Файл: Правовые основы организации нотариата.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 45

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тем самым обеспечивается разумный баланс частного и публичного в нотариальном производстве, который, в свою очередь, является проявлением необходимости сочетания и поиска путей оптимального соотношения публично-правового и частноправового начала в гражданском обороте.

9. Принцип активной помощи нотариуса в осуществлении прав представляет собой такое правило, согласно которому нотариус обязан оказывать физическим и юридическим лицам содействие в осуществлении их прав и защите законных интересов, разъяснять им права и обязанности, предупреждать о последствиях совершаемых нотариальных действий, с тем чтобы юридическая неосведомленность не могла быть использована им во вред. Наиболее полно данный принцип изложен в ст. 15 Основ [51, с.128].

Собственно, вся процедура нотариального производства отражает активную помощь нотариуса в осуществлении прав участников гражданского оборота, равно как и в исполнении обязанностей. В этом принципе нотариального права ярко проявляется различие институтов нотариата и адвокатуры, поскольку нотариус в отличие от адвоката работает в интересах всех участников нотариального действия, а не только одного клиента [39, с.117].

10. Принцип предупреждения правонарушений и споров представляет собой такое правило, по которому нотариус при совершении нотариальных действий должен стремиться к примирению сторон и достижению согласия сторон нотариального акта [51, с.128].

Данный принцип вытекает из предупредительно-профилактической функции нотариуса, а также его роли медиатора:

- во-первых, нотариус при подготовке нотариального акта должен путем советов и предложений о включении в договор различных факультативных условий стремиться снизить потенциальную конфликтность будущих отношений сторон;

- во-вторых, в случае неустранимых противоречий нотариус должен воздержаться от совершения нотариального действия [39, с.117].

Таким образом, принципы нотариального права - это закрепленные в нормах нотариального законодательства нормативные положения, касающиеся организации нотариата и осуществления нотариальной деятельности, отражающие особенности данной отрасли права и характеризующие содержание правореализационной деятельности нотариуса.

2.2. Система органов и уполномоченных лиц нотариата


В России в соответствии со ст. 24 Основ нотариальная палата является некоммерческой организацией, представляющей собой профессиональное объединение, основанное на обязательном членстве нотариусов, занимающихся частной практикой. Следует сразу подчеркнуть, что нотариальная палата - это особый субъект публичного права, не имеющий ничего общего ни с общественным, ни с профессиональным объединением, союзом, ассоциацией и т.д. в смысле, который вкладывает в данные понятия гражданское законодательство. Членами нотариальной палаты могут быть также лица, сдавшие квалификационный экзамен, но не являющиеся нотариусами [50, С.172].

Нотариальные палаты образуются в каждом из субъектов РФ. При этом в каждом регионе должна образовываться только одна нотариальная палата.

Согласно Определению Судебной коллегии Верховного Суда РФ от 19 апреля 1999 г. [36] Основы устанавливают единую, заранее определенную по составу, организованную по территориальному принципу систему, состоящую из нотариальных палат субъектов РФ, объединенных в Федеральную нотариальную палату. Данное построение обусловлено спецификой нотариата, призванного обеспечить защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц, необходимостью организации государством эффективного контроля за деятельностью нотариусов, совершающих нотариальные действия от имени Российской Федерации (ст. 1 Основ), публично-правовым предназначением нотариальных палат, наделенных государством отдельными управленческими и контрольными полномочиями в целях обеспечения в нотариальной деятельности гарантий прав и свобод граждан (п. 3 ст. 12, ч. 1 ст. 34 Основ). Возможность создания помимо нотариальных палат субъектов РФ других нотариальных палат Основы о нотариате не предусматривают [64,с.41].

