Файл: Правовые основы оперативно розыскной деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 25

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1 Основы работы органов внутренних дел

ГЛАВА 2. НЕРЕШЕННЫЕ ВОПРОСЫ И ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ – ПРОСЛУШИВАНИЕ ИНЫХ ПЕРЕГОВОРОВ КАК ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ

2.1. Понятие «прослушивание иных переговоров», как оперативно-розыскного мероприятия

2.2. Возможности использования прослушивания иных переговоров

ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАВОВОЙ ОСНОВЫ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КРИМИНАЛЬНЫМ УГРОЗАМ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА

3.1. Проблемы совершенствования правовой основы оперативно-розыскной деятельности

3.2. Предложения по совершенствованию правовой основы оперативно-розыскной деятельности

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК НОРМАТИВНЫХ АКТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Одной из существенных черт цивилизованного государства является его способность противодействовать негативным явлениям и, в первую очередь, преступности. Преступность представляет угрозу существованию самого государства Для ее выживания и развития сегодня необходим ряд серьезных и последовательных мер, в первую очередь, антикриминального, в том числе, оперативно-розыскного, свойства В ряду этих мер наиболее значимое место занимает законотворческая деятельность, так как демократическое государство невозможно представить без наличия и соблюдения законов

Поскольку действующее оперативно-розыскное законодательство не в полной мере отвечает современным потребностям практики борьбы с преступностью и нуждается в дальнейшем совершенствовании, тема исследования актуальна и заслуживает углубленного анализа.

Задачами уголовно-процессуального судопроизводства в соответствии со ст. 6 УПК РФ являются защита прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений; защита личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод; уголовное преследование и назначение виновным справедливого наказания; отказ от уголовного преследования невиновных, освобождение их от наказания, реабилитация каждого, кто необоснованно подвергся преследованию.

Для реализации этих задач нередко возникает потребность в «использовании иных технологий получения информации о преступлении, и в первую очередь средств и методов оперативно-розыскной деятельности». При этом особое значение приобретает соответствующее оформление и использование результатов оперативно-розыскной деятельности (ОРД) в уголовном судопроизводстве.

Законодательные основы использования результатов ОРД в доказывании закреплены в УПК РФ и в Федеральном законе от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». Такие сведения могут быть использованы в доказывании по уголовным делам в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства РФ, регламентирующими порядок собирания, проверки и оценки доказательств (ч. 2 ст. 11 ФЗ об ОРД).

Предметом исследования данной работы является оперативно-розыскная деятельность органов внутренних дел.

Объект исследования - нормативно-правовая база, регулирующая общественные отношения в сфере оперативно-розыскной деятельности.


Цель данной работы - изучение и краткая характеристика нормативно-правовой базы, регулирующей общественные отношения в сфере оперативно-розыскной деятельности.

Задачи:

1. Осветить современные проблемы правового регулирования оперативно-розыскной деятельности;

2. Проанализировать нерешенные вопросы и возможности использования результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовном процессе (прослушивание иных переговоров как оперативно-розыскное мероприятие);

3. Исследовать основные направления совершенствования правовой основы оперативно-розыскной деятельности по противодействию криминальным угрозам правоохранительной функции государства.

Объект исследования – общественные отношения в области правового регулирования ОРД и его развития в настоящее время.

Предмет исследования – законодательство, регулирующее особенности правового регулирования ОРД.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.

ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1 Основы работы органов внутренних дел

Органы внутренних дел – это совокупность органов исполнительной власти, подведомственных Министерству внутренних дел Российской Федерации, осуществляющих деятельность в сфере охраны правопорядка, обеспечения общественной безопасности и борьбы с преступностью, а также иные функции (полиции) в соответствии с законодательством.

Им отведена ответственная роль в механизме правового государства. Они участвуют в осуществлении внутренних и внешних функций государства — проводят государственную политику в сфере миграции (ФМС), обеспечивают внутреннюю безопасность государства (Внутренние войска МВД России), стоят на страже законности и правопорядка (ГИБДД, патрульно-постовая служба и др.), сотрудничают на международном уровне по обеспечению мирового порядка (ИНТЕРПОЛ), имеют целью защиту и охрану прав и свобод человека.

Отдельные службы органов внутренних дел (полиция) наделены функциями дознания, которые они осуществляют в границах требований уголовно-процессуального закона.


Одна из особенностей органов внутренних дел — наличие полномочий по проведению предварительного расследования (специальный следственный комитет).

Помимо этого органы внутренних дел имеют широкий диапазон административно-надзорных функций — обеспечение общественного порядка, паспортного режима, правил разрешительной системы и др.

В связи с этим система органов внутренних дел характеризуется следующими положениями: наличием элементов (подсистем); субординационными и координационными связями элементов; целостностью, качественным своеобразием и относительной самостоятельностью. Вместе с тем она представляет собой сложную подсистему системы органов исполнительной власти. При выполнении своих функций система органов внутренних дел и ее звенья (элементы) вступают в управленческие и иные отношения (внутрисистемные и внешние, т.е. внесистемные) с различными государственными органами, общественными организациями, коллективами и отдельными гражданами. Эти отношения могут быть отношениями власти-подчинения, т.е. вертикальными, и сотрудничества согласования, т.е. горизонтальными.

Система органов внутренних дел построена на принципе федерализма с учетом национально-государственного и административно-территориального устройства, а также с учетом особенностей их функций, характера и объема задач, поскольку объект управления - сфера внутренних дел обуславливает не только содержание и формы ее проявления, но требует определенной системы органов, осуществляющих управление в сфере внутренних дел государства.

