Файл: Основы нотариата.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 30

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Нельзя не отметить международные правовые акты, касающиеся развития нотариата. В соответствии со ст. 15 Конституции РФ [3] общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора [66, с.76].

Так, нотариусами в своей деятельности применяются Конвенция, отменяющая требования легализации иностранных документов (г. Гаага, 5 октября 1961 г.) [1], Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (г. Минск, 22 января 1993 г.) [2], а также другие международные акты и договоры. Российская Федерация стала членом Совета Европы и обязана учитывать нормы европейского права.

Главным федеральным нормативным актом, регулирующим организацию и деятельность нотариата в Российской Федерации, являются Основы законодательства РФ о нотариате, принятые 11 февраля 1993 г. [14]

Многие вопросы, связанные непосредственно с нотариальной деятельностью, также регулируются федеральными законами и кодифицированными актами.

Так, Налоговый кодекс РФ регулирует вопросы, связанные с уплатой государственной пошлины: порядок ее взимания, размеры и особенности уплаты, льготы при обращении за совершением нотариальных действий, основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины [7;8].

Гражданский кодекс РФ регулирует многие вопросы, относящиеся напрямую к деятельности нотариата: наследственное право, исполнение обязательств путем внесения долга в депозит нотариуса и многие другие [4;6;9;11].

Гражданский процессуальный кодекс РФ [5] определяет порядок рассмотрения заявлений о совершенных нотариальных действиях или об отказе в их совершении. Пункт 5 ст. 61 Гражданского процессуального кодекса РФ придает особый статус нотариально оформленному документу: «Обстоятельства, подтверждаемые нотариусом при совершении нотариального действия, не требуют доказывания, если подлинность нотариально оформленного документа не опровергнута в порядке, установленном статьей 186 настоящего Кодекса, или не установлено существенное нарушение порядка совершения нотариального действия».

Среди норм Семейного кодекса РФ как источника нотариального законодательства выделяются нормы, касающиеся оформления брачного договора, алиментных соглашений, согласий супругов на заключение одним из супругов сделки по распоряжению имуществом, права на которое подлежат государственной регистрации, сделки, для которой законом установлена обязательная нотариальная форма, или сделки, подлежащей обязательной государственной регистрации (ст. 35) [10].


Согласно подп. «л» п. 1 ст. 72 Конституции РФ [3] нотариат отнесен к предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ. Соответственно, общие принципы нотариальной деятельности могут и должны определяться на уровне федерального законодательства. Вряд ли в условиях достаточно развитой системы законодательства РФ в настоящее время будет на практике востребован механизм так называемого опережающего регулирования. Кроме того, как следует из правовой позиции, выраженной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 21 марта 1997 г. «По делу о проверке конституционности положений ст. ст. 18 и 20 Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» [32], признание за субъектами Российской Федерации права осуществлять опережающее правовое регулирование по предметам совместного ведения не дает им автоматически полномочий по решению в полном объеме вопросов, имеющих универсальное значение как для законодателя в субъектах Российской Федерации, так и для федерального законодателя, и в силу этого подлежащих регулированию федеральным законом (п. 7 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда РФ от 15.12.2003 № 19-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Закона Ивановской области «О муниципальной службе Ивановской области» в связи с запросом Законодательного Собрания Ивановской области») [30].

Как правило, законодательные акты субъекта Российской Федерации детализируют правовое регулирование, предусмотренное Основами законодательства РФ о нотариате, либо расширяют те или иные положения, либо предусматривают выбор в пользу особенностей местного менталитета.

Некоторые статьи Основ законодательства РФ о нотариате имеют прямые отсылки к возможности дополнительного законодательного регулирования. Например, в ст. 10 Основ законодательства РФ о нотариате указано, что нотариальное делопроизводство ведется на языке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации, автономной области и автономных округов; ст. 15 Основ законодательства РФ о нотариате [14] предоставляет субъектам РФ возможность расширить права нотариусов в их субъекте; ст. 25 Основ законодательства РФ о нотариате допускает, что в законодательстве субъекта РФ могут быть предусмотрены дополнительные полномочия нотариальной палаты; согласно ст. 39 порядок совершения нотариальных действий нотариусами устанавливается Основами законодательства РФ о нотариате и другими законодательными актами РФ и субъектов РФ.


Нотариальная деятельность детализируется на уровне подзаконных нормативных актов. В частности, следует отметить Указ Президента РФ от 22 июля 2002 г. № 767 «Об использовании Государственного герба Российской Федерации на печатях нотариусов» [15], а также нормативные акты Министерства юстиции РФ.

К ведомственным нормативным актам, регулирующим деятельность нотариата, следует относить, в частности: Правила нотариального делопроизводства, утверждены Приказом Минюста России от 16 апреля 2014 г. № 78 [17]; Инструкция о порядке совершения нотариальных действий главами местных администраций поселений и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления поселений [18]; Приказ Минюста России от 27 декабря 2016 г. № 313 «Об утверждении форм реестров регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств, удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах и порядка их оформления» [19] и др.

Источником права в современных условиях становится судебная практика в самых разнообразных ее формах. При всей противоречивости высказанных по вопросу о месте судебной практики суждений большинство специалистов разделяют вывод о том, что судебная практика имеет как правообразующее, так и правореализационное значение Она может быть выражена как в форме судебных актов международных органов правосудия, так и в форме постановлений Конституционного Суда РФ, Президиума и Пленума Верховного Суда РФ [53, с.296]. В условиях осуществления государственного устройства России на принципе разделения властей (ст. 10 Конституции РФ) совершенно иначе можно поставить вопрос о правотворческих возможностях суда и роли судебной практики в правовом регулировании и правоприменении. Концепция судебного прецедента оказывается весьма плодотворной [49, с.106].

