Файл: Правовые основы оперативно розыскной деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 33

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1 Основы работы органов внутренних дел

ГЛАВА 2. НЕРЕШЕННЫЕ ВОПРОСЫ И ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ – ПРОСЛУШИВАНИЕ ИНЫХ ПЕРЕГОВОРОВ КАК ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ

2.1. Понятие «прослушивание иных переговоров», как оперативно-розыскного мероприятия

2.2. Возможности использования прослушивания иных переговоров

ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАВОВОЙ ОСНОВЫ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КРИМИНАЛЬНЫМ УГРОЗАМ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА

3.1. Проблемы совершенствования правовой основы оперативно-розыскной деятельности

3.2. Предложения по совершенствованию правовой основы оперативно-розыскной деятельности

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК НОРМАТИВНЫХ АКТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Несколько более низкую ступень занимают постановления и распоряжения Правительства РФ. Эти акты не могут противоречить ни Конституции, ни законам, ни указам и распоряжениям Президента. Правительство вправе регламентировать только те вопросы, которые отнесены к его компетенции актами более высокого уровня.

Ниже следуют ведомственные (межведомственные) нормативные акты федеральных органов исполнительной власти – приказы, инструкции, разъяснения Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Например, Приказ МВД России от 01.03.2012 № 140 "Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставления государственной услуги по приему, регистрации и разрешению в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях".

Помимо этого, органов внутренних дел, регулируется сотнями приказов и распоряжений многие из которых носят «служебный» (закрытый) характер. Важно подчеркнуть, что такие акты не должны противоречить законодательству, а в случае противоречия – должны применяться нормы закона, но не ведомственных актов.

Отдельное место в качестве источников нормативной базы органов внутренних дел можно назвать акты органов судебной власти. Важное значение для регламентации деятельности органов внутренних дел в последние годы приобрели постановления Конституционного Суда РФ. Например, Постановление Конституционного Суда РФ от 27.03.2012 N 7-П "По делу о проверке конституционности положений части второй статьи 29 Закона Российской Федерации "О милиции" и пункта 1 части 3 статьи 43 Федерального закона "О полиции" в связи с запросом Железнодорожного районного суда города Пензы"

Помимо актов Конституционного Суда РФ на процесс формирования системы органов внутренних дел оказывают влияние и решения Верховного Суда РФ (в частности, акты Судебного департамента при Верховном суде РФ).

Поэтому правовые основы формирования и деятельности органов внутренних дел - это совокупность начал, выраженных в различных формах, в соответствие с которыми строится и функционирует система органов внутренних дел. Они имеют своим источником право, понимаемое как "единство трех проявлений" - правовых норм, правосознания и правоотношений. Формами выражения правовых основ являются нормативно-правовой акт, правовой обычай и прецедент. Нормативно-правовые основы представляют собой совокупность нормативно-правовых актов, которые являются основной, но не единственной составляющей исследуемого объекта.


Одним из ключевых в гражданском и предпринимательском праве является понятие "предпринимательская деятельность", которое имеет общее значение для индивидуальных предпринимателей (физических лиц) и коллективных предпринимателей (юридических лиц).

Следует обратить внимание на то, что физические лица и коммерческие организации по общему правилу участвуют в предпринимательской деятельности на равных правовых условиях. Согласно п. 3 ст. 23 ГК РФ, к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила ГК РФ, которые регулируют деятельность юридических лиц - коммерческих

ГЛАВА 2. НЕРЕШЕННЫЕ ВОПРОСЫ И ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ – ПРОСЛУШИВАНИЕ ИНЫХ ПЕРЕГОВОРОВ КАК ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ

2.1. Понятие «прослушивание иных переговоров», как оперативно-розыскного мероприятия

В зависимости от своего содержания и порядка их проведения оперативно-розыскные мероприятия можно классифицировать по следующим основаниям:

в зависимости от отношения к конституционным правам граждан:

а) ограничивающие конституционные права (на тайну переписки, телеграфных сообщений, телефонных переговоров и неприкосновенность жилища) (например, обследование помещений, зданий, сооружений; контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений);

б) не ограничивающие конституционные права (иные оперативно-розыскные мероприятия);

в зависимости от скрытности:

а) оперативно-розыскные мероприятия, которые проводятся как гласно, так и негласно (например, опрос, наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования);


б) оперативно-розыскные мероприятия, которые проводятся негласно (например, контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи);

в зависимости от использования технических средств (специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности):

а) оперативно-розыскные мероприятия, при проведении которых могут использоваться указанные технические средства (напр., исследование предметов и документов, наблюдение, отождествление личности);

б) оперативно-розыскные мероприятия, при проведении которых указанные технические средства не используются (иные оперативно-розыскные мероприятия);

в зависимости от принадлежности используемых оперативно-технических сил и средств:

а) оперативно-розыскные мероприятия, проводимые органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, с использованием сил и средств органов федеральной службы безопасности, органов внутренних дел и органов по контролю за оборотом наркотиков (напр., контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, снятие информации с технических каналов связи);

б) оперативно-розыскные мероприятия, проводимые органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, с использованием собственных сил и средств (иные оперативно-розыскные мероприятия).

