Файл: Финансовая политика и её реализация в РФ (Понятие, цели и принципы финансовой политики государства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 23

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В свою очередь, политика ограничения деловой активности, напротив, направлена ​​на снижение реального объема ВНП по сравнению с его потенциальным уровнем и применяется правительством во время бума или бума, чтобы избежать кризиса перепроизводства и инфляции, которая происходит вместе с избыточным спросом.

Политика содержания подразумевает [10]:

1) сокращение государственных расходов;

2) увеличение налогов.

Другими словами, финансовая политика должна фокусироваться на положительном сальдо бюджета, если перед экономикой стоит задача контроля над инфляцией.

Также известно, что существует два вида финансовой политики:

а) дискреционная политика или политика, проводимая непосредственно правительством;

б) недискреционная финансовая политика, т. е. встроенные стабилизаторы.

Недискреционная финансовая политика относится к ряду возможностей налоговой системы для самостоятельной стабилизации, то есть к некоторым ее особенностям, которые позволяют регулировать экономическую деятельность в стране без прямого вмешательства каких-либо руководящих органов.

Рассмотрим следующую ситуацию. Чтобы ослабить производственный бум, необходим профицит бюджета, то есть превышение доходов государственного бюджета над расходами. С другой стороны, для преодоления рецессии желателен дефицит бюджета. Есть два способа достижения ваших целей, один из которых достигается путем регулирования налоговых поступлений. Итак, в первом случае решение состоит в том, чтобы увеличить налоги, во втором, наоборот, уменьшить их.

Итак, допустим, что в стране наблюдается небольшой спад производства, и правительству пока не удалось принять ответные меры. Тогда сокращение доходов граждан, а также субъектов хозяйствования неизменно приведет к снижению налоговых поступлений, но это также необходимо для стабилизации экономики. Таким образом, правильно функционирующая налоговая система способна автоматически регулировать экономику. Ведь ведь с ростом доходов граждан налоги тоже будут увеличиваться.

В дополнение к налогу, существует ряд важных встроенных стабилизаторов, которые вместе балансируют экономическую систему страны.

Среди них можно выделить следующие четыре, а именно [12]:

1. Социальные пособия, в том числе пособия по безработице. Действительно, налоги, которые финансируют пособия по безработице, резко возрастают, когда занятость высока. Таким образом, резервный фонд растет в период бума и оказывает давление на чрезмерно высокие расходы, сдерживая инфляцию.


Напротив, в период слабой занятости резервный фонд используется для выплаты дохода, что увеличивает платежеспособный спрос за счет поддержки потребления, что приводит к снижению темпов сокращения производства, тем самым смягчая снижение.

Другие виды пособий, такие как благотворительные выплаты за рамками системы социального страхования, также стабилизируются в виде их автоматического антициклического регулирования.

2. Программы помощи фермерам, имеющие отношение к развитым капиталистическим странам: когда платежеспособный спрос уменьшается и цены на сельскохозяйственную продукцию снижаются, федеральное правительство субсидирует фермеров, поглощая излишки продуктов, когда приближается инфляция и цены растут, правительство выбрасывает ранее приобретенные продукты на рынок, поглощение излишков денежных средств, что ослабляет любые тенденции в экономике. К сожалению, такой стабилизатор не характерен для отечественной экономики, поскольку российское сельское хозяйство не страдает от кризисов перепроизводства.

3. Эффект надежности компании. Практика показывает, что для того, чтобы создать иллюзию стабильного корпоративного дохода, акционерные общества и другие подобные юридические лица поддерживают одинаковый уровень выплачиваемых дивидендов, даже если их доход изменяется в течение короткого периода времени. Это приводит к ослаблению спроса на товары и услуги, который в противном случае был бы представлен вкладчиками, которые получили, например, увеличенную прибыль от своих ценных бумаг. В другом случае будет наблюдаться противоположный эффект, который также приведет к стабилизации ситуации.

4. Инертность склонности к потреблению. Таким образом, человек, пытаясь поддерживать привычный уровень жизни, медленно приспосабливается к увеличению своего дохода.

Дискреционная политика относится к преднамеренному манипулированию налогами и государственными расходами с целью изменения реального объема национального производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста.

Основными инструментами дискреционной финансовой политики являются:

- общественные работы и другие связанные с расходами программы;

- социальные программы;

- государственные закупки;

- государственные инвестиции;

- изменение расходов на передачу или перераспределение;

- налоговая администрация.

Налоговая политика - это система государственных мер по решению определенных задач, стоящих перед обществом через налоговую систему страны. Налоговая политика рассматривается в широком и узком аспектах [16].


Он широко охватывает вопросы получения государственных доходов из постоянных и временных источников (налоги и займы, соответственно). Поскольку государство не может установить слишком высокий уровень налогообложения из-за противодействия со стороны общества, оно вынуждено использовать государственные займы для покрытия своих расходов.

В узком аспекте налоговая политика охватывает деятельность государства только в области налогообложения - установление видов налогов, плательщиков, объектов, ставок, льгот, сроков и механизма перечисления в бюджет.

Под бюджетной политикой понимают определение государства:

- источники доходов государственного бюджета;

- приоритетные направления бюджетных расходов;

- допустимые пределы бюджетного дисбаланса;

- источники финансирования дефицита бюджета;

- принципы взаимоотношений отдельных звеньев бюджетной системы.

Под денежно-кредитной политикой понимается обеспечение стабильности денежного обращения посредством управления выбросами, регулирования инфляции и курса национальной валюты; обеспечение своевременных и бесперебойных платежей в национальной экономике и в различных частях финансовой системы посредством регулирования и регулирования банковской системы; управление финансовым рынком путем регулирования выпуска и размещения государственных и корпоративных ценных бумаг и регулирования их оборота (ставки покупки и продажи) и т. д. Ценовая политика основана на регулировании цен и тарифов на монопольные товары и услуги.

