, закупочных и розничных ценах за 2018 год
Поставщик |
Объем поставки |
Уд.вес в общем объеме поставок |
Вид оплаты |
Закупочная цена |
Торговая надбавка |
Оптово-сбытовая надбавка, % |
Розничная цена |
ООО ТД «Дэлика» г. Москва |
666155 |
38% |
отсрочка 7 дней |
16542 |
3308,4 |
30 |
20842,92 |
ООО «Фирма Премиум» г. Санкт-Петербург |
532903 |
30% |
предоплата 30 % отсрочка 5 дней |
32876 |
6575,2 |
30 |
41423,76 |
ООО «ВГ-Шталь» г. Санкт-Петербург |
549621 |
31% |
предоплата 100 % |
43711 |
8742,2 |
30 |
55075,86 |
Таким образом, по результатам проведенного анализа наблюдается снижение поставок, что отрицательно влияет на прибыльность и рентабельность компании. Для стабилизации своего положения на рынке компании необходимо разработать мероприятия по улучшению деятельности в области закупок.
ГЛАВА 3 ПУТИ УЛУЧШЕНИЯ ЗАКУПОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРЕДПРИЯТИЮ
С целью оптимизации закупочной деятельности компании рекомендуется:
- централизация закупок. В настоящее время в компании подразделения самостоятельно принимают решение о закупке и подписывают контракты о поставке. Это создает «эффект дуршлага»: закупщики управляют только частью закупочного бюджета, а финансовые ресурсы предприятия утекают из множества центров затрат. Централизация закупочного бюджета, привлечение профессиональных закупщиков к поиску поставщика, процессу переговоров о цене и подписанию контракта могут существенно улучшить контроль над образованием затрат;
- информационное обеспечение закупок. Формирование базы данных поставщиков и договоров, номенклатурного справочника позволяет упростить каждодневную работу закупщиков, повысить прозрачность процесса закупки для руководителя, исключить дублирование поставок и при необходимости консолидировать однотипную номенклатуру у одного крупного поставщика. Имеет смысл проводить регулярный мониторинг рынков сырья и материалов. Можно рекомендовать участие в профильных конференциях и выставках, обмен информацией с другими участниками отрасли и т. п.;
- работа с персоналом. Руководителю стоит регулярно проводить ротацию кадров в закупочном подразделении, чтобы люди не засиживались. Могут быть указаны некоторые направления работы по снижению закупочных цен:
- введение персональной ответственности закупщиков за общую стоимость затрат на закупку и за своевременное исполнение условий договоров по контрагентам. Это одна из предпосылок повышения управляемости закупками;
- максимальная детализация бюджета закупок по номенклатуре, количеству, контрагентам. Руководителю закупочного подразделения не следует удовлетворяться общей суммой бюджета закупок, которую он распределяет по своему усмотрению. Необходимо четко понимать, у кого, по каким ценам и в каких объемах будут закупаться сырье и материалы. Следовательно, закупочное подразделение должно стать центром сбора такой информации; поступать она должна в первую очередь из производственного отдела;
- проведение тендеров на поставку. При этом стоит помнить, что многое зависит от профессиональной подготовки тендера: корректного составления документации и списка участников, прозрачной процедуры выбора.
- снижение издержек на непрофильные активы
Выделение непрофильных активов не столько преследует цель снижения издержек, сколько позволяет компании сосредоточиться на основной деятельности и обеспечить получение качественных конкурентоспособных услуг.
Обычно к непрофильным активам относятся сервисные и обеспечивающие подразделения, такие как промышленное строительство, транспорт, охрана и безопасность.
Иногда принимается решение и о выделении некоторых производственных структур (например, по изготовлению комплектующих, узлов и агрегатов). Это знаменует начало изменения компанией ее бизнес стратегии — приобретение более узкой специализации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Коммерческая деятельность - понятие более широкое, чем простая купля-продажа товара. Чтобы акт купли-продажи состоялся, компании необходимо совершить некоторые оперативно-организационные и хозяйственный операции, в том числе изучение спроса населения и рынка сбыта товаров, нахождение поставщиков и покупателей товаров, налаживание с ними рациональных хозяйственный связей, транспортировку товаров, рекламно-информационную работу по сбыту товаров, организацию торгового обслуживания и т.д.
Система управления коммерческой деятельностью по закупкам - это система, ориентированная на рынок, означающая не только организацию взаимосвязанной структуры задействованных в ней процессов предприятия, но и их сочетание со всеми внешними факторами. Правильно организованная поставочная и закупочная работа не только способствует удовлетворению потребительского спроса, но и позволяет уменьшить вероятность коммерческого риска, связанного с отсутствием сбыта товаров. Потому проектирование системы закупок, построение дерева целей как всей компании так и отдела закупок является важнейшей задачей компании.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Беляевский И. К. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз. М.: Финансы и статистика, 2007 – 280 с
- Бунеева Р. И. Коммерческая деятельность: организация и управление.-М.: Феникс, 2017.- 365 с.
- Бершигора Е.Е. Менеджмент. Уч. пособие 2-ое изд..перераб. и дополн. М: ИНФРА М, 2004 – 320 с.
- Виноградова С.Н., Пигунова О.В. Коммерческая деятельность.- М.:Юнити, 2005.- 352с.
- Дашков Л.П., Памбухчиянц В.К. Коммерция и технология торговли – М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2006.- 448с. Исследование рынка закупок, принятие эффективных решений http://www.skladportal.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=30&Itemid=30&exnsid=383
- Как построить дерево целей?// http://www.inspirer.ru/materials.php?action=show_article&id=11
- Молоткова Н.В., Соседов Г.А. Основы коммерческой деятельности. Учебное пособие. - Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2004. - 152 с.
- Организация закупки и поставки товаров http://www.promural.ru/organizaciya.htm
- Основы предпринимательской деятельности. Экономическая теория. Маркетинг. Финансовый менеджмент / Под ред. В. М. Власовой. М.: Финансы и статистика, 2005 – 410
- Панкратов Ф. Г.Коммерческая деятельность.- М.: ИДДК, 2005.- 421 с.
- Скляренко, В. К., Прудников, В. М. Экономика предприятия: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2006.
- Торговое дело: экономика, маркетинг, организация: Учебник.-2-еизд., под ред. Л.А.Брагина.-М.:ИНФА-М,2002.-560с.
- Шевченко И.К. Организация предпринимательской деятельности: Учебное пособие. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004. - 92 с.