Файл: Правовые основы оперативно розыскной деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 29

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1 Основы работы органов внутренних дел

ГЛАВА 2. НЕРЕШЕННЫЕ ВОПРОСЫ И ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ – ПРОСЛУШИВАНИЕ ИНЫХ ПЕРЕГОВОРОВ КАК ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ

2.1. Понятие «прослушивание иных переговоров», как оперативно-розыскного мероприятия

2.2. Возможности использования прослушивания иных переговоров

ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАВОВОЙ ОСНОВЫ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КРИМИНАЛЬНЫМ УГРОЗАМ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА

3.1. Проблемы совершенствования правовой основы оперативно-розыскной деятельности

3.2. Предложения по совершенствованию правовой основы оперативно-розыскной деятельности

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК НОРМАТИВНЫХ АКТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Юридическое основание осмотра и прослушивания фонограммы - постановление судьи об осуществлении контроля и записи телефонных и иных переговоров. Специального постановления о производстве осмотра (прослушивания) фонограммы выносить не требуется.

Соответственно фактическим основанием приобщения фонограммы к уголовному делу будет наличие закрепленных в протоколе ее осмотра достоверных данных о том, что в фонограмме содержатся сведения, имеющие значение для дела. Юридическим основанием приобщения фонограммы к уголовному делу признается соответствующее постановление следователя. 13.9.4.

Порядок осуществления контроля и записи переговоров, а также осмотра и прослушивания фонограммы.

1) Принимается решение о необходимости и возможности осуществления контроля и записи переговоров.

2) Выносится мотивированное постановление о возбуждении перед судом ходатайства о производстве контроля и записи переговоров.

Указанное постановление должно содержать следующие сведения:

а) данные об органе и должностном лице, возбудившем ходатайство;

б) данные о прокуроре, давшем на это согласие;

в) номер уголовного дела, по которому возбуждается ходатайство;

г) основания производства контроля и записи переговоров (доказательства, подтверждающие, что телефонные и иные переговоры лица могут содержать сведения, имеющие значение для уголовного дела);

д) ссылка на ст. 186 УПК РФ;

е) наименование суда, перед которым возбуждается ходатайство;

ж) фамилия, имя и отчество лица, чьи переговоры подлежат контролю и записи;

з) срок, на который устанавливается контроль и запись переговоров;

и) виды переговоров, номер телефонов (домашних, служебных);

к) наименование учреждения, которому поручается техническое осуществление контроля и записи переговоров.

3) Получается согласие прокурора.

4) В порядке ст. 165 УПК РФ судом принимается постановление о производстве этого следственного действия.

5) Следователь направляет постановление судьи в учреждение (подразделение), наделенное полномочиями на производство подобных мероприятий и обладающее как соответствующими специалистами, так и техническими средствами.

6) Следователь истребует от органа, осуществляющего контроль и запись переговоров, фонограмму для осмотра и прослушивания.

7) Фонограмма опечатывается и с сопроводительным письмом, в котором должны быть указаны время начала и окончания записи телефонных и иных переговоров и краткие технические характеристики использованных средств, передается следователю.


8) С участием понятых и при необходимости специалиста, а также лиц, телефонные и иные переговоры которых записаны, следователем производится осмотр и прослушивание фонограммы, составляется протокол. 9) Следователем выносится постановление о приобщении фонограммы к уголовному делу как вещественного доказательства.

По общему правилу контроль и запись переговоров прекращается постановлением (приложение № 90 к ст. 476 УПК РФ) следователя (дознавателя и др.), когда в применении этой меры отпадает дальнейшая необходимость. Такое постановление должно выноситься также в случае приостановления или окончания предварительного расследования.

ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАВОВОЙ ОСНОВЫ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КРИМИНАЛЬНЫМ УГРОЗАМ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА

3.1. Проблемы совершенствования правовой основы оперативно-розыскной деятельности

В статье 6 ФЗ «Об оперативно–розыскной деятельности» приведен перечень оперативно — розыскных мероприятий, направленных на добывание информации, выявление как скрытых, так и скрываемых преступлений, признаков и фактов преступной деятельности, их субъектов, а также розыск скрывшихся лиц. Данный перечень является исчерпывающим и его изменение или дополнение возможно лишь на федеральном уровне, путем принятия соответствующего закона. Будет верным считать, что данный закон является основой всей оперативно — розыскной деятельности и является руководством для работника оперативных служб при осуществлении им своих действий. Но, тем не менее, являясь общим требованием, вышеуказанная статья не учитывает той специфики организации и деятельности преступных групп, сформированных на этнической принадлежности ее членов. В качестве яркого примера можно привести такое оперативно–розыскное мероприятие, как «оперативное внедрение». Данное действие предполагает под собой законспирированное проникновение штатного сотрудника оперативного подразделения в криминально–криминогенную среду, либо на соответствующие объекты с целью получения необходимой информации о лицах, фактах и обстоятельствах, которая может предоставлять оперативный интерес при решении задач оперативно–розыскных действий.


Оперативное внедрение, являясь вершиной оперативно–розыскной деятельности, соответственно подразумевает должный комплекс знаний (манера поведения, стиль общения и т. д.) от внедряемого в криминальную среду агента. Используя должную выучку, грамотно спланированную легенду и документы, зашифровывающие его причастность к правоохранительным органам, у внедряемого сотрудника есть возможность проникнуть в ряды организованной преступной группы, состоящей как из коренных представителей страны, так и транснациональной ее составляющей. Но, если речь идет о таком преступном сообществе, члены которого принадлежат к одной национальности, либо национальностей, которым присущи одни и те же культурные и морально–нравственные ценности, то такому сотруднику проблематично, а зачастую, и невозможно произвести внедрение. Как правило, подавляющее число работников правоохранительных служб в России составляет среднеевропейское население страны, и причина, по которой проведение данного оперативно–розыскного мероприятия невозможно может заключаться не только в точном знании культурно–нравственных ценностей, но и во внешнем отличии внедряемого сотрудника от представителей преступной группы. Как уже было упомянуто, большинству этнических преступных групп свойственная обобщенность (скрытность), выражающаяся в структурной ее особенности (клан, тейп, родство и т. д.), что является очередной веской причиной, по которой получение необходимой информации для следственных действий невозможно. Не так давно, под руководством министра МВД России Владимира Колокольцева, бытовала идея усиления подразделений по борьбе с организованной преступностью. Данная мысль заключалась в принятии на соответствующие должности лиц различной национальности, что привело бы к более эффективной борьбе с преступными группировками, объединенные по этническому признаку. Иными словами, «этническим полицейским» было бы намного проще работать с закрытыми диаспорами. Тем не менее, данное предложение встретило жесткую критику со стороны экспертного мнения. Большинство ученых — криминалистов считает, что подобное нововведение может обернуться неблагоприятными результатами для дальнейшей оперативной работы по отношению к этническим преступным группам. Лидеры данных групп, в свою очередь, могут выдвинуть своих людей в кандидаты на данные должности, либо путем подкупа и национального родства переманить тех, кто их уже занимает. Очевидно, что данные действия, вместо ожидаемой эффективной борьбы с криминалом могут привести к служению «этнических подразделений» интересам своего землячества. И вновь возвращаясь к вопросу предоставления борьбы с этнической преступностью штатным сотрудникам, имеющим лишь общие представления и навыки борьбы с преступностью, хочется подчеркнуть ту «вынужденную халатность», исходящую со стороны руководства. В борьбе с подобным элементом недостаточно лишь следовать букве закона. Здесь необходимо проявлять гибкость, связанную со знанием особенностей манеры поведения и устройства жизни данной категории лиц. Но, к сожалению, невозможно в короткие сроки изучить данные особенности всего преступного многонационального контингента, и в данном случае, национальный признак служителя закона не будет играть никакой роли. Необходимы месяцы, а порой и годы трудовой практики, чтобы научиться распознавать отличительные особенности народностей одного этноса. К примеру, как оперативному сотруднику, впервые столкнувшемуся с деятельностью преступных этнических групп, исповедующих мусульманство, произвести сбор оперативной информации об их преступной деятельности. Нередко даже опытные их коллеги не знают о разделении мусульман на суннитов и шиитов, отличающиеся неприязнью, по отношению друг к другу. Антипатии, царящие внутри исламского общества более распространены, нежели между самим исламом и иными религиозными верованиями и их последователями. В частности, речь идет о таких разветвлениях исламских представлений как шииты и сунниты, теологические и культурные различия которых нередко приводят к насилию.