1.3 Финансовые стратегия и тактика

Основным субъектом финансовой политики является государство. Разрабатывает стратегию основных направлений финансового развития общества на далекое будущее и определяет задачи на предстоящий период, средства и пути их достижения. В зависимости от характера поставленных задач финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику.

Рассмотрим суть финансовой стратегии. Слово «стратегия» происходит от греческого Strategos, «искусство генерала». Военное происхождение этого термина не должно удивлять. Именно стратеги позволили Александру Великому покорить мир [7].

Долгосрочная финансовая стратегия государства является скрытой. Она охватывает фундаментальные проблемы функционирования и управления не только государственными финансами, но и финансами негосударственных предприятий. Долгосрочная стратегия зависит, прежде всего, от двух факторов: политического и личного. Первое выражается в невозможности проведения долгосрочной финансовой политики вне рамок общеполитического курса. Второй фактор решающим образом определяет содержание долгосрочной финансовой стратегии в рамках принятой политики.


Основными проблемами долгосрочной финансовой стратегии государства являются [5]:

  • система органов финансово-кредитного управления;
  • бюджетная система и бюджетная структура страны;
  • кредитная система страны и ее сеть;
  • пропорции распределения вновь созданной стоимости и замены источников народнохозяйственного развития;
  • укрепление безопасности национальной валюты и подготовка реформ;
  • политика в области национальной валюты и валютных резервов, золота, драгоценных металлов и камней;
  • выбор и корректировка соотношения размеров экономики государства к экономике страны;
  • выбор и корректировка государственной кредитной политики.

Долгосрочная государственная финансовая стратегия призвана обеспечить в будущем непрерывное расширение экономической базы денежного распределения в стране.

Что касается финансовой тактики, то изучение этого вопроса заставляет нас обратиться к нескольким источникам толкования значения слов. Термин «тактика» является многосторонним и встречается во всех сферах деятельности.

Тактика - неотъемлемая часть военного искусства, включающая теорию и практику подготовки и ведения боевых действий соединений, частей (кораблей) и подразделений различных типов вооруженных сил, боевого вооружения и специальных сил на суше, в воздухе и на море; военно-теоретическая дисциплина. Тактика включает в себя изучение, разработку, подготовку и проведение всех видов военных операций: наступательных, оборонительных, контрнаступления, тактических перегруппировок и т. д.

Тактик - человек, выбирающий правильную линию поведения.

Краткосрочная финансовая тактика государства направлена, прежде всего, на обеспечение текущего внутригодового баланса централизованных финансов [9].

Государственная краткосрочная финансовая тактика имеет своей главной целью достижение поддержания, увеличения ликвидности квартальных и годовых бюджетных и кредитных сальдо или сокращения степени неликвидности таких сальдо.

Финансовая стратегия и тактика тесно связаны между собой. Финансовое оздоровление экономики и динамичный рост валового внутреннего продукта, повышение конкурентоспособности продукции следует рассматривать как финансовую стратегию. Такие цели могут быть достигнуты за счет сокращения дефицита бюджета, снижения инфляции, укрепления национальной валюты, то есть финансовой тактики.

Таким образом, финансовая стратегия - это долгосрочный план. Финансовая тактика направлена ​​на решение проблем определенного этапа развития общества, характеризующегося гибкостью, динамичностью, и обычно задачи финансовой тактики ограничены годом или несколько более длительным периодом времени. Финансовая стратегия и тактика должны быть взаимосвязаны, но тактика подчиняется стратегии.


Глава 2. Реализация финансовой политики в РФ

2.1 Этапы реализации финансовой политики и её цели

Реализация финансовой политики осуществляется в три этапа:

1. Разработка научно обоснованных концепций развития финансов, которая формируется на основе изучения требований экономических законов, комплексного анализа перспектив совершенствования производства и состояния потребностей населения;

2. Определение основных направлений использования финансов на будущий и текущий период, то есть разработка стратегий и тактик финансовой политики. Здесь, исходя из целей, они учитывают рост и сокращение финансовых ресурсов, а также внешние и внутренние политические и экономические факторы;

3. Реализация практических действий, направленных на достижение поставленных целей.

Прямое влияние финансовой политики на экономику начинается только на третьем этапе, но оно определяется содержанием двух предыдущих шагов. Однако такой механизм верен лишь отчасти, поскольку не учитывает все возможности финансового регулирования.

Основные задачи финансовой политики:

1. Увеличение объема и эффективности использования финансовых ресурсов. Последнее очень важно для проверки влияния финансовой политики на экономику. Невыполнение учета повышения эффективности использования финансовых ресурсов при разработке и реализации финансовой политики может привести к рассеиванию средств, сокращению источников удовлетворения постоянно растущих экономических и социальных потребностей общества;

2. Совершенствование и реструктуризация экономики: увеличение доли второй группы отраслей в общем объеме производства, снижение стоимости военно-промышленного комплекса, оптимизация денежного обращения и, в долгосрочной перспективе, восстановление конвертируемости рубля;

3. Достижение более высокого уровня жизни населения за счет развития промышленности и сельского хозяйства. Социальная направленность финансовой стратегии проявляется не только в поиске путей увеличения финансовых ресурсов, направленных на повышение благосостояния людей, но и в новом подходе к основной цели экономической политики. Уровень жизни в настоящее время является величиной, определяющей развитие производства, направление и структуру использования финансовых ресурсов.