Публично-правовое предназначение нотариальных палат проявляется прежде всего в том, что они осуществляют контроль за исполнением нотариусами, занимающимися частной практикой, своих профессиональных обязанностей, а также обращаются в суд с ходатайствами или представлениями о лишении их права нотариальной деятельности за нарушение законодательства (п. 3 ч. 5 ст. 12, ч. 2 ст. 17 и ч. 1 ст. 34 Основ). Реализация такого рода полномочий предполагает обязательность членства в нотариальной палате нотариусов, занимающихся частной практикой (ч. 4 ст. 2 и ч. 1 ст. 24 Основ) [57, с.8]. Последнее выступает в качестве установленного законодателем условия их профессиональной деятельности. С момента наделения в определенном законом порядке полномочиями по осуществлению частной нотариальной деятельности нотариус в силу закона автоматически становится членом соответствующей нотариальной палаты как профессионального объединения, на которое государство возлагает ответственность за обеспечение надлежащего качества нотариальных действий [52, с.131].


В целях представительства нотариата в международных организациях, сотрудничества с национальными, в том числе нотариальными, организациями, изучения и усовершенствования прав в области нотариальной деятельности, распространения принципов латинского нотариата, а также организации международных конгрессов в 1948 г. была создана международная неправительственная организация - Международный союз латинского нотариата, объединяющая нотариаты латинского типа, существующие в различных государствах. В 2005 году она была переименована в Международный союз нотариата (далее - МСН). Федеральная нотариальная палата Российской Федерации вступила в МСН в 1995 г. Штаб-квартира МСН располагается в Буэнос-Айресе [63,с.201].

Задача нотариальной деятельности заключается в юридическом закреплении гражданских прав и обязанностей граждан и юридических лиц в целях предупреждения в дальнейшем их возможного нарушения. Решение данной задачи возложено на две группы органов и уполномоченных лиц:

1) органами и уполномоченными лицами, наделенными правом совершать нотариальные действия, в соответствии со ст. 1 Основ законодательства РФ о нотариате [14] являются:

1.1) нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе;

1.2) нотариусы, занимающиеся частной практикой;

1.3) глава местной администрации поселения и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления поселения или глава местной администрации муниципального района и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления муниципального района (при условии отсутствия нотариуса в поселении или расположенном на межселенной территории населенном пункте);

1.4) должностные лица консульских учреждений РФ, уполномоченные на совершение нотариальных действий (только на территории других государств);

2) органами и уполномоченными лицами, совершающими действия, приравненные к нотариальным, в соответствии со ст. ст. 185.1 [11], 1127, 1128, 1153, 1159 ГК РФ [6] являются:

2.1) начальник, его заместитель по медицинской части, а при их отсутствии старший или дежурный врач госпиталя, санатория и другого военно-лечебного учреждения;

2.2) командир (начальник) воинской части, соединения, учреждения и военно-учебного заведения;

2.3) начальник места лишения свободы;

2.4) руководитель (его заместитель) учреждения социальной защиты населения;

2.5) главный врач, его заместитель по медицинской части или дежурный врач больницы, госпиталя и другого стационарного лечебного учреждения, а также начальник госпиталя, директор или главный врач дома для престарелых и инвалидов;


2.6) капитан судна, плавающего под Государственным флагом РФ;

2.7) начальник разведочной, арктической, антарктической или другой подобной экспедиции, российской антарктической станции или сезонной полевой базы;

2.8) служащий банка, иной кредитной организации, имеющий право принимать к исполнению распоряжения клиента в отношении средств на его счете [68,с.250].

Количество нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах, немногочисленно. По состоянию на 1 января 2017 г. их число составляло 12 (3 должности вакантны) нотариусов против 8 039 (111 - вакантны) нотариусов, занимающихся частной практикой. Динамика изменения статистических данных показывает, что за 5 лет количество должностей нотариусов, работающих в государственной нотариальной конторе, сократилось более чем в 3 раза. Таким образом, основная нагрузка по совершению нотариальных действий ложится на нотариусов, занимающихся частной практикой. При этом частные и государственные нотариусы обладают равными полномочиями по совершению любых видов нотариальных действий. Перечень нотариальных действий, относящихся к компетенции нотариусов, представлен в ст. 35 Основ законодательства РФ о нотариате [14].