3.2. Предложения по совершенствованию правовой основы оперативно-розыскной деятельности

Оперативно-розыскная деятельность как вид деятельности, осуществляемой оперативными подразделениями государственных органов, является неотъемлемым элементом системы государственных мер, направленных на противодействие преступности. Однако в отличие от других видов правоохранительной деятельности, ОРД характеризуется значительно меньшей законодательной регламентацией и научной проработкой правовых проблем, возникающих в процессе ее осуществления.

Практика свидетельствует, что подавляющее большинство неочевидных тяжких и особо тяжких преступлений, в том числе совершенных организованными преступными группами, коррупционных преступлений, раскрыто с использованием материалов, полученных в результате проведения специальных оперативно-розыскных мероприятий.

Важнейшей задачей при этом является неукоснительное соблюдение законности в отношении прав и свобод граждан. В этом плане надлежит усиливать систему гарантий прав и свобод граждан, обеспечивать неприкосновенность частной жизни, повышать ответственность за незаконное использование средств и методов оперативно-розыскной деятельности. Качественная регламентация оперативно-розыскной деятельности важна и для определения сотрудникам оперативных подразделений четких правил их деятельности, что в свою очередь обуславливает надлежащее их применение при разрешении задач оперативно-розыскной деятельности.

Вместе с тем, форма и содержание действующего оперативно-розыскного законодательства далеко не бесспорна. В нем обнаруживаются непоследовательность в закреплении оперативно-розыскных процедур, некоторая декларативность, неконкретность отдельных положений, недостаточно проработанный механизм гарантий соблюдения прав и свобод граждан, терминологические проблемы в оперативно-розыскной деятельности.

Большой вклад в обоснование необходимости совершенствования правовой основы оперативно-розыскной деятельности внесли такие видные советские, российские ученые, среди которых следует назвать: В.М. Атмажитова, Ю.С. Блинова, E.H. Билоус, Б.Я. Гаврилова, К.К. Горяинова,


B.П. Дементьева, JI.H. Калинкович, И.А. Климова, В.А. Лукашова, В.А. Михайлова, П.А. Олейник, А.Г. Птицына, Г.К. Синилова, К.В. Суркова, В.Ю. Фролова, В.Ю. Шарова, А.Ю. Шумилова.

Научная новизна она содержит положения, реализация которых способна значительно повлиять на теорию и практику оперативно-розыскной деятельности всех осуществляющих ее субъектов. Научная новизна определяется как самой постановкой проблемы, так и комплексным подходом к разрешению теоретических и правовых аспектов совершенствования и развития оперативно-розыскной деятельности.

Также рассматривая информационное обеспечение оперативно-розыскного обеспечения производства следствия через систему связи, познаются объективные условия и закономерности движения информации, в частности оперативно-розыскной, выявляются факторы, позитивно и негативно влияющие на этот процесс. Полученные знания помогут не только выявить существующие противоречия между объективными закономерностями механизма формирования информации, ее возможности в решении конкретных задач и условиями субъективного характера в виде норм уголовно-процессуального закона и положений нормативных актов, регламентирующих цели и порядок использования этой информации, но и разработать конкретные рекомендации по организации эффективного использования оперативно-розыскной информации в стадии производства следствия.

Исходя из этого, оперативно-розыскная информация - это сведения, полученные в результате осуществления оперативно-розыскной деятельности, могущие стать доказательствами или способствующие их получению и используемая в предупреждении преступлений, а также иные данные, используемые в организации и тактике деятельности оперативно-розыскных аппаратов.

Оперативно-розыскная информация можно разделить на четыре группы:

1. сведения, могущие быть доказательствами или способствующие их получению;

2. сведения, способствующие предупреждению преступлений;

3. сведения, способствующие эффективному функционированию оперативно-розыскных аппаратов;

4. сведения, могущие служить основаниями для выработки некоторых положений оперативно-розыскной и уголовной политики.

Информационное обеспечение является обязательным условием эффективности деятельности любой социальной системы, в том числе и системы уголовной юстиции. Без наличия информационных связей в системе

нельзя говорить о каком-либо взаимодействии между ее элементами и о существовании самой целостности.