Файл: Основы нотариата.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 32

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В соответствии с ч. 1 ст. 68 Конституции РФ [3] государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык. Вместе с тем согласно ч. 2 ст. 26 Конституции РФ каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения.

Документы оформляются на государственном языке Российской Федерации, если гражданин, обратившийся за совершением нотариального действия, не владеет тем языком, на котором ведется делопроизводство.

Невыполнение нотариусом обязанностей по привлечению переводчика при незнании заявителем русского языка, по зачитыванию вслух содержания удостоверяемого нотариусом заявления, а также неразъяснение наследнику прав и обязанностей, непредупреждение его о последствиях отказа от наследства, несоблюдение нотариальной тайны повлекло признание судом отказа от наследства недействительным [38].

7. Принцип соблюдения тайны нотариальных действий. Нотариус обязан хранить в тайне сведения, полученные в связи с совершением нотариальных действий. Значение этого принципа заключается в обеспечении конфиденциальности информации, которую предоставляет нотариусу лицо, обратившееся за совершением нотариальных действий. Соблюдение этого принципа означает, что нотариусу при исполнении служебных обязанностей запрещается разглашать сведения и оглашать документы, которые стали ему известны в связи с совершением нотариального действия, в том числе и после сложения полномочий (ст. 5 Основ законодательства РФ о нотариате). Действие этого принципа распространяется также на лиц, которые работают у нотариуса (стажер, помощник и др.) [62, с.56].

Следовательно, любая информация, ставшая известной нотариусу при исполнении им своей профессиональной деятельности, является нотариальной тайной и не может быть разглашена, за исключением случаев, предусмотренных законом [37].

8. Принцип диспозитивности представляет собой такое правило, согласно которому заинтересованные в исходе дела лица вправе самостоятельно распоряжаться принадлежащими им субъективными материальными правами и средствами их защиты в рамках нотариального производства.

Однако воля сторон при совершении нотариального действия подконтрольна нотариусу в том смысле, что нотариус, например, обязан отказать в удостоверении договора, который не содержит обязательных законных условий, противоречит законам и иным правовым актам или которым нарушаются права и законные интересы других лиц, например несовершеннолетних. В отдельных случаях нотариус обязан проявлять необходимую активность, например, путем извещения наследников об открывшемся наследстве по собственной инициативе принять меры к охране наследственного имущества [56, с.38].


Тем самым обеспечивается разумный баланс частного и публичного в нотариальном производстве, который, в свою очередь, является проявлением необходимости сочетания и поиска путей оптимального соотношения публично-правового и частноправового начала в гражданском обороте.

9. Принцип активной помощи нотариуса в осуществлении прав представляет собой такое правило, согласно которому нотариус обязан оказывать физическим и юридическим лицам содействие в осуществлении их прав и защите законных интересов, разъяснять им права и обязанности, предупреждать о последствиях совершаемых нотариальных действий, с тем чтобы юридическая неосведомленность не могла быть использована им во вред. Наиболее полно данный принцип изложен в ст. 15 Основ [51, с.128].

Собственно, вся процедура нотариального производства отражает активную помощь нотариуса в осуществлении прав участников гражданского оборота, равно как и в исполнении обязанностей. В этом принципе нотариального права ярко проявляется различие институтов нотариата и адвокатуры, поскольку нотариус в отличие от адвоката работает в интересах всех участников нотариального действия, а не только одного клиента [39, с.117].

10. Принцип предупреждения правонарушений и споров представляет собой такое правило, по которому нотариус при совершении нотариальных действий должен стремиться к примирению сторон и достижению согласия сторон нотариального акта [51, с.128].

Данный принцип вытекает из предупредительно-профилактической функции нотариуса, а также его роли медиатора:

- во-первых, нотариус при подготовке нотариального акта должен путем советов и предложений о включении в договор различных факультативных условий стремиться снизить потенциальную конфликтность будущих отношений сторон;

- во-вторых, в случае неустранимых противоречий нотариус должен воздержаться от совершения нотариального действия [39, с.117].

Таким образом, принципы нотариального права - это закрепленные в нормах нотариального законодательства нормативные положения, касающиеся организации нотариата и осуществления нотариальной деятельности, отражающие особенности данной отрасли права и характеризующие содержание правореализационной деятельности нотариуса.

2.2. Система органов и уполномоченных лиц нотариата


В России в соответствии со ст. 24 Основ нотариальная палата является некоммерческой организацией, представляющей собой профессиональное объединение, основанное на обязательном членстве нотариусов, занимающихся частной практикой. Следует сразу подчеркнуть, что нотариальная палата - это особый субъект публичного права, не имеющий ничего общего ни с общественным, ни с профессиональным объединением, союзом, ассоциацией и т.д. в смысле, который вкладывает в данные понятия гражданское законодательство. Членами нотариальной палаты могут быть также лица, сдавшие квалификационный экзамен, но не являющиеся нотариусами [50, С.172].

Нотариальные палаты образуются в каждом из субъектов РФ. При этом в каждом регионе должна образовываться только одна нотариальная палата.

Согласно Определению Судебной коллегии Верховного Суда РФ от 19 апреля 1999 г. [36] Основы устанавливают единую, заранее определенную по составу, организованную по территориальному принципу систему, состоящую из нотариальных палат субъектов РФ, объединенных в Федеральную нотариальную палату. Данное построение обусловлено спецификой нотариата, призванного обеспечить защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц, необходимостью организации государством эффективного контроля за деятельностью нотариусов, совершающих нотариальные действия от имени Российской Федерации (ст. 1 Основ), публично-правовым предназначением нотариальных палат, наделенных государством отдельными управленческими и контрольными полномочиями в целях обеспечения в нотариальной деятельности гарантий прав и свобод граждан (п. 3 ст. 12, ч. 1 ст. 34 Основ). Возможность создания помимо нотариальных палат субъектов РФ других нотариальных палат Основы о нотариате не предусматривают [64,с.41].