Прослушивание телефонных переговоров – оперативно-розыскное мероприятие, заключающееся в негласном слуховом контроле и фиксации телефонных переговоров лиц с использованием специальных технических средств, в целях обнаружения сведений о незаконной деятельности лица, выявления его преступных связей и решения иных задач оперативно-розыскной деятельности.

Указанное мероприятие затрагивает конституционное право гражданина на тайну телефонных переговоров, поэтому оно проводится на основании судебного решения либо на основании мотивированного постановления соответствующего руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, с обязательным получением судебного решения о проведении данного мероприятия в течение 48 часов.

Прослушивание телефонных переговоров с подключением к станционной аппаратуре предприятий, учреждений и организаций проводится с использованием оперативно-технических сил и средств органов федеральной службы безопасности, органов внутренних дел и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Прослушивание телефонных переговоров допускается только в отношении лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении тяжких или особо тяжких преступлений, а также лиц, которые могут располагать сведениями об указанных преступлениях.


Прослушиваться может связь как двусторонняя, так и односторонняя (общение по очереди) и многосторонняя (конференц-связь); как средство связи, принадлежащее определенному человеку (домашний, сотовый телефон), так и средство связи, установленное в определенном месте, где бывает интересуемое лицо (телефон-автомат в определенном месте, телефон в баре и т. д.). Прослушиванию подлежит разговор обоих (всех) абонентов, поскольку прослушивание только одного абонента (например, путем снятия вибраций оконного стекла, колеблющегося от разговора абонента) будет являться не прослушиванием, а наблюдением с использованием специальных технических средств.

В сфере оперативно-розыскной деятельности операторы связи обязаны:

предоставлять органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, информацию о пользователях услугами связи и об оказанных им услугах связи, а также иную информацию, необходимую для выполнения возложенных на эти органы задач;

обеспечивать реализацию требований к сетям и средствам связи для проведения оперативно-розыскных мероприятий, а также принимать меры по недопущению раскрытия организационных и тактических приемов проведения указанных мероприятий;

приостанавливать и возобновлять оказание услуг связи юридическим и физическим лицам на основании мотивированного решения в письменной форме одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность.

Результаты прослушивания отражаются в составляемых оперативным сотрудником рапорте или справке, к которым прилагаются полученные фонограммы. Фонограммы хранятся в опечатанном виде в условиях, исключающих возможность их прослушивания и тиражирования посторонними лицами.

2.2. Возможности использования прослушивания иных переговоров

Задачи контролирования (записи) переговоров, осмотра и прослушивания фонограммы следующие. Сначала преследуется цель отслеживания всей информации, которая может быть выявлена в процессе прослушивания и записи разговора определенного в постановлении судьи субъекта.

Затем в осматриваемой и прослушиваемой фонограмме отыскиваются сведения, имеющие значение для дела. После установления наличия таковых, фонограмма постановлением следователя приобщается к уголовному делу. 13.9.2.


Условия (правила) контролирования (записи) переговоров, осмотра и прослушивания фонограммы:

1) Контроль (запись) переговоров возможен по делам о тяжких и особо тяжких преступлениях или в случае, если существует реальная угроза применения в отношении потерпевшего, свидетеля, или их близких родственников, родственников, близких лиц насилия, вымогательства и других преступных действий.

2) Сведения, послужившие основанием к производству данного следственного действия, должны содержаться в доказательствах (показаниях свидетелей, потерпевших и т.д.

3) Данное следственное действие производится в отношении переговоров лиц, которые могут располагать сведениями о преступлении либо иными сведениями, имеющими значение для уголовного дела.

4) На момент производства осмотра и прослушивания фонограммы должны быть точно установлены лица, принимавшие участие в зафиксированном на ней разговоре.

5) Осмотр и прослушивание производятся в присутствии понятых, а при необходимости специалиста и лиц, телефонные и иные переговоры которых записаны.

6) Фонограмма к уголовному делу приобщается в полном объеме.

7) Срок, на который установлено осуществление контроля и записи телефонных и иных переговоров не может превышать шесть месяцев. 13.9.3.

Основания контроля и записи переговоров, а также осмотра и прослушивания фонограммы таковы. Фактическое основание принятия решения о контроле и записи переговоров заключается в наличии достаточных данных (доказательств), позволяющих полагать, что во время прослушивания и записи переговоров, конкретного лица могут быть получены сведения, имеющие значение для дела.

Юридическое основание - постановление судьи (судебное решение).

Процедура получения судебного решения о производстве контроля и записи переговоров следующая. Следователь с согласия прокурора возбуждает перед судом ходатайство о производстве контроля и записи телефонных и иных переговоров, о чем выносится постановление (приложение № 89 к ст. 476 УПК РФ). Рассмотрев указанное ходатайство, судья вправе вынести постановление о разрешении его производства (ч. ч. 1 и 4 ст. 165 УПК РФ).

Основания осмотра (прослушивания) и приобщения фонограммы к уголовному делу отличаются от оснований контроля и записи переговоров. Фактическим основанием осмотра и прослушивания фонограммы является наличие в распоряжении следователя должным образом опечатанной фонограммы и сопроводительного письма к ней, в котором указаны даты и время начала и окончания записи указанных переговоров и краткие характеристики использованных при этом технических средств.