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [13] предусматривает, что органы местного самоуправления городского, сельского поселения и муниципального района имеют право на совершение нотариальных действий, предусмотренных законодательством, в случае отсутствия в поселении нотариуса (п. 3 ч. 1 ст. 14.1; п. 12 ч. 1 ст. 15.1).

Совершение нотариальных действий отнесено указанным Законом к вопросам, не отнесенным к вопросам местного значения поселений и муниципальных районов, поэтому для указанных должностных лиц это не является обязанностью. Основная их деятельность связана с организацией местного самоуправления, и совершение нотариальных действий не является основной, а носит больше факультативный характер. Их компетенция по совершению нотариальных действий значительно уже компетенции нотариусов [49,с.109].

Граждане Российской Федерации, находящиеся за границей, вправе обратиться за совершением нотариальных действий в консульские учреждения РФ. В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 5 июля 2010 г№ 154-ФЗ «Консульский устав Российской Федерации» [12] совершение нотариальных действий относится к консульской функции, т.е. к полномочию консульских учреждений и консульских отделов дипломатических представительств РФ по защите прав и интересов Российской Федерации, граждан РФ и российских юридических лиц за пределами РФ.


Консульским должностным лицом является гражданин РФ, замещающий должность федеральной государственной гражданской службы в консульском учреждении или консульском отделе дипломатического представительства РФ и уполномоченный на выполнение консульских функций (ст. 13). К ним, в частности, относятся главы консульских учреждений: генеральные консулы, консулы, вице-консулы, консульские агенты (ст. 14). Указанные лица обязаны совершать нотариальные действия в пределах своего консульского округа. Консульское должностное лицо совершает нотариальные действия в соответствии с законодательством РФ о нотариате.

За совершение консульскими должностными лицами нотариальных действий взимаются консульские сборы, а также сборы в счет возмещения фактических расходов, связанных с совершением указанных действий (ст. 36) по ставкам, предусмотренным п. 4 Постановления Правительства РФ от 11 ноября 2010 г. № 889 «Об утверждении ставок консульских сборов, взимаемых должностными лицами за совершение консульских действий» [16].

Гражданский кодекс РФ [11] наделяет правом удостоверения некоторых сделок специально уполномоченных лиц. К ним относятся должностные лица, имеющие право удостоверять только две односторонние сделки, приравненные к нотариальным, - доверенности и завещания. А также, в определенных ст. ст. 1153, 1159 ГК РФ [6] случаях, - свидетельствовать подлинность подписи в заявлении о принятии или отказе от наследства. Предоставление такого права ограниченному кругу должностных лиц обусловлено необходимостью осуществления реализации имущественных прав граждан в тех местностях, учреждениях, где нет нотариусов или возможность обращения к нотариусу ограничена состоянием здоровья либо по иным причинам.

Следует отличать лиц, имеющих право совершать нотариальные действия, которые перечислены в ст. 1 Основ законодательства РФ о нотариате [14] (нотариусы, должностные лица органов местного самоуправления и консульских учреждений), от лиц, совершающих действия, приравненные к нотариальным, перечень которых представлен в ст. ст. 185.1, 1127, 1128, 1153, 1159 ГК РФ. Для данной категории лиц удостоверение доверенностей и завещаний является несвойственным их основной функции и они вправе, но не обязаны, совершать эти действия в интересах осуществления и защиты принадлежащих гражданам прав [45,с.279].

Таким образом, нотариат по своему строению представляет систему, что, в свою очередь, предполагает наличие определенных взаимосвязей между элементами. В случае с нотариатом эти взаимосвязи формируются на основе действующих правовых норм, которые нацелены на обеспечение наиболее эффективной работы института нотариата по решению возложенных на него задач.