Файл: Финансовая политика и её реализация в РФ (Понятие, цели и принципы финансовой политики государства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 32

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Уровень жизни населения представляет собой величину, определяющую развитие производства, структуру и направление использования финансовых ресурсов. Исходя из задач, поставленных перед финансовой политикой, ведущие экономисты делят последние на три типа: политика экономического роста, политика стабилизации и политика ограничения деловой активности.

2.2 Финансовый механизм в политике РФ

Цели и задачи финансовой политики реализуются посредством использования различных методов организации финансовых отношений на централизованном и децентрализованном уровнях, которые в совокупности определяют содержание механизма достижения целей и задач финансовой политики или финансового механизма.

Финансовый механизм - совокупность видов, форм организации финансовых отношений, конкретных методов формирования и использования финансовых ресурсов и методов их количественного определения.

Тип организации финансовых отношений является исходным, первичным элементом финансового механизма, поскольку он определяет способ их выражения и проявления в соответствующих финансовых ресурсах. В финансовой науке различают типы финансовых ресурсов, каждый из которых является результатом процесса распределения как на макроуровне, так и при формировании денежных доходов и сбережений в отдельной организации. Под формой организации финансовых отношений понимается внешний порядок их организации, т. Е. Создание механизма накопления, перераспределения и использования финансовых ресурсов и условия его реализации на практике.

В процессе организации бюджетных отношений используются различные формы предоставления бюджетных средств и привлечения средств в бюджет и получения средств в процессе межбюджетного распределения и перераспределения финансовых ресурсов.

При формировании налоговых поступлений в бюджет и порядка их формирования будут учитываться источник и налоговая база, процентные ставки, система налоговых льгот и санкций, а также порядок уплаты налогов, регулируемый нормами налогового законодательства.

На микроуровне используются различные формы финансовой поддержки процесса воспроизводства: самофинансирование, кредитование и государственное финансирование.

Методы организации финансовых отношений в финансовой науке представляют собой методы формирования финансовых ресурсов и практической реализации операций, связанных с финансами.


Можно выделить четыре основных метода формирования финансовых ресурсов:

1. Финансовый метод используется для генерирования финансовых ресурсов в основном на безвозвратной и бесплатной основе. Финансовый метод, как правило, формирует собственные финансовые ресурсы коммерческих и некоммерческих организаций (накопление членских взносов в некоммерческих организациях соответствующих правовых форм, формирование амортизации и прибыли в коммерческих организациях происходит на безвозмездной основе и безотзывная основа);

2. Метод кредитования связан с предоставлением средств на условиях срочности, погашения и оплаты. На макроуровне этот метод используется в процессе предоставления бюджетных ссуд и бюджетных ссуд в другой бюджет, а на микроуровне - когда юридические лица получают банковские ссуды, бюджетные ссуды, налоговые ссуды, доходы от выпуска долговых ценных бумаг путем коммерческие организации;

3. Налоговый метод предполагает накопление средств на финансовое обеспечение деятельности государства и (или) муниципалитетов в виде денежных выплат (налогов) юридических и физических лиц на обязательной, обязательной и бесплатной основе. В условиях функционирования рыночной экономики налоговый метод является преобладающим при формировании финансовой базы деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. Однако при его использовании необходимо обеспечить необходимый баланс между объемом финансовых ресурсов, накопленных за счет налогов на макроуровне, и объемом финансовых ресурсов, которые остаются в распоряжении организаций и общественности, для обеспечения финансовой стабильности. организаций и финансовой защиты населения от различных экономических и социальных рисков;

4. Метод страхования предполагает формирование финансовых ресурсов путем получения страховых взносов. Его использование в рыночной экономике, характеризующейся проявлением многих элементов стихийности в процессе ее функционирования, напрямую связано с особенностями осуществления финансовой деятельности субъектами хозяйствования и органами власти в условиях, когда возможны непредвиденные события в социально-экономическая жизнь общества увеличивается. В этой ситуации страховые фонды, созданные денежными средствами, могут обеспечить стабильное функционирование экономики и социальной сферы при возникновении различных непредвиденных событий, негативно влияющих на финансово-хозяйственную деятельность субъектов хозяйствования, систему государственного бюджета и социальное обеспечение населения. численность населения.


Методы количественного определения параметров финансового механизма, которые имеют размерные характеристики (налоговые ставки, объем каждого вида финансовых ресурсов в форме запасов и не по фондам, объем бюджетных ассигнований и другие количественные параметры), являются наиболее мобильной частью финансового механизма.

Методы количественной оценки параметров финансового механизма включают методы расчета доходов бюджета, методы определения необходимого объема финансовой помощи соответствующим бюджетам, методы расчета амортизации и т. д.

Финансовый механизм является инструментом реализации финансовой политики государства, регионов и муниципалитетов. Используя различные элементы финансового механизма, власти стремятся обеспечить реализацию целей финансовой политики, решение ее стратегических и тактических задач.

Финансовый механизм включает в себя множество взаимосвязанных, взаимосвязанных элементов, соответствующих разнообразию финансовых отношений в обществе.

