Файл: Финансовая политика и её реализация в РФ (Понятие, цели и принципы финансовой политики государства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 21

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Государство разрабатывает финансовую политику как средство успешной реализации своих целей и задач в финансовом секторе. Эффективность влияния финансов на социально-экономическое развитие общества во многом зависит от выбранных направлений финансовой политики и процесса их реализации.

Финансовая политика это:

1) неотъемлемая часть экономической политики государства. Уточняются основные направления развития государства, определяется общий объем финансовых ресурсов, их источники и направления использования, разрабатывается механизм регулирования и стимулирования финансовых методов социально-экономических процессов;

2) самостоятельная сфера деятельности государства в сфере производственных и распределительно-финансовых отношений.

Успешное функционирование и развитие экономики любого государства во многом определяется способностью государственных и муниципальных органов власти выполнять свои функции по обеспечению экономической стабильности, защите государства, развитию социальной сферы и совершенствованию экономики. уровень жизни. Реализация этих функций невозможна без формирования финансовой базы для деятельности органов власти, регулирования финансовых отношений в обществе, создания финансового механизма для их реализации в соответствии с целями экономического развития. Основной целью финансовой политики государства является предоставление соответствующих финансовых ресурсов для государственных программ экономического и социального развития. Содержание финансовой политики, ее основные направления зависят от уровня развития науки о роли государства в развитии общества и соответствующих теоретических концепций, определяющих степень участия государства в управлении экономикой и использование отдельных инструментов для Реализация финансовой политики, т. е. конкретные формы организации финансовых отношений. Финансовая политика имеет самостоятельное значение и в то же время является важнейшим средством реализации государственной политики в любой сфере социальной деятельности, будь то экономика, социальная сфера, военная реформа или международные отношенияс.

Цель работы - дать развернутую характеристику финансовой политики РФ.

Задачи курсовой работы:

  • рассмотреть теоретические аспекты финансовой политики;
  • изучить принципы формирования финансовой политики государства;
  • рассмотреть составляющие финансовой политики государства;
  • проанализировать современную финансовую политику в России;
  • выявить проблемы финансовой политики Россиии и определить пути их решения.

В первой главе будет рассмотрено понятие и сущность финансовой политики.

Во второй главе внимание будет обращено на проведение и реализацию финансовой политики в России.

В третьей главе будет рассмотрена финансовая политика РФ на современном этапе развития, ее проблемы и пути совершенствования.

В курсовой работе использовались труды таких авторов: Грязнова, Попков, Киселев, Вахрин и др.

Глава 1. Теоретические аспекты финансовой политики

1.1 Понятие, цели и принципы финансовой политики государства

В любом обществе государство использует финансы для выполнения своих функций и задач, для достижения определенных целей. Важную роль в реализации поставленных задач играет финансовая политика.

Разные авторы предлагают разные определения финансовой политики. Давайте рассмотрим некоторые из них.

По словам Л.М. Поджаблонского, финансовая политика - это определение целей и задач, решение которых направлено на процесс формирования, распределения и перераспределения валового внутреннего продукта с целью предоставления финансовых ресурсов для воспроизводственного процесса и решения отдельных задач государства. [14].

По мнению В.К. Сенчагова, финансовая политика является самостоятельной сферой государственной деятельности в сфере финансовых отношений [11].

По мнению Г. Б. Поля, финансовая политика представляет собой совокупность мер правительства по использованию финансовых отношений, мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию для реализации конкретной государственной программы экономического и социального развития [9].

Таким образом, государственная финансовая политика является частью социально-экономической политики государства, обеспечивающей сбалансированный рост финансовых ресурсов на всех уровнях финансовой системы страны.

Политика распространяется на все сферы государства. В зависимости от сферы общественных отношений, которая является предметом политического влияния, они говорят об экономической или социальной, культурной или технической, бюджетной или кредитной, внутренней или внешней политике.


Субъектами финансовой политики являются органы законодательной (представительной) и исполнительной власти, которые определяют и утверждают основные направления развития финансовых отношений, разрабатывают конкретные способы их организации в интересах субъектов хозяйствования, населения и государства [1]. ,

Объектами финансовой политики является совокупность финансовых отношений и финансовых ресурсов, которые образуют сферы и звенья государственной финансовой системы.

Основной целью финансовой политики государства могут быть только общие интересы всего населения - повышение благосостояния каждого человека. В результате кризиса 1998 года произошло перераспределение финансовых ресурсов и накопленного национального богатства среди узкой группы людей из финансового и банковского сектора, а благосостояние основной массы населения, напротив, ухудшилось. Это противоречило главной цели государственной финансовой политики.

Целью финансовой политики является наиболее полная мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для удовлетворения насущных потребностей общества. Финансовая политика призвана создать благоприятные условия для активизации предпринимательской деятельности. Большое значение придается повышению эффективности использования финансовых ресурсов путем их распределения между сферами общественного производства, а также их концентрации на основных направлениях экономического и социального развития [3].

Таким образом, основные задачи финансовой политики должны включать:

- увеличение объема и эффективности использования финансовых ресурсов, отказ от которых может привести к рассеиванию средств и сокращению источников удовлетворения постоянно растущих экономических и социальных потребностей общества

-здоровье и структурная перестройка экономики;

-достижение более высокого уровня жизни населения за счет развития промышленности и сельского хозяйства.

Можно сформулировать следующие основные задачи финансовой политики [4]:

1) обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;

2) установление рационального с точки зрения государства распределения и использования финансовых ресурсов;

3) организация регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами;

4) разработка финансового механизма и его развитие в соответствии с меняющимися целями и задачами стратегии;

5) создание эффективной и максимально бизнес-системы оперативного финансового менеджмента.


Содержание финансовой политики многогранно. Он включает в себя следующие критические принципы [5]:

1) разработка научно обоснованных концепций развития финансов. Они формируются на основе изучения требований экономических законов, комплексного анализа состояния экономического развития, перспектив развития производительных сил и производственных отношений, а также потребностей населения.

Целью научно обоснованной концепции развития финансов является наиболее полная мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для удовлетворения потребностей общества. Он предусматривает создание благоприятных условий для развития промышленного и сельскохозяйственного производства, непроизводственной сферы и предпринимательской деятельности.

2) определение основных направлений использования финансов на будущий и текущий период; в то же время они исходят из путей достижения целей, определенных экономической политикой, с учетом международных факторов и возможности увеличения финансовых ресурсов.

Формирование централизованных фондов государственных фондов происходит как на этапе первичного распределения национального дохода, так и при перераспределении стоимости совокупного общественного продукта. При первоначальном распределении национального дохода государство получает в свое распоряжение часть национального дохода в виде налогов (налог на добавленную стоимость, акцизы и т. д.). В результате перераспределения централизованные фонды государства получают часть прибыли предприятий (государственных, кооперативных), акционерных обществ и личных доходов населения.

3) реализация практических действий, направленных на достижение поставленных целей.

Это требует функционирования эффективного финансового механизма, который можно определить как совокупность способов организации финансовых отношений. Включает в себя [8]:

- методы распределения национального дохода;

- способы формирования средств государственного бюджета: национальный и региональный;

- методы формирования государственных целевых фондов;

- виды платежей в бюджет и целевые фонды;

- финансовое планирование и прогнозирование;

- финансовый контроль.

Фискальная политика - это государственная политика в области налогообложения и государственных расходов, часть финансовой политики, направленной на пополнение государственной казны. Необходимость разработки такой политики особенно усилилась во второй половине 20-го века, когда государственные финансы стали играть важную роль в обеспечении стабильного экономического роста. Фискальная политика как способ финансового регулирования осуществляется с помощью таких мощных рычагов, как налогообложение и государственные расходы (бюджетные расходы).


Кроме того, при реализации фискальной политики следует учитывать три наиболее важные функции государственного налогового администрирования:

1. Обеспечение финансирования государственных расходов, то есть прямая функция налогов;

2. Поддержание социального равновесия путем изменения соотношения доходов отдельных групп с целью сглаживания неравенства между ними, предотвращения резкого расслоения общества (социальной функции);

3. Государственное контрциклическое и антиинфляционное, отраслевое, отраслевое и региональное регулирование экономики (сама регулирующая функция).

Таким образом, государственная финансовая политика является частью социально-экономической политики государства, обеспечивающей сбалансированный рост финансовых ресурсов на всех уровнях финансовой системы страны. Цель финансовой политики проявляется в реализации конкретных стратегических задач и решении тактических вопросов использования функционального назначения финансов.

1.2 Классификация видов финансовой политики

Исходя из задач, поставленных перед финансовой политикой, ведущие экономисты делят последние на три типа: политика экономического роста, политика стабилизации и политика ограничения деловой активности.

Под первой, то есть политикой экономического роста, мы понимаем систему финансовых мер, направленных на увеличение фактического объема валового национального продукта и повышение уровня занятости. Эта стимулирующая финансовая политика включает в себя [6]:

1) увеличение государственных расходов;

2) снижение налоговой нагрузки.

Другими словами, если в настоящее время существует сбалансированный бюджет, фискальная политика должна двигаться в сторону дефицита бюджета во время рецессии или депрессии.

Если правительство использует меры фискальной политики и политики государственных расходов, пытаясь сохранить объем производства на своем типичном для данной страны уровне и поддерживать стабильность цен, то считается, что государство проводит политику стабилизации. В то же время было бы неправильно предполагать, что политика стабилизации заменяет стимулирующую и сдерживающую финансовую политику в их стремлении выровнять экономическую ситуацию в государстве, поскольку между этими концепциями существуют серьезные различия. Например, государство может проводить политику экономического роста даже в то время, когда объем производства в стране уже превышен, а производство приближается к своему потенциальному уровню, а политика стабилизации не имеет права преследовать такие цели.