Файл: Оценка готовности детей к школе (Понятия и составляющие готовности ребенка к школе).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 28

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Высочайшие запросы к жизни и организации воспитания и изучения психологии старшего дошкольного и младшего школьного возраста, направлены на подготовку детей к школьному обучению. В этом контексте проблема готовности ребенка к школе приобретает наиболее ценное значение. С ее решением связано определение целей и принципов организации обучения и воспитания в дошкольных учреждениях. В то же время от ее решения зависит успешность последующего обучения в школе.

В педагогической практике считалось (до недавнего времени), что дошкольный возраст – это период «дозревания» психического и личностного развития ребенка, позволяющий ему органично вступить на следующий этап обучения – к системе среднего звена.

На данный момент дети приступают к обучению в школе в возрасте 6-7 лет. Если же семилетний ребенок имеет определенный уровень готовности, то у шестилеток окончательное формирование готовности приходится на первый год обучения. Нельзя также исключать индивидуальные особенности каждого ребенка. Понимание того факта, что поступивший в школу ребенок далеко не всегда обладает тем уровнем развития познавательных психических процессов и личностных качеств, который необходим для успешного обучения, вызвало к жизни проблему готовности к школьному обучению, сначала в плане диагностики, а затем коррекции и специально организованной работы по подготовке ребенка к школе.

Объект исследования: возрастные особенности развития ребенка 6-7 лет.

Предмет исследования: психологическая и психическая готовность к школе детей в возрасте 6-7 лет.

Цель исследования: изучить особенности готовности ребёнка к школе и наметить пути коррекции неготовых к школе детей.

Задачи:

  1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
  2. Выявить основные составляющие готовности ребенка к школе;
  3. Изучить методики коррекционной работы с детьми, не готовыми к школьному обучению;
  4. Провести исследование, направленное на выявление уровня готовности детей к обучению в школе.

Гипотеза: Своевременная диагностика позволяет создать условия по коррекции, благодаря которым успешно развиваются те показатели готовности детей к школе, которые оказались недостаточно развитыми.


Методы исследования: анализ, наблюдение, беседа, анкетирование.

ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ГОТОВНОСТИ РЕБЁНКА К ШКОЛЕ

1.1 Понятия и составляющие готовности ребенка к школе

Прежде чем выявлять составляющие готовности ребенка к школе, необходимо, на наш взгляд, отделить понятие психической готовности от психологической готовности ребенка к обучению в школе.

Итак, психическая готовность – это готовность быть внимательным, собранным, сдержанным. В её основе лежат умения:

  • слушать,
  • слышать,
  • запоминать
  • и воспроизводить то, что запомнил [12, c. 55].

Психологическая же готовность состоит из мотивационной готовности:

  1. это твердое желание учиться, получать знания;
  2. понимание важности и необходимости учения;
  3. проявление выраженного интереса к получению новых знаний;
  4. коммуникативной готовности:

- это умение слушать учителя и выполнять его задания;

- умение общаться со сверстниками и взрослыми [10, c. 42].

С целью выработки методик для подготовки ребенка к школе, в первую очередь, необходимо проследить ряд психологических особенностей детей данного возраста. У детей дошкольного возраста уже выработан ряд навыков в определенных видах деятельности и сфере социальных отношений. Данная состоятельность проявляется в способности принимать собственные решения в социальных и бытовых задачах, появляется умение учитывать интересы других, определенная эмоциональная сдержанность. В процессе усвоения нравственных норм и правил формируется активное отношение к собственной жизни, способность к сочувствию. Претерпевает изменения самооценка ребенка.

Оценку результатов ребенок проводит по действиям, поведение же остается на данном этапе второстепенным фактором. В 6-7 лет происходит развитие наглядно-образного мышления с элементами абстрактного, но способность к выделению главного, переносу жизненного опыта на конкретную ситуацию остаются затруднительными.

При переходе от дошкольного к школьному возрасту появляются определенные психоэмоциональные изменения, названные кризисом семи лет. Ребенок больше не путает свою точку зрения и точку зрения других, появляется способность к рассуждению и анализу. Что касается социальной позиции ребенка, возникает ряд сложных образований (самолюбие, самооценка, обобщение чувств, уровень запроса к самому себе). В поведении появляется что-то нарочитое, нелепое и искусственное, какая-то вертлявость, паясничанье, клоунада; ребенок строит из себя шута.  Как считает Л.И. Божович, кризис 7-ми лет - это период рождения социального «Я» ребенка [7, c. 47].


Кризис требует перехода к новой социальной ситуации, нового содержания отношений. Ребенку необходимо вступить в отношения с обществом как с совокупностью людей, осуществляющих обязательную, общественно необходимую и общественно-полезную деятельность. В наших условиях тенденция к ней выражается в стремлении скорее пойти в школу.

Составляющие психической готовности:

  1. Интеллектуальная готовность (складывается из присутствия широкого кругозора и припаса познаний, исходных умений учебной деятельности; аналитического мышления; закономерного запоминания; становления фонематического слуха; становления небольшой моторики и сенсомоторной координации);
  2. Личностная готовность (базируется на принятии свежей общественной позиции; положительном отношении к школе, учителям, учебной работе, самому себе; развитии познавательных критериев, любознательности; развитии стремления ходить в школу; случайном управлении собственным поведением; объективности самомнения);
  3. Социально-психологическая готовность (основана на гибком владении методами установления взаимоотношений; развитии необходимости в общении; умении повиноваться правилам и нормам; умении работать вместе, согласовывать собственные действия);
  4. Эмоционально-волевая готовность (осуществляется на базе становления предчувствия тревоги, волнения и переживания отдаленных результатов собственной деятельности; психологической устойчивости; умения ограничивать чувственные порывы) [9,c .63].

Успешность готовности к школе определяет ряд когнитивных процессов, к которым относятся:

  • восприятие (сенсорное развитие),
  • память,
  • внимание,
  • мышление,
  • воображение.

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внеш­них свойствах предметов: их форме, цвете, величи­не, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.д.

Познание окружающего мира ребенком начинается с восприятия, поэтому сенсорика играет фундаментальную роль. Её развитие напрямую связано с дальнейшим формированием эстетических ценностей человека.

Развитие сенсорных способностей включает в себя:

- формирование сенсорных эталонов (общепринятые образцы внешних свойств предметов)

- обучение способам обследования предмета, а также различать форму, цвет и величину, выполнять более сложные глазомерные действия.

- развитие аналитического восприятия: умения разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения вели­чины [6, c. 33].


Процесс восприятия довольно широко освещался как в зарубежной, так и в отечественной психологии. За рубежом особое внимание уделяли изучению восприятия и его развитию представители ассоциативной психологии (Д. Селли), гештальтпсихологии (М. Д. Дворяшина, Н. А. Кудрявцева) и функциональной психологии (К. Бюлер, Ж. Пиаже). Принципиально иной научный подход к проблеме восприятия имеет местo у отечественных психологов (Е. Н. Соколов, К. Коффка, Г. Фолькельт, Н.П. Сорокун, П.А. Шеварев, Р.И. Говорова и др.). Их исследования нацелены на то, чтобы обнаружить ключевые закономерности отблеска действительности, выяснить оригинальность восприятия у детей дошкольного возраста. Они говорят, что сенсорные способности - функциональные возможности организма, обеспечивающие ощущение и восприятие человеком окружающего мира и самого себя. В развитии сенсорных вероятностей принципиальное место занимает исследование сенсорных канонов.

Память - это процесс запоминания, сохранения и последующего воспроизведения информации [2, c. 58].

Л. С. Выготский рассматривал память как сложную деятельность ребенка, формирующуюся под влиянием общения с взрослыми в процессе активной мыслительной деятельности ребенка. В своих исследованиях психолог выявил, что дети создают изначальные способы запоминания информации, которые свойственны большинству дошкольников и потому считаются универсальными.

Вопрос развития памяти у детей дошкольного возраста интересовал многих отечественных психологов (А. А. Смирнова, П. И. Зинченко, З. М. Истомину, С. Ф. Жуйкову, Н. И. Мурачковского, А. Н. Цымбалюк и др.). Л. С. Выготский рассматривал память как сложную деятельность ребенка, формирующуюся под влиянием общения с взрослыми в процессе активной мыслительной деятельности ребенка. Эти идеи были развиты в исследованиях А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурии, Л. В. Занкова и др [3, c. 72].

Более обширно рассматривается смысл и становления разных сторон памяти детей в дошкольном возрасте в изыскании З. М. Истоминой. Ей установлена подневольность действий памяти (запоминания и воссоздания). В дошкольном возрасте исследованы возрастные и личностные отличия действия памяти у детей различного дошкольного возраста. Обнаружены разные значения и стадии становления мнемонических действий у дошкольников, поставлены пропорции значений становления разных сторон действий памяти (быстроты и точности запоминания), между разными обликами памяти (свободным и невольным), обнаружены пути удачного формирования закономерной памяти у детей дошкольного возраста.


В дошкольном возрасте главным видом памяти является образная память. Она обеспечивает запоминание наглядных образцов, цвет предметов, звуки, запахи, вкус, лица и т.д. Ее развитие и перестройка связаны с изменениями, происходящих в различных сферах психической деятельности ребенка, и, прежде всего, в познавательных процессах: восприятии и мышлении. На протяжении дошкольного возраста, как показала А. А. Люблинская, наблюдается переход:

  • от отдельных представлений, приобретенных в процессе восприятия 1-го определенного предмета, к оперированию обобщенными видами;
  • от «нелогичного», эмоционального, нейтрального, часто смутного расплывчатого образа, в котором нет основных частей, а есть только случайные, несуществующие детали в неправильной их взаимосвязи, к образу, четко дифференцированному, логически осмысленному, вызывающему определенные отношения к нему ребенка;
  • от нерасчлененного, слитного статического образа к динамическому отображению, используемому старшими дошкольниками в разных видах деятельности;
  • от оперирования отдельными оторванными друг от друга представлениями к воспроизведению целостных ситуаций, включающих выразительные, динамические образы, т.е. отражающие предметы в многообразии связей [8, c. 26].

Роль памяти в развитии ребенка трудно переоце­нить. С ее помощью он усваивает знания об окру­жающем мире и о самом себе, овладевает нормами поведения, приобретает различные умения и навы­ки. И делает он это в основном непроизвольно [11, с. 122].

У дошкольников интенсивно развивается проявление познавательной инициативы, в связи с чем, память и интерес играют ведущую роль в формировании представления о мире, получая случайный и преднамеренный характер.

Под вниманием понимают направленность психической деятельности человека, ее сосредоточенность на объектах, имеющих для личности определенную значимость. Внимание может быть направленно как на объекты внешнего мира, так и на собственные мысли и переживания. Исключительно важную роль внимания в учебном процессе подчеркивал К. Д. Ушинский: «Внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира».

Из массы самых всевозможных раздражителей человек избирает те, которые предполагают внимание. Н. Ф. Добрынин в собственных работах оценивал дилемму интереса в регуляции психической работы, в ходе которых узнал, что на становление и возникновение всех качеств интереса значительное воздействие оказывают: интеллектуальное становление, энергичность, присутствие внимания, способностей, ощущение ответственности, самостоятельность, организованность, общая дисциплинированность, достаточное становление воли и т.д.