Чтобы упорядочить их, структурировать и привести в определенную систему, принято классифицировать финансовый механизм в соответствии с различными критериями.

В зависимости от состава сфер и звеньев финансовой системы, функционирование которой обеспечивается финансовым механизмом, он включает финансовый механизм субъектов предпринимательства (в него входит финансовый механизм коммерческих организаций, финансовый механизм некоммерческих организаций). организации и финансовый механизм индивидуальных предпринимателей и механизм государственного и муниципального финансирования (включает в себя бюджетный механизм и финансовый механизм для функционирования государственных внебюджетных фондов). В соответствии с государственной единицей Российской Федерации в финансовом механизме действуют три ссылки по теме:

- финансовый механизм Российской Федерации;

- финансовый механизм субъектов Российской Федерации;

- финансовый механизм органов местного самоуправления.

В соответствии с влиянием на общественное производство, следующие функциональные связи различаются как часть финансового механизма:

- механизм мобилизации и использования финансовых ресурсов;

- механизм финансового регулирования общественного производства;

- механизм финансового стимулирования общественного производства.

Количественное влияние финансового механизма выражается через объемы и пропорции мобилизации субъектами хозяйствования и государственными органами финансовых ресурсов и их распределения между сферами и звеньями государственной финансовой системы.


Качественное воздействие финансового механизма связано с использованием таких методов формирования и направлений использования финансовых ресурсов, форм организации финансовых отношений, которые позволяют рассматривать их как стимулы развития как отдельного субъекта хозяйствования, так и экономика в целом.

К таким элементам финансового механизма относятся снижение налоговых ставок, условия предоставления налоговых льгот, установление лимита дефицита бюджета, лимита государственного долга Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципального долга, условия предоставления бюджетные кредиты организациям различных правовых форм, порядок применения различных финансовых санкций и др. Формы и методы организации финансовых отношений стимулирующего характера. Эффективность используемого финансового механизма определяется: взаимосвязанным, скоординированным, интегрированным функционированием всех его элементов. Условиями эффективности функционирования финансового механизма являются:

- объективная устойчивость финансового механизма, который должен формироваться с учетом объективных закономерностей развития экономики государства. Только при этом условии использование элементов финансового механизма может обеспечить экономическую стабильность, сбалансированные бюджеты всех уровней, эффективное ведение финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующими субъектами, социальную защиту и благосостояние населения;

- Соответствие условиям экономического развития и деловой практики. В централизованно планируемой экономике только предписывающий финансовый механизм использовался для обеспечения организации финансовых отношений, распределения и использования финансовых ресурсов в интересах государства. В настоящее время с переходом на рыночные основы функционирования экономики был введен иной механизм организации финансовых отношений, который предполагает широкое использование различных инструментов финансового регулирования и стимулирования экономического развития: налоговый механизм строится с учетом Учитывается не только его фискальная функция, но и помогает регулировать и стимулировать определенные виды деятельности и отрасли экономики. Механизм социального страхования помогает смягчить негативное воздействие элементов рыночной экономики, предоставляя финансовую поддержку для реализации государственных социальных гарантий для инвалидов и бедных. Бюджетный механизм характеризуется использованием принципиально новых методов мобилизации и форм использования бюджетных средств, принципов бюджетного планирования и финансирования, методов финансового контроля;


- взаимосвязь финансового механизма с факторами производства и экономическими интересами субъектов финансовых отношений: использование элементов финансового механизма должно помочь удовлетворить потребности всех участников общественного воспроизводства в финансовых ресурсах, добиться их устойчивого развития и реальный экономический эффект финансовых операций;

- взаимосвязь составляющих элементов финансового механизма, их взаимное регулирование, которое в конечном итоге определяет последовательность финансовых операций, состав субъектов финансовых отношений, порядок их организации на практике.

Соблюдение этих требований и подходов к организации и функционированию финансового механизма является ключом к его успешному использованию в управлении финансами на централизованном и децентрализованном уровнях.

2.3 Тенденции и перспективы развития финансовой политики в РФ

В настоящее время недостатки финансовой политики, препятствующие экономическому и социальному развитию Российской Федерации, являются особенно острыми.

Они включают:

- догматический (не креативный) характер финансовой политики, ее неспособность быстро реагировать на изменяющиеся условия развития нашего государства;

- отсутствие стратегического развития;

- проведение частичных, необоснованных тактических мер, направленных на получение мгновенных выгод;

- отделение финансовой политики от реального положения дел в экономике;

- нарушение баланса государственного бюджета Российской Федерации;

- остаточный подход в определении финансовой базы для удовлетворения социальных потребностей граждан.

Все это напрямую влияет на неразвитость бюджетной системы и финансовой политики страны.

Особой проблемой не является получение налоговых платежей, основными причинами которых были:

- ухудшение макроэкономических и финансовых показателей по сравнению с принятыми в бюджете;

- неплатежи в народном хозяйстве;

- прямое уклонение от уплаты налогов, сокрытие многими налогоплательщиками своих доходов (невозможность контролировать все малые и средние предприятия, уклонение от налоговой полиции с помощью инструментов денежных расчетов)

Это говорит о необходимости пересмотра фискальной политики: