Файл: Система органов исполнительной власти Российской Федерации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 19

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Исполнительная власть является самостоятельной и независимой в той же мере, что и две другие ветви власти – законодательная и судебная. Установленные конституционными и законодательными нормами полномочия органов исполнительной власти являются неприкосновенными, ни один орган не имеет права вторгаться в её компетенцию.

Органы исполнительной власти имеют ряд особенностей, отличающих их от других видов государственных органов. Эти учреждения представляют собой самую большую часть государственного аппарата. По составу и количеству их намного больше, чем законодательных (представительных) и судебных органов. Органы исполнительной власти – самая мобильная часть государственного аппарата, чаще других претерпевающая изменения и реформы. В этом заключается актуальность выбора данной темы.

Эту тему мы выбрали не случайно. Вопрос об исполнительной власти является одним из труднейших вопросов правовой науки. Реальные характеристики — это ветви власти отражают состояние государственности в данный момент в целом, позволяют оценить потенциал перспективы государственно – правовых методов. Разрешения социальных проблем.

Цель курсовой работы состоит в исследовании системы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

  1. Изучить понятия и правовой статус исполнительной власти.
  2. Рассмотреть вопрос становления исполнительной власти в РФ.
  3. Анализ и структурный разбор законодательного собрания Свердловской области и исполнительной власти субъекта.

Объектом исследования данной курсовой работы является исполнительная власть, а предметом – исполнительные органы власти.

При написании работы использовались статьи отечественных

(Веденской В.В., Кожина А.М., Гончаров В.В., Шамарова Г.М.) авторов по рассматриваемому вопросу, материалы содержали проверенную, доступную и более понятно изложенную информацию.

ГЛАВА 1. ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ И ПРАВОВОЙ СТАТУС ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ


Понятие и правовой статус органов исполнительной власти

Органы исполнительной власти – это часть государственного аппарата, осуществляющая деятельность по государственному правлению с целью исполнения законов, связанная с полномочиями распорядительного характера [4]. 

Орган исполнительной власти - это вид органов государства, которые образуются в установленном законодательством порядке - путем избрания или назначения, имеют подзаконный характер деятельности, обладают правом распорядительства (государственно – властными полномочиями), имеют право издавать подзаконные юрисдикционные акты, образуют иерархическую систему органов (подотчетность и подконтрольность нижестоящих органов вышестоящим в той или иной системе управления), обязательность распоряжений вышестоящих, органов для нижестоящих, оперативная самостоятельность органов в пределах компетенции [10].

Орган исполнительной власти – структурное подразделение государственно – властного механизма, создаваемое специально для повседневного функционирования в системе разделения властей с целью исполнения законов в процессе управления экономической, социально – культурной и административно – политической сферами жизни общества [4].

Признаки органов исполнительной власти:

  1. Исполнительно – распорядительный характер

Направлен на организацию исполнения законов. В необходимых случаях сопровождается принятием своих нормативных правовых актов в дозволенных законом рамках [9]. 

  1. Подзаконный характер деятельности

Означает, что исполнительная власть в своей деятельности руководствуется законами, принимает свои акты во исполнение законов и на их основе, и они не могут противоречить законам.

  1. Повседневный характер деятельности

Административно – правовой статус органа исполнительной власти как статус коллективного субъекта состоит из трех блоков:

  1. Целевого, включающего нормы о целях, задачах, функциях, принципах деятельности. Является инструментом, средством осуществления публичных дел, органов исполнительной власти всегда должен действовать ради системы, элементом которой он является в «чужих» интересах.
  2. Организационно – структурного, включающего в себя правовые предписания, регламентирующие: порядок образования, реализации, ликвидации органа; его структуру; его линейную и функциональную подчиненность.
  3. Компетенции как совокупность властных полномочий и повседневности [1].

Виды органов исполнительной власти

Различают органы исполнительной власти в зависимости от того, из какого бюджета они финансируются (это напрямую зависит от их подчиненности):

  1. Федеральные органы исполнительной власти.
  2. Органы исполнительной власти субъектов РФ [1]
  3. Местные органы исполнительной власти

Различают по организационно – правовому принципу организации и деятельности:

  1. Правительство
  2. Министерства
  3. Комитеты
  4. Надзоры и т.д.

По характеру компетенции различают:

  1. Общей компетенции (Правительство РФ, Правительства субъектов РФ).
  2. Отраслевой компетенции (Министерства).
  3. Межотраслевой компетенции (Комитеты).
  4. Специальной компетенции (Инспекции, службы).

Различают по порядку разрешения дел:

  1. Коллегиальные (Правительства)
  2. Единоличные (Министр) [4].

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

Правительство Российской Федерации

Правительство Российской Федерации является коллегиальным органом[2], осуществляющим исполнительную власть и состоит из Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров [1].

Задачей Правительства, как и коллегиального государственного органа является исполнение законов, участие в законотворческой деятельности, оперативное решение государственных вопросов. Оно действует строго в соответствии со статьями Конституции Российской федерации, руководствуясь принципами народовластия, гласности, верховенства закона и принципами поддержания прав и свобод, а также на основе федеративности [3].

Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации [1].

Правительство Российской Федерации осуществляет свою деятельность на основе  Конституции  Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и нормативных указов Президента Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации:

  1. разрабатывает и представляет [3]Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; предоставляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета; ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;
  2. обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики;
  3. обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;
  4. осуществляет управление федеральной собственностью;
  5. осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации;
  6. осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
  7. осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации.

Порядок деятельности Правительства Российской Федерации определяется федеральным конституционным законом [1].

Формирование и полномочия правительства Российской Федерации

В конституции Российской Федерации, закреплен основополагающий принцип четкого разделения власти. Каждая из ветвей независима, самостоятельна и автономна. Члены кабинетов министров не имеют права участвовать в работе ведомств, относящихся к иной ветви власти. По результатам деятельности они отчитываются перед президентом.

Правительство формируется на неопределенный срок, но оно обязательно прекращает свою деятельность с избранием нового президента (приложение № 1).

Глава 6 Конституции РФ предполагает следующий порядок работы правительства:

  1. Правительство Российской Федерации может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом Российской Федерации.
  2. Президент Российской Федерации может принять решение об отставке Правительства Российской Федерации.
  3. Председатель Правительства Российской Федерации может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству Российской Федерации. Если Государственная Дума в доверии отказывает, Президент в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов.
  4. В случае отставки или сложения полномочий Правительство Российской Федерации по поручению Президента Российской Федерации продолжает действовать до сформирования нового Правительства Российской Федерации.

Правительством Российской Федерации руководит Председатель Правительства. Из числа министров он назначает нескольких заместителей. Один из них имеет право подписи полномочия заменить Премьера во время его отсутствия. Другие заместители курируют конкретные участки. В их обязанности входит координация работы комиссий и министерств, объединенных в пределах общей проблематики (приложение № 2).

В статье 11 Конституции РФ подробно описано как выбирается председатель правительства.

  1. Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации с согласия Государственной Думы.
  2. Предложение о кандидатуре Председателя Правительства Российской Федерации вносится не позднее двухнедельного срока после вступления в должность избранного Президента Российской Федерации или после отставки Правительства Российской Федерации либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Государственной Думой.
  3. Государственная Дума рассматривает представленную Президентом Российской Федерации кандидатуру Председателя Правительства Российской Федерации в течение недели с момента внесения предложения о кандидатуре.
  4. После трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой Президент Российской Федерации назначает Председателя Правительства Российской Федерации, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы [1].

Правительство Российской Федерации состоит из министров, в Российской Федерации на данный момент их двадцать два каждый из них отвечает за определенное ведомство. Члены Правительства обязаны соблюдать следующие правила:

  1. Министры не могут иметь собственный бизнес, производить предпринимательскую деятельность, иметь активы компаний или любой фирмы, иметь другую трудовую деятельность, исключая преподавание, науку и творчество.
  2. Действующие члены Правительства не могут получать любые выборные должности в структуре власти или входить в попечительские советы, а также не могут занимать должность депутатов любого уровня.
  3. Не допускается быть представителем чьих – либо интересов.
  4. Запрещается использовать служебное положение в личных целях.
  5. Члену правительства нельзя использовать собственные средства ил средства спонсоров, меценатов для осуществления профессиональной деятельности.
  6. С 2013 года министрам запрещено иметь депозиты в иностранных банках или финансовые активы в зарубежных компаниях [5].

Федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти

Современная система и структура федеральных органов исполнительной власти определена указами Президента Российской Федерации.

В систему федеральных органов исполнительной власти входят отраслевые и межотраслевые федеральные органы исполнительной власти: министерства, государственные комитеты, федеральные комиссии, федеральные службы, агентства, федеральные надзоры, кроме Правительства Российской Федерации.

Министерство Российской Федерации - это самостоятельный орган государственной системы исполнительной власти. Он имеет центральный государственный аппарат, реализующий функции органа в пределах определенной компетенции по предметной области государственного управления, которая входит в его ведение. Министерство Российской Федерации – это федеральный орган исполнительной власти, проводящий государственную политику и осуществляющий управление в установленной сфере деятельности, а также координирующий в случаях, установленных федеральными законами, указами Президента РФ, деятельность в сфере иных федеральных органов исполнительной власти. Правительство назначает и освобождает от должности заместителей федеральных министров, кроме того, оно вправе отменять и приостанавливать действие актов министерств.

Государственные комитеты РФ предназначены для выполнения межведомственных или над ведомственных полномочий. Их решения, принимаемые коллегиально, распространяются либо на всю систему исполнительной власти, либо на сферу, непосредственно связанную с профилем [4]гос. комитета. Согласно определению к этому виду органов относятся федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие на коллегиальной основе межотраслевую координацию по вопросам, отнесенным к их ведению, а также функциональное регулирование в определенной сфере деятельности. Госкомитет РФ возглавляет председатель.