Публично-правовое предназначение нотариальных палат проявляется прежде всего в том, что они осуществляют контроль за исполнением нотариусами, занимающимися частной практикой, своих профессиональных обязанностей, а также обращаются в суд с ходатайствами или представлениями о лишении их права нотариальной деятельности за нарушение законодательства (п. 3 ч. 5 ст. 12, ч. 2 ст. 17 и ч. 1 ст. 34 Основ). Реализация такого рода полномочий предполагает обязательность членства в нотариальной палате нотариусов, занимающихся частной практикой (ч. 4 ст. 2 и ч. 1 ст. 24 Основ) [57, с.8]. Последнее выступает в качестве установленного законодателем условия их профессиональной деятельности. С момента наделения в определенном законом порядке полномочиями по осуществлению частной нотариальной деятельности нотариус в силу закона автоматически становится членом соответствующей нотариальной палаты как профессионального объединения, на которое государство возлагает ответственность за обеспечение надлежащего качества нотариальных действий [52, с.131].


В целях представительства нотариата в международных организациях, сотрудничества с национальными, в том числе нотариальными, организациями, изучения и усовершенствования прав в области нотариальной деятельности, распространения принципов латинского нотариата, а также организации международных конгрессов в 1948 г. была создана международная неправительственная организация - Международный союз латинского нотариата, объединяющая нотариаты латинского типа, существующие в различных государствах. В 2005 году она была переименована в Международный союз нотариата (далее - МСН). Федеральная нотариальная палата Российской Федерации вступила в МСН в 1995 г. Штаб-квартира МСН располагается в Буэнос-Айресе [63,с.201].

Задача нотариальной деятельности заключается в юридическом закреплении гражданских прав и обязанностей граждан и юридических лиц в целях предупреждения в дальнейшем их возможного нарушения. Решение данной задачи возложено на две группы органов и уполномоченных лиц:

1) органами и уполномоченными лицами, наделенными правом совершать нотариальные действия, в соответствии со ст. 1 Основ законодательства РФ о нотариате [14] являются:

1.1) нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе;

1.2) нотариусы, занимающиеся частной практикой;

1.3) глава местной администрации поселения и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления поселения или глава местной администрации муниципального района и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления муниципального района (при условии отсутствия нотариуса в поселении или расположенном на межселенной территории населенном пункте);

1.4) должностные лица консульских учреждений РФ, уполномоченные на совершение нотариальных действий (только на территории других государств);

2) органами и уполномоченными лицами, совершающими действия, приравненные к нотариальным, в соответствии со ст. ст. 185.1 [11], 1127, 1128, 1153, 1159 ГК РФ [6] являются:

2.1) начальник, его заместитель по медицинской части, а при их отсутствии старший или дежурный врач госпиталя, санатория и другого военно-лечебного учреждения;

2.2) командир (начальник) воинской части, соединения, учреждения и военно-учебного заведения;

2.3) начальник места лишения свободы;

2.4) руководитель (его заместитель) учреждения социальной защиты населения;

2.5) главный врач, его заместитель по медицинской части или дежурный врач больницы, госпиталя и другого стационарного лечебного учреждения, а также начальник госпиталя, директор или главный врач дома для престарелых и инвалидов;


2.6) капитан судна, плавающего под Государственным флагом РФ;

2.7) начальник разведочной, арктической, антарктической или другой подобной экспедиции, российской антарктической станции или сезонной полевой базы;

2.8) служащий банка, иной кредитной организации, имеющий право принимать к исполнению распоряжения клиента в отношении средств на его счете [68,с.250].

Количество нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах, немногочисленно. По состоянию на 1 января 2017 г. их число составляло 12 (3 должности вакантны) нотариусов против 8 039 (111 - вакантны) нотариусов, занимающихся частной практикой. Динамика изменения статистических данных показывает, что за 5 лет количество должностей нотариусов, работающих в государственной нотариальной конторе, сократилось более чем в 3 раза. Таким образом, основная нагрузка по совершению нотариальных действий ложится на нотариусов, занимающихся частной практикой. При этом частные и государственные нотариусы обладают равными полномочиями по совершению любых видов нотариальных действий. Перечень нотариальных действий, относящихся к компетенции нотариусов, представлен в ст. 35 Основ законодательства РФ о нотариате [14].

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [13] предусматривает, что органы местного самоуправления городского, сельского поселения и муниципального района имеют право на совершение нотариальных действий, предусмотренных законодательством, в случае отсутствия в поселении нотариуса (п. 3 ч. 1 ст. 14.1; п. 12 ч. 1 ст. 15.1).

Совершение нотариальных действий отнесено указанным Законом к вопросам, не отнесенным к вопросам местного значения поселений и муниципальных районов, поэтому для указанных должностных лиц это не является обязанностью. Основная их деятельность связана с организацией местного самоуправления, и совершение нотариальных действий не является основной, а носит больше факультативный характер. Их компетенция по совершению нотариальных действий значительно уже компетенции нотариусов [49,с.109].

Граждане Российской Федерации, находящиеся за границей, вправе обратиться за совершением нотариальных действий в консульские учреждения РФ. В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 5 июля 2010 г№ 154-ФЗ «Консульский устав Российской Федерации» [12] совершение нотариальных действий относится к консульской функции, т.е. к полномочию консульских учреждений и консульских отделов дипломатических представительств РФ по защите прав и интересов Российской Федерации, граждан РФ и российских юридических лиц за пределами РФ.