Правовую основу деятельности органов внутренних дел составляют Конституция РФ, законы и иные правовые акты субъектов Российской Федерации, нормативные акты МВД России, акты органов местного самоуправления, принятые в пределах их полномочий, межгосударственные договоры и межправительственные соглашения, заключенные МВД России с правоохранительными органами других стран, международные конвенции.

Правовые основы организации и деятельности органов внутренних дел базируются на Конституции РФ, которая относит к ведению Российской Федерации регулирование и защиту прав и свобод человека и гражданина; установление системы федеральных органов исполнительной власти: уголовное и уголовно-процессуальное законодательство (п. «в»,«г», «о» ст. 71)

Классификация правовых актов, на основании которых функционируют органы внутренних дел, может осуществляться по различным основаниям: по предмету регулирования (по их содержанию – т.е. конкретно о каждом элементе входящего органа внутренних дел, когда соответствующие нормативные акты определяют правовой статус отдельного элемента органа); по юридической силе.


Конституция Российской Федерации, будучи основным законом страны, обладает высшей юридической силой среди нормативных правовых актов, регулирующих организацию органов внутренних дел. Систематический анализ статей основного закона (в первую очередь статей 71, 72) позволяет сделать вывод о том, что организация и деятельность органов внутренних дел находятся в исключительном ведении Российской Федерации и урегулированы в федеральных конституционных и федеральных законах и принятых в соответствие с ними подзаконных нормативных правовых актах.

На этом же уровне условно можно распределить международные правовые акты (конвенции, соглашения, договора, пакты и т. п.), которые ратифицированы Российской Федерацией и признаны подлежащими исполнению. Пункт 4 ст. 15 Конституции РФ гласит: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора». Выделим т.н. акты общего характера:

Всеобщая декларация прав человека;

Международный пакт о гражданских и политических правах;

Конвенция о защите прав человека и основных свобод;

Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека и др.

На следующей ступени иерархической лестницы нормативных актов по юридической силе находятся федеральные конституционные и федеральные законы, затрагивающие непосредственно предупредительную деятельность органов внутренних дел, либо правовую защиту объектов, охраняемых ими. В актах этого уровня и решается большинство вопросов организации и деятельности органов внутренних дел, которым доверяется осуществление весьма ответственных функций, связанных с охраной законности и правопорядка, защитой прав и законных интересов граждан. Авторитет принимаемых ими решений подкрепляется авторитетом закона. В этом — одна из гарантий того, что их деятельность будет осуществляться должным образом.

В качестве примера конституционного закона можно назвать недавно принятый Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" заменивший один из немногих российских законодательных актов, принятых до распада СССР, Закон РФ от 18 апреля 1991 г. № 1026-I «О милиции».

Данный законодательный акт закрепил деятельность полиции на основе соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина, законности, беспристрастности, открытости и публичности, общественного доверия и поддержки граждан, взаимодействия и сотрудничества, использования достижений науки и техники, современных технологий и информационных систем.


Особый интерес вызывает принцип общественного доверия и поддержки граждан. Установлена обязанность органов внутренних дел проводить постоянный мониторинг общественного мнения о деятельности полиции, а также мониторинг взаимодействия полиции с институтами гражданского общества (ч. 5 ст. 9 Закона о полиции).

Помимо этого Закон о полиции существенно расширил обязанности полиции. Среди новых (дополненных) обязанностей особо следует отметить следующие (ст. 12 Закона о полиции).

1) Теперь полиция обязана принимать заявления и сообщения о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях в том числе и по электронной почте. Правда, регламент такого приема еще не разработан, электронная подпись только входит в оборот, и не все граждане знают что это такое. Очевидно, такие заявления можно будет подать посредством специализированного портала государственных услуг.

2) На полицию возложена обязанность по оказанию первой помощи лицам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также лицам, находящимся в беспомощном состоянии либо в состоянии, опасном для их жизни и здоровья, если специализированная помощь не может быть получена ими своевременно или отсутствует.

3) Полиция должна принимать при чрезвычайных ситуациях неотложные меры по спасению граждан, охране имущества, оставшегося без присмотра, содействовать в этих условиях бесперебойной работе спасательных служб; обеспечивать общественный порядок при проведении карантинных мероприятий во время эпидемий и эпизоотий.

4) На полицию возложены функции по исполнению решения суда (судьи) о лишении права управления транспортным средством, о возмездном изъятии или конфискации оружия и боеприпасов, о направлении несовершеннолетних правонарушителей в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа органа управления образованием.

5) В обязанности полиции также включены предупреждение и пресечение экстремистской деятельности, принятие контртеррористических мер.

6) Новые обязанности на полицию могут быть возложены только путем внесения изменений (дополнений) в Закон о полиции.

Далее следуют указы и распоряжения Президента Российской Федерации. Содержание этих актов в общих чертах определяется Конституцией РФ и другими федеральными законами. Указом может быть утверждено положение о каком-то органе, о возложении на него дополнительных полномочий либо об освобождении его от таковых. В качестве примера могут послужить, в частности, Указ Президента РФ от 15.01.2013 N 30 "О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федеральной миграционной службы". В частности в этом указе в п. 1 говорится следующее, Установить предельную численность сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, прикомандированных к Федеральной миграционной службе (далее - сотрудники), в количестве 16 290 единиц, в том числе в центральном аппарате Федеральной миграционной службы - в количестве 314 единиц.