Таким образом, судебная практика не только выступает в современных условиях в качестве предварительной ступени к последующему нормативному регулированию, но и сама становится непосредственным источником такого регулирования.

2. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НОТАРИАТА

2.1. Принципы организации и деятельности нотариата

Принципы - это такие идеи, которые закреплены в нормах нотариального законодательства, в силу чего имеют нормативный характер. Принципы закреплены в содержании Конституции РФ и федеральных законов, прежде всего Основах законодательства РФ о нотариате [57, с.5].


Нотариат действует на основании следующих принципов:

1. Принцип законности. Принцип законности вытекает из самого понятия законности как основанного на законе состояния упорядоченности общественных отношений; также он связан с законом как основным, наиболее важным источником права в отечественной правовой системе.

Принцип законности обязывает нотариуса не только самому соблюдать требования законодательства, но и требовать этого от граждан и юридических лиц, обращающихся к нему за совершением нотариального действия. Это достигается возможностью отказа нотариуса в совершении нотариальных действий, противоречащих закону (ст. 48 Основ законодательства РФ о нотариате [14]).

2. Принцип независимости нотариуса представляет собой такое правило, согласно которому нотариусы в своей деятельности совершают нотариальные действия и осуществляют иные свои полномочия без влияния каких-либо других органов и лиц, основываясь только на нормативных актах определенного уровня. Принцип независимости является одной из гарантий нотариальной деятельности, будучи увязанным с другими нотариальными принципами - законности, беспристрастности и т.д [64, с.41].

Гарантии независимости нотариуса можно подразделить на три вида.

К организационным гарантиям относятся ограничения на занятие иными видами деятельности, членство в профессиональных объединениях и т.д.

К экономическим гарантиям относится самофинансирование нотариальной деятельности, которое должно обеспечиваться социально обоснованными нотариальными тарифами [63, с.101].

К юридическим гарантиям независимости нотариуса относится целый ряд нормативных предписаний. Так, законом установлен особый порядок наделения нотариуса полномочиями, а также освобождения его от должности. Нотариальное законодательство содержит также основания для отказа в совершении нотариального действия, его отложения и приостановления, что позволяет нотариусу принять законное и обоснованное решение о возможности совершения нотариального действия и т.д.

3. Принцип публичности. Деятельность нотариата имеет публичный характер. На нотариат возложено исполнение государственной функции по совершению нотариальных действий для защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц. В связи с этим нотариат осуществляет полномочия государственно-властного характера и реализует публичную власть государства [46, с.88].

Публичный характер нотариата проявляется в том, что нотариусы осуществляют нотариальные действия от имени государства - Российской Федерации (ст. 1 Основ законодательства РФ о нотариате). Несоблюдение установленного правила совершения нотариального действия влечет за собой признание его недействительным. Гарантией принципа публичности является контроль за исполнением профессиональных обязанностей нотариусами [69, с.109].


4. Принцип самофинансирования представляет собой такое правило, согласно которому нотариальная деятельность обеспечивается самостоятельно самим нотариусом за счет нотариальных тарифов, устанавливаемых государством. Принцип самофинансирования отражен в содержании ст. ст. 22, 22.1, 23, а также ст. ст. 17, 18 и других статей Основ.

В содержание принципа самофинансирования входят следующие элементы:

- во-первых, в системе латинского нотариата нотариус самостоятельно несет бремя расходов по обеспечению своей деятельности и имущественной ответственности перед лицами, в отношении которых совершались нотариальные действия, в том числе расходы по содержанию штата сотрудников, содержанию нотариального архива, имеющего публичное значение;

- во-вторых, размер нотариальных тарифов устанавливается государством, что выгодным образом отличает нотариуса от адвокатов и частных юристов;

- в-третьих, размер тарифов должен определяться на основании принципа социального равновесия, в соответствии с которым нотариальные действия, требующие больших затрат времени, но с низкой стоимостью либо вообще освобожденные от уплаты тарифов государством, «субсидируются» за счет иных действий с высокой стоимостью [47, с.144];

- в-четвертых, нотариус в силу публично-правового характера своей деятельности обязан соблюдать положения законодательства, предоставляющие льготы либо полностью освобождающие заинтересованных лиц от уплаты нотариальных тарифов. Бесплатное либо льготное для заявителя совершение нотариального действия на самом деле покрывается за счет доходов нотариуса, поступающих от взимания тарифов по иным нотариальным действиям;

- в-пятых, нотариус является субъектом налоговых отношений, в силу чего он обязан уплачивать соответствующие налоги и сборы. [46, с.166]

5. Принцип уважения прав и свобод человека. Нотариусы обязаны уважать права человека и основные свободы для всех, без различия расы, пола, языка или религии. Они обязаны выполнять свои обязательства, как они установлены в международных декларациях и соглашениях в этой области [63, с. 103].

6. Принцип национального языка нотариального производства представляет собой такое правило, согласно которому нотариальное производство ведется на языке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации, а лицам, не владеющим языком, обеспечивается возможность перевода с целью понимания ими совершаемых нотариальных действий (ст. 10 Основ) [14].