Файл: Оценка готовности детей к школе (Понятия и составляющие готовности ребенка к школе).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 25

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Л. С. Выготский раскрыл процесс перехода непроизвольного внимания к произвольному и показал, как под влиянием среды и воспитания возникает произвольное активное внимание, раскрытие которого начинается с установления контакта с взрослыми, окружающими его, употребления слова как способа активного воздействия.

Исследования Л. С. Выготского продолжены в работе А.Н.Леонтьева, который выделил три основные стадии развития внимания у детей. Первая стадия появляется у дошкольников в виде непроизвольного внимания. Вторая стадия связана с зарождением произвольного внимания под влиянием внешних стимулов (требования взрослых, обстоятельств, правил). На третьей стадии внешние стимулы заменяются внутренними, и внимание становится уже внутренне опосредованном и управляемым процессом. На этой стадии ребенок сам проявляет интерес к процессу и результату деятельности произвольного внимания [2, с. 102].

Исследования психологов показали, что:

- наибольшая длительность одной игры у полугодовалого ребенка составляет всего 14 минут, а к шести годам она возрастает до полутора часов;

- установлено, что шестилетние дети способны активно и продуктивно заниматься одним и тем же делом не более 10-15 минут;

- если в три года за 10 минут игры ребенок отвлекается в среднем 4 раза, то в шесть лет всего один раз;

  • устойчивость внимания у сдержанных, уравновешенных детей в 1,5 - 2 раза выше, чем у легко возбудимых.

В дошкольном возрасте изменения касаются всех видов и свойств внимания. Возрастает возможность распределения внимания в связи с автоматизацией многих действий ребенка.

Истоки произвольного внимания лежат вне личности ребенка. Это значит, что само по себе развитие непроизвольного внимания не приводит к возникновению произвольного. Произвольное внимание формируется при помощи определенных средств.

Помимо ситуативных средств, организующих внимание, существует универсальное средство организации внимания - речь. По мере речевого развития ребенок обретает способность заранее организовывать свое внимание на предстоящей деятельности. Таким образом, произвольное внимание формируется в дошкольном возрасте в связи с общим возрастанием роли речи.

Среди всех познавательных процессов ведущим является мышление.

Под мышлением понимают психический процесс отражения действительности, высшая форма творческой активности человека. Оно тесным образом связано и сопутствует другим познавательным процессам, определяя их характер и качество. Активизировать познавательную деятельность в процессе обучения – это, прежде всего, активизировать мышление.


 Воображение - это процесс построения образа продукта деятельности еще до его возникновения, а также создания программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопределен­ностью.

Разнообразие воображения дошкольника приводит к мысли, что в этом возрасте оно гораздо активнее, чем в дальнейшем. Однако в действительности эта легкость комбинирования образов указывает лишь на слабость воображения. К. Д. Ушинский был убеждён, что для ребенка не существует невозможного потому, что он еще не знает, что возможно и чего не может быть. Именно поэтому дети младшего дошкольного возраста часто смешивают воображаемое с действительным [9, с. 65].

Особенностью воображения является возможность принимать решение и находить выход в проблем­ной ситуации даже при отсутствии необходимых мышлению знаний. Фантазия (сино­ним понятия «воображение») позволяет как бы «пере­прыгнуть» через какие-то этапы мышления и представить себе конечный результат.

Д. Б. Эльконин в своих работах приводит такой интересный эксперимент: взрослый предлагал ребенку разобрать кучу спичек, осторожно перекладывая их по одной в другое место, а потом уходил из комнаты. Предполагалось, что если у ребенка сформирована психологическая готовность к школьному обучению, то он сможет справиться с этой задачей вопреки своему непосредственному желанию прекратить это не слишком увлекательное занятие. Дети 6-7 лет, которые были готовы к школьному обучению, скрупулезно выполняли эту трудную работу и могли сидеть за этим занятием целый час. Дети, не готовые к школе, некоторое время выполняли это бессмысленное для них задание, а потом отказывались от него или начинали строить что-то свое.

