Файл: Оценка готовности детей к школе (Понятия и составляющие готовности ребенка к школе).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 26

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Анализ результатов исследования состояния краткосрочной памяти по методике А. Р. Лурия

Участие исследовании приняло 20 человек согласно списку группы. Нами было принято решение представить результаты исследования четверых из ребят, а именно: Л. Максим, А. Екатерина, Я. Евгений, К. Михаил. Эти ребята показали совершенно разные результаты.

  1. Методика А. Р. Лурия

А. Екатерина: Девочка охотно согласилась участвовать в игре. Кате были объяснены правила, которые она поняла, и продиктованы заготовленные слова. Нами был составлен график (Приложение 2), угаданных девочкой слов, с помощь которого была составлена характеристика. Девочка охотно вначале называла слова, затем интерес стал пропадать, и к 4 кругу и вовсе отказалась продолжать. Это говорит об истощаемости внимания у ребенка, неусидчивости.

Л. Максим: мальчик с удовольствием согласился играть, однако правила игры пришлось повторить дважды, так как Максим никак не мог выслушать их до конца. Таким же образом сложилось и с выслушиванием слов: мальчик на третьем-четвертом слове переключал свое внимание на что-то иное. В целом, у него сложилась ситуация, схожая с результатами Кати: с каждым разом он называл все меньше и меньше слов, при этом третий раз слушать слова он совершенно отказался. В первый раз ему удалось запомнить и воспроизвести 4 слова, а второй раз – всего лишь два. Результаты свидетельствуют о колоссальной неусидчивости, рассеянном внимании, а также истощаемости внимания у ребенка.

Я. Евгений: этот мальчик со всей ответственностью подошел к выполнению задания. Он внимательно от начала до конца выслушал правила, четко сказал, что правила ему понятны, и он готов приступить. При диктовке внимательно вслушивался в слова, смотрел в пол или потолок. В этом случае мы также составляли график, который впоследствии позволил сделать следующие выводы: с каждым разом мальчик называл все больше и больше слов (в первый раз он повторил 4 слова), к пятому разу он с небольшими паузами воспроизвел все слова. Это свидетельствует о внимательности, сосредоточенности ребенка, усидчивости, ответственности к поручаемым заданиям, а также стремлением быть «отличником».

К. Михаил: этот мальчик изначально подошел к участию в игре без особого энтузиазма. Он лениво отвечал на вопросы, невнимательно выслушивал задания, а затем без всяческой заинтересованности выслушивал и воспроизводил слова. Об отсутствии всяческой заинтересованности позволяет сделать вывод то обстоятельство, что после первого прослушивания мальчик назвал 4 слова, после второго – 2, после третьего – три, после четвертого – 4, а после пятого – одно.


Анализ результатов исследования состояния памяти и внимания по методике Н. И. Гуткиной «Да и нет»

Результаты исследования по методике «Да и нет» всей группы представлены в таблице в Приложении 3, а также на диаграмме (рисунок 1).

Рисунок 1 – Результаты исследования по методике «Да и нет»

Анализ полученных результатов позволил прийти к следующим выводам.

Я. Евгений: Мальчика развеселили составленные нами вопросы, но, тем не менее, он оставался сосредоточенным на игре, быстро отвечал на вопросы (похожими глаголами) и лишь раз допустил ошибку (Приложение 4), из чего можно сделать вывод о том, что память и произвольное внимание у Жени развиты хорошо.

А. Екатерина: Практически перед каждым ответом на заданный вопрос девочка хохотала, время от времени отвлекалась и не слышала вопросов, поэтому не давала ответ совсем (3 вопроса). Помимо не отвеченных вопросов, Екатерина допустила 4 ошибки в ответах, причем сама не замечая этого. Девочке необходима коррекционная работа над развитием внимания.

К. Михаил: В этом исследовании мальчик совершенно иначе вел себя, чем при проведении предыдущего исследования. Он сконцентрировался и ответил абсолютно на все вопросы верно, за исключением второго вопроса «Любишь ли ты ходить на каток?» он ответил: «Нет, не знаю. Я там не был». В остальном Миша показал, что при наличии заинтересованности к заданию (задаче) он готов подойти к его выполнению крайне ответственно и внимательно. Но, к сожалению, в школе не все задания будут вызывать у него интерес. Мальчику необходимо понять, что если задание дано – значит, оно должно быть выполнено качественно.

Л. Максим: в этом исследовании мальчик повел себя в целом так же как при выполнении предыдущего задания. Он не смог дослушать вопросы до конца: удалось задать ему лишь 12 вопросов. Мальчик отвечал на вопросы «наугад», не вникая в их суть. Правильно ответил лишь на 6 вопросов из 12. Такое поведение Максима позволяет сделать вывод, что мальчик невнимателен, неусидчив, пренебрегает порученными ему заданиями, у испытуемого отсутствует стремление выполнить задание до конца.

Анализ результатов исследования по методике «Вежливость»

Эта методика имеет командный характер исполнения. Работа в команде выявила ряд недочетов: ребята постоянно отвлекались друг на друга, на окружающие явления. К. Михаил просто механически повторял то, что делают остальные, Л. Максим и А. Екатерина бегали друг за другом, не соблюдали правила игры, Я. Евгений спустя несколько минут взял машинку и начал играть. Таким образом, данная методика не позволила сделать какие-либо выводы и получить результаты.


Анализ результатов исследования состояния мышления по методике «Нелепицы»

Данное исследование проводилось с использованием двух изображений, на одном из которых изображено три «нелепицы» (Приложение 5), на втором – четыре «нелепицы» (Приложение 6).

Мы рассадили ребят за столы и дали распечатанные изображения.

В связи с тем, что на выполнение задания дается три минуты, согласно инструкции к методике, в беседах с ребятами были задействованы воспитатели и нянечка.

Ребята показали следующие результаты (отражены в таблице в приложении 7 и в диаграмме на рисунке 2).

Рисунок 2 – Результаты исследования по методике «Нелепицы»

Анализ полученных результатов позволил сделать следующие выводы.

А. Екатерина: девочка сумела назвать 5 нелепиц, объяснила 4 из них за отведенное время. Этот результат, на наш взгляд, следует оценить в 7 баллов. Такие показатели позволяют говорить о том, то Катя достаточно хорошо знакома с явлениями окружающего мира, способна объяснить их. Не названные ею 2 нелепицы, вероятнее всего, последствия ее невнимательности и неусидчивости.

Я. Евгений: Женя обнаружил все семь нелепиц, однако объяснить успел только 5 из них. Мальчику присуще спокойствие, неторопливый темп, размеренные движения. Думается, что он бы смог дать объяснение и остальным двум нелепицам, но ему не хватило отведенного времени. Такой результат мы оцениваем в 9 баллов. В данном случае можно констатировать факт достаточно широкого кругозора у ребенка, а также его любознательность и ответственный подход ко всему, чем занимается.

К. Михаил: очевидно, это задание оказалось для мальчика совершенно неинтересным. Он наотрез отказался участвовать в нем. Это опять-таки подтверждает тот факт, что мальчик склонен к пренебрежению порученными ему заданиями, в случае отсутствия интереса к таковому.

Л. Максим: мальчик длительное время разглядывал картинки и похихикивал. Спустя две минуты назвал 2 нелепицы и объяснил их. Такой результат справедливо стоит оценить одним баллом. Вероятно, мальчик мало знаком с явлениями окружающего мира. Но его результат также является плодом его невнимательности, рассеянности, неусидчивости.

Подводя итоги проведенных исследований, следует отметить, что из всей группы показали приемлемую готовность к школе 7 человек (среди которых Я. Евгений), нуждаются в коррекционной работе по развитию внимания – 8 человек (среди которых К. Михаил, А. Екатерина, Л. Максим), развивать кругозор и приобретать знания о явлениях окружающего мира необходимо 4 ребятам (среди которых Л. Максим), в развитии памяти нуждаются 10 человек (среди которых А. Екатерина, Л. Максим, К. Михаил). Также К. Михаилу, как уже отмечалось выше, нужда помощь профессионального психолога с целью объяснения мальчику, что задания, поручаемые учителем, выполнять необходимо, кроме того, они должны быть выполнены должным образом.


Все ребята группы по результатам бесед изъявляют желание учиться, ходить в школу, делать домашние задания, что говорит о наличии одного из важнейших составляющих психологической готовности к школе, а именно, о твердом желании учиться, получать знания.

Анализ результатов исследования памяти, внимания и мышления

с использованием критерия U-Манна-Уитни

Результаты сравнительного анализа двух групп испытуемых – группа мальчиков и группа девочек – представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Результаты сравнительного анализа внимания, памяти и мышления у двух групп детей – мальчиков и девочек

Методики «Да и нет», «Нелепицы»

Средний ранг

группы 1

n=10

Средний ранг

группы 2

n=10

U-Манна-Уитни

Показатели уровня развития памяти и внимания

11,6

9,4

39

Показатели уровня развития мышления

11,6

9,2

39

Группа 1 – девочки; группа 2 – мальчики

Сравним полученные значения с таблицей критических значений (Приложение 1). Графически это сравнение представлено на рисунке 3.

Рисунок 3 – Сравнение показателей исследования с критическими знаниями U-критерия Манна-Уитни

Количественный анализ показал, что различия между двумя независимыми выборками не являются достоверными. Из этого следует вывод, что важных различий в программе коррекционной работы между мальчиками и девочками нет.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Психологическая готовность к школе представляет собой совокупность, целостное образование, и пренебрежение одним из компонентов может привести к серьезным трудностям в учебе и взаимоотношениям в будущем классе ребенка.

При диагностике готовности к школе важно помнить о том, что все составляющие психологической и психической готовности не обязательно должны быть максимально развиты, архиважно, чтобы присутствовали все их компоненты, даже если уровень сформированности некоторых из них невысок. В учебном процессе возможна компенсация менее сформированных качеств более развитыми, но отсутствие какого-то компонента психологической и психической готовности к школе полностью не компенсируется.

Вопрос готовности детей к обучению в школе является очень жизненной и острой задачей, еще не получившей своего окончательного решения. А от ее решения зависит многое: в конечном счете, судьба детей, их настоящее и будущее. В теоретической части нашего исследования мы рассмотрели психологические и психические особенности детей дошкольного возраста, современные составляющие готовности детей к обучению в школе, а также методы коррекционной работы с детьми, не подготовленными к школе.


Проведенные нами исследования в группе детского сада показали, что дети, развивающиеся в одном пространстве, могут иметь колоссальные различия в уровне готовности к школе. Нами были проведены исследования уровня внимания, мышления, памяти и проч. Все эти составляющие необходимо развивать и «подготавливать их к школе». В противном случае ребенку обучение в школе будет даваться крайне трудно. Отнюдь не все дети готовы эти трудности преодолевать, поэтому именно в садике, когда время позволяет обучать и готовить детей к обучению в школе в форме игры, необходимо должным образом заняться этой самой подготовкой.

Работая над этой темой, мы пришли к выводу: формирования психологической и психической готовности к школьному обучению будет более эффективным и простым при максимально раннем обнаружении соответствующих проблем, что подтверждает выдвинутую нами гипотезу.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Баскакова И.Л. Внимание дошкольника, методы развития. М., 2014. 299 с.
  2. Бордовская Н.В. Психология и педагогика. Стандарт третьего поколения. Учебник для ВУЗов, 2013. 420 с.
  3. Гогоберидзе А.Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. 2013. 278 с.
  4. Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания: Учебник. М., 2012. 341 с.
  5. Казанская, К. О. Детская и возрастная психология. Конспект лекций / К.О. Казанская. - М.: А-Приор, 2013. - 160 c.
  6. Каменская В.Г. Психофизиология младшего школьника. М. 2015. 322 с.
  7. Нижегородцева Н.В. и др. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. М., 2012. 201 с.
  8. Пантина Н.С. Исследование строения детской деятельности // Психология и педагогика игры дошкольника. М., 2012. 345 с.
  9. Попова М.В. Психология растущего человека. М., 2012. 325 c.
  10. Проблемы дошкольной игры: психологический аспект / Под ред. Н.Н. Поддьякова, Н.Я. Михайленко. М., 2013. 289 с.
  11. Психология внимания: Хрестоматия / Под ред. Ю.Б. Гиппентерйтер и В.Я. Романова. М., 2013. 477 с.
  12. Рибо Т. Психология внимания. М., 2013. 233 с.
  13. Романов В.Я., Дормашев Ю.Б. Постановка и разработка проблемы внимания с позиций теории деятельности // Вестник МГУ, 2015. 561 с.
  14. Скалесова Я. И. и др. Методы и методология педагогического исследования. М., 2014. 377 с.
  15. Смирнова Е.О., Детская психология. М., 2013. 245 с.
  16. Тамбиев А.Э., Медведев С.Д. Исследование обобщенной оценки внимания // Вопросы психологии. 2014. № 4. С. 76-79.
  17. Терещенко М. Н. Готовность ребенка к обучению в школе как психолого-педагогическая проблема // Вестник ЮурГУ. Серия: Образование, здравоохранение, физическая культура . 2013. №9. С. 45-48.
  18. Урунтаева, Г. А. Детская практическая психология. Учебник / Г.А. Урунтаева. - М.: Academia, 2015. 256 с.
  19. Шаграева, О. А. Детская психология. Теоретический и практический курс / О.А. Шаграева. - М.: Владос, 2016. - 368 c.
  20. Широкова, Г. А. Детская психология. Словарь-справочник / Г.А. Широкова. - М.: Феникс, 2012. - 208 c.
  21. www.detstvo-nt.ru