Для таких детей в ту же экспериментальную ситуацию вводилась кукла, которая должна была присутствовать и наблюдать за тем, как ребенок выполняет задание. Поведение детей при этом менялось: они посматривали на куклу и старательно выполняли данное взрослым задание. Введение куклы заменило детям присутствие контролирующего взрослого и придало этой ситуации учебный новый смысл.

Таким образом, за выполнением правила, считал Эльконин, лежит система отношений между ребенком и взрослым. Сначала правила выполняются лишь в присутствии и под непосредственным контролем взрослого, затем с опорой на предмет, замещающий взрослого, и, наконец, правило, заданное взрослым-учителем, становится внутренним регулятором действий ребенка. Готовность ребенка к школьному обучению предполагает «вращивание» правила, способность руководствоваться им самостоятельно.


Для выявления этой способности существует множество интересных методик, которые используются для диагностики готовности ребенка к школе.

1.2 Требования к детям дошкольного возраста при поступлении в школу

Сформированность когнитивных процессов – далеко не единственный фактор готовности ребёнка к школьной жизни. Вопрос о готовности детей к школе стал актуален в конце 40-х годов, когда было принято решение о переходе к обучению детей с 7-летнего возраста (на сегодняшний день с 6-ти). Основной причиной неготовности ребёнка к началу школьной жизни, по мнению большинства специалистов, является «низкий уровень функциональной готовности», так называемая школьная незрелость [11, с. 76].

Система психолого-педагогических требований к первокласснику:

  1. Познавательная сфера
  2. Произвольность психических процессов - это высокий уровень активности, самостоятельности в учебном процессе. Способность контролировать планирование, осуществление и извлекать результат из собственной деятельности, работать по образцу, поддерживать внимание на учебной задаче. Произвольность движений и естественной двигательной активности. 
  3. Развитие мышления - вычленение существенных свойств и отношений предметов окружающего мира; использование схем и схематических изображений; способность к обобщению (на уровне конкретных предметов). Начальный уровень развития логического мышления: способность к умозаключению и выводу на основе имеющихся данных.

3) Сформированность важнейших учебных действий - умение выделить учебную задачу и превратить ее в цель деятельности.

4) Развитие речи - понимание смысла текста или простых понятий. Использование речи как инструмента мышления (владение сложноподчиненными конструкциями в устной речи). Основы словесно-логического мышления, без которых невозможно успешное обучение в школе, тесно связаны с развитием речи. Родной язык можно считать главным, центральным предметом в начальной школе, так как он проникает во все предметы начального обучения. 

5) Развитие тонкой моторики - способность к сложной двигательной активности при обучении письму и рисованию.

6) Умственная работоспособность и темп учебной деятельности - способность сосредоточенно работать в течение 15 – 20 минут. Сохранение удовлетворительной работоспособности в течение учебного дня. Способность работать в едином темпе со всем классом.


  1. Особенности поведения и общения школьников

1) Взаимодействие со сверстниками – умение налаживать общение со сверстниками, самостоятельно разрешать конфликты, принимать активное участие в школьном процессе.

2) Взаимодействие с педагогами - соблюдение субординации, проявление уважения.

3) Соблюдение социальных и этических норм - принятие и соблюдение классных и школьных социальных и этических норм.

4) Поведенческая саморегуляция – произвольный контроль поведения во время уроков и вне класса.

5) Активность и независимость - активность и самостоятельность в познавательной и социальной деятельности.

  1. Особенности мотивационной сферы.

1) Наличие и характер учебной мотивации - желание учиться и идти в школу. Наличие познавательного и социального мотива обучения.

2) Устойчивое эмоциональное состояние (уровень тревожности) - отсутствие выраженных противоречий между:

а) требованиями школы (педагога), родителей;

б) требованиями взрослых и возможностями ребенка.

  1. Особенности системы отношений школьника к миру и самому себе. Уровень самооценки, возникающей на основе ощущения защищенности и родительской любви.

1)  Отношения со сверстниками – легко устанавливает отношения с детьми.

2) Отношения с педагогами – верное понимание позиции, занимаемой учителем. Зачастую, хорошо подготовленные к школе дети абсолютизируют роль преподавателя, то есть, воспринимают его не как живого человека, а исключительно, как воплощение роли учителя.

3) Отношение к значимой деятельности – эмоционально положительное восприятие школы и учителя.

4) Отношение к себе – позитивная «Я - концепция», устойчивая адекватная самооценка.

Существует масса методик для определения уровня готовности к школьному обучению. Как правило, на практике психологи и учителя начальных классов стараются использовать различные методики (наработанные), которые в процессе наработки интуитивно позволяют осуществлять подбор [14, c. 29].

1.3 Методы коррекционной работы с детьми, не готовыми к школе

Коррекционная работа с детьми старшего дошкольного возраста, не готовыми к школьному обучению, - это первостепенная задача как воспитателей в детских садах, так и родителей. На сегодняшний день существует огромное количество методик для проведения коррекционных мероприятий, позволяющий психически и психологически подготовить ребенка к школе.


В монографии З.М. Истоминой [5, с. 74] раскрываются основные закономерности запоминания у дошкольников и пути формирования у них осмысленного запоминания. Таким образом, чтобы развить у ребенка зрительную память существует ряд методик, например «запомни рисунок». По этой методике ребенку предлагается внимательно посмотреть на предложенный рисунок, на нем изображены 6 фигур, затем показать вторую картинку, на которой будет изображено 9 фигур (6 из предыдущей картинки и 3 новых), из которых ребенку предстоит выделить крестиком только те, которые он видел на предыдущей картинке.

Для развития образно-логического мышления можно использовать методику «четвертый лишний» с целым набором вариаций для ее осуществления. Это могут быть и звери из разных природных климатов и предметы одежды из разных эпох (телеграф, телефон, гаджет нашего времени). Из 4 предложенных предметов ребенку предстоит «выкинуть» лишний.

Для развития устойчивости внимания используют методику «найди одинаковые рисунки». Детям раздаются таблички с картинками, на которых ряд элементов идентичен, и просят найти одинаковые предметы, изображенные на обеих картинках. Это также подходит для коррекции концентрации внимания у ребенка непоседы.

Есть дети с такими аспектами психической деятельности, как образно - логическое мышление, распределение внимания, его устойчивости и объёма, развитие произвольности, которым необходим индивидуальный подход.
Л. Г. Петерсон предлагает развивающее упражнение: Детям дается числовой ряд и предлагается его продолжить, найдя в нем закономерность или дорисовать начатый узор. Либо составить фигуры определенным образом (например, через каждые 2 красных круга 1 синий, затем 3 зеленых и снова 2 красных) и предложить ребенку сначала понять, что за закономерность выбрана ведущим, затем продолжить самому.

Для развития распределения и переключения внимания используется методика: «Кольца». Для этого необходимо взять таблицу с изображением колец, примерно равным строчным буквам в букваре с разрывами в нескольких местах. Просим ребенка находить разрывы на кольцах в определенном месте, например, слева. Как правило, за 3 минуты ребенок 7-8 лет просматривает 11-12 строк. Но при первой попытке допускает много ошибок. При дальнейшей тренировке ошибок становится все меньше и меньше, а продуктивность деятельности улучшается [13, c. 96]

При проведении работы по коррекции необходимо поощрение ребёнка («Не волнуйся, попробуй ещё раз, у тебя обязательно получится»). Неадекватная самооценка у ребенка еще один из наиболее сложных элементов коррекционных работ с ребенком, неготовым к школьному обучению. Здесь наиболее важную роль играет не только локальное проведение занятий, постоянное, ежедневное отношение взрослого к ребенку. Следует иметь в виду, что в отличие от других аспектов, отношение к себе, формируется у ребенка гораздо медленнее. Здесь лучшим методом будет снять все раздражающие нервную систему факторы с ребенка. Если же изменений в поведении не наблюдается вовсе, следует проверить нервную